Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
СИНКВЕЙН НА УРОКАХ ФИЗИКИЦ е л ь :
создание
оптимальной среды, позволяющей участникам мастеркласса за
короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта,
оценить возможность использования представленного метода в
собственной практике.
З а д а ч и : познакомить коллег с приёмом технологии критического
мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование
синквейна в урочной и внеурочной деятельности; организовать
профессиональнопедагогическое
существу
представленного опыта; привлечь педагогов города к участию в
целенаправленном создании нового опыта профессионального
взаимодействия.
общение
по
В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация
«Синквейн на уроках физики», созданная преподавателями специально
для проводимого мастеркласса. Однако любой учительпредметник,
классный руководитель может использовать презентацию в качестве
учебного пособия при знакомстве с данным методом.
Х о д м е р о п р и я т и я
Своеобразным эпиграфом к нашей встрече мы выбрали слова поэта
Валерия Брюсова: «Если можешь, иди впереди века, если не можешь, –
иди с веком, но никогда не будь позади века».
Надо отметить, что многое в работе педагога зависит от того, как он
построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный,
начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в
одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно
при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга
людей. Мы очень активно работаем в параллели не первый год, благо
собрались вместе разные учителяпредметники: математик, физик,
филолог. Начиная с пятого класса мы часто проводим для ребят
интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр
дети выбрали для себя следующий девиз: «Ни дня без радости
открытий!» Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя
сегодня пусть маленькое, но открытие.
Впервые с понятием «синквейн» мы столкнулись в 2006 году,прочитав в методической газете «Литература. Первое сентября» об
использовании синквейна на уроках литературы.
Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма.
Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на
знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте
слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура –
2–4–6–8–2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в
дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн,
зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.
Но нас как учителейпредметников будет интересовать
дидактический синквейн – приём технологии критического мышления
через чтение и письмо.
Дидактический синквейн.
1я строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение), которое обозначает объект или
предмет, о котором пойдет речь.
2я строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия),
они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне
предмета или объекта.
3я строка – образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные свойства объекта.
4я строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение
автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5я строка – одно словорезюме, характеризующее суть предмета или
объекта.
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на
содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое
соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для
улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять
слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других
частей речи.
Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы,
русского языка, риторики, а использовать – на всех предметах и вовнеклассной работе, что мы и сделали. При подготовке к выпускному
вечеру школьники создали на уроках информатики мультимедийную
энциклопедию «От А до Э». Каждому выпускнику была посвящена
отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн,
составленный одноклассником. Многие учителя являются классными
руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, могут
«испытать» его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная
форма работы, дающая эффектный результат.
В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними
восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном
часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.
Пахыч.
Добрый, отзывчивый.
Учусь, живу, радуюсь.
Всегда помогу в беде.
Скромняга.
Чистоколов Павел, 7 «В»
Сашка.
Энергичная, жизнерадостная.
Всегда помогает, понимает, поддерживает.
Чувство локтя!
Подружка.
Караваева Ксения, 7 «А»
Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают
наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность
резюмировать чтолибо,
чувства и
представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы
сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн
о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5–7
минут, но мы сократим его до 3–4.
излагать сложные идеи,
В своей работе учителясловесника я использую этот метод развития
образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий
промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают
высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать
себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов,с другой – мы понимаем, что настоящая литература есть чтото
живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике,
таковыми всётаки не являются. Созданные образы являются
навязанными определённой технологией.
Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы.
Данный метод представляется нам удачным на уроках физики,
биологии, географии и т. д. Передаю слово учителю физики.
– Уже не первый год я использую этот приём технологии развития
критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание
синквейна является формой свободного творчества, требующей от
автора умения находить в информационном материале наиболее
существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Относительная простота построения синквейна позволяет быстро
получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии,
основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного
мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при
работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную
возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса
познания. А это в нашей работе самое главное.
В методике синквейн является быстрым,
эффективным
инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и
информации. Он учит осмысленно применять понятия и определять
своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять
строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая
свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст.
Составление этого текста требует сравнительно небольших временных
затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все
любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой
непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо
заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от
составителя реализации практически всех его личностных
способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна
позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных
образовательных подходов: информационного, деятельностного иличностно ориентированного.
Как можно использовать этот приём и, соответственно, как я его
использую в своей практике?
Вопервых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже
упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома,
в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как
индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика – наука о природе.
Законы.
Чикинов Илья, 7 «А»
Вовторых, работать над составлением синквейна можно как
самостоятельно, так и в паре, и даже в группе. Рассмотрев какойлибо
теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии
составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с
разными способностями (а, как правило, так и происходит), то более
сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует
изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме
интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и
коммуникативные.
Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.
Изотова Римма, Семенов Илья, 8 «В»
Втретьих, использовать данный приём можно как для анализа
достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия
«манометр»), так и при изучении достаточно объёмного материала.
Изучив такую сложную тему, как «Закон сохранения и превращения
энергии», я даю такое задание в качестве творческого.
Манометр.Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.
Тихонова Анна, 7 «В»
Закон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.
Изотова Римма, 8 «В»
Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.
Козлов Александр, 8 «А»
Вчетвёртых, можно придумать огромное количество способов
работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий
рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн
как подсказку. Можно, применяя все свои знания по теме, внести
коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст
с сознательно, специально сделанными ошибками. Наконец, можно
учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к
примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн
по такому понятию, как «сила».
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть.
Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему
был составлен синквейн.
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.
(Двигатель внутреннего сгорания.)Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.
(Тепловое движение.)
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики
оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы,
тем больше надежда, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый
день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.