Урок русского языка в 8 классе
Тема: Развитие речи.
Сочинение-описание по картине С. Брусилова «Сирень на веранде»
Цели: развитие навыков письменной описательной речи; развитие умения употреблять в тексте однородные и неоднородные определения; воспитывать чувство уважения и любви к языку.
Ход урока
Оргмомент.
Чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака
Счастье
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое «счастье».
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
2. Просмотр видеоролика.
«Художник Станислав Брусилов»
3. Представление художника.
Брусилов Станислав Александрович
Родился 6 января 1976 года в Москве.
С 1987 по 1994 год учился в Московском Академическом Художественном Лицее при МГАХИ им. В. И. Сурикова. Закончил Лицей с золотой медалью.
В 2000 году закончил Московский Государственный Академический Институт им. В. И. Сурикова. За время учёбы в институте С. Брусилов был награждён первой премией на конкурсе рисунка проводимым МГАХИ им. В.И. Сурикова.
С 2000 года Станислав Брусилов является членом Московского Союза Художников.
Награжден дипломом Российского Союза художников, медалью Российского Союза Художников, Серебряной Медалью Российской Академии Художеств за вклад в изобразительное искусство России.
Работы С. А. Брусилова находятся в Самарском художественном музее, музее Московского Союза Художников, в Московской Городской Думе, в музеях, галереях и частных коллекциях в России и более двадцати странах мира.
4. Просмотр репродукции картин С. Брусилова с изображением сирени.
5. Работа по картине. Подбор языкового материала.
1) Какое место изображено на картине? Опишите сад, время.
Сад: майский, утренний, огромный, благоухающий, пронизанный лучами ласкового солнца.
2) Представим, что находимся на той же веранде, где стоит этот букет. Немножко воображения, и мы почувствуем те запахи сада.
Воздух в саду: бодрящий, ароматный, чистый, свежий, прозрачный, утренний.
Звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, легкая мелодия проснувшегося сада.
3) Второй план картины. Что находится в центре натюрморта?
Сумел ли художник показать, что сирень свежая, только что срезанная?
Сирень: ветви нарядные; гроздья крупные, свежие, еще влажные от росы, нарядные нежно-голубые, бордовые, белые, все оттенки сиреневого цвета. Букет освещен лучами жаркого солнца, пушистый, бархатный. Цветочки хрупкие, крошечные, милые.
Букет помещен в простой глиняный кувшин, который стоит на простом деревянном столе. Около букета небрежно брошен белый кружевной платок, расписанный изящным синим узором.
Аромат сирени: медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный.
4) Что вы можете сказать об отношении художника к природе?
Художник восхищен природой, его картина – это признание живописца в любви к ней.
5) Возникают ли у вас какие-либо желания, когда вы смотрите на картину?
На душе становится легко и тепло, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат. Или хочется сойти с веранды в залитый солнечным светом сад, совершить по нему прогулку.
Напоминаю, что вам нужно не только описать картину, но и передать в сочинении свои чувства, впечатления.
6) Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Майский сад.
3. Воздух в саду. Звуки сада.
4. Великолепный букет.
5. Чарующий аромат сирени.
6. Восхищение художника.
7. Мое впечатление от картины.
Итоги урока.
6. Домашнее задание: написать сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.