«Школьный музей: «Музей истории школы».
Оценка 5

«Школьный музей: «Музей истории школы».

Оценка 5
docx
02.02.2021
«Школьный музей: «Музей истории школы».
проект - шк. музей.docx

МОУ СОШ № 21

 

 

 

 «Школьный музей: «Музей истории школы».

 

 

 

Выполнили:

Соловьёва Марина Олеговна

Должность: 

заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 21

 

 

 

 

 

Тверь, 2021

«Память - это тот посох, на который человек                                                                          опирается в своем жизненном пути, она                                                                          делает  его зрячим…» (В.П.Астафьев)

 «Знать, чтобы помнить,

помнить, чтобы гордиться».

  «Люди, помните прошлое, чтобы иметь будущее!»

 

Разработка Проекта - «Школьный музей: «Музей истории школы».

Авторы: заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 21 Соловьёва М. О.; руководитель музея школы учитель русского языка и  литературы МОУ СОШ № 21 Старцева М. А.

Пояснительная записка

Актуальность проекта. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Музей нашей школы открыт 8 мая 1996 г. в связи с проведением в ноябре 1995 года 60-тилетия школы. В настоящее время руководит музеем преподаватель русского языка и литературы Старцева М. А. За годы работы школы накоплен богатый материал по истории школы, собраны экспонаты по военной истории края, а так же представлены образцы по истории городского быта начала XX в (см. приложение – «учётная карточка»).

Значение проекта. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. 

Проект развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, награды ветеранов Великой Отечественной войны,  документы о героических и  трудовых буднях, культуре народа. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. Приложение № 1 – «Отчет о деятельности  Музея  истории школы2015-2016 учебный год. Выступление Старцевой М. А. на итоговом педагогическом совете (июнь, 2016 год)». Приложение № 2 – «Презентация с пед. совета».

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного обучения. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. См. приложение – Программа кружка: «МУЗЕЕВЕДЕНИЕ».

Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том,  чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю  в освещении важнейших периодов истории страны.

 Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России. Предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и недель защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и труда "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ  и т.д. 

 

Цель Проекта: 

1.                        Создание условий для развития системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, верности Отечеству, гордости за судьбу своей страны, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

2.                        Совершенствование условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся, разнообразные виды деятельности.

3.                        Создание условий для  развития и воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи Проекта:                                                                                                       

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению поликультурных и духовно-нравственных ценностей страны:                               - формирование и создание условий для осмысления учащимися патриотизма как личной и социальной ценности;                                                                                - объединение усилий учителей, учащихся и родителей для оптимальной реализации системы патриотического воспитания;                                                              - формирование позитивного отношения к Вооружённым силам Российской Федерации, готовности к защите Отечества;                                                                       - развитие и совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;                                                             - развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;                                                       - привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края,                                                   - создание условий для продолжения участия старшего поколения в духовно-нравственной воспитательной работе в уч-ся.

Этапы реализации проекта:

Аналитический. Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся (Смотреть приложение «Основное приложение к проекту»). Изучение нормативно-правовой базы, подзаконные акты. Разработка, обсуждение и утверждение на педагогическом совете программы патриотического воспитания.  Анализ материально-технических средств, педагогических условия реализации программы. Декабрь, 2015 года. Подготовительный. Январь , 2016 – июнь, 2016 года. Совершенствование материальной базы, расширение творческого сотрудничества с учреждениями, установление партнёрских отношений с ними, презентация новых форм работы с учащимися.

Проведение и анализ социологического опроса среди учащихся, учителей, родителей:

 а) нужен ли музей в нашей школе?                                                                                                            б) знаешь ли ты, что такое «школьный музей»?                                                                в) хотел ли иметь музей в школе более разнообразный и современный?                                                                 г) какой направленности должен быть музей в школе?

д) какие разделы должны быть в нашем музее?

Реализация. Август, 2016  –  ноябрь, 2020 года. Формирование комплексной системы, учитывающей возможности всех включённых в программу ресурсов. Отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия. Разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию. Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами. Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

Заключительный. Декабрь, 2020 года. Проблемно- ориентированный анализ реализации программы. Подведение итогов. Проведение коррекции затруднений в реализации программы. Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.

Выработка программы действий. Формы работы с учащимися в рамках Проекта (см. приложение – План работы школьного музея):

1.     Месячники – вахта памяти ко Дню освобождения г. Калинина: «Память, которой не будет конца» (к юбилею – 2016); месячник военно-патриотической работы: «Служу Отечеству, России!», вахта памяти ко Дню  Победы «30 дней до Победы» (к юбилею – 2020). Вахта памяти у Памятной доски, посвящённой ученикам нашей школы, погибшим при исполнении интернационального долга (см. Приложение – учётная карточка 69 0027).

