СИПР 3 класс (2 вариант)

СИПР 3 класс (2 вариант)

docx
12.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

СИПР 3 КЛАСС (2 вариант).docx

                          Государственное казенное общеобразовательное учреждение

   «Специальная (коррекционная)

 общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

Утверждено:

Педагогическим советом

ГКОУ  «Специальная (коррекционная)

 общеобразовательная

 школа-интернат »

(Протокол  № _____от ____________ 2019г.)

Директор школы-интерната

                                  _________

 

 

 

Специальная индивидуальная

 программа развития

обучающейся 3 класса

 

 

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________

«__»_________ 2019.

 

 

 

 

 

Программа разработана:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

 

 

Ф.И.О.

Дата рождения:

Домашний адрес:

Сведения о родителях:

Мать :

Отец :

 

Выписка из анамниза. Ребенок от 2-ой беременности и 2-ых родов в срок с весом 4300 дл.50см

Диагноз : Синдром Ретта. Эпилепсия  парциальная. F 02.8

Больна с 1 года когда появились приступы в виде заведения глаз вверх, кивков, затем появились атонические приступы. Перестала ходить , говорить.

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

В период взаимодействия с ребенком эмоциональные и невербальные реакции носят положительный характер.

 

Во время наблюдений на первый план выступает глубокая умственная отсталость, то есть ограниченные интеллектуальные, речевые и адаптивные способности.

 

Общение возможно с помощью невербальных и сенсорных средств.

 

Наблюдается мышечная гипотония и дистония мышц, движение рук стереотипны в виде «сжимания рук».

 

Ребенок может стоять на ногах непродолжительное время с помощью взрослого, но мышечное утомление наступает быстро.

 

Навыки самообслуживания отсутствуют. Ведущая роль во взаимодействии с ребенком принадлежит взрослому.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности.

 СИПР составлена на основе Адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра и со сложными дефектами (ВАРИАНТ 2) ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" Программа разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.  

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

 

Раздел специальной  индивидуальной образовательной программы

 

Количество занятий

1

Игротерапия

2

2

Сказкотерапия

1

3

Сенсорное развитие

2

4

Предметно-практические действия

1

5

Альтернативная коммуникация

2

 

Итого по программе

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание программы по курсу «Игротерапия»

 

Цель обучения: помочь обучающимся выразить свои переживания наиболее приемлемым для них способом – через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи программы:

         развитие и коррекция предметной и игровой деятельности;

          развитие и коррекция речи и психических процессов;

          развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер.

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости обусловлена тем, что игровая деятельность (предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно - конструктивные и сюжетно - ролевые игры) является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

Наиболее сложна сюжетно – ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно – мотивационного, содержательно – операционного, результативного.

Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.

Календарно – тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию «Игротерапия» (69ч)

 

п/п

 

тема урока

Кол-во

часов

Коррекционная направленность

дата

план

факт

I.

 

 

 

 

 

1

 Лото «Времена года». Уточнение примет осени, весна.

1

воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

03.09

 

 

2

 Сорока-белобока

1

воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

10.09

 

3

«Сложи узор». Чередование плоскостных геометрических фигур

1

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

17.09

 

4

Конструирование из счетных палочек.

1

Развитие мышления, памяти , воображения.

24.09

 

5

Лото «Времена года».

Уточнение примет зимы.

1

воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

01.10

 

6

Конструирование из счетных палочек разных фигур (по образцу).

1

Развитие мышления, памяти

08.10

 

7

«Пирамидки»

1

Развитие мелкой моторики, мышления, самостоятельности

15.10

 

8

«Сложи картинку». Упражнять в составлении целого предмета из его частей.

1

Развитие мелкой моторики, мышления.

22.10

 

II.

 

 

 

 

 

9

"Мой веселый звонкий мяч". Игра с предметами.

1

Развитие мелкой моторики и координация в пространстве.

