Синтаксис предложения
с причастным оборотом
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
О каком разделе науки о языке идёт речь?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Си́нтаксис
(др.-греч. «составление», «порядок») —
раздел лингвистики, в котором изучается строение и словосочетания и предложения
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
(П. Чесноков)
Нарушены ли правила синтаксиса
в предложении:
Правила синтаксиса не нарушены.
Почему нам это предложение
кажется странным?
Сиреневые зайчики выпадают осенью.
Нарушены правила согласования слов по смыслу.
Сиреневые подснежники цветут весной.
Синтаксис должен быть осмысленным,
семантически грамотным.
Шутке – минутка
Весть о том, что в актовом зале состоятся испытания «мыслящего и говорящего электронного робота, сконструированного членами кружка «Юный техник», разнеслась по всей школе. Зал едва вместил всех желающих поглядеть на диковинную машину.
Под шумные аплодисменты сияющий староста кружка сдёрнул, будто со статуи, покрывало. Взорам всех присутствующих открылось сооружение из металла и пластмассы, напоминающее фигуру инопланетянина. Какой-то ученик, усевшийся в первом ряду, от удивления выронил только что купленную коробочку с плакатными перьями, которую держал в руке.
Теперьяподнимитетоже, - монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув глазами-лампочками.
Все замерли в удивлении. Староста кружка покраснел и, наклонившись к руководителю, сидящему за столиком, прошептал:
Мы чего-то не учли!
Да, мы забыли про синтаксис предложения!
Шутке – минутка
Теперьяподнимитетоже.
Как вы понимаете слова робота?
Составьте не менее семи предложений.
Те перья поднимите тоже.
Те перья подними, те – тоже.
Те перья под ними, те – тоже.
Теперь я под ними, те – тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я, под ними те тоже.
На лесной опушке гордо красовались
сосны запорошенные пушистым снегом.
Выполните
синтаксический разбор предложения
(Пов., невоскл., прост., двусост, распр., осложн.)
,
причастный оборот
пр.
прил.
сущ.
гл.
сущ.
нар.
Чем осложнено данное предложение?
Что такое причастный оборот?
При каком условии обособляется
причастный оборот?
Укажите, чем осложнены
данные предложения
Осень
Дождь шуршал в опавших тополевых листьях пышно усеявших сад. Голоса детей раздаваясь то близко то далеко сливались в единый хор. По периметру сада заросшего вишенником особенно много было кустов акации и сирени разных сортов. Пахло горьковатым палым листом и усталой землёй отработавшей своё.
На старом подсолнухе забытом у межи тенькала синица. Она прицепившись к его поникшей растрёпанной голове теребила пустую жухлую решётку. Стаи грачей кружась над полями готовились к отлёту на юг.
Проверьте себя
Дождь шуршал в опавших тополевых листьях, пышно усеявших сад. По периметру сада, заросшего вишенником, особенно много было кустов акации и сирени разных сортов. Пахло горьковатым палым листом и усталой землёй, отработавшей своё. На старом подсолнухе, забытом у межи, тенькала синица.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ,
ВЫРАЖЕННЫМ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ,
ВЫРАЖЕННЫМ ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Голоса детей, раздаваясь то близко, то далеко, сливались в единый хор. Она, прицепившись к его поникшей растрёпанной голове, теребила пустую жухлую решётку. Стаи грачей, кружась над полями, готовились к отлёту на юг.
Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1245
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Выполните тестовое задание (17)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почерневшее от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить хоть каплю драгоценной влаги.
125
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Во тьме (1) пронизанной редким сырым туманом (2) еле-еле виднелась дорога (3) извивающаяся среди голых холмов.
123
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однажды вечером (1) сидя дома один (2) я слушал вой осеннего ветра (3) и (4) смотрел в окно на (5) бегущие (6) мимо луны тучи.
