Лекция 8. Система экономических нормативов и платежей
Вопрос 1. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды.
Вопрос 2. Платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды
Вопрос 1. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды.
Процесс прогрессирующего развития общества вернуть назад нельзя, как и невозможно прекратить хозяйственное освоение территорий. Научно-технический прогресс немыслим без использования природных ресурсов.
Вместе с тем, естественная емкость природных систем и, следовательно, их устойчивость также небезграничны.
Складывающиеся в интенсивно осваиваемых районах социально-экономическая и экологическая ситуации требуют регулирования техногенного давления как с точки зрения охраны природы, так и для интенсификации природопользования.
При регулировании любого элемента природопользования, а тем более при интенсификации процесса его использования должны учитываться не только потребности общества, но и состояние ресурса.
Качество природной среды имеет такую же ценность, как и недра, вода, земля, лес. Люди хотят жить в лучших условиях, дышать чистым воздухом, гулять по лесу и т.д. не только потому, что это сохраняет их здоровье и просто экономически выгодно, но и потому, что они получают эстетическое наслаждение от общения с природой. Они готовы платить за получение подобных социальных благ. Термин «платить» понимается при этом широко. Индивидуумы готовы отчислять часть своих доходов на охрану природы (т.е. платить непосредственно), они также готовы предъявлять жесткие требования к предприятиям-загрязнителям, предоставляя им ограниченные возможности выбрасывать загрязняющие вещества в окружающую среду. В последнем случае общество будет либо покупать продукцию этих предприятий дороже, либо вообще от нее откажется, т.е. заплатит косвенно.
Кроме того, если предприятие не компенсирует ущерб среде, то оно с государственной позиции объективно оказывается убыточным, хотя и приносит определенную прибыль, производя продукцию, поскольку изменение качества среды отражается на экономических показателях производства. Достаточно наглядны, например, экономические потери из-за выпадения кислотных дождей: теряется продуктивность сельскохозяйственных и лесных земель, продуктивность водоемов. В этой связи возникает потребность в определённом качестве окружающей природной среды.
Решение этих задач предполагает регулирование качества среды жизнедеятельности/обитания в человека. В этой связи, в целях определения экологического состояния окружающей среды вводится нормирование ее качества.
Экологический норматив определяет степень максимально допустимого вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия на природную среду, которые приводят, например, к опустыниванию. Указанные ограничения в хозяйственной деятельности (ограничение влияний нооценозов на природную среду) определяются желательными для человека состояниями нообиогеоценоза, его социально-биологической выносливостью и хозяйственными соображениями. Общим экологическим нормативом для всех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости.
Нормативы качества окружающей среды представляют собой качественные ограничения на характеристики состава и свойств природных компонентов (водных объектов, атмосферного воздуха, почв) и должны разрабатываться с учетом природно-климатических и социально-экономических условий развития территорий, а также особенностей природных объектов.
Экологическое нормирование представляет собой одно из наиболее эффективных средств охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания. Оно преследует следующие цели: установление Предельно допустимых норм (ПДН) на окружающую природную среду; гарантированность экологической безопасности населения; сохранность генетического многообразия растительного и животного мира и человека; рациональное, сбалансированное использование и воспроизводство (для возобновляемых) природных ресурсов.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Необходимость введения и неукоснительного соблюдения нормативов качества окружающей среды определяется несовершенством используемых технологий, как в технологическом, так и в экологическом отношении, невозможностью изъятия из производственной сферы многих необходимых для современной цивилизации химических веществ.
Нормативы качества среды подразумевают определенные признаки, а именно:
— объект защиты (например, человек, древесные растения, технологическое оборудование и т.д.);
— среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества (например, воздух, почва, вода, биосубстраты человека: кровь, волосы и т.д.);
— критерий вредности (например, появление заболеваний или скрытой,
временно компенсированной патологии у человека или его потомства; выход из строя технологического оборудования; снижение продуктивности, пищевой ценности растений и т.д.);
— регламентируемая временная характеристика воздействия (например, воздействие в течение всей жизни человека, в течение его рабочего стажа, в короткий промежуток времени, в частности в аварийных ситуациях и т.д.);
— «цена» норматива, т.е. последствия, к которым может привести отсутствие или превышение допустимого уровня.