05.11

 

10

«Куда плывут рыбки?» (право, влево, сверху, снизу).

1

  Развитие координации в пространстве

12.11

 

11

«Летят самолеты»

1

Воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

19.11

 

12

«Разложи в ряд». Уточнение цвета, формы, размера.

2

Развитие мелкой моторики, мышления, самостоятельности

26.11

03.12

 

13

Игры с предметами и без предметов: «На праздник!», «Возьми флажок!», «Поезд»,

1

Развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, воображения.

10.12

 

14

«Вымой кукле руки» (закрепление навыков личной гигиены)

1

Развитие мышления, ориентирование, память.

17.12

 

15

«Уложи куклу спать»

1

Развитие мышления, ориентирование, память.

24.12

 

III.

 

 

 

 

 

16

Разноцветные кубики

1

Развитие мелкой моторики, мышления, самостоятельности

14.01

 

17

«Сложи узор» Чередование объемных геометрических фигур

 

 

1

Развитие мышления, памяти , воображения.

21.01

 

 

 

 

18

 

 

 

«Вымоем кукле волосы»

(закрепление навыков личной гигиены)

 

 

1

 

 

Развитие мышления, ориентирование, память.

 

28.01

 

 

 

 

 

19

Кошки-мышки

1

Воспринимать игру и выражать свое отношение к игре мимикой и жестами

04.02

 

20

«Мой веселый звонкий мяч». Игра с предметами.

1

Развитие мелкой моторики и координация в пространстве

 

11.02

 

21

Игра-импровизация «Курочка и цыплята»

1

Развитие координации в пространстве

18.02

 

22

Игры и упражнения с песком «Следы на песке ладошек и игрушек.

1

Развитие мелкой моторики, координации движений.

25.02

 

23

Игры и упражнения с бумагой (шарики из бумаги).

1

Развитие мелкой моторики, координации движений.

03.03

 

24

Игра «Коза-рогатая»

1

Развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, воображения.

10.03

 

25

Игра «Забор из кирпичиков»

1

Развитие тонкой моторики, мышления.

17.03

 

IV.

 

 

 

 

 

26

Музыкально-ритмические игры «Кошка умывается»

1

воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

31.03

 

27

Музыкально-ритмическая игра «Хлопаем в ладошки»

1

Развивать чувство ритма, воспринимать игру и выражать свое отношение к игре;

07.04

 

28

Игра с бытовыми предметами «Спрячь чашки и ложки»

2

Развивать чувство ритма, воспринимать игру и выражать свое отношение к игре

14.04

21.04

 

29

Конструирование из геометрических фигур «Собери домик»

2

Развитие мышления, памяти

28.04

12.05

 

30

Игры с водой (наливание в чашку, переливание, водяной массаж)

2

Развитие мелкой моторики, координации движений, внимания

19.05

26.05

 

 

 

Ожидаемые предметные результаты по предмету

«Игротерапия»

         Проявление собственной игровой, коммуникативной активности ребенка.

         Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

         Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе игровой деятельности.

         Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.

 

Литературные материалы по предмету: «Игротерапия»

         Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка .

 Вопросы психологии. 1966.  № 6

         Моргунова Т. Игротерапия. Сайт института психологического консультирования «Новый век» http://www.institutnv.ru.

         Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В.,

Наглядность и дидактические пособия:

 

         Кукла

         Лото (времена года)

         Муляжи овощей

         Набор геометрических фигур

         Счетные палочки

 

                   По курсу «Сказкотерапия»

Цели обучения:

         снижения уровня агрессивности у детей

         устранения состояния тревожности и страхов

         развития эмоциональнойсаморегуляции

         установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

         развитие речи детей и их познавательной деятельности

         выявление и формирование творческих способностей

         снижение уровня агрессивности и тревожности

         развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков

         развитие способности преодолевать трудности и страхи

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др.

Календарно – тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию «Сказкотерапия» (35 ч.)

