Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в младшей логопедической группе ДОУ
Оценка 4.6

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в младшей логопедической группе ДОУ

Оценка 4.6
docx
02.05.2020
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в младшей логопедической группе ДОУ
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в младшей логопедической группе ДОУ.docx

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР в младшей логопедической группе ДОУ                                                                    

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лесина, Д.Б. Эльконин, и др.)

В последние годы возросло количество детей раннего возраста резко отличающихся от нормы по речевому развитию.

Родители таких детей стали обращаться за консультациями по поводу речевого развития ребенка. Появилась необходимость в качественном обследовании детей раннего возраста.

Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки.

 Еще Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».

Так как при отсутствии коррекционного воздействия  на ребенка с патологией речи последующее психическое и речевое развитие может проходить аномально,  проблема раннего распознания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей двух-трех лет приобрела особое значение.

В связи с этим встала необходимость в разработке и апробации системы обследования    воспитания и обучения детей раннего возраста  с проблемной речью, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Работая в данном направлении, были определены  следующие цели:

Раскрыть специфику логопедической работы как одного из важнейших направлений коррекционно-развивающего воспитания детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.

Создать оптимальные  условия для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста, условий которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности  и реализовать потенции заложенные в них природой.

Определить объем учебного материала в соответствии с возрастными физиологическими нормативами.

Выбрать значимые критерии оценки уровня общего и речевого развития детей раннего возраста 

Определить приемлемые и наиболее эффективные методы и приемы обследования.

Подобрать задания, игры и наглядный материал к ним для обследования общего и речевого развития детей раннего возраста.

Отбирая детей в младшую речевую группу проводится  углубленное логопедическое обследование с целью выявления особенностей общего и речевого развития ребенка: состояния компонентов речевой системы и соотношения их развития, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставления уровня развития языковых средств с их активизацией т.е. использование в речевой деятельности.

         Обследование позволяет обнаружить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и выявлять  позитивные компенсаторные возможности, определять зону ближайшего развития. Диагностика позволила решить задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

С учетом стадий овладения родным языком в онтогенезе и с целью обследования детей раннего возраста выбраны наиболее значимые критерии оценки уровня общего и речевого развития детей, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

 При осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии  используются следующие методы обследования:

  анкетирование (анкета для родителей, (матери), опросники);

  беседа с родителями;

  наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

  изучение медицинской документации;

  беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию;

  ознакомление с педагогической характеристикой.

  собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес), дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

         При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье целью обследования  является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Однако речевое развитие ребенка раннего возраста неразрывно связано с его когнитивным развитием; исследование развития детской речи невозможно без анализа предметно-практической деятельности, которая обслуживается языком (С.Н. Цейтлин, 2000. — С. 9). Поэтому  психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые  условно делятся на несколько диагностических блоков:

— исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики — проводится детским психологом;

исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной и экспрессивной речи, состояние фразовой речи  - проводится логопедом.

         Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом должно отличаться от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. речь идет о формирующейся функции в ее сензитивном периоде становления.

В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируем и логопедическое заключение.

Логопедическое заключение о речи ребенка дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи ("Составила Н.С. Жукова по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи),  и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной под руководством Н.М. Аксариной (1996).

Во всех случаях семейного воспитания считается целесообразным придерживаться более мягких формулировок при первичной диагностике отклонений от нормального хода речевого развития у детей раннего возраста. Этим подчеркиваются не только огромные компенсаторные возможности развивающегося детского организма, но и существенная роль специально организованной педагогической работы по преодолению нарушений в развитии речи на ранних этапах ее становления.

Варианты речевых заключений:

  неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно гармоничном развитии других функций);

  задержка речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной и т.п.): пассивный словарь ограничен элементарными бытовыми понятиями, ребенок с трудом выполняет задания типа «Найди такой же кубик», «Покажи такую же картинку»;

  грубая задержка речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах (ребенок демонстрирует крайне низкую речевую активность при достаточном объеме пассивного словаря, нередко при прямом обращении к нему ярко проявляет речевой негативизм);

       — задержка речевого развития в структуре сложного дефекта (например, РДА).

Работая с детьми раннего возраста,  ставим следующие основные задачи:

1.     Развитие речевого внимания, понимание речи окружающих и вызывания потребности в вербальном высказывании.

2.     Формирование лексико-грамматических средств речи и диалогических форм общения.

3.     Привлечение внимания детей к звуко-слоговой струкуре слова.

4.     Формирование речи детей во взаимосвязи с развитием основных психических процессов.

5.     Развитие тонкой моторики.

Для гармоничного и всестороннего развития ребенка логопедическая работа дополняется комплексами логоритмических упражнений, элементами игротерапии, музыкотерапии, а также играми на релаксацию.

Логопедическая работа в младшей речевой группе организуется по подгруппам и индивидуально. Все занятия проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах деятельности.


 

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с

Раскрыть специфику логопедической работы как одного из важнейших направлений коррекционно-развивающего воспитания детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии

Раскрыть специфику логопедической работы как одного из важнейших направлений коррекционно-развивающего воспитания детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии

При осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии используются следующие методы обследования: — анкетирование (анкета для родителей, (матери), опросники); — беседа с родителями; — наблюдение…

При осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии используются следующие методы обследования: — анкетирование (анкета для родителей, (матери), опросники); — беседа с родителями; — наблюдение…

Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом должно отличаться от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т

Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом должно отличаться от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т

Найди такой же кубик», «Пока жи такую же картинку»; — грубая задержка речевого развития при парциальных на рушениях в других сферах (ребенок демонстрирует край не…

Найди такой же кубик», «Пока жи такую же картинку»; — грубая задержка речевого развития при парциальных на рушениях в других сферах (ребенок демонстрирует край не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020