«Система орфограмм в корне слова: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные»

  • docx
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала inna6.docx

«Система орфограмм в корне слова: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные»

Аннотация: Почему мы пишем «замирать», но «замереть»? Почему «поплавок» пишется через «а», а «пловец» через «о»? В этой статье мы разберем три уровня сложности правописания корней и научимся видеть логику там, где раньше видели только правила.

 

I. Уровень 1. Проверяемые гласные: «Золотое правило»

Самая частая ошибка — это спешка. Мы забываем подобрать проверочное слово или подбираем его неверно.

Важное правило: Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ЫВА- / -ИВА-.

  • Пример: Мы пишем «опОздать», потому что проверочное слово «пОздно». Нельзя проверять словом «опаздывать»!

Задание для самопроверки:

Подберите проверочные слова к парам, где написание зависит от смысла:

1.     Сл...зать (с дерева) — _________________

2.     Сл...зать (сметану) — _________________

3.     Разр...дить (ружье) — _________________

4.     Разр...дить (грядки) — _________________

 

II. Уровень 2. Непроверяемые гласные: «Слова-иностранцы»

Многие слова с непроверяемыми гласными пришли к нам из других языков. Чтобы их запомнить, можно использовать метод этимологических ассоциаций.

Слово

Как запомнить?

Винегрет

Раньше это блюдо заправляли винным уксусом.

Карнавал

Слово связано с латинским carne (мясо) — праздник перед постом.

Компания

Группа людей, которые едят один компьют (хлеб) вместе.

Аромат

Представьте, как Рома чувствует сильный запах.

 

III. Уровень 3. Чередующиеся корни: «Территория логики»

Это самая объемная часть нашего исследования. В русском языке есть 4 группы корней с чередованием гласных.

Группа А. Зависимость от суффикса -А-

Если после корня стоит суффикс -А-, в корне пишем И. Если суффикса нет — Е.

  • Корни: -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР-/-МЕР-, -СТИЛ-/-СТЕЛ-, -КАС-/-КОС-.
  • Примеры: Собирать — соберу, касаться — коснуться.

Группа Б. Зависимость от ударения

Корень

Под ударением

Без ударения

ГАР / ГОР

А (загАр)

О (загорЕть)

ЗАР / ЗОР

А или О (зОри, зАрево)

А (зарЯ)

КЛАН / КЛОН

Что слышим

О (поклонИться)

Группа В. Зависимость от согласной на конце корня

  • -ЛАГ- / -ЛОЖ-: Перед Г пишем А, перед Ж пишем О. (Предлагать — предложить).
  • -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-: Перед СТ и Щ пишем А, перед С пишем О. (Растение, выращивать, вырос).
    • Исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

Группа Г. Зависимость от значения слова

Это самые интересные корни:

1.     МАК / МОК:

o    -МАК- = «погружать в жидкость» (макать печенье в чай).

o    -МОК- = «пропускать влагу, становиться влажным» (непромокаемый плащ).

2.     РАВН / РОВН:

o    -РАВН- = «равный, одинаковый» (уравнение).

o    -РОВН- = «ровный, гладкий, прямой» (подровнять грядку).

 

IV. Практический блок «Корневой лабиринт»

Задание: Вставьте пропущенные буквы и в скобках укажите вид корня (П — проверяемый, Н — непроверяемый, Ч — чередующийся).

1.     Уд...вительное явление (____)

2.     Насл...ждаться тишиной (____)

3.     Заг...релый юноша (____)

4.     Прик...снуться к стене (____)

5.     Иску(с,сс)ный пл...вец (____)

6.     Р...стительная жизнь (____)

7.     Пр...мирить врагов (____) — Осторожно! Не перепутайте с корнем -МИР-/-МЕР-.

8.     Обаятельный д...рижер (____)

 

V. Советы «Бывалого лингвиста»

1.     Осторожно с омонимичными корнями! Не путайте чередование с похожими проверяемыми корнями.

o    Пример: «Примирять друзей» (мир) — корень проверяемый. «Замирать от страха» — чередующийся.

2.     Используйте ассоциации. Запомните фразу для корня -ЛАГ-/-ЛОЖ-: «Положить на ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Глагол «ложить» без приставок не употребляется, а «класть» — наоборот.

3.     Слова-исключения — это «святая пятерка». Выпишите их на поля тетради ярким цветом: Ростов, ростовщик, росток, отрасль, Ростислав.


 

4.