 

п/п

 

тема урока

Кол-во

часов

Коррекционная направленность

дата

план

факт

1

 Вводное занятие. Мир сказок

1

Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных  связей.

05.09

 

2

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

2

Развитие  произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле.

12.09

19.09

 

3

Русская народная сказка «Колобок».

2

Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и показывать их.

26.09

03.10

 

4

Русская народная сказка «Репка».

2

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений.

10.10

17.10

 

5

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

1

Развитие познавательных процессов

24.10

 

II.

 

 

 

 

 

6

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

1

Развитие познавательных процессов

07.11

 

7

Русская народная сказка «Рукавичка».

2

Развитие произвольного внимания

14.11

21.11

 

8

Русская народная сказка «Коза – дереза».

2

Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать.

28.11

05.12

 

9

К.Д Ушинский «Мышки».

2

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений.

12.12

19.12

 

 

10

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

1

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

26.12

 

III.

 

 

 

 

 

11

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

1

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

09.01

 

12

М. Скребцова.

«Доброе облако».

 

2

Развитие познавательных процессов: произвольного внимания,

мышления.

16.01

23.01

 

13

М Скребцова.

«Чудесный подарок».

 

2

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений

30.01

06.02

 

14

М Скребцова.

«Добрый ребенок».

 

2

Развитие воображения и фантазии.

13.02

20.02

 

15

М Скребцова. «Кто вырастил ягодку».

2

 

Развитие памяти, мышления

 

 

 

 

 

 

27.02

05.03

 

16

Русская народная сказка «Теремок».

 

2

Выделение  предметов в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

12.03

19.03

 

IV.

 

 

 

 

 

17

К. Чуковский. «Путаница».

2

Развитие произвольного внимания

02.04

09.04

 

18

К.Чуковский. «Айболит».

2

Развитие способности к запоминанию, установлению причинно - следственных  связей.

16.04

23.04

 

19

К. Чуковский «Телефон».

 

2

Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений

07.05

14.05

 

20

К.Чуковский. «Муха – цокотуха».

2

Выделение  предметов в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

21.05

28.05

 

 

Ожидаемые предметные результаты по предмету

«Сказкотерапия»

 

         уменьшение времени на психологическую адаптацию

         возникновения позитивного изменения поведения

         развитие самосознания

         формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром.

         Литературные материалы по предмету: «Сказкотерапия»

         1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 
3. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

п/п

Тема урока курса

Количество часов

Дата

Факт

I.

 

 

 

 

1

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя

1

03.09

 

2

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя

1

10.09

 

3

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя

1

17.09

 

4

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения

 

1

24.09

 

5

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения

1

01.10

 

6

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения

1

08.10

 

 

7

 Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения

1

15.10

 

8

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

1

22.10

 

II.

 

 

 

 

9

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

1

05.11

 

10

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

1

12.11

 

11

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

1

19.11

 

12

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

1

26.11

 

13

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

1

03.12

 

14

Выполнение движений плечами

1

10.12

 

15

Выполнение движений плечами

1

17.12

 

16

Выполнение движений плечами

1

24.12

 

III.

 

 

 

 

17

Опора на предплечья, на кисти рук

1

14.01

 

18

Опора на предплечья, на кисти рук

1

21.01

 

19

Опора на предплечья, на кисти рук

1

28.01

 

20

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

1

04.02

 

 

21

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

1

11.02

 

22

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

1

18.02

 

23

 Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой)

1

25.02

 

24

Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой)

1

03.03

 

25

 Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой)

1

10.03

 

26

Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

1

17.03

 

IV.

 

 

 

 

27

 Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

1

31.03

 

28

Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

1

07.04

 

29

Ударение по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега)

1

14.04

 

30

Ударение по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега)

1

21.04

 

31

Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево))

1

28.04

 

32

Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево))

1

12.05

 

33

Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево))

1

19.05

 

34

Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево

1

26.05

 

 

 

 

 

По курсу «Сенсорное развитие»

Цели обучения: изучить и апробировать методику сенсорного развития детей.

