«Система орфограмм в корне слова: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные»
Аннотация: Почему мы пишем «замирать», но «замереть»? Почему «поплавок» пишется через «а», а «пловец» через «о»? В этой статье мы разберем три уровня сложности правописания корней и научимся видеть логику там, где раньше видели только правила.
I. Уровень 1. Проверяемые гласные: «Золотое правило»
Самая частая ошибка — это спешка. Мы забываем подобрать проверочное слово или подбираем его неверно.
Важное правило: Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ЫВА- / -ИВА-.
Задание для самопроверки:
Подберите проверочные слова к парам, где написание зависит от смысла:
1. Сл...зать (с дерева) — _________________
2. Сл...зать (сметану) — _________________
3. Разр...дить (ружье) — _________________
4. Разр...дить (грядки) — _________________
II. Уровень 2. Непроверяемые гласные: «Слова-иностранцы»
Многие слова с непроверяемыми гласными пришли к нам из других языков. Чтобы их запомнить, можно использовать метод этимологических ассоциаций.
|
Слово |
Как запомнить? |
|
Винегрет |
Раньше это блюдо заправляли винным уксусом. |
|
Карнавал |
Слово связано с латинским carne (мясо) — праздник перед постом. |
|
Компания |
Группа людей, которые едят один компьют (хлеб) вместе. |
|
Аромат |
Представьте, как Рома чувствует сильный запах. |
III. Уровень 3. Чередующиеся корни: «Территория логики»
Это самая объемная часть нашего исследования. В русском языке есть 4 группы корней с чередованием гласных.
Группа А. Зависимость от суффикса -А-
Если после корня стоит суффикс -А-, в корне пишем И. Если суффикса нет — Е.
Группа Б. Зависимость от ударения
|
Корень |
Под ударением |
Без ударения |
|
ГАР / ГОР |
А (загАр) |
О (загорЕть) |
|
ЗАР / ЗОР |
А или О (зОри, зАрево) |
А (зарЯ) |
|
КЛАН / КЛОН |
Что слышим |
О (поклонИться) |
Группа В. Зависимость от согласной на конце корня
Группа Г. Зависимость от значения слова
Это самые интересные корни:
1. МАК / МОК:
o -МАК- = «погружать в жидкость» (макать печенье в чай).
o -МОК- = «пропускать влагу, становиться влажным» (непромокаемый плащ).
2. РАВН / РОВН:
o -РАВН- = «равный, одинаковый» (уравнение).
o -РОВН- = «ровный, гладкий, прямой» (подровнять грядку).
IV. Практический блок «Корневой лабиринт»
Задание: Вставьте пропущенные буквы и в скобках укажите вид корня (П — проверяемый, Н — непроверяемый, Ч — чередующийся).
1. Уд...вительное явление (____)
2. Насл...ждаться тишиной (____)
3. Заг...релый юноша (____)
4. Прик...снуться к стене (____)
5. Иску(с,сс)ный пл...вец (____)
6. Р...стительная жизнь (____)
7. Пр...мирить врагов (____) — Осторожно! Не перепутайте с корнем -МИР-/-МЕР-.
8. Обаятельный д...рижер (____)
V. Советы «Бывалого лингвиста»
1. Осторожно с омонимичными корнями! Не путайте чередование с похожими проверяемыми корнями.
o Пример: «Примирять друзей» (мир) — корень проверяемый. «Замирать от страха» — чередующийся.
2. Используйте ассоциации. Запомните фразу для корня -ЛАГ-/-ЛОЖ-: «Положить на ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Глагол «ложить» без приставок не употребляется, а «класть» — наоборот.
3. Слова-исключения — это «святая пятерка». Выпишите их на поля тетради ярким цветом: Ростов, ростовщик, росток, отрасль, Ростислав.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.