Сочинительная связь реализуется:
между однородными членами предложения: поём и танцуем; зелёный и синий;
между частями сложносочинённого предложения/ССП/ : Наступило лето, и расцвели пионы.
Подчинительная связь характерна для:
словосочетания: цветы для мамы, шоколадный торт;
сложноподчинённого предложения/СПП/ : Когда наступило лето, расцвели пионы. Хоккеисты много тренировались, чтобы на соревнованиях команда заняла первое место.
Запишите сложные предложения, укажите сочинительную и подчинительную связь между частями.1. Прошла зима и в конце апреля пара острокрылых птич..к пр..летела и стала носит?ся вокруг старого гнёздышка.2. Леса задумч..во в..пыхивают золотом и изумрудно играют озими на легких осенних морозцах.3. Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей1 жизни.4. Ничьего не прошу сож..ленья да и некому будет жалеть.5. Непр…рывно тр..щали кузнечики а вдали где(то) лениво посвистывали2 соловьи.6. Висячие ветки берез едва шевелят?ся а могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.7. Время шло медленнее чем капала в боч?ку дождевая вода с крыши.8. На ярмарку собралось много мастеров из русских городов но были так(же) гости из соседних государств.9. Хозяйка хлопоч…щая у печи не слышала как позади чуть скрипнула дверь.10. Летом в лесах средней полосы снегирей не увидиш? потому что гнездят?ся они в лесах северных.
Выпишите из текста примеры синтаксической связи:1) сочинительная связь, 2) подчинительная связь. Образец: смотрю и думаю – сочин., часто смотрю – подчин.
Хлеб - имя существительное
Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!
Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!
Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.
Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова)
Домашнее задание
Запишите предложения в такой последовательности:1) сочинительная связь(ССП), 2) подчинительная связь (СПП). Расставьте знаки препинания.
Солнце закатилось и ночь последовала за днем без пр…межутка.
Я уверен что Шиллер на другой день был в сильной лихорадке.
Уже давно село солнце но ещё лес (не)успел стихнуть.
Я решительно (не)понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор.
Проехав п..тнадцатую версту Чичиков вспомнил что здесь по словам Манилова должна быть его деревня но шестнадцатая верста пр…летела мимо а деревни всё (не)было.
Он уш..л а я пообедал и пр...корнул в кресле.
А ландыши р..стут на круче где п..п..ротники дремучи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.