2.     Декады истории и обществознания, вахта памяти ко Дню освобождения г. Калинина: «Память, которой не будет конца», вахта памяти ко Дню  Победы (см. приложение – мини боевой листок).

3.     Классные часы. Уроки Памяти. Минуты Мужества. Круглые столы.  «Уроки Победы». Тематические встречи с представителями ВУЗов в т. ч. и военными, с ветеранами ВОВ. 

4.      Работа музея МОУ СОШ № 21 «Музей истории школы». См. приложение – «участие в митинге», «фото с митинга».

5.     Кинозал Победы - научно-популярные фильмы, документальные фильмы, фильм, снятые уч-ся.

6.     Акции («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». Старт городского этапа «Я- Тверитянин» Всероссийской акции «Я – гражданин России». Молодёжно - патриотическая акция: «Мы верим в тебя, солдат!». Участие в общегородской культурно-просветительской акции: «Голос Твери в защиту планеты Земля» в рамках Международного культурного проекта «Колокол Мира в День Земли». Организация работы школьных студий творчества.

7.     Слёты. Городские молодёжные форумы.  Концерты. Творческие конкурсы – рисунков, плакатов, боевых листков, песен, стихов, очерков. Городские конкурсы «Менделеевские чтения», «Была война», «Человек и книга», «Живая классика», «Мы растим Патриотов», «Визитная  карточка юнармейского отряда». Учебно-тренировочные сборы. Смотр строя и песни (см. приложение – «фото со смотра строя и песни», «Положение о проведении I этапа смотра - конкурса строя и песни посвященному дню Защитника Отечества»).

8.     Военно-спортивные игры. Спортивная эстафета – кросс, посв. 9-у мая. "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)". ВСИ «Орлёнок».

9.     Экскурсии.

Взаимодействие МОУ СОШ № 21 с другими организациями в рамках Проекта:

МОУ № 21 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми  (учреждения дополнительного образования).   Воспитательный Совет «Юность», центр медико-психологической помощи  «ТОКНД». Работа с другими образовательными и культурными учреждениями:  ДК «Металлист», СК «Планета», СЛК «Орбита», СК «Юбилейный»,  ДТДМ, Воспитательный Совет микрорайона «Юность», подростково - молодёжный  центр, театры и музеи города, филиал библиотеки им. Герцена № 33, Совет Ветеранов Заволжского района, Дом Ребёнка г. Твери «Теремок», кинотеатр «Звезда», Детский Дом пос. Медное, техникумы и лицеи городаД/К  «Металлист».  Управление федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. ОМОН УМВД России по Тверской области «БАРС». Общество: «Дети погибших защитников Отечества». МУП «Зеленстрой». Спортивные школы. СК «Орбита». ТвГУ, географический факультет. Ботанический сад ГИМС,  Спасательная  станция. МОУ « Заволжская СОШ им. П. П. Смирнова» в пос. Заволжский Калининского района. МОУ СОШ № 2 имени Д. Карбышева. Взаимодействия с гражданскими организациями  имеют практический уровень. Ежегодно Центр занятости населения г. Твери» предлагают свою помощь в оформлении несовершеннолетних на работу.

Совет содействия музею:

1.     Савченко Г. Н. – директор МОУ СОШ № 21.

2.     Соловьёва М. О. – зам. директора по ВР МОУ СОШ № 21.

3.     Семёнова С. В.- педагог – организатор детского досуга МОУ СОШ № 21.

4.      Монахова И. Е. – педагог-психолог школы МОУ СОШ № 21.

5.     Павленко О. В. – социальный педагог МОУ СОШ № 21.

6.     Шабунова О. С. – учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 21.

7.     Члены Общешкольного родительского комитета. Ткаченко Л. Б. – мать учащегося 9в класса МОУ СОШ № 21 Ткаченко Никиты. Мацаканова Т. В. – мать уч-ся 7а Мацаканова Георгия.

8.     Члены Совета ветеранов Заволжского района. Никодимов Н. Т. – председатель  совета ветеранов Заволжского района г. Твери, полковник, детский узник фашистских лагерей. Сычёв С. Ан. – участник ВОВ, полковник, почётный гражданин г. Твери. Смирнов Б. Аф. -  полковник, ветеран ВОВ, ветеран трудового фронта, начальник высших академических курсов, почётный председатель совета ветеранов академии воздушной обороны им. Г. К. Жукова. Ларин Ал. Ив. – участник ВОВ, полковник, председатель совета ВОВ 32 Таманской мотострелковой дивизии. Балаев В. Г. – полковник, участник афганских событий, пост № 1.Латипов В. Ал. – участник афганских событий. Смирнова Ал.Евг. – член президиума совета ветеранов, председатель комиссии по идеологической работе. Бурмакина В. Ив. – заместитель председателя ветеранов Заволжского района.

9.     Домокуров Д. Е. – преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ № 21.

10.  Филиал библиотеки им. Герцена  № 32 – подбор литературы по военной и технической тематике.

11. Представители организации: «Дети погибших защитников Отечества».

12. Представители Воспитательного Совета: «Юность».

13.                 Депутат городской думы общественной организации участников Чернобыльской катастрофы Фёдоров Юрий Павлович.

14.                 Старший руководитель  школьных музеев города Твери и области Матвеев Роман Генрихович.

15.                 Корреспондент газеты «Тверская жизнь» - Смирнова Г. Ив. – для написании статей о музее.

16.                 Тренер по Русским шашкам – Харченко Юрий Алексеевич -  взятие интервью о личной биографии и достижениях воспитанников.

17.                 Попова Екатерина – выпускница МОУ СОШ № 21, факелоносец олимпийских игр 2014 года, возможность предоставления спонсорской помощи.

18.                 Хмелёва В. Дм. – директор МУП «Горзеленстрой».

19.                 Хохлова  Ел. Р. – декан факультета географии и геоэкологии ТГУ.

20.                 Наумцев Юрий Викторович – директор ботанического сада ТГУ.

21.                 Директор Д/К «Металлист».

22.                 Митряева Н. Евг. – работник библиотеки им. Герцена.

23.                      Обеспечение и проверка работы ноутбуков и компьютеров – Федулов Алексей.

24.                      Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

 

 В современном обществе молодежь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она должна стать активным участником решения задач стоящих перед государством и обществом. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, социально-экономическое и культурное развитие страны, ее конкурентоспособность. Однако среди молодежи можно видеть размывание моральных, нравственных, социальных общественных критериев, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности.
Для выявления уровня гражданского самосознания, гражданской ответственности у обучающихся нашей школы, проводилось социологическое исследование, которое выявило следующие проблемы:
Отсутствие активной жизненной позиции. Переориентация нравственных ценностей с общественно значимых на прагматические.
 Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Волонтёрская деятельность – широкий круг дел, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия. Волонтёрская деятельность осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение

Позиции (взгляды на жизнь) наших активистов:

n   «Жизненные позиции заразительны…. А ваша может кого-то увлечь?»  (Нансен)

n  Самая главная гордость и награда – наши ученики – честные, надёжные, душевные люди, ибо именно в них воплотилось жизненное кредо: «В доброту людей верую».

n  «Бойся равнодушных – они не предают и не убивают, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательства и убийства». 

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

  Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к самообразованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры:

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3.     Отсутствие (уменьшение) детей с девиантным поведением;

4.     Деятельность органов уёченического самоуправления;

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6.     Проведение мероприятий.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. Установление на фасаде учебного учреждения Памятной доски, посвящённой бывшей ученице школы № 8 (ныне МОУ СОШ № 21)-  гвардии младший лейтенант, штурман 3 эскадрилии авиаполка Свистунова Лидия Александровна (27.01.1920 – 10.04.1943). См. приложение – «Заявка» (отправлена в Управление образования  администрации г. Твери в августе 2016 г). Присвоение школе имени Лидии Свистуновой.


 

МОУ СОШ № 21 «Школьный музей: «Музей истории школы»

МОУ СОШ № 21 «Школьный музей: «Музей истории школы»

Разработка Проекта - «Школьный музей: «Музей истории школы»

Разработка Проекта - «Школьный музей: «Музей истории школы»

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий…

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий…

Целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории

Целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся, разнообразные виды деятельности

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся, разнообразные виды деятельности

Аналитический. Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся (Смотреть приложение «Основное приложение к проекту»)

Аналитический. Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся (Смотреть приложение «Основное приложение к проекту»)

Заключительный . Декабрь, 2020 года

Заключительный . Декабрь, 2020 года

Земля» в рамках Международного культурного проекта «Колокол

Земля» в рамках Международного культурного проекта «Колокол

Д/К «Металлист». Управление федеральной службы

Д/К «Металлист». Управление федеральной службы

Г. – полковник, участник афганских событий, пост № 1

Г. – полковник, участник афганских событий, пост № 1

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению

Волонтёрская деятельность осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение

Волонтёрская деятельность осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение

Количественные параметры: 1

Количественные параметры: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021