12
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Выполните тестовое задание (17)
ЗАДАНИЕ 8
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Если в предложении есть причастие, его окончание должно быть согласовано с определяемым существительным.
Для этого следует задать от определяемого слова вопрос к причастию: например, «было много ребят, (какИХ?) приехавшИХ в лагерь».
Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
Ошибка: Французские слова и выражения, проникающих в русский язык, называют галлицизмами.
Норма: Французские слова и выражения, проникающие в русский язык, называют галлицизмами.
Найдите примеры неправильного построения
предложения с причастным оборотом
Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.
В списке отличников, помещённых на стенде, моей фамилии не было.
На рисунке изображены три девочки, играющие в мяч.
По утрам хорошо слышен звон трамвая, доносящегося издалека.
Высоко в небе плыла полная луна, освещавшая нам путь.
ЗАДАНИЕ 8
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота.
Ошибка: Мы поливали растущие цветы на клумбе.
Норма: Мы поливали растущие на клумбе цветы.
Норма: Мы поливали цветы, растущие на клумбе.
Найдите примеры неправильного построения
предложения с причастным оборотом
Растущие незабудки у крыльца привлекли моё внимание.
Доносящиеся крики ребят со двора отвлекали меня от дела.
Прибывший состав на вторую платформу, отправится через пять минут.
Снег, сверкающий на солнце, осыпался с вершин деревьев.
Расположенный островок посередине озера манил к себе ребятню.
Инструктор объяснил правила пересечения регулируемого перекрёстка сигналами светофора.
ЗАДАНИЕ 8
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Определяемое слово не может стоять далеко от причастного оборота
(т.е. причастный оборот не может стоять после слова,
которое не является определяемым).
Ошибка: Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы.
Норма: Эти люди, отдавшие жизнь во имя свободы, сделали очень много для своей страны.
Найдите примеры неправильного построения
предложения с причастным оборотом
Свитер быстро согрел его, с любовью связанный бабушкой.
Задание не вызвало особых затруднений, выполненное самостоятельно.
Оладьи были необыкновенно вкусны, приготовленные мамой.
Скрытая теплота патриотизма обусловила победу русских, разгоравшаяся в душе каждого воина.
Путники вышли на поляну, освещённую солнцем.
Падающие с веток листья устилали землю.
ЗАДАНИЕ 8
Найдите примеры неправильного построения
предложения с причастным оборотом
Увлечённая девочка чтением книги привлекла внимание художника.
Мы пригласили на праздник людей, интересующимся нашим проектом.
Изображенный лес на картине не отвлекает зрителя от Алёнушки.
Неожиданно началась метель, заставившая нас искать укрытие.
Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду.
Высокие сосны, качавшие верхушками, шумели тревожно.
Доносящиеся крики ребят со двора отвлекали меня от дела.
Хочется поздравить ребят, победивших на олимпиаде по литературе.
Спешим поздравить победивших ребят на олимпиаде по физике.
После изгнания врага за пределы нашей Родины люди восстановили разрушенные города войной.
Арсений остановился у сирени, задержавший дыхание от восторга.
Роте было поручено уничтожить спрятавшихся фашистов в окопах.
Холмы, исчезающих в лиловой дали, сливаются в возвышенность,.
Вернувшийся отряд в лагерь привел с собой пленных французов.
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
8 | 6 | 9 | 5 | 3 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени числительного | В 60-е годы группа выпускников Академии художеств во главе с И.Н.Крамским объединилась в Артель художников. |
Ответ 9 | А | Б | В | Г | Д |
9 | 3 | 5 | 4 | 6 |
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
A) неправильное построение предложения с косвенной речьюБ) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомB) неправильное построение предложения с причастным оборотомГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Резко повернув налево, автомобиль чуть не перевернулся, и сидевший водитель за рулем не справился с управлением. |
Ответ 9 | А | Б | В | Г | Д |
8 | 4 | 1 | 2 | 6 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.