Задачи обучения:

         Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

         Определить уровни развития сенсорного развития детей.

         Провести экспериментальную работу и выявить условия сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Календарно – тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию «Сенсорное развитие» (35 ч.)

 

п/п

 

тема урока

Кол-во

часов

Коррекционная направленность

дата

план

факт

I.

 

 

 

 

 

1

 «Зрительная гимнастика»

1

Развитие и коррекция зрительного восприятия и коррекция слухового восприятия

05.09

 

2

«Наложенные картинки»

1

развитие пространственных представлений, мышления

12.09

 

3

«Спрячь медвежонка»

1

развитие пространственных представлений, мышления

19.09

 

4

«Постучим, погремим!»

1

развитие зрительного и слухового внимания;

26.09

 

5

«Открывай! – закрывай!»

1

развитие зрительного и слухового внимания

03.10

 

6

«Разноцветные льдинки» 

1

Развитие цветовосприятия

10.10

 

7

«Пересыпаем крупу»

1

Развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков

17.10

 

8

«Покормим птичек»

1

Развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков

24.10

 

II.

 

 

 

 

 

9

«Окраска воды»

1

Развитие цветовосприятия

07.11

 

10

Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»

 

1

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

 

14.11

 

11

«Послушай звуки», «Игры с ритмами»

1

Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы.

21.11

 

12

Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

1

Развитие слухового восприятия, внимания

28.11

 

13

«Закрой окна в домиках»

1

развитие зрительного и слухового внимания

05.12

 

14

Волшебная вода

1

Развитие цветовосприятия

12.12

 

15

«По кочкам»

1

Развитие и коррекция зрительного восприятия и коррекция слухового восприятия

19.12

 

16

«Прогулка по волшебному лесу»

1

Развитие и коррекция зрительного восприятия и коррекция слухового восприятия

26.12

 

III.

 

 

 

 

 

17

"Перекатываем мяч"

1

Развитие мелкой моторики и координация в пространстве.

09.01

 

18

«Самолетики»

1

Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления

16.01

 

19

«В стране фигурок «Человечков»»

 

1

Развивающие, игровые. Здоровье сберегающие

23.01

 

20

Кто, Где, Живет?

1

Развивающие, игровые. Здоровье сберегающие

30.01

 

21

«Разноцветные окошки»

1

Развивающие, игровые. Здоровье сберегающие

06.02

 

22

«Построим гараж»

1

Развивающие, игровые Здоровье сберегающие

13.02

 

23

«Накормим зайку»

1

Развитие мелкой моторики.

20.02

 

24

«Построим домики для фигур»

1

Развитие мелкой моторики.

27.02

 

 

25

 

«Составление картинок»

1

 

Развивающие, игровые Здоровье сберегающие

05.03

 

 

26

 

«Закрой окна в домиках»

1

Развитие зрительного и слухового внимания

 

12.03

 

 

27

«Три воздушных шарика»

1

Развивающие, игровые Здоровье сберегающие

19.03

 

IV.

 

 

 

 

 

28

Игра с мячом

1

Развитие и коррекция зрительного восприятия и коррекция слухового восприятия

 

02.04

 

29

Аппликация «Радуга»

1

Развивающие, игровые Здоровье сберегающие

09.04

 

30

«Волшебная вода»

1

Развивающие, игровые Здоровье сберегающие

16.04

 

31

Путешествие к морю

1

Развитие и коррекция кинестетического восприятия

23.04

 

32

Игра с мячом

1

Развитие и коррекция зрительного восприятия и коррекция слухового восприятия

 

07.05

 

33

Рисование «Узор»

1

Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

 

14.05

 

34

Упражнения на привлечение внимания к слуховым раздражителям.

2

Развитие слухового восприятия, внимания.

