Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС
Оценка 5

Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС

Оценка 5
docx
05.07.2024
Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС
Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС.docx

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА, 2022 год

«Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС»

 

В данной работе раскрыта тема «Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС». Ее актуальность объясняется динамически меняющейся нормативно-регламентирующей документацией относительно преподавания в школах Донецкой Народной Республики. Методика, методология, структура и идеологическая парадигма в современной педагогике имеют тенденцию к интеграции в педагогическое пространство Российской Федерации.

Это накладывает на современного учителя информатики дополнительную ответственность за оперативное овладение новыми теоретическими знаниями, практическими подходами к своей профессиональной деятельности.

Цель: изучение особенностей организации современного урока информатики в условиях реализации Государственных образовательных стандартов (ГОС).

Задачи:

·                    рассмотреть новые нормативные документы, регламентирующие методику проведения современного урока в Донецкой Народной Республике;

·                    изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую литературу по теме «Современный урок информатики»;

·                    описать типы современного урока информатики, его структуру;

·                    разработать технологические карты уроков по предмету «Информатика» с учетом особенностей дистанционной формы обучения.

В первом разделе работы рассмотрены нормативные документы, регламентирующие методику проведения современного урока, теоретические основы современного урока информатики, а также изучена и проанализирована педагогическая и научно-методическая литература по теме исследования.

Второй раздел содержит разработки технологических карт двух уроков информатики для 9 класса, составленных на основе требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

 

 

 


 

Содержание

 

Введение. 4

Раздел 1. Теоретические основы современного урока информатики в условиях реализации ГОС.. 6

1.1 Особенности современного урока информатики. 6

1.2 Основные этапы современного урока. 9

1.3 Типы уроков. 10

1.4 Требования к уроку. 14

1.5 Методы и формы проведения уроков. 18

Раздел 2. Моделирование современных уроков информатики с учетом особенностей дистанционной формы обучения. 19

2.1. Технологическая карта урока информатики по теме «Моделирование как метод познания». 20

2.2. Технологическая карта урока информатики по теме «Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы»  26

Выводы.. 38

Список использованной литературы.. 40

 

 

 


Введение

 

Актуальность темы определяется и тем фактом, что в период пандемии COVID-19 всё больше времени занимает дистанционное обучение. В связи с введением ограничительных мер, в ноябре 2021 года школы вынужденно перешли на дистанционное обучение. Учителя и школьники начали активно использовать образовательные онлайн-платформы, наполняя их разнообразными заданиями и мультимедийными материалами. Отделом дистанционного обучения  ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» были разработаны и утверждены на заседании Ученого совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (Протокол № 4 от 17.09.2020 г.) «Информационно-методические материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях в формате дистанционного обучения» [10], в которых прописано, что при использовании Интернет-сервисов следует учитывать рекомендуемую непрерывную длительность работы, связанную с фиксацией взгляда непосредственно на экране устройства отображения информации, которая не должна превышать: для обучающихся в 1-4 классах – 15 мин; для обучающихся в 5-7 классах – 20 мин; для обучающихся в 8-11 классах – 25 мин.

Также, необходимо помнить, что самостоятельно обучающийся работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие учебные проблемы. Поэтому блок материала для дистанционного обучения должен включать учебные задания, подобранные в соответствии с поставленной учебной целью и записанные в порядке выполнения, оптимальном для достижения цели. 

В контексте описанных условий, теоретико-практическое исследование на тему «Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС» является актуальным по следующим причинам: во-первых, в ходе работы мы углубленно знакомимся с новейшими нормативными документами, которые определяют цели, задачи и содержание всей школьной учебной деятельности, что повышает квалификацию педагогов; во-вторых, происходит знакомство не только с республиканскими стандартами и требованиями, но и с передовыми методологическими подходами ученых и практиков Российской Федерации; в-третьих, работа предусматривает практическую часть, в ходе которой разработаны собственные уроки по информатике на основе полученных теоретических знаний; в-четвёртых, в качестве апробирования сервисов, соответствующих требованиям дистанционного обучения, для размещения уроков выбрана платформа для онлайн-обучения Google Класс (Google Classroom).

Таким образом, целью работы является изучение особенностей организации современного урока информатики в условиях реализации Государственных образовательных стандартов.

