СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.Н. Антонов
Научный руководитель: М.И. Аверьянова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные вопросы системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Abstract: this article discusses topical issues of the mandatory pension insurance system in the Russian Federation.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное страхование, пенсионный механизм, пенсия.
Keywords: pension system, pension insurance, pension mechanism, pension.
Актуальность исследования обусловлена тем, что пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Известно, что важнейшей, конституционно закрепленной, ценностью государства признаются права и свободы граждан, которые, в свою очередь, должны охраняться законом, основанном на общепризнанных принципах и нормах международного права. При этом пенсии, наряду с пособиями и другими видами социальной помощи, должны обеспечивать уровень жизни, признаваемый достойным. В системе социального обеспечения пенсии признаются одним из основных его видов, поскольку они являются главным и нередко единственным источником средств к существованию для большинства пенсионеров. Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Для реализации права граждан на достойный уровень пенсионного обеспечения в стране должна быть закреплена соответственная система гарантий. Закрепление пенсионных прав граждан в Конституции Российской Федерации является гарантией их исполнения, но при условии, что сами конституционные гарантии в свою очередь обеспечены эффективным механизмом их реализации. Однако, пенсионная реформа (1 января 2002 г.) не устранила многих проблем пенсионной системы, которые были обозначены в ее концепции: повышение уровня пенсионного обеспечения, обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы; большинство граждан при реализации своего права на пенсию сталкивается с трудностями, что свидетельствует о недостаточно эффективной системе правового регулирования пенсионного обеспечения.
Многие десятилетия пенсионное страхование не воспринималось наукой и практикой как наиболее цивилизованная основа построения системы пенсионного обеспечения. В силу целого ряда идеологических, экономических, социальных, политических и иных причин развитие пенсионного права (как составной части права социального обеспечения) шло по пути нестрахового пенсионного обеспечения.
Кардинальные изменения базовых экономических отношений поставили перед современной наукой и практикой целый ряд вопросов, потребовавших нового осмысления многих известных экономических понятий. В связи с этим актуальность исследования определяется чрезвычайной остротой проблемы пенсионного обеспечения в нашей стране на современном этапе и необходимостью изучения особенностей правового регулирования обязательного пенсионного страхования в целях его дальнейшего совершенствования.
Система обязательного пенсионного страхования в РФ представляет собой обособленный комплекс мер, имеющих организационную, экономическую и правовую направленность. Основной целью существования ОПС является компенсация застрахованным лицам зарплаты, начисляемой им до установления решения об обеспечении (т.е. до назначения пенсионных выплат). В данной статье мы подробно рассмотрим устройство, принципы и задачи ОПС в России.
Система ОПС регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ [7], в котором определены правовые положения субъектов ОПС, установлены основания для осуществления прав и обязанностей сторон, определены принципы и задачи обязательного пенсионного страхования. К последним относятся:
- поддержание соответствующего уровня жизни граждан после прекращения выполнения ими трудовой функции;
- назначение и начисление пособия при потере единственного кормильца (выплачивается членам семьи погибшего);
- материальная поддержка при потере трудоспособности и назначении инвалидности;
- пенсионное обеспечение конкретных категорий лиц по выслуге лет (например, сотрудников федеральных органов) [7].
Правовой основой рассматриваемого вопроса выступает Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. К другим нормативно-правовым актам, рассматривающим вопросы, непосредственно связанные с пенсионным страхованием, относятся:
- Конституция РФ [1];
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ [11];
- Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ [12];
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ [4].
Статья 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривает основания появления прав или обязанностей субъектов системы ОПС. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения предусматривается ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством РФ [7].
Система обязательного пенсионного страхования в РФ функционирует посредством ее субъектов – страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, между которыми складываются следующие правоотношения:
- страхователи переводят взносы за себя и каждого застрахованного лица в бюджет ПФР;
- расчет пенсии или иных выплат производится на основе полученных средств по основаниям, предусмотренным законодательством;
- страховщик переводит денежные средства застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд регистрирует отдельный лицевой счет, которому принадлежит уникальный страховой номер, присвоенный пожизненно. Его физическим выражением, как уже упоминалось выше, выступает СНИЛС. Получить информацию о номере счета, сумме пенсионных накоплений можно в личном кабинете электронной системы ПФР.
К субъектам ОПС относятся страхователь, страховщик и застрахованное лицо. Каждый из них обладает определенным набором корреспондирующих прав и обязанностей, устанавливаемых на законодательном уровне. Рассмотрим подробнее особенности каждого из указанных субъектов [17, c. 79].
Застрахованные лица.
