ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Л.В. Пудова,
руководитель музея
истории школы №12,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Деятельность в музее истории школы №12 осуществляется по нескольким направлениям: экспозиционная (оформительская), экскурсионная, шефская, культурно-массовая, методическая, поисково-собирательская. Все направления способствуют формированию условий для воспитания чувства патриотизма и гражданственности.
1. Экскурсионная деятельность. Существует несколько экскурсионных программ по различным темам: «История лицея», «Выпускники двенадцатой дорогами войны», «Воины-интернационалисты», «Традиционные мероприятия лицея» и другие. Для того чтобы это направление было реализовано более успешно, была создана группа учащихся, желающих освоить экскурсионное дело. Юные экскурсоводы познакомились с основными правилами проведения экскурсий, этикетом поведения и общения экскурсоводов. Экскурсии проводятся для обучающихся лицея, родителей лицеистов, а также гостей школы. Эта работа способствует сохранению исторической памяти, формирует уважение к истории школы и ее традициям, способствует формированию активной гражданской позиции школьников.
2. Экспозиционная деятельность. Музей предоставляет информацию и экспозиции для различных мероприятий школьных (День Пионерии, День лицеиста) и городских (выставка, посвященная 70-летию Победы, день вывода советских войск из Афганистана). Отдельные экспонаты используются учителями на уроках и на общешкольных мероприятиях или уроки по определенным темам проводятся в музее (уроки исторического, географического и литературного краеведения). Так, атрибуты военного времени были использованы в литературно-музыкальной композиции «А завтра была война», информация о выпускнике школы, воине-интернационалисте, погибшем в Афганистане, Михаиле Сормачеве предоставлена для репортажа о Дне вывода советских войск из Афганистана. Для сборника «Директора школ города Кургана» также была представлена информация о директорах Забавкиной Л.С. (1997 – 2010 гг.) и Захарове Г.А. (1977 – 1986 гг.)
3. Шефская деятельность. Лицей помнит и чтит учителей, вышедших на заслуженный отдых, выпускников-ветеранов ВОВ, приглашает их на торжественные мероприятия, посвященные Дню Учителя, Дню пожилого человека, Дню Победы. В этом направлении музей активно сотрудничает с волонтерским отрядом школы «Волонтеры Победы», участники которого пишут ветеранам письма Победы, рисуют поздравительные открытки, дарят небольшие сувениры ветеранам и пожилым людям городского центра социальной помощи. Так, были проведены акции: Георгиевская ленточка, письмо ветерану, свеча памяти, флешмоб, посвященный Дню Победы, благоустройство мемориальной доски им. Г.П.Кравченко. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию воспитательной среды школы, развивают коммуникативные умения и навыки школьников, содействуют творческой самореализации.
4. Методическая деятельность. В музее проходят уроки мужества с приглашением ветеранов боевых действий, проводятся семинары учителей истории, семинар для заместителей по воспитательной работе «Формирование активной позиции «Я - гражданин». Одним из традиционных мероприятий лицея является «Эстафета Г.П.Кравченко», посвященная памяти этого героя ВОВ.
5. Культурно-массовая деятельность. Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее встреч с интересными людьми. В Зауралье живет не мало талантливых людей, любящих свой край, поэтому нашим школьникам доступны не только готовые произведения искусства, но и живое общение с теми, кто знает и любит нашу землю. Ребятам всегда интересно узнать, что с творчеством и наукой можно познакомиться не только на страницах учебника. Детей удивляет, что талантливые и известные люди живут с ними на одной улице, в одном городе, учились с ними с одной школе. Так, в музее состоялись встречи с известными литераторами: писателем Алексеем Захаровым, поэтом Владимиром Брозинским, Виктором Потаниным, членами Союза писателей России; актером Курганского театра драмы Александром Шарафутдиновым, редактором и издателем Леонидом Витебским и многими другими. Быть может, сегодняшний ученик благодаря этим встречам в скором времени сам начнет рисовать, писать, фотографировать и станет достойным представителем родного города.
6. Поисково-собирательская деятельность. В работе по этому направлению выделяется деятельность одного из выпускников 1991 года Чернышова Александра, автора двух книг по истории школы: «Курганская школа №12 1935 – 1941 годов: широкий шаг к всеобучу» и «Курганская средняя школа №12 1941 – 1943 годов: наш фронт - учеба». Александр встречается с выпускниками, учителями, их родными, посещает архивы Курганской и Челябинской области, собирает и обобщает информацию. Уже немало собрано для третьей книги, посвященной следующему этапу истории школы №12. Лицеисты присутствуют на презентациях книг Чернышова, с интересом слушают его рассказы, задают интересующие их вопросы. Все это прививает любовь к родной школе, способствует сохранению школьных традиций и уважению учителей.
Все направления работы школьного музея обогащают жизненный опыт детей, готовят стать лицеистов полноценными гражданами своей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.