21.05

28.05

 

 

Ожидаемые предметные результаты по предмету

«Сенсорное развитие»

         Фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка,кольцо;

          Выполнять по подражанию простейшие манипуляции и действия с предметами;

          Сравнивать и раскладывать предметы двух контрастных цветов;

          Группировать игрушки по величине;

          Рассматривать себя в зеркале. Находить и называть части тела;

           Самостоятельно воспроизводить звуки со звучащими игрушками;

       Установление доброжелательных отношений между сверстниками и педагогами.

 Литературные материалы по предмету: «Сенсорное развитие»

Дошкольное воспитание, 2, 2005г.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка, Венгер Л. А., М.: Просвещение, 1988
3. Развивающие тренажеры, Полозова Е. В.
4. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Левченко И.Ю., Приходько О.Г., М.: Издательский центр «Академия», 2001

Наглядность и дидактические пособия:

 

1.Вкладыши сказок

2.Разновидности мячей разной формы и цвета

3.Корзинка

4.Мягкие игрушки

5. Вата

 

По  коррекционно-развивающему курсу «Предметно- практические действия»

 

 

Цель обучения:     является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

 

Основные задачи:

-выработать у детей трудовые навыки;

-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;

 -развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

-способствовать развитию речи;

-развивать творческие способности.

Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

 

Календарно – тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию «Предметно – практические действия» (34 ч.)

п/п

Тема урока курса

Количество часов

Коррекционная направленность

План

Факт

I.

 

 

 

 

 

1.

Повтори за мной

4

Развитие зрительного восприятия и слухового внимания

03.09

05.09

10.09

12.09

 

 

2.

Игры с шариками и шарами.

4

Развитие зрительного восприятия

17.09

19.09

24.09

26.09

 

3.

Бусы для куклы.

4

Развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации

01.10

03.10

08.10

10.10

 

4.

Действия с материалами разных поверхностей

4

Развитие мелкой моторики

15.10

17.10

22.10

24.10

 

II.

 

 

 

 

 

5.

Упражнения с бумагой.

5

Развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации

05.11

07.11

12.11

14.11

19.11

 

6.

Работа с природным материалом.

5

Развитие мелкой моторики, мышления.

Развитие зрительного воспиятия и слухового внимания

21.11

26.11

28.11

03.12

05.12

 

7.

Моя любимая игрушка

5

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие мелкой моторики

10.12

12.12

17.12

19.12

24.12

 

 

III.

 

 

 

 

 

8.

Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой.

4

развитие зрительного и слухового внимания;

 развитие мелкой моторики.

   09.01

14.01

16.01

21.01

 

 

9.

Восприятие и предметная деятельность с звучащей игрушкой

4

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие мелкой моторики

 23.01

28.01

30.01

04.02

 

10.

 

Ориентировка на своем лице и на лице куклы.

3

развитие пространственных представлений;

Развитие мелкой моторики.

06.02

11.02

13.02

 

11.

 

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

4

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

 

развитие пространственных представлений

18.02

20.02

25.02

27.02

 

 

 

12.

Пересыпание круп.

4

развитие мелкой моторики, мышления

03.03

05.03

10.03

12.03

 

 

13.

 

Вода. Переливание жидкости.

2

Развитие мышления, тактильных ощущений кистей рук

17.03

19.03

 

IV.

 

 

 

 

 

14.

Вода. Переливание жидкости.

 

Развитие мышления, тактильных ощущений кистей рук

31.03

02.04

 

15.

Игры с водой.

4

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта

07.04

09.04

14.04

16.04

 

16.

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

4

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие пространственных представлений

21.04

23.04

28.04

30.04

 

 

17.

 

Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши.

 

4

 

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

 

 

 

07.05

12.05

14.05

19.05

 

 

 

18.

Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши.