Это россияне, иностранные граждане, на временной или постоянной основе проживающие в пределах РФ, и лица, не обладающие гражданством никакого государства, если они:
- выполняют трудовую функцию на основании трудового контракта или договора ГПХ;
- обеспечивают себя работой самостоятельно (предприниматели, адвокаты, главы и члены фермерских хозяйств, нотариусы);
- осуществляют выполнение трудовой функции за пределами РФ, но переводят взносы в ПФР.
О том, что гражданин имеет регистрацию в системе ОПС, свидетельствует соответствующий документ – СНИЛС. По внешнему виду он представляет собой пластиковую карточку зеленого цвета, на которой указываются личные сведения о владельце и уникальный страховой номер счета в Пенсионном фонде. Выдача свидетельства осуществляется при обращении в ПФР либо при первом официальном трудоустройстве.
Страхователи. Основными субъектами системы пенсионного обеспечения являются страхователи. Ими выступают работодатели застрахованных лиц – все юр. лица, ИП, нанимающие на работу сотрудников, а также граждане, самостоятельно принявшие решение вступить в правовые отношения с ПФР. Страхователи в системе ОПС имеют право:
- получать необходимые сведения у страховщика, если они связаны с функционированием системы;
- защищать принадлежащие им права в судебном порядке;
- переводить дополнительные средства своим сотрудникам на оформление накопительной пенсии;
- принимать участие в управлении системой обязательного страхования [18, c. 75].
К обязанностям страхователей относится необходимость регистрации в установленном порядке и своевременные отчисления страховых взносов в ПФР.
Страховщик. Основным страховщиком в сфере обязательного страхования выступает Пенсионный фонд РФ. Его обязанность – управление начисляемыми денежными средствами, их распределение в соответствии с установленными правилами. Наряду с ПФР к страховщикам относятся негосударственные пенсионные фонды.
Права, принадлежащие страховщикам:
- документальная проверка других субъектов (в случае обнаружения нарушений – право требования их исправления);
- обмен сведениями с органами налоговой службы;
- распоряжение бюджетом ПФР.
К основным обязанностям страховщика относятся назначение, расчет и выплата пенсий застрахованным в системе ОПС лицам. Гарантом по обязательствам, имеющимся у ПФР, выступает государство.
Регистрация застрахованных лиц в системе производится органами ПФР в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ [8].
Для того, чтобы зарегистрироваться в системе ОПС необходимо заполнить анкету и заверить ее личной подписью. Анкета предоставляется в орган ПФР лично застрахованным лицом, либо его работодателем. По вопросам регистрации можно обратиться в любое отделение Пенсионного фонда, поскольку такие вопросы решаются по экстерриториальному принципу, т.е. независимо от места жительства или пребывания.
Анкету можно подать и через многофункциональные центры (МФЦ) по такому же принципу. В обязательном порядке при регистрации нужно предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт), документ, подтверждающий гражданство РФ, документ, подтверждающий проживание на территории России.
При отправке анкеты по почте нужно нотариально заверить подпись и копии требуемых документов, а также указать полный почтовый адрес, на который следует отправить страховое свидетельство, если не предусмотрен иной путь его получения.
Для иностранных граждан при подаче анкеты необходимо иметь с собой нотариально заверенный перевод паспорта с национального языка и документ, подтверждающий факт временной регистрации и права на пребывание на территории РФ.
Если необходимые документы подаются гражданином непосредственно в ПФР, регистрация происходит в режиме онлайн, т.е. страховое свидетельство (СНИЛС) будет оформлено и выдано на приеме. В другом случае на регистрацию отводится 5 рабочих дней.
Система обязательного пенсионного страхования является частным институтом (составной частью) по отношению ко всей системе обязательного социального страхования в целом. При этом предусматривается, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации - это система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации заработка, имевшегося у гражданина перед назначением ему обязательного страхового обеспечения (т.е. пенсии).
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 0.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ГК РФ ч. 1) (ред. от 25.02.2022 N 20-ФЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ГК РФ ч. 2) (ред. от 01.07.2021 N 295-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (НК РФ ч. 1) (ред. от 28.05.2022 N 142-ФЗ).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (НК РФ ч. 2) (ред. от 28.06.2022 N 234-ФЗ).
6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 18-Ф).
7. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 18-ФЗ).
8. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.06.2022 N 212-ФЗ).
9. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 30.12.2021 N 474-ФЗ).
10. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 28.06.2022 N 212-ФЗ).
11. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ).
12. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021).
13. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 07.06.2017 N 114-ФЗ.
14. Федеральный закон от 28.12.2017 № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» (принят ГД ФС РФ 15.12.2017).
15. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 503-Ф).
16. Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»
17. Афтахова, А.В. Право социального обеспечения. Практикум: учебное пособие / А. В. Афтахова. – Москва : Юрайт, 2020. - 293 с.
18. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 426 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.