Задачи, которые следуют из этой цели, соответственно, следующие:

-                   рассмотреть новые нормативные документы, регламентирующие методику проведения современного урока в Донецкой Народной Республике;

-                   изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую литературу по теме «Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС»;

-                   описать типы современного урока информатики, его структуру;

-                   разработать технологические карты уроков по предмету «Информатика» с учетом особенностей дистанционной формы обучения.

Объектом исследования является современный урок информатики.

Предмет исследования: процесс проектирования урока информатики в соответствии с современными требованиями и учетом особенностей дистанционной формы обучения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, систематизация и теоретическое обобщение, метод дедуктивного следования от общего к частному путем выделения тех данных, которые касаются объекта исследования – современного урока как такового и современного урока по информатике, в частности; моделирование содержания работы учителя и деятельности обучающихся на уроках информатики в 9 классах.

                                        

 


Раздел 1. Теоретические основы современного урока информатики в условиях реализации ГОС

 

1.1. Особенности современного урока информатики

Преподавание учебного предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 

1.                 Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015 (с изменениями) [1]; 

2.                 Государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 119-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 78-НП) [2];

3.                 Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 120-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 79-НП) [3];

4.                 Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 121-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 80-НП) [4];

5.                 Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОН ДНР от 13.08.2021 № 682 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования") [5].

6.                 Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2021 г. № 684 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году» [6].

7.                 Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021-2022 учебном году организациями, осуществляющими образовательную деятельность в Донецкой Народной Республике (в новой редакции)» [7].

8.                 Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31.08.2021 № 727 «Об утверждении перечня учебников и учебных пособий» [8].

9.                 Приказ Министерства здравоохранения от 14.04.2020г. № 755 «Об утверждении Санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [9].

Базовым документом, который регламентирует идеологические и структурно-методологические основы образования в Донецкой Народной Республике, является новый Государственный образовательный стандарт ДНР, разработанный с учетом особенностей государства [2, 3, 4]. 

В контексте настоящей работы нам важны как его общие, так и специфические положения. Так, на страницах 4-10 ГОС [3], в его общих положениях, в частности, указано, что система школьного образования должна актуализировать системно-деятельностный подход, который предусматривает:

·                    формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·                    проектирование и конструирование социальной среды;

·                    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

·                    культивирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, социальных компетентностей, способности ставить перед собой цели;

·                    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики.

Система образования также должна быть нацелена на развитие морального сознания и соответствующих компетентностей касаемо следующего [3]:

·                    формирования ценности здорового и безопасного образа жизни;

·                    способности к осмыслению и дифференциации картины мира, а также способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

·                    умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

·                    умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

В общих положениях ГОС также особо подчеркивается важность [3]:

·                    формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий (ИКТ-компетенции);

·                    формирования способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·                    формирования умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, выполнять действия по заданному алгоритму.

Совокупность указанных законодательных и нормативных документов определяет условия функционирования сферы образования. Эти документы, безусловно, необходимо учитывать педагогам в своей практической деятельности.

Рассмотрев все основные нормативно-правовые документы, используемые в образовании, приступим к реализации следующей поставленной задачи – теоретического рассмотрения современного урока информатики.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности обучающегося, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Особенности современного урока информатики:

1. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания компьютерных и некомпьютерных методов обучения.

2. В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель – обучающийся, обучающийся – ПК, обучающийся – ПК – учебная книга, учитель – обучающийся – ПК.

 

1.2. Основные этапы современного урока

Основные элементы (этапы) современного урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.

4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

 

1.3 Типы уроков

По основной дидактической цели уроки подразделяются на следующие типы:

·                    урок изучения нового материала;

·                    урок формирования умений и навыков;

·                    урок обобщения и систематизации знаний;

·                    урок практического применения знаний;

·                    урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

·                    комбинированный урок.

Структура урока изучения нового материала:

1.                 Оргмомент.

2.                 Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

3.                 Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4.                 Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5.                 Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6.                 Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7.                 Контроль результатов первичного запоминания.

8.                 Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9.                 Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10.             Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11.             Задание на дом.

12.             Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1.                 Оргмомент.

2.                 Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3.                 Проведение проверочных упражнений.