 

 

3

 

развитие пространственных представлений, внимание

21.05

26.05

28.05

 

 

 

 

         Ожидаемые предметные результаты по предмету

«Предметно-практические действия»

         создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

         улучшения материально-технического обеспечения образовательного

         процесса;  создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

                Литературные материалы по предмету: «Предметно- практические действия»

1.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев , 1988.
2.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 2007 г
3.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
4.Основы специальной психологии - Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. (Букинистическое издание)/Редактор Людмила Кузнецова - М.: Издательство: Академия, 2010

по курсу «Альтернативная коммуникация»

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У Устины затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение  речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения  используются для  ее замены. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь

слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

п/п

Тема урока курса

Количество часов

Дата план

Дата факт

I.

 

 

 

 

1.     1

 Адекватная ответная реакция на прикосновения человека

1

03.09

 

2.     2

 Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

1

05.09

 

3.     3

 Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

1

10.09

 

4.      

 Установление зрительного контакта с собеседником

1

12.09

 

5.      

 Установление зрительного контакта с собеседником

1

17.09

 

6.      

Установление контакта с собеседником

1

19.09

 

7.      

Установление контакта с собеседником

1

24.09

 

8.      

Реагирование на собственное имя

1

26.09

 

9.      

Реагирование на собственное имя

1

01.10

 

10.  

Реагирование на собственное имя

1

03.10

 

11.  

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

1

08.10

 

12.  

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

1

10.10

 

13.  

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

1

15.10

 

14.  

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1

17.10

 

15.  

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1

22.10

 

16.  

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1

24.10

 

II.

 

 

 

 

17.  

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

1

05.11

 

18.  

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

1

07.11

 

 

 

19. 19

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

1

12.11

 

20. 20

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

1

14.11

 

21. 21

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

1

19.11

 

22. 22

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

1

21.11

 

23.  

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

1

26.11

 

24.  

Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

1

28.11

 

25.  

Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

1

03.12

 

26.  

Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

1

05.12

 

27.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1

10.12

 

28.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1

12.12

 

29.  

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1

17.12

 

30.  

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

1

19.12

 

31.  

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

1

24.12

 

 

32. 31

  Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики

1

25.12

 

33. 32

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

1

26.12

 

III.

 

 

 

 

34.  

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

1

09.01

 

35.  

Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

1

14.01

 

36.  

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

1

16.01

 

37.  

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

1

21.01

 

 

38. 38

Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

1

23.01

 

39. 39

Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

1

28.01

 

40.  

Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

1

30.01

 

41.  

Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа

1

04.02

 

42.  

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения

1

06.02

 

43.  

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения

1

11.02

 

 

44. 44

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения

1

13.02

 

45. 45

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

1

18.02

 

46.  

 Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

1

20.02

 

47.  

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

25.02

 

48.  

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

27.02

 

49.  

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

03.03

 

50.  

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

05.03

 

 

51. 51

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

10.03

 

52. 52

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

12.02

 

53.  

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

17.03

 

54.  

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

19.03

 

IV.

 

 

 

 

55.  

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

31.03

 

56.  

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

02.04

 

57.  

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

07.04

 

58.  

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

09.04

 

59.  

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

14.04

 

60.  

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

16.04

 

61.  

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1

21.04

 

 

62. 62

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1

23.04

 

63. 63

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1

28.04

 

64. 64

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1

30.04

 

65. 65

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

07.05

 

66

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

12.05

 

67

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

14.05

 

68

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

19.05

 

69

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1

21.05

 

70

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

26.05

 

 

Наглядность и дидактические пособия :

                    Мяч с погремушкой

                    Тактильные ладошки

                    Пирамидка 5 колец

                    Матрешки

                    Вкладыши круг – квадрат

                    Пальчиковые куклы

                    Набор баночек с крупами

 

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

1 четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

За год

Количество пропусков

 

 

 

 

 

 

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Итоговые  результаты образования:

В форме характеристики за учебный год. Уровень базовых учебных действий и комплексно адаптивных знаний в индивидуальном маршруте развития.

 

Дата начала 01.09_201г.   Дата окончания _29.05 201 г._

 Подпись специалиста_____________


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)