Общими требованиями к экологическим нормативам являются:
— экологическая безопасность населения;
— сохранение генетического фонда;
— обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития экономики.
В основах нормативов качества лежат три показателя;
а) медицинский — пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе (потомству);
б) технологический — способность экономики обеспечить заданное (минимальное) воздействие на окружающую среду;
в) научно-технический — возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.
Нормирование качества среды базируется на трех видах нормативов:
· санитарно-гигиенические нормативы (на уровне предельно допустимых
· концентраций) вредных химических выбросов, вредных физических воздействий (теплового загрязнения, электромагнитных полей, вибрации, шума и др.), вредных биологических воздействий, нормативы санитарных, запретных зон;
· производственно-технические — предельно допустимые уровни выбросов и стоков, физического воздействия, использования химических и биологических веществ в хозяйстве, строительных и гидростроительных правил (СНИП);
· вспомогательные или комплексные — на уровне предельно допустимых нагрузок (ПДН) на окружающую природную среду (отраслевые, региональные, местные).
Санитарно-гигиенические нормативы — это устанавливаемые в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами, органами и организациями допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды и продуктах питания (предельно допустимые концентрации — ПДК). К этой же категории нормативов относят предельно допустимые уровни воздействия (ПДУ), нормирующие нехимические компоненты загрязнения (например, вибрацию, магнитные поля, шум и т.д.), являющиеся неизбежными спутниками технического прогресса и урбанизации.
Так, ПДК для атмосферного слоя — максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.
Величины ПДК обоснованы клиническими и санитарно-гигиеническими
исследованиями, постоянно контролируются специально уполномоченными органами, носят законодательный характер. Они не остаются постоянными, их периодически пересматривают и уточняют. Устанавливаются два значения норматива: максимальная разовая (в пределах 20-30 минут) и среднесуточная величина. Максимальная разовая величина ПДК не должна допускать рефлекторных реакций человеческого организма (насморка, слезотечения и т.д.), а среднесуточная — токсичного, канцерогенного, мутагенного воздействия. В приложении 1 представлены некоторые нормы по загрязнению водных источников и воздушного бассейна.
Существует раздельное нормирование содержания вредных примесей в воздухе: в рабочей зоне и в населенных пунктах. Необходимость раздельного нормирования определяется условиями восприятия вредных веществ людьми различного возраста и состояния здоровья. Значения ПДК в рабочей зоне менее жестки, так как там период воздействия загрязняющего вещества ограничен продолжительностью рабочего дня.
В России, как правило, ПДК соответствуют самым низким значениям, которые рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения, и они обязательны для всех предприятий независимо от форм собственности и подчиненности.
ПДУ акустического загрязнения устанавливаются в децибелах (например, бытовой шум— 20 децибел; городской шум— 50 децибел и т.д.). Порогом болезненных ощущений является 90 децибел.
При этом, с точки зрения охраны от шумового воздействия, различают шум внутренний (в зданиях, сооружениях) и внешний — в окружающей среде.
Защита от «внутреннего» шума, производственных и хозяйственных помещений относится к охране труда, защита от «внешнего» шума находится в сфере природоохранного законодательства.
Искусственными радиоактивными источниками являются медаппаратура, приборы, бытовая техника. Источниками, дающими излучение, превышающее допустимое, являются атомные испытания, атомные энергетические установки, радиоактивные материалы.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) радиационного воздействия на окружающую среду — это уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ определяется на основании норм радиационной безопасности (НРБ-76/87), основных санитарных правил (ОСП-72/87) и санитарных норм проектирования (СН-254—71).
В соответствии с нормами радиоактивной безопасности (НРБ), с точки зрения времени и мощности полученной дозы облучения, его типа, все лица, подверженные излучению, подразделяются на 3 группы.
— Группа А — все те, кто постоянно или временно работают непосредственно с источником воздействия. Предельно допустимая норма — 5 бэр. Предельно допустимой нормой считается дозовый предел облучаемых лиц, получаемый индивидуально за год, при котором равномерное облучение в течение 50 лет последующей жизни не может вызвать в организме неблагоприятные изменения.
— Группа Б —лица, которые по условиям проживания или размещения могут быть подвержены радиации. Норма — 0,5 бэр в год.
— Группа В — вся остальная часть населения. Рекомендуемая норма — 35 бэр за 70 лет в качестве предельно допустимого уровня.
Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливаются в связи с тем, что санитарно-гигиенические нормативы не указывают на источник воздействия и не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для атмосферного загрязнения и предельно допустимых сбросов (ПДС) для загрязнения водоемов.
Производственные нормативы воздействия на окружающую среду разрабатываются для предприятия в целом (по каждому источнику сброса, если их несколько) и включают: объемы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемы размещаемых твердых отходов, уровни шумового, теплового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий производств, предприятий на окружающую среду.
Требования по недопущению загрязнения окружающей среды могут содержаться и в специальном законодательстве (направленном, например, на регулирование применения пестицидов, минеральных удобрений в сельском хозяйстве и т.д.).
Производственные нормативы воздействия на окружающую среду включаются в разрешения (лицензии) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия, выдаваемые Минприроды РФ.
Так, ПДВ от источника в атмосферу — предельное количество вредного вещества, разрешенное к выбросу из данного точечного источника, после применения очистного оборудования, которое в совокупности со всеми источниками загрязнения населенного пункта (региона), с учетом рассеивания и превращения в атмосфере, а также перспектив развития производительных сил, не создаст приземной концентрации, превышающей установленные нормативы ПДК.
Следовательно, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом существующего фонового загрязнения, возможного наложения зон загрязнения от разных источников, принимая во внимание совместное действие нескольких загрязнителей.
На практике концентрация измеряется в контрольных точках. Если норматив ПДК превышен, то исходное значение выбросов уменьшается и расчеты производятся снова. Если он меньше, то исходное значение может быть увеличено.
Комплексные нормативы качества. Как отмечалось ранее, благодаря наличию у природной среды способности ассимилировать некоторое количество выбросов, существует возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала природной среды. Но на определенной стадии развития общества масштабы воздействия на окружающую среду становятся такими, что возникает реальная угроза выхода экологической системы из равновесия. В подобном случае общество сталкивается с объективными фактами ограниченности ассимиляционной емкости территории и появляется проблема ее рационального использования.
Комплексные нормативы качества устанавливают предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН), т.е. размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы и комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды.
Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды. Целью разработки и применения норм ПДН является обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Нормативы ПДН утверждаются и разрабатываются, как правило, отраслевыми или местными экологическими организациями.
Существуют отраслевые (для отдельных видов природных ресурсов) и региональные ПДН. К отраслевым нормативам относятся: предельные нормы пребывания людей в лесу (12-15 человек на 1 га); предельное число туристов на территории национального парка; предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий и т.д. Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки на природные комплексы: экологические ограничения на использование водных ресурсов, леса, рыбных запасов на развитие хозяйственной деятельности, ее параметры и пр.
Для охраны водоемов, иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон и других территорий устанавливаются нормативы санитарных и защитных зон.
Например, полезащитные лесные полосы на пахотных неорошаемых землях снижают скорость ветра, задерживают на полях снег, повышают влажность и плодородие почвы, препятствуют ее смыву и размыву, образованию оврагов, улучшают микроклимат, защищают угодья от пыльных бурь и засухи.
Ранее отмечалось, что предприятия, требующие, например, большие массы воды для охлаждения, могут создавать также тепловое загрязнение среды, в связи с чем Минприроды нормирует допустимое отклонение температуры воды от естественного уровня.
