Система оценивания
Оценка 4.9

Система оценивания

Оценка 4.9
docx
22.01.2020
Система оценивания
Система оценивания.docx

Особенности оценки и результаты реализации ФГОС НОО в образовательном процессе

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Поэтому необходимо развивать у ученика: умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. А также создать комфортную обстановку и мотивировать ученика на успех. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. Поэтому в образовательном процессе создана новая технология оценивания, которая включает в себя 7 правил.

7.правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО?  Все действия! Но отметка – за решение задачи

КТО?  Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна  отметка

ГДЕ? В таблицах образов. результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней обучения (с переводом в любой тип отметок)

ИТОГ?  Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие

(предметное, метапредметное, личностное),

а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Отметка ставится за выполнение продуктивного задания. Продуктивное задание- задание, требующее осуществление нескольких мыслительных операций. Как проверить сформированность действий? Проведём мини-практикум по Правилу 1 (Что оцениваем, а за что можно поставить отметку?) Какое задание является продуктивным (достойно оценки и отметки), а какое репродуктивным (достойно оценки, но, чаще, без отметки)?

Мини-практикум по Правилу 1«ЧТО ОЦЕНИВАЕМ»?

Проверяемое умение: вычитывать информацию, данную в неявном виде

Проверяемое умение: определять, какая информация нужна для решения задачи

Для этого учитель должен продумать  порядок действий  по созданию продуктивного

задания:

1. Какое будем проверять умение?

2. С использованием каких знаний (их надо помнить или они приводятся в самом задании)?

3.Чётко сформулируйте задание.

4. В какой форме должен быть дан ответ (устно, письменно – поле для записи и т.п.)?

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Правило№2 предполагает освоение учениками

АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

КАК ВВОДИТЬ ПРАВИЛО«САМООЦЕНКИ»? Конечно это подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки

      1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума. Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания

      2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

При формировании умения самооценки

      1 шаг. На первых уроках учитель выбирает   для оценивания своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)

      2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал):

         1.Задание? (приучаем помнить цель)

         2.Выполнил? (учим сопоставлять цель и результат)

         3.Правильно? (учим признавать ошибки)

         4.Сам? (учим анализировать процесс исполнения)

5.+со 2 кл.: Какая отметка? (учим различать уровни - поправляем завышение или занижение).

      3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

      4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

      5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения Базовое умение самооценки сформировано.

Использование сформированного умения самооценки

      1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.

      2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика:    «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

      Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму

      3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный ичестный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

ласовать позиции

 

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)

ПРИМЕР 2:В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику

 

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?

 

В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных), где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, а горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика. Ячейки заполняются в виде балов. 

0б. – не научился (не проявил данное умение) 
1б. – частично научился (допускает ошибки) 
2б. - в полной мере научился (ярко демонстрирует данное умение) 

 и в портфеле достижений! 

Таблицы результатов  образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных-неперсонифицированных.

Портфель достижений - сборник работ и результатов, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях.

 

Использование ТАБЛИЦЫ результатов: без изменения заполнения официального журнала

1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (например, только за контрольные работы, все и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал

2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).

Использование ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ: с изменением заполнения оф. Журнала

 

Правило 5: Когда ставить отметки? (право отказа и пересдачи)

За задачи, решенные при изучении новой темы,отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ»

 

      1 шаг:Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)

      2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками

      3 шаг:Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.

      4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).

      5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.

 

Правило 6: По каким критериям различать оценки? 

Необходимый (Базовый) уровень – решение простой типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный (Программный) уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый)- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

Уровень успешности–это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например:

Предметные контрольные

Общий вид заданий в контрольных работах нового типа:

Формулировка задания(указание проверяемого умения из требований программы)

      Базовый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично»)

      Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»)

      Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)

ПРИМЕРРУССКИЙЯЗЫК. 3 КЛ.

Умение: находить корень в однокоренных словах.

Необходимый уровень

Выдели корень в группе однокоренных слов:

    берег, береговой, бережок, безбрежный

Повышенный уровень

Подчеркни однокоренные слова в каждой группе, выдели в них корень:

1) сила, сильный, силушка, силос

2) вода, водный, водитель, водяной

3) нос, носилки, носовой, носик

Правило 7.Как выводить итоговые оценки и отметки? 

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),

Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:

-         накопленных учеником в портфеле достижений

-         итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов

на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного

Результаты итоговых работ

показывают уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования

Аттестации НЕ подлежат следующие результаты: ценностные ориентации обучающегося;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Виды и формы контрольно-оценочных действий в системе итогового оценивания

     -диагностистическая работа;

-стартовая работа;

-текущая система оценки;

-домашнее задание;

-проекты;

     - портфолио ученика;

-портфель читателя;

-консультация;

-мастерская;

   - итоговая комплексная работа;

   - проверочная работа;

   -самостоятельная работа

Технология оценивания обеспечивает следующие образовательные результаты.

Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности. 

Коммуникативные: умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.

Личностные: толерантное отношение к иным решениям

Таким образом, новая система оценивания позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий, предметные. метапредметные и личностные результаты.

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то«дополнительным и не обязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно  зачем мы учимся!»и«Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»

 

 

 

 

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания

Система оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020