Физкультурно-массовая, спортивная работа лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко».
От здоровой школы к здоровой семье,
к здоровому городу, к здоровой стране.
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Проблема качества деятельности вожатых и воспитателей неразрывно связана с проблемой состояния здоровья детей и их социализацией в обществе. То, что здоровье детей призвано основополагающей ценностью российского общества, нашло свое отражение в Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года, в Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы и в других нормативных документах. Так, в перечень основных задач Программы «Дети России» входит задача охраны здоровья детей и подростков. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. В настоящее время нет более насущной задачи, чем сохранение и укрепление здоровья. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Оздоровление – одна из основных функций любого детского учреждения. Под оздоровительной работой в "Солнышке" понимается совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на собственно оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
"Здоровье" – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
"Оздоровление" – восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к влиянию многообразных факторов.
Особенности детского коллектива накладывают свою специфику работы в данном направлении, это проявляется в том, что оздоровительную деятельность нужно органически совмещать с творческой и образовательной. Используя это в комплексе, мы можем подтолкнуть ребенка к познанию своего тела, его физических возможностей, показать ему и проиграть вместе с ним способы укрепления организма.
Поэтому в летнем оздоровительном лагере “Солнышко” с дневным пребыванием для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья. Давайте рассмотрим средства оздоровительной работы по этапам развития смены:
организационный период:
основной период:
итоговый период:
В этом направлении проводятся мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Кроме того, зарядка способствует стимулированию обмена веществ, улучшению эластичности мышц, повышению уровня подвижности в суставах. Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в лагере – привить ребятам устойчивые интерес к ней и привычку продолжать ее выполнение дома. Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Доказано, что она воспитывает важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.
А теперь несколько правил составления и проведения зарядки.
В режиме дня купанию ( ребята три раза в неделю посещают бассейн лицея №24) отводится самое большое время после приема пищи, и это правильно, так как бассейн – любимое место развлечения детей и средство оздоровления. Плаванье – это единственный способ активности, когда наш организм получает множество полезных воздействий одновременно:
Подвижные игры включают в себя все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у детей таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры- еще и воспитанию дружбы.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья:
· ежедневная утренняя зарядка;
· фиточай, закаливающие процедуры;
· игра – путешествие на планету «Доброго здоровья»;
· выпуск отрядных газет «Спорт нам поможет силы умножить!»
· ;игра – путешествие на планету «Спортландия»
· ;игровая туристическая эстафета «Нехожеными тропами»;
· выпуск отрядных газет «Будь здоров!».
Материально – технические условия:
· Спортивный зал (для занятий спортом, состязаний, проведения линейки ( в случае плохой погоды) ;
· Спортивная площадка (проведение линеек, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиад, спортивных состязаний)
· Школьный двор (проведение отрядный дел, игр-путешествий, трудовых десантов)
· Актовый зал (проведение праздничных мероприятий и концертов, постановка спектаклей, инсценировок)
· Школьная библиотека (проведение библиотечных часов, работа с необходимой литературой для детей и педагогов)
· Школьная столовая ( питание детей)
· Кабинет (для проведения досуговой деятельности: просмотра фильмов, мультфильмов, презентаций; проведение музыкальных конкурсов, викторин; занятий творческими делами и настольными играми)
· Комната гигиены
Материально – техническая база:
· Спортивный инвентарь ( мячи, скакалки, обручи, кегли и др.)
· Канцелярские товары ( альбомы, ватман, карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, клей картон и др.)
· Технические средства (телевизор, аудио- видео система, ноутбук, проектор, экран, магнитофон).
Педагогами лагеря активно проводились следующие мероприятия по пропаганде здорового образа жизни: беседы о личной гигиене, значению физической культуры и закаливанию, правильном питании, беседы по профилактике травматизма и солнечных ожогов, острых желудочно-кишечных заболеваний, осторожному обращению с грибами и ягодами. Проведение бесед, экскурсий, праздников по данным темам способствовали повышению интереса детей к собственному здоровью. Также это способствовало решению следующих задач:
1. Укрепление здоровья детей через:
· Соблюдение режима питания;
· Витаминизацию организма;
· Закаливание организма;
· Организацию игр и мероприятий на свежем воздухе.
2 Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
3 Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Ежедневные мероприятия.
· Зарядка;
· Занятия по интересам;
· Минутка здоровья (минутка безопасности);
· Час на свежем воздухе;
· Подведение итогов дня.
Темы «минуток здоровья» («минуток безопасности»):
· Правильное питание;
· Мой рост и вес;
· «Зеленая аптечка» на подоконнике;
· Растения – лекари;
· Первая помощь при укусах насекомых;
· Книги о здоровье;
· Содержание и назначение основных мед.препаратов аптечки;
· Правила поведения на водоемах;
· Безопасность на дорогах;
· Техника безопасности при играх (футбол, пионербол, бег, и т.д.);
· Если вас застигла гроза;
· Солнце: друг или враг;
· Вкусно! А полезно – ли?;
· Витамин на грядке;
· Болезни грязных рук.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигать успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.