4.                 Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5.                 Упражнения на их освоение.

6.                 Упражнения на их закрепление.

7.                 Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8.                 Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9.                 Упражнения творческого характера.

10.             Задание на дом.

11.             Итог урока.

Структура урока закрепления:

1.                 Оргмомент.

2.                 Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3.                 Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4.                 Проверка выполнения работ.

5.                 Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6.                 Задание на дом (если это необходимо).

7.                 Итог урока.

Структура урока повторения:

1.                 Оргмомент.

2.                 Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

3.                 Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).

4.                 Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5.                 Задание на дом.

6.                 Итог урока.

Структура урока проверки знаний:

1.                 Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2.                 Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

3.                 Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого обучающегося.

4.                 Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

5.                 Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1.                 Организационный момент.

2.                 Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

3.                 Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

4.                 Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5.                 Формулирование выводов по изученному материалу.

6.                 Оценка результатов урока.

7.                 Подведение итогов.

8.                 Задание на дом (не всегда).

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

1.                 Организация начала урока.

2.                 Сообщение темы урока и его задач.

3.                 Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

4.                 Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии.

5.                 Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

6.                 Творческое применение знаний и умений.

7.                 Упражнение по отработке навыков.

8.                 Домашнее задание.

9.                 Итог урока с оценкой проделанной обучающимися работы.


 

1.4 Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

-                   четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

-                   определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

-                   прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

-                   выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в деятельности обучающихся;

-                   реализация на уроке всех дидактических принципов;

-                   создание условий успешного учения обучающихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.                 Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.                 Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.                 Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.                 Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

-                   соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

-                   определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

-                   планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

-                   выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

-                   учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

-                   соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.                 Особенности самоорганизации учителя:

-                   подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

-                   рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

-                   педагогический такт (случаи проявления);

-                   психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Требования к организации познавательной деятельности учащихся

1.                 Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

-                   планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

-                   использование установок в форме убеждения, внушения;

-                   планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

-                   использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2.                 Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

-                   определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

-                   опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

-                   планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

-                   повышение уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формирование умений рассуждать и умозаключать;

-                   использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3.                 Учет возрастных особенностей учащихся: планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к сильным и слабым обучающимся.

4.                 Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

5.                 Организованность обучающихся:

-                   отношение учащихся к учению, их степень самоорганизации и уровень умственного развития;

-                   возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы, обучающихся на уроке.

Гигиенические требования к уроку: температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы обучающегося; соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

-                   урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

-                   темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

-                   необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

-                   доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

-                   по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

-                   обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

-                   учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


 

1.5. Методы и формы проведения уроков

Метод – это прием, способ или образ действия, способ достижения цели, совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод обучения можно определить, как способ деятельности учащихся, как совокупность приемов работы, как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. Таким образом, метод обучения содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.

Методов обучения множество. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод или эвристический, исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя рассматривают три группы методов обучения:

1.        Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные)

2.        Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха)

3.        Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый.

Формы обучения можно подразделить на:

-                   учебно-плановые: урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.;

-                   внеплановые: консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам

-                   вспомогательные: групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство.


 


Раздел 2. Моделирование современных уроков информатики с учетом особенностей дистанционной формы обучения

В качестве апробирования сервисов, соответствующих требованиям дистанционного обучения, для размещения уроков выбрана платформа для онлайн-обучения Google Класс (Google Classroom).

Google Classroom – интернет-сервис для онлайн-обучения. Позволяет создавать курсы, проводить вебинары и тестировать учеников. В одном сервисе собрано несколько инструментов. Среди них, диск для хранения файлов, Google Docs для публикации текстовых лекций, презентации, опросы, сервис для видеовстреч и календарь для планирования обучения. В сервисе могут работать сразу несколько человек.

Преподаватели

Ученики

Администраторы

Родители

Создают курсы и задания

Решают задания и получают оценки

Могут просматривать курсы и задания

Получают рассылки об успеваемости ребенка

Проводят видеовстречи

Задают вопрос преподавателю

Добавляют и удаляют обучающихся

Могут следить за учебными новостями

Тестируют обучающихся

Переписываются с одноклассниками

Проверяют домашние задания

Выставляют оценки

Публикуют новости и объявления

Рассылают уведомления на почту

 

К Google Classroom подключен сервис для видеовстреч Google Meet. С его помощью можно проводить живые уроки, дискуссии. Чтобы проиллюстрировать свой доклад и показать ключевые мысли во время выступления можно показывать презентацию. Для этого нужно включить показ экрана компьютера и включить презентацию — ученики увидят все, что происходит на ПК.  В Google Meet есть чат для общения, в котором ученики могут задавать учителю вопросы, обмениваться мыслями или просто общаться.


 

2.1. Технологическая карта урока информатики по теме «Моделирование как метод познания»

 

Предмет: информатика

Класс: 9

Тема: Информационное моделирование как метод познания

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать понятие моделирования как метода познания.

Задачи:

·     показать роль моделирования в деятельности человека;

·     сформировать системный подход к окружающему миру;

·     развить умения обобщать, структурировать материал;

·     развивать исследовательские и творческие способности учащихся;

·     развивать умение работать самостоятельно и в группе.

Метод обучения:

·     словесный – беседа;

·     наглядный – интерактивный комплекс, компьютеры, ЭОР;

·     практический – индивидуальная работа, работа в группе.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК обучающихся.

Ресурсы:

1.   Сервис Google Classroom.

2.   Сервис для видеовстреч Google Meet.

3.   Интерактивная доска Jamboard.

4.   Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/train/#188387.

5.                 Программы составления ментальных карт: программа XMind, https://www.mindomo.com.

6.                 Приложения https://docs.google.com/forms00.

 


 

Структура урока

Этап урока (название), время

Цель и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание (ЭОР)

1.

Доурочная подготовка

Цель: осмысление понятий модели, моделирование и их применение в современном мире

Метод: наглядный

Подбор видеороликов, презентаций

https://www.youtube.com/watch?v=cqYIROn_PM0

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-1-1.ppt

Учебник § 1.1. «Моделирование как метод познания»

Просмотр видео, изучение презентации и параграфа

Заполнение таблицы

Зачем создаются модели

Причина

Пример из учебника, видео

Свой пример

1

 

 

2

 

 

Познавательные: уметь структурировать знания.

 

Личностные: использовать навыки самоорганизации.

2.

Организационный момент
(1 мин)

Цель: создание психологического настроя, спокойной деловой обстановки для восприятия и усвоения нового материала.

Метод: диалог

Подключается к уроку в Google Meet.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Подключаются к уроку в Google Meet, через календарь по расписанию. Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Коммуникативные: умение организовать рабочую среду.

Личностные: использовать навыки самоорганизации.

3.

Актуализа-ция знаний и проверка домашнего задания

(7 мин)

Цель: выяснение готовности учащихся к усвоению темы;

активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Метод: практический, наглядный

Задает вопросы

В качестве домашнего задания вам было предложено самостоятельно просмотреть материал.  Давайте ответим на вопросы:

1.   Что такое модель?

2.   Что такое моделирование?

Организует работу на интерактивной доске Jamboard в Google Meet

Задание на установление соответствия
Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/train/#188387

Вспоминают изученное, отвечают на вопросы;

Отвечают на вопросы, дают определение:

1.     упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении;

2.    процесс построения моделей для исследования и изучения процессов объектов или явлений.

Работают на ИД

Устанавливают соответствие, выбирают правильные ответы

Вопрос 1, 2

Познавательные: уметь структурировать знания.

Коммуникативные: уметь ориентироваться на партнера по общению, умение слушать собеседника, аргументировать свое мнение.

4.

Первичное усвоение и закрепле-ние материала
 (15 мин)

Цель: закрепление системы базовых знаний по теме;

применение знаний в измененных ситуациях;

развитие творческой активности учащихся; воспитание информационной культуры учащихся

 

Метод: диалог, наглядный

Проверяет как учащиеся заполнили таблицу и организует дальнейшую работу с ней

Учитель организует обсуждение.

Дополняют таблицу:

·           объект может уже не существовать

·           может иметь много взаимосвязей

Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, корректирует выявленные пробелы,

организует работу на интерактивной доске

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3060/train/#188387

Опираясь на таблицу отвечают на вопрос «Когда создаются модели?»

·           Если объект очень большой или очень маленький;

·           Если процесс протекает очень быстро или очень медленно;

·           Использование оригинала может быть дорогим;

·           Использование оригинала может быть опасно

Отвечают на вопросы 6, 7, 8

Познавательные: выбирать наиболее
эффективные способы выполнения задания.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные: формировать умение
систематизации объектов; совершенствование навыков использования программного обеспечения.

Регулятивные: развивать умение адекватно оценивать работу других и свою, развивать самокритичность.

5.

Усвоение новых знаний

 (18 мин)

Цель: Формирование познавательных мотивов и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности; углубление представления учащихся о моделировании и видах информационных моделей.

Метод: диалог, наглядный

Организует работу с презентацией, «Этапы компьютерного моделирования», обсуждение представленного материала с опорой на личный опыт учащихся.

Моделирование занимает центральное место в исследовании объекта оно позволяет обоснованно принимать решения.

Какие решения мы принимаем? Для чего мы создаем модели?

Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представлять себе отправной и конечный ее этапы. То же можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь – прототип. Конечный этап моделирования – принятие решений.

 

Рассмотрим основные этапы моделирования.

 

Презентация

https://www.youtube.com/watch?v=pblX4bgjuKc

Выдвигают гипотезы

(как совершенствовать привычные объекты;

Надо ли создавать новые;

Как изменить процессы управления;

Как изменить окружающий мир в лучшую сторону)

 

 

Участвуют в обсуждении, составляют конспект

Картинки по запросу этапы моделирования

Познавательные: уметь анализировать
текст.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, контролировать полученный результат, корректировать результат.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, осознанно строить речевое высказывание, развивать диалогическую речь.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

 

 

 

 

6.

Рефлексия

(3 мин)

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, анализ и оценка успешности достижения цели.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Оцените себя: заполните форму

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfCr4TlNoHDFHFV6ipPld8PKSTlwe_SuOI3T4mA44gl5YJZCQ/viewform

Оценивают полученные знания, заполняют форму

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

7.

Домашнее задание
(1 мин)

Цель: разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию. Разъясняет ход и способы выполнения дом. задания, критерии оценивания

§ 1.1

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=gMuEcal5A8Q

https://www.youtube.com/watch?v=5c2LbPT3fFs

составить ментальную карту, используя данные презентации.

Личностные: формировать навыки самоорганизации

 


2.2. Технологическая карта урока информатики по теме «Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы»

 

Предмет: информатика.

Класс: 9.

Тема: Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: ознакомить учащихся с назначением и основными возможностями табличного процессора MS EXCEL, понятием «электронная таблица».

Основные термины и понятия: Интерфейс программы. Основные элементы интерфейса. Понятие электронной таблицы, ячейки, строки, столбца, система адресации. Движение по табличному полю. Ввод данных. Типы данных. Редактирование содержимого ячейки.

Используемые на уроке средства ИКТ: ПК учителя; ПК, телефон или планшет обучающихся.

ПО: MS EXCEL, MS TEAMS.

Ссылка на Презентацию: https://disk.yandex.ru/i/WbfOyS3ApYA8Mw.

Ссылка на Практику: https://disk.yandex.ru/i/nJV0SG_QiMVQmQ.

УМК: Учебник «Информатика 9 класс»  Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Методическое пособие: Босова Л.Л.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД – наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Метапредметные УУД – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

Личностные УУД – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Ресурсы:

1.                 Сервис Google Classroom.

2.                 Сервис для видеовстреч Google Meet.


Структура урока

 


Этапы урока

(название), время

Цель и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание (ЭОР)

1.                   

Организационный момент

(1 мин)

Цель: создание психологического настроя, спокойной деловой обстановки для восприятия и усвоения нового материала.

Метод: диалог

Подключается к уроку в Google Meet, загружает презентацию. Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Проверяет видно ли презентацию, работу звука.

Создает позитивный настрой на урок

 

Подключаются к уроку в Google Meet, через календарь по расписанию. Проверяют наличие принадлежностей.

Проверяют звук, наличие презентации

Коммуникативные: умение организовать рабочую среду.

Личностные: использовать навыки самоорганизации.

2.                   

Актуализация знаний.

Мотивация.

Формулирование темы и целей через повторение

(3 мин)

Цель: выяснение готовности учащихся к усвоению темы;

активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формулирование темы и целей

Метод: практический, наглядный

Люди с древних времен пытались облегчить себе труд, придумывая разные устройства, инструменты и приспособления. И конечно хотели автоматизировать вычисления. Лень-двигатель прогресса.

 

Человек придумал не мало устройств для автоматизации вычислений. Слева на слайде вы видите современный инструмент для вычислений на ПК – электронную таблицу

 

Определение темы урока в сотрудничестве с учащимися

- Назовите цели урока:

Направить учащихся на самостоятельное определение целей и задач урок.

Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме.

Смотрят слайды презентации

 

Определение темы и целей урока в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

 

Познавательные: уметь структурировать знания.

Коммуникативные: уметь ориентироваться на партнера по общению, умение слушать собеседника, аргументировать свое мнение.

Предметные: формировать представления об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Слайд 1

 

 

 

 

3.                   

Изучение новой темы

(5 мин)

Цель: закрепление системы базовых знаний по теме;

воспитание информационной культуры учащихся

Метод: диалог, наглядный

Запишите тему урока в тетрадь

 

Записывают тему в тетрадь

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные: формировать умение
систематизации объектов; совершенствование навыков использования программного обеспечения.

Предметные: формировать представления об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Метапредметные: формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

Личностные: формировать представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Слайд 2-3

Программа, которая применяется в работе людей многих профессий?

Каких?

Назовите.

 

 

Записывают определение в тетрадь и примеры ПО

 

Называют: экономисты, бухгалтеры, менеджеры…

Слайд 4

 

 

С 1994 года MS EXCEL является самой популярной в мире.

 

ЭТ нужны и для графического представления числовых данных.

 

Слайд 5

Слайд 6

4.                   

Углубление в тему

(8 мин)

 

Цель: закрепление системы базовых знаний по теме;

применение знаний в измененных ситуациях;

развитие творческой активности учащихся; воспитание информационной культуры учащихся

Метод: диалог, наглядный

Рассмотреть окно ЭТ

 

Рассматривают элементы окна

Фиксируют в тетрадь

Элементы интерфейса:

·         Строка заголовка

·         Верхнее меню

·         Панель инструментов

·         Строка ввода (формул)

·         Табличное поле

·         Строка состояния

Познавательные: выбирать наиболее
эффективные способы выполнения задания.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные: формировать умение
систематизации объектов; совершенствование навыков использования программного обеспечения.

Регулятивные: развивать умение адекватно оценивать работу других и свою, развивать самокритичность.

Слайд 7

 

Файл ЭТ является многолистовым, по умолчанию имя файла Книга1

Рассматривают элементы окна

 

Фиксируют в тетрадь

 

Слайд 8

Рассмотреть:

Активная ячейка

Имя ячейки

Имена столбцов

Номера строк

Рассматривают элементы окна

Фиксируют в тетрадь

 

Слайд 9

Организовать работу в чате урока

 

Записать имена ячеек, на которые я указываю

 

Указать диапазоны выделенных ячеек

 

Проверяю ответы, комментирую

 

 

Фиксируют в тетрадь определения

 

Ребята пишут в чат свои ответы

Слайд 10

Как вы думаете, какие данные можно поместить в ячейку?

 

Рассмотреть слайд

 

Что такое формула?

Называют свои предположения

 

Фиксируют в тетрадь типы данных

 

Объясняют

Слайд 11

5.                   

Закрепление новых знаний

(9 мин)

Цель: Формирование познавательных мотивов и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности; углубление представления учащихся о назначении и основных возможностях табличного процессора MS EXCEL.

Метод: диалог, наглядный

Ответить на вопросы по слайду

 

Организовать работу в чате урока

 

Проверяю ответы, комментирую

 

Ребята пишут в чат свои ответы

Познавательные: уметь анализировать
текст.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, контролировать полученный результат, корректировать результат.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, осознанно строить речевое высказывание, развивать диалогическую речь.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

 

 

Слайд 12-14

 

Рассмотреть форматы данных

 

Разобрать на примерах

 

Акцентировать внимание на признак формулы

Фиксируют в тетрадь примеