Материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации множество. Данный материал использую как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Предназначен он для девятиклассников, так как в основном содержит изучаемые в 9-м классе сведения о синтаксисе сложного предложения. Материал состоит из 54 предложений.
Экспериментируйте: поэтапное обращение к определенным предложениям по мере изучения отдельных тем, и индивидуальные тренировочные и контрольные задания, и комплексный анализ предложений в ходе повторения изученного.Упражнения по синтаксису
нестандартно для ОГЭ по русскому языку.doc
Подготовка к ГИА,
Или ВСЁ по девять
Материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации множество. Данный
материал использую как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Предназначен он
для девятиклассников, так как в основном содержит изучаемые в 9м классе сведения о
синтаксисе сложного предложения. Материал состоит из 54 предложений:
9 простых предложений (ПП),
9 сложносочиненных предложений (ССП),
9 сложноподчиненных предложений (СПП),
9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2),
9 сложных бессоюзных предложений (БСП),
9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи (СП).
Экспериментируйте: поэтапное обращение к определенным предложениям по мере
изучения отдельных тем, и индивидуальные тренировочные и контрольные задания, и
комплексный анализ предложений в ходе повторения изученного.
Примечание 1. Все предложения размножены для каждого учащегося.
Примечание 2. Знаки препинания в них опущены.
1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны неудач и
неясностей.
2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами не совсем
для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть мужество страдание и
наконец чувство Родины.
3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали сквозь тонкую
мглу заросли золотых берез.
4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою листья осин где
по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна хрупкие лишаи и вянущую
гвоздику.
5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была чуть тронута
легкой свинцовой изморозью.
6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный край полный
безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного гула сосен и воздуха
пахнущего смолой и болотными мхами. 7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших деревянные ложки и
блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.
8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света как бронзовый
слиток.
9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро.
10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над мелколесьем
испуганные птицы.
11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую
коробку с акварелью.
12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие деревья и
цветных карандашей очень мне охота рисовать.
13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели трещали
кузнечики.
14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась крупная и ленивая
рыба.
15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала леску о корягу
и обрывала ее вместе с поплавком.
16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями глаза как
смотрят на нестерпимое солнце.
18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку к
его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам когда было слышно как потрескивает
в керосиновой лампе огонь.
19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту
незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю.
20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь дрожали в
воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и отражались на чешуе рыб спавших на
отмелях в Старице и Прорве.
21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сада было
трудно ходить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу.
22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то что дрожало
гдето на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих
лесов умирающих величаво и просто.
23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он выпустит. 24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский крючок и
выследил места где мы прикармливали рыбу.
25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и первая
молния хлестнула в далекие стога.
26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой яркий
бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба.
27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?
28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой
можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу.
29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой травой стояла
одинокая изба.
30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью голову.
31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и
лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем то снился
пронзительный разбойничий свист это из лодки распоротой корягой стремительно выходил
воздух.
32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи представлять себе это
полесье темные дороги быструю и холодную реку где на берегу крепко спят перевозчики и
только дотлевают в тумане угли костра.
33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека за руку водил
его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать землю питательной и жирной
чтобы на ней разрослись нежные и пахучие цветы которым мы давно уже перестали
удивляться.
34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности заниматься любимым
делом постоянно к нему готовится.
35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют карты.
36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и отведена хорошему
нужному труду все же плоха без семейной радости.
37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели насквозь
порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар.
38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с палубы было
лет шесть.
39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук журчание речной
воды около колес парохода. 40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы зардевшихся от
смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени дрожат капельки росы.
41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега
точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу к завершению книги
подобно тому как река несет свою воду к широкому устью.
42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный зритель на
такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении.
43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только в каждом
венчике блестела капля воды но все великое множество трав и кустов издавало резкий и
освежительный запах.
44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка
Маша любительница растений и я решил набрать ей в подарок букет из всяких хороших
цветов.
45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими,
немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет зеленоватая
заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что на небе хорошо
видны горные вершины облаков.
46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду я заставал
мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям.
47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной утренней заре
заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в
двадцати километрах от жилья.
48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только характерный
звук который называется “шмыганье носом” выдавал их присутствие.
49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили хворост резали
лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в отсутствие взрослых за
маленькими детьми.
50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу и мы
терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких
терпким воздухом столетней сосны.
51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень пересохли леса.
52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером вышли в
горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые золотоволосые.
53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала
заботиться о нас как о родных детях. 54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им было хорошо
должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений К.Паустовского)
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
I. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка: их ровно 125!)
II. Расставьте знаки препинания.
III. Укажите номера предложений в соответствии с их видами. (Для экономии времени
привожу коллегам эти номера.)
ПП ССП СПП СПП2 БСП СП
6
9
11
15
27
29
38
49
52
1
2
3
7
10
25
39
50
53
4
5
17
20
23
34
41
46
47
18
19
22
32
33
36
40
42
45
8
13
14
16
30
35
37
51
54
12
21
24
26
28
31
43
44
48
Примечание. Данное задание можно сделать более увлекательным, предложив
девятиклассникам заполнить шесть “волшебных” квадратов, о которых я неоднократно
писал в “Русском языке”. Приведем пример одного из таких квадратов.
Задание. Впишите в клетки квадрата номера простых предложений.
Квадратэталон
6
15
38
9
27
49
11
29
52
IV. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения, укажите типы
придаточных, союзы или союзные слова. V. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП, БСП…).
VI. Постройте схемы СПП2.
VII. Укажите номера предложений, в которых есть:
• обособленные обстоятельства (предложения 9, 10, 17, 32, 48);
• сравнительные обороты (предложения 2, 8, 21, 28, 53);
• обособленные определения (предложения 6, 7, 20, 22, 29, 31, 34, 38, 46, 47, 52);
• обособленное приложение (предложение 44);
• обобщающее слово при однородных членах (предложение 2);
• вводные слова и вводные предложения (предложения 2, 33, 35, 38, 54).
VIII. Укажите количество грамматических основ в каждом СП (12 – 3, 21 – 3, 24 – 3, 26 –
3, 28 – 3, 31 – 5, 43 – 4, 44 – 3, 48 – 3).
IX. В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип (в предложениях
18, 19, 22, 31, 33, 36, 40, 45 – безличные, в предложении 42 – неопределенноличное).
Заключение
Варианты заданий можно еще много разнообразить; думается, коллеги без труда подберут
упражнения в соответствии с уровнем подготовки ребят своего класса, придумают еще не
одно задание, чтобы наиболее полно и глубоко подготовить наших любимых детей к
ответственному этапу их жизни – Государственной итоговой аттестации. Русский язык
заслуживает того, чтобы знать его если не блестяще, то, по крайней мере, хорошо. Желаю
успеха всем нам!
ВСЁ по девять
Материал состоит из 54 предложений:
9 простых предложений (ПП),
9 сложносочиненных предложений (ССП),
9 сложноподчиненных предложений (СПП),
9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2), 9 сложных бессоюзных предложений (БСП),
9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи
(СП).
Знаки препинания в них опущены!
1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны
неудач и неясностей.
2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами
не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть
мужество страдание и наконец чувство Родины.
3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали
сквозь тонкую мглу заросли золотых берез.
4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою
листья осин где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна
хрупкие лишаи и вянущую гвоздику.
5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была
чуть тронута легкой свинцовой изморозью.
6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный
край полный безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного
гула сосен и воздуха пахнущего смолой и болотными мхами.
7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших
деревянные ложки и блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал
этих имен и краснел.
8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света
как бронзовый слиток.
9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро.
10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над
мелколесьем испуганные птицы.
11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил
маленькую коробку с акварелью.
12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие
деревья и цветных карандашей очень мне охота рисовать. 13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели
трещали кузнечики.
14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась
крупная и ленивая рыба.
15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала
леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком.
16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями
глаза как смотрят на нестерпимое солнце.
18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к
пустынному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам
когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь.
19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы
поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и
начинает падать на землю.
20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный
путь дрожали в воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и
отражались на чешуе рыб спавших на отмелях в Старице и Прорве.
21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по
дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по
глубокому снегу.
22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то
что дрожало гдето на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле
изобразить великолепие этих лесов умирающих величаво и просто.
23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он
выпустит.
24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский
крючок и выследил места где мы прикармливали рыбу.
25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и
первая молния хлестнула в далекие стога.
26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой
яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба. 27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?
28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой
можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу.
29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой
травой стояла одинокая изба.
30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью
голову.
31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой
по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным
бульканьем то снился пронзительный разбойничий свист это из лодки
распоротой корягой стремительно выходил воздух.
32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи
представлять себе это полесье темные дороги быструю и холодную реку где
на берегу крепко спят перевозчики и только дотлевают в тумане угли костра.
33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека
за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать
землю питательной и жирной чтобы на ней разрослись нежные и пахучие
цветы которым мы давно уже перестали удивляться.
34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности
заниматься любимым делом постоянно к нему готовится.
35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют
карты.
36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и
отведена хорошему нужному труду все же плоха без семейной радости.
37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели
насквозь порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар.
38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с
палубы было лет шесть.
39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук
журчание речной воды около колес парохода. 40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы
зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени
дрожат капельки росы.
41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя
входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному
выводу к завершению книги подобно тому как река несет свою воду к
широкому устью.
42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный
зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном
недоумении.
43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только
в каждом венчике блестела капля воды но все великое множество трав и
кустов издавало резкий и освежительный запах.
44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе
городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в
подарок букет из всяких хороших цветов.
45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими
русскими, немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь
напролет зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи
так светло что на небе хорошо видны горные вершины облаков.
46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду
я заставал мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой
удивительным занятиям.
47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной
утренней заре заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на
берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья.
48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только
характерный звук который называется “шмыганье носом” выдавал их
присутствие.
49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили
хворост резали лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в
отсутствие взрослых за маленькими детьми.
50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на
каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней
сосны.
51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень
пересохли леса.
52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером
вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые
золотоволосые.
53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась
захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях.
54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им
было хорошо должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений
К.Паустовского)
Задания для работы
1. Впишите в клетки квадрата номера
простых предложений(ПП)
сложносочиненных предложений (ССП), сложноподчиненных предложений (СПП),
СПП с двумя и более придаточными (СПП2),
сложных бессоюзных предложений (БСП), сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной)
связи (СП).
2. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка:
их ровно 125!)
3. Расставьте знаки препинания.
4. Укажите номера предложений в соответствии с их видами.
5. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения,
укажите типы придаточных, союзы или союзные слова.
6. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП,
БСП…).
7. Постройте схемы СПП2.
8. Укажите номера предложений, в которых есть:
• обособленные обстоятельства • сравнительные обороты
• обособленные определения
• обособленное приложение
• обобщающее слово при однородных членах
• вводные слова и вводные предложения
9. Укажите количество грамматических основ в каждом СП
10.В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
СИНТАКСИС: ПП, ССП,СПП.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.