Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления
Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность последнего определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Специалисты давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению дошкольников. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки, приобретаются базовые физические качества. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, следует ежедневно включать в воспитательно-оздоровительный процесс закаливающие мероприятия. Закаливание – это прекрасное и доступное средство укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям.
Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
В СанПине 2.4.0259-21.21 в пункте12.6 прописано: закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и индивидуального подхода.
В своей работе я использую:
Утренняя гимнастика;
Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после приема пищи;
Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения;
Фитонциды (лук, чеснок);
Прогулки: утренняя, дневная, вечерняя;
Оптимальный двигательный режим;
Сон без маек;
Дыхательная гимнастика;
Босохождение
Контрастное обливание ног
Корригирующая гимнастика
Точечный массаж
А сейчас я хочу рассказать об этом более подробно. И начнем с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика
Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.
Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе в соответствии с погодными условиями. Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц.
Полоскание рта после приёма пищи
Благодаря данной процедуре мы бережем зубы и развиваем челюстные мышцы и мышцы языка и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи, так как эта процедура будет эффективной для профилактики кариеса зубов.
Немного остановлюсь на методике полоскания полости рта:
Для полоскания рта детям даются небольшие стаканчики с кипяченной водой
комнатной температуры в объеме 50-60 мл.
Алгоритм полоскания полости рта.
- Набрать в рот глоток воды.
- Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
- Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
- Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.
Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.
Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так,
чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект
наталкивания: увидел – захотел это сделать.
Следующий не мало важной процедурой, для здорьвоя ребенка является кончно же чистка зубов.
Чистка зубов
Обучение индивидуальной гигиене полости рта является основным компонентом в профилактике стоматологических заболеваний. Сохранять здоровье с детских лет- это первостепенная задача.
За гигиеной ротовой полости нужно следить с самого раннего возраста. В домашней обстановке привычку регулярно чистить зубы прививают родители. В детском саду воспитатель и помощник воспитателя также напоминают о необходимости чистить зубы после завтрака и полоскать их после каждого приема пищи.
С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей ДОУ (детского сада) воспитанников знакомит воспитатель детского сада в форме беседы с использованием наглядного материала.
Метод, который мы используем для чистки зубов, называется «От красного к белому» (красное – это десна, а белое – это зубки). Соответственно, движения щётки должны быть в направлении от десны к зубам.
Техника чистки зубов:
- тщательно моем руки водой с мылом;
-
хорошо
полощем ротик, смачиваем зубную щётку водой и выдавливаем
на неё зубную пасту размером с горошину;
- сначала очищаем внешнюю сторону всех зубов подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;
- затем очищаем всю их внутреннюю поверхность подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;
- открываем ротик и чистим бугорки, ямки и режущие края всех верхних и нижних зубов движениями вперёд-назад;
-
смыкаем
зубки, улыбаемся и круговыми движениями очищаем
их внешнюю сторону;
- обязательно очищаем язычок подметающими движениями (специальной зубной щеткой или чистящей подушечкой (на головке зубной щетки);
- сплевываем остатка зубной пасты и полощем рот;
- промываем зубную щетку и убираем ее в футляр.
Так же мы выделяем не мало времени для физминуток, которые мы проводим ежедневно.
Физкультминутки для дошкольников
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Проведение физкультминуток положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.
Прогулка
Прогулка – одна из традиционных форм оздоровления в детском саду. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Во время прогулок детский организм приобретает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, так же прогулка способствует умственному развитию. В детском саду прогулки проводятся каждый день, в связи с режимными моментами. В летний период дети максимально находятся на свежем воздухе, делается перерывы на сон и прием пищи.
Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых является речевое развитие.
При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности
В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты, труд.
Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.
Педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. специально подобранные комплексы играют очень важную роль в профилактике правильной осанки.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика - это тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают.
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике Бориса Сергеевича Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется также и часто болеющим детям.
С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений.
Точечный массаж
Акупрессура или точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Данный метод был известен в китайской традиционной медицине еще более 5 тысяч лет назад, передаваясь устно из поколения в поколение.
Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
Метод
высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект
обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух, а для
сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции энергетических
каналов.
При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и
в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины А и
другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту
организма. Рекомендую проводить точечный массаж всем, особенно с целью
профилактики, если вы часто болеете гриппом или простудой.
Оптимально сочетать этот массаж с закаливающими процедурами.
Методика босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка В. С., Похис К. А.)
Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии ребенка, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.
Так как на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя их, РЕБЕНОК стимулирует кровообращение, снимает усталость и боль в ногах. Это полезно как для взрослых, так и для малышей. Кроме того, ходьба на массажном коврике - это успешная профилактика плоскостопия!
Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние воспитанника.
После хождения по масажным дорожкам проводиться контрастное обливание ног.
Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. А использую контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38.
Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна, пока ноги не охладились.
Фитоциты
О том, что лук и чеснок обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребёнок из сказок, рассказов. Особенно подробно мы рассказываем о чудодейственных овощах, обладающих антивирусными, противомикробными, обезболивающими, ранозаживляющими свойствами
В качестве профилактики блюдца с чесноком и луком мы расставляем в местах, где находятся наши воспитанники, включая спальную и приёмную. Дети вдыхают фитонциды – целительные ароматические вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии.
Работа с родителями
Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому я старалась сделать так, чтобы родители были моими помощниками. Для этого на родительских собраниях я рассказывала родителям о пользе закаливающих процедур, подготавливала для них наглядно-демонстрационный материал (папки-передвижки, консультации, мини баннеры, видеоматериалы).
В рамках оздоровительных мероприятий в МАДОУ провели мастер-класс с родителями по изготовлению фитоподушки для сна. Родители очень активно подбирают травы из рецептов и готовят вот такие красивые фитоподушки для детей. Дети с удовольствием спят на таких подушках, а утром бодрые идут в детский сад. Ведь недаром говорят здоровый сон - это здоровая семья.
Таким образом, использование разнообразных методов закаливания приводит к достаточно эффективным результатам:
· Индекс здоровья повысился на 4%, повысилась посещаемость детей;
· Дети с желанием посещают детский сад, что является показателем прежде всего их психического благополучия;
· Легче переносится период адаптации;
· Выстроился режим сна – продолжительность, психомоторная функция;
· Дети овладели навыками самомассажа;
· Проводимая работа с семьями воспитанников оказалась востребованной, что подтверждается не только положительными отзывами, но и их желанием применять закаливающие мероприятия дома. Отмечено желание родителей обмениваться семейным опытом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.