"Система обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС)"

  • pptx
  • 11.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация РАС.pptx

Система обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Автор-составитель:
педагог-психолог Черных С.В.

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами.

Классификация нарушения

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:
Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.

Классификация нарушения

Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Симптоматика нарушения

Симптоматика расстройств аутистического спектра представлена тремя основными группами ("триадой нарушений"):
1.Нарушениями в сфере социального взаимодействия
2.В сфере коммуникации
3.В сфере воображения.
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от общения, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека либо же коммуникация носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнку с аутизмом трудно привлечь внимание взрослых: он не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. При общении люди с аутизмом не используют личные местоимения, в их речи встречаются неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.


Симптоматика нарушения


Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия, могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.

Более сложные стереотипные действия могут представлять собой расстановку предметов в ряды, сортировку вещей по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Этика отношения с детьми с РАС

Создать спокойную атмосферу для общения.
Не ждать моментальной реакции.
Не использовать длинные предложения и сложные конструкции.
Использовать визуальные подсказки.
Проявлять терпимость.
Не нарушать личные границы и не повышать голос.
Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводить постепенно.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подход к его взаимодействию должен быть индивидуальным.

Система помощи дошкольникам с РАС

Учреждения, которые могут посещать дети с РАС
Дошкольные учреждения. На базе них для детей с РАС организованы группы компенсирующей или комбинированной направленности.

Дополнительное образование для детей с РАС реализуется как в отдельных группах, так и совместно с другими обучающимися.

Для получения информации о других учреждениях, которые могут посещать дошкольники с РАС в своём регионе, можно обратиться в региональный ресурсный центр по оказанию помощи детям с РАС.

Виды групп для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС):

Ресурсная группа в обычном детском саду. У детей с РАС в такой группе есть отдельная ресурсная зона с сенсорной комнатой.
Группа «ЗПР» в коррекционном или компенсирующем детском саду. Преимущества — малая численность, индивидуальный подход, больше занятий со специалистами (психолог, дефектолог, логопед).
Группа кратковременного пребывания. Основные задачи — адаптация и социализация детей, подготовка их к школе, формирование необходимых навыков для школьного обучения.
Интегрированные группы для детей с нарушением речи, зрения или интеллектуальными нарушениями.

Наполняемость групп по САНпин

Наполняемость группы компенсирующей направленности для детей с РАС не должна превышать 5 детей.

Допускается организовывать разновозрастные группы с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы с предельной наполняемостью 6 человек.

Специалисты, помощь которых необходима детям, задачи их работы

Педагог-психолог
является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов – учителя, тьютора, логопеда;
помогает сформировать у ребёнка навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми
развивает навыки общения
проводит различные мероприятия по профилактике и коррекции нарушенного поведения.
Логопед
Помогает сформировать коммуникативную функцию речи, средства коммуникации (речевой и альтернативной), понимание обращённой речи, коррекцию нарушений письма и чтения.

Учитель-дефектолог имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС.
Создание правильно организованной среды
организация и визуализация времени
структурирование всех видов деятельности
коррекция неравномерности в развитии
организация режима коммуникативного общения
сопровождение образовательного процесса.
Тьютор
Изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития.
Охрана жизни и здоровья ребёнка
Формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде
Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность
Формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной адаптации.

Система помощи школьникам

Учреждения, которые могут посещать школьники с расстройствами аутистического спектра (РАС):
Государственная общеобразовательная школа. В таких учреждениях есть утверждённая программа обучения и базисный учебный план. Однако высокая наполняемость классов может снижать возможность индивидуального подхода к каждому ученику. 
Частная общеобразовательная школа. В них есть возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также наличие в штате психолога, который оказывает помощь при проблемах в обучении. 
Интеграционные школы. В таких учреждениях обучение детей с особенностями развития и школьников, не имеющих таких нарушений, осуществляется в стенах одного учреждения. 
Специальные (коррекционные) школы.  В них есть апробированная адаптированная программа, невысокая наполняемость классов, большое внимание уделяется внеурочной деятельности и трудовому обучению. 
Выбор учреждения зависит от индивидуальных потребностей и возможностей ребёнка, его родителей и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 

Виды классов для школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС):

Специальный класс. Это отдельный класс в общеобразовательной школе, созданный для обучения учащихся по адаптированным образовательным программам. В нём применяются современные педагогические методы и подходы, учитывающие специфику детей с ОВЗ. 
Инклюзивный класс.  Ребёнок с РАС учится в общеобразовательном классе сверстников при обеспечении поддержки, направленной на индивидуальные требования.  Как правило, такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. 
Интегрированный класс.  В нём могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. У таких классов своя программа и образовательный маршрут. 
Форма организации обучения подбирается индивидуально, в соответствии с потребностями и уровнем социализации ребёнка.

Наполняемость классов по САНпин

Согласно СанПиН 2.4.2.3286-15, наполняемость классов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): 
При включении в класс одного обучающегося с РАС общая наполняемость класса должна быть не более 20 обучающихся, а при включении двух обучающихся с РАС — не более 15 обучающихся
Также есть варианты с меньшей наполняемостью класса:
не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся; 
не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся; 
не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2 обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)). 

Варианты ФГОС, по которым могут обучаться дети с РАС:

Вариант 8.1. По нему обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребёнку может потребоваться тьютор. 

Вариант 8.2.  По нему обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребёнок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию — он будет учиться шесть лет. 

Вариант 8.3. По этой программе обучаются дети с лёгкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей — 6 лет. 
Вариант 8.4.  Для детей с тяжёлой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьёзные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьёзные задержки речевого развития). Срок обучения по программе 8.4 — 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребёнка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребёнком бытовых навыков и жизненных компетенций. 

Выбор варианта зависит от степени интеллектуального развития ребёнка и других индивидуальных особенностей.

Специалисты, помощь которых необходима обучающимся, задачи их работы

Учитель
Осуществляет постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребёнка с РАС. 
Учитель-дефектолог
Помогает ученику в усвоении адаптированной образовательной программы.
Оказывает методическую поддержку учителю класса: помогает в создании образовательной среды, в адаптации дидактических материалов. 
 Задачи работы:
Формирование стереотипа учебного поведения, базовых предпосылок учебной деятельности.
Формирование дефицитарных учебных навыков.
Развитие познавательной деятельности.
Коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 

Педагог-психолог
Формирует у ребёнка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми
Развивает коммуникативные навыки
Проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы.
 Задачи работы:
Помощь в адаптации к условиям обучения в школе
Коррекция дезадаптивного поведения
Формирование навыков социального взаимодействия
Формирование представлений о себе и своём социальном окружении
Формирование «модели психического», эмоционально-личностное развитие. 

Социальный педагог
Функции социального педагога — осуществление взаимодействия с семьёй ребёнка, консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребёнка в семье и школе. 
Задачи работы:
Выявление потребностей ребёнка и его семьи в сфере социальной поддержки
Определение направлений помощи в адаптации ребёнка в школе
Установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями
Сопровождение ребёнка в ходе проведения школьных и внешкольных мероприятий, в студиях дополнительного образования
Развитие социально-бытовых навыков,
Формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы.