Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления
Оценка 4.9

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления

Оценка 4.9
docx
01.07.2024
Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания  и оздоровления
Закаливание.docx

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания               и оздоровления

 

 

 

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность последнего определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Специалисты давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению дошкольников. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки, приобретаются базовые физические качества. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, следует ежедневно включать в воспитательно-оздоровительный процесс закаливающие мероприятия. Закаливание – это прекрасное и доступное средство укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям.

 Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

В СанПине 2.4.0259-21.21 в пункте12.6 прописано: закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и   индивидуального подхода.

В своей работе я использую:  

*       Утренняя гимнастика;

*       Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после приема пищи;

*       Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;

*       Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения;

*       Фитонциды (лук, чеснок);

*       Прогулки: утренняя, дневная, вечерняя;

*       Оптимальный двигательный режим;

*       Сон без маек;

*       Дыхательная гимнастика;

*       Босохождение

*       Контрастное обливание ног

*       Корригирующая гимнастика

*       Точечный массаж

А сейчас я хочу рассказать об этом более подробно. И начнем с утренней гимнастики.

 

Утренняя гимнастика

Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе в соответствии с погодными условиями. Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц.

 

Полоскание рта после приёма пищи

 

Благодаря данной процедуре мы бережем зубы и развиваем челюстные мышцы и мышцы языка и мимику.  Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи, так как эта процедура будет эффективной для профилактики кариеса зубов.

Немного остановлюсь на методике полоскания полости рта:

 

Для полоскания рта детям даются небольшие стаканчики с кипяченной водой комнатной температуры в объеме 50-60 мл.
Алгоритм полоскания полости рта.
- Набрать в рот глоток воды.
- Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
- Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
- Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.
Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.
 

Следующий не мало важной процедурой, для здорьвоя ребенка является кончно же чистка зубов.

 

Чистка зубов

Обучение индивидуальной гигиене полости рта является основным компонентом в профилактике стоматологических заболеваний. Сохранять здоровье с детских лет- это первостепенная задача.

    За гигиеной ротовой полости нужно следить с самого раннего возраста. В домашней обстановке привычку регулярно чистить зубы прививают родители. В детском саду воспитатель и помощник воспитателя также напоминают о необходимости чистить зубы после завтрака и полоскать их после каждого приема пищи.

 

     С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей ДОУ (детского сада) воспитанников знакомит воспитатель детского сада в форме беседы с использованием наглядного материала.

Метод, который мы используем для чистки зубов, называется «От красного к белому» (красное – это десна, а белое – это зубки).  Соответственно, движения щётки должны быть в направлении от десны к зубам.

Техника чистки зубов:

-         тщательно моем руки водой с мылом;

-         хорошо полощем ротик, смачиваем зубную щётку водой и выдавливаем
на неё зубную пасту размером с горошину;

-         сначала очищаем внешнюю сторону всех зубов подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;

-         затем очищаем всю их внутреннюю поверхность подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;

-         открываем ротик и чистим бугорки, ямки и режущие края всех верхних и нижних зубов движениями вперёд-назад;

-         смыкаем зубки, улыбаемся и круговыми движениями очищаем
их внешнюю сторону;

-         обязательно очищаем язычок подметающими движениями (специальной зубной щеткой или чистящей подушечкой (на головке зубной щетки);

-         сплевываем остатка зубной пасты и полощем рот;

-         промываем зубную щетку и убираем ее в футляр.

 

Так же мы выделяем не мало времени для физминуток, которые мы проводим ежедневно.

 

Физкультминутки для дошкольников

 

 Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Проведение физкультминуток положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.

 

Прогулка

Прогулка – одна из традиционных форм оздоровления в детском саду. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Во время прогулок детский организм приобретает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, так же прогулка способствует умственному развитию. В детском саду прогулки проводятся каждый день,  в связи с режимными моментами. В летний период дети максимально находятся на свежем воздухе, делается перерывы на сон и прием пищи.

Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых  является речевое развитие.

При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности

В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты, труд.

 

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

 

Педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

1.     Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.

2.     Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

3.     Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.

4.     Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. специально подобранные комплексы играют очень важную роль в профилактике правильной осанки.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика  - это  тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике Бориса Сергеевича Толкачева.  Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется также и часто болеющим детям. 

С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений.

 

Точечный массаж

Акупрессура или точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Данный метод был известен в китайской традиционной медицине еще более 5 тысяч лет назад, передаваясь устно из поколения в поколение.

 Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. 

Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух, а для сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции энергетических каналов.
При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины А и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. Рекомендую проводить точечный массаж всем, особенно с целью профилактики, если вы часто болеете гриппом или простудой.

Оптимально сочетать этот массаж с закаливающими процедурами.

 

Методика босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка В. С., Похис К. А.)

Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии ребенка, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.

Так как   на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя их, РЕБЕНОК стимулирует кровообращение, снимает усталость и боль в ногах. Это полезно как для взрослых, так и для малышей. Кроме того, ходьба на массажном коврике - это успешная профилактика плоскостопия!

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние воспитанника.

После хождения по масажным дорожкам проводиться контрастное обливание ног.

 

Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.  А использую контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. 

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна, пока ноги не охладились.

 

 

Фитоциты

О том, что лук и чеснок обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребёнок из сказок, рассказов. Особенно подробно мы рассказываем о чудодейственных овощах, обладающих антивирусными, противомикробными, обезболивающими, ранозаживляющими свойствами

В качестве профилактики блюдца с чесноком и луком мы расставляем в местах, где находятся наши воспитанники, включая спальную и приёмную. Дети вдыхают фитонциды – целительные ароматические вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии.

 

Работа с родителями

Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому я старалась сделать так, чтобы родители были моими помощниками. Для этого на родительских собраниях я рассказывала родителям о пользе закаливающих процедур, подготавливала для них наглядно-демонстрационный материал (папки-передвижки, консультации, мини баннеры, видеоматериалы).

 В рамках оздоровительных мероприятий в МАДОУ провели мастер-класс с родителями по изготовлению фитоподушки для сна. Родители очень активно подбирают травы из рецептов и готовят вот такие красивые фитоподушки для детей. Дети с удовольствием спят на таких подушках, а утром бодрые идут в детский сад. Ведь недаром говорят здоровый сон - это здоровая семья.

 

 

     Таким образом, использование разнообразных методов закаливания приводит к достаточно эффективным результатам:

·         Индекс здоровья повысился на 4%, повысилась посещаемость детей;

·          Дети с желанием посещают детский сад, что является показателем прежде всего их психического благополучия;

·          Легче переносится период адаптации;

·         Выстроился режим сна – продолжительность, психомоторная функция;

·         Дети овладели навыками самомассажа;

·         Проводимая работа с семьями воспитанников оказалась востребованной, что подтверждается не только положительными отзывами, но и их желанием применять закаливающие мероприятия дома. Отмечено желание родителей обмениваться семейным опытом.


 

Скачано с www.znanio.ru

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления

Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и индивидуального подхода

Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и индивидуального подхода

Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц

Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц

С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей

С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике

Так как на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником

Так как на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником

Работа с родителями Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так…

Работа с родителями Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2024