Кроме традиционных стандартов (законов), в отдельных странах существуют стандарты, которые за их пределами встречаются нечасто. Так, согласно французскому законодательству, предприятие, осуществляющее сбросы в реку и одновременно забирающее из нее воду для производственных целей, должно производить забор ниже по течению, чем осуществляет сброс. Этот закон отчасти нивелирует стремление экономить на очистных сооружениях, так как предприятие заберет из реки неочищенные стоки собственного производства. В Японии существуют следующие стандарты.
Стандарт озеленения складывается в результате освоения территории.
Существует шкала индексов озеленения территории. Минимальное значение индекса получают территории, не имеющие зелени — 1; фермы, луга, травяные газоны, поля, сады имеют индекс от 2 до 4; заросли кустарника и бамбука — 5; посадки деревьев — 6; молодой вторичный лес — 7; старый вторичный лес — 8; первичный лес — 9; особо ценный первичный лес — 10.
После завершения строительства объекта средний индекс освоенной территории должен составлять не ниже 6.
Стандарт затенения, согласно которому суммарное время затенения новостройкой окон прилегающих домов не должно превышать 2 часов в сутки в любое время года. (В СССР существовал подобный стандарт, но он, наоборот, разрешал новое строительство, если не затеняются имеющиеся постройки хотя бы 2 часа в сутки).
Стандарт помех радиоволнам, являющийся другим видом требований к радиопомехам, затрагивающий комфортность сугубо социальной среды и рассматривающийся в рамках экологической оценки. Стандарты устанавливаются на основе видимости телевизоров: от «очень хорошо видно» —5 баллов до «ничего не видно» — 1 балл. Объект получает одобрение, если снижает качество изображения не ниже 3-го балла. В противном случае предприниматели должны добиться снижения помех изменением формы объекта либо установкой компенсирующей антенны.
Стандарты воздействия на экосистему. Естественная природа зачастую выдвигает и свои собственные требования к качеству среды наряду с существующими стандартами физико-химических свойств природы. Так, качество водоемов пресной воды, согласно этому «природному» критерию, классифицируется на 4 категории (АА, А, В, С) в соответствии с типами обитающей там рыбы. В частности, если в воде замечен карп, то она уже не может быть отнесена к самым чистым группам АА и А. Карп — своеобразный индикатор воды категории С. Биологическим же стандартом самой чистой воды является форель. Подобная система биологических стандартов существует и для оценки качества
морской воды. В этом случае как критерий используется состав планктона.
Функционирование систем нормирования качества среды на практике, и в РФ в том числе, не всегда безупречно.
Так, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ.
Закрывать же предприятие по экологическим причинам согласны немногие, или это невозможно (в случае градообразующих предприятий, например). Компромиссом в таких случаях являются временно согласованные выбросы (ВСВ, ВСС), сбросы, устанавливающиеся убывающими во времени, в процессе реализации долгосрочной программы снижения выбросов, с таким расчетом, чтобы в результате достичь уровня ПДВ.
И хотя за выбросы, превышающие нормативные, предприятия производят платежи по повышенным ставкам, их нельзя рассматривать как оплату прав пользования ассимиляционным потенциалом природных систем, ведь он в значительной мере утрачен.
В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают только 15—20% загрязняющих производств, на ВСВ — 40—50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.
Значительное количество загрязняющих веществ трудно или невозможно контролировать имеющимися в распоряжении административных контролирующих структур техническими средствами, что снижает регулирующую роль нормативов и налогов. Кроме того, ежегодно появляются новые виды загрязняющих, чужеродных природе, веществ, действие которых на биогеоценозы не исследовано.
На практике не всегда учитывается эффект наложения зон загрязнения, а также последствия совместного действия нескольких загрязнителей и возможность образования последними новых химических соединений.
Вопрос 2. Платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды
Принципиально новая система платности природопользования, ориентированная на формирование рыночных отношений в экономике, стала складываться в странах СНГ с начала 1990-х годов. Действующим законодательством России и других бывших республик СССР установлена правовая основа платности использования ресурсов недр, земли, лесных и водных ресурсов, объектов животного мира на основе рентного подхода или фиксированных платежей, устанавливаемых нормативно-правовыми актами. В соответствии с российским законодательством плата взимается за:
1) право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
2) сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
3) их воспроизводство и охрану.
Плата за землю в России устанавливается в форме земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельным налогом облагаются юридические лица и граждане, обладающие правом собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Его размер устанавливается с учетом качества земли, ее целевого назначения (для ведения сельского хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, для дачного, гаражного строительства, земли промышленности, транспорта, лесного фонда, для рекреационных нужд и т.д.). Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади.
При передаче земельных участков в пользование на условиях аренды арендодатели (в лице местных администраций) устанавливают арендную плату на основе договора. Размеры ставок определяются исходя из экономической оценки земли, затрат на воспроизводство и по взаимному соглашению сторон.
Нормативная цена земли используется при передаче ее в собственность, наследовании, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и т.п. Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земель соответствующего целевого назначения, но не должна превышать 75% уровня рыночных цен на эти земли.
Плата за воду взимается по тарифам, установленным для данной водохозяйственной системы исходя из лимитов водопотребления. За сверхлимитный забор воды субъекты хозяйствования оплачивают воду в пятикратном размере.
В соответствии с Водным кодексом РФ (1995) предусмотрено два вида платежей: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Экономическое значение водного налога заключается в изъятии у водопользователей части дохода, получаемого благодаря использованию ресурсов данного водного объекта. Из средств от поступлений родного налога 40% направляются в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов Федерации. Поступления от второго вида платежей в размере 40% направляются в федеральный бюджет для образования федерального целевого фонда восстановления и охраны водных объектов и 60% — в бюджеты субъектов Федерации для целевого использования.
Платежи за пользование недрами существуют в следующих формах:
1) платежи за право пользования недрами (добычу полезных ископаемых или пользование недрами в других целях); 2) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 3) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на право пользования недрами; 4) акцизы; 5) платежи за пользование акваторией и участками морского дна. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.
Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов, а также регулярных платежей после начала добычи. Регулярные платежи за пользование недрами (роялти) устанавливаются в размере от 2 до 16% от стоимости реализованной продукции добывающего предприятия, что в целом соответствует мировой практике. В зависимости от вида добываемого сырья, его уникальности и ценности платежи за недропользование распределяются между федеральным, региональными (республик, краев, областей, автономий) и местными (районов, городов) бюджетами.
Пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально сырьевой базы России. В отличие от других платежей за недропользование эти платежи носят не фискальный, а целевой характер — используются для финансирования геолого-разведочных работ.
Акцизный сбор осуществляется по тем видам сырья, которое позволяет получать пользователям недр сверхнормативную прибыль, содержащуюся в цене продукции (нефть, газ). Акцизы поступают в федеральный бюджет по мере реализации нефти и газового конденсата, размеры отчислений регулярно пересматриваются. Совершенствование системы налогообложения в сфере недропользования предполагает замену роялти и акцизов на единый налог — горную ренту, отражающую экономическую оценку данного месторождения и учитывающую специфику горно-геологических и экономико-географических условий его размещения и разработки.
Платежи за пользование ресурсами леса взимаются за:
1) заготовку древесины;
2) заготовку живицы;
3) заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты и т.п.);
4) побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья и пр.);
5) лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде лесных площадей. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей, которые, в свою очередь, устанавливаются органами государственной власти исходя из ценности единицы лесного ресурса (м3, га) или по результатам лесных аукционов.
Плата за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования на основании предельных размеров платы, утверждаемых правительством.
Отметим, что определение ставок платежей за землю, воду, недра, лесные и другие ресурсы происходит на основе разных методологических подходов и методик расчета, поэтому различные ресурсные платежи слабо сопоставимы по абсолютным размерам, источникам их покрытия и направлениям использования. Обеспечить сопоставимость возможно только при условии разработки единой методологической основы экономической оценки всех видов природных ресурсов и методик определения платы за пользование различными природными ресурсами на базе их полной экономической оценки.
В условиях переходной экономики необходимо сформировать эффективную систему платежей за природные ресурсы, которая бы позволяла как обеспечить финансирование природоохранной сферы, стимулировать рациональное природопользование, так и пополнять бюджеты всех уровней, являясь составной частью налоговой системы в целом. Как считают специалисты, для этого необходимо изменить всю концепцию налогообложения, существенно повысив роль платы за природопользование в формировании доходной части бюджетов за счет изменения (сокращения) ставок других налогов. В настоящее время плата за природные ресурсы в России существенно занижена.
Платежи за загрязнение окружающей среды впервые стали применяться в хозяйственной практике России с 1990 г. в рамках эксперимента, проводимого в СССР, а после принятия Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991) правительством был утвержден новый порядок определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие вредные воздействия. В соответствии с ним предусматривается два базовых норматива платы: а) за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Базовые нормативы платы за загрязнения устанавливаются по каждому загрязняющему веществу (отходу), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья человека. В настоящее время имеются нормативы платы на единицу массы (руб./т) по 217 наиболее распространенным загрязнителям атмосферного воздуха, 198 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты, и двум видам отходов — нетоксичным (с разбивкой на отходы добывающей и обрабатывающей промышленности) и токсичным (с разбивкой на 4 класса токсичности).
На основе базовых нормативов и с учетом коэффициентов, отражающих экологическую ситуацию, разрабатываются и утверждаются дифференцированные ставки платы для разных территорий экономических районов, которые индексируются в соответствии с темпами инфляции. Разброс коэффициентов экологической ситуации — от 1,0 (для Дальневосточного района) до 2,0 (для Центрального и Уральского районов). Фактически действуют следующие ставки платежей за загрязнение:
• плата за загрязнение в пределах, не превышающих установленные нормативы предельно допустимых выбросов/сбросов (ПДВ / ПДС), объема отходов, уровней иных видов воздействия;
• плата за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) — в 5-кратном размере по сравнению с нормативной;
• плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды — в 25-кратном размере по сравнению с нормативной.
Порядок установления и взимания платежей за загрязнение распространяется на все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России. Платежи за загрязнение в пределах установленных нормативов воздействия включаются в себестоимость их продукции (стоимость работ, услуг), а платежи за сверхнормативное загрязнение оплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. Однако сложная экономическая ситуация в стране не позволяет в полной мере использовать эти радикальные меры экономической мотивации природоохранной деятельности из-за низкой рентабельности субъектов хозяйствования.
В условиях перехода к рыночным отношениям введение платности природопользования рассматривается как одна из форм возмещения экологических издержек общества. Однако принятые в странах СНГ платежи за загрязнение окружающей среды, конечно, не позволяют восполнить ущерб от этого загрязнения, поскольку при определении ставок платежей разработчики ориентировались скорее на финансовые возможности производителей, чем на реальную компенсацию ущерба. Но ведь и в индустриально развитых странах, располагающих куда большими средствами для оздоровления окружающей среды, затраты на природоохранную деятельность не покрывают всех сумм ущерба. Так, согласно перспективной программе природопользования, разработанной в ФРГ, ежегодные издержки на охрану природы и ее восстановление составляли 100 млрд марок при оценке годового ущерба 180— 200 млрд марок, в США такие издержки в 4—5 раз ниже суммы причиняемого ущерба.
Экологические интересы общества диктуют необходимость создания эффективного экономического механизма природопользования, обеспечивающегоусиление стимулирующего воздействия экологических платежей, которое должно стать их доминирующей функцией. Очевидно, что это возможно только в том случае, если размер платы за природопользование сопоставим с возможными затратами природопользователей на мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду до нормативного уровня (например, со стоимостью очистного оборудования с учетом срока его окупаемости). Стимулирующие платежи могут эффективно применяться лишь там, где промышленные предприятия в принципе в состоянии сократить уровень своего воздействия на окружающую среду. В странах с переходной экономикой формирование системы платности природопользования находится в начальной стадии, и действенность
ее зависит во многом от внешних условий: денежной стабилизации, развития рыночных отношений и совершенствования в соответствии с ними ценообразования в отраслях природопользования. Пока платежи за природопользование выполняют в основном перераспределительную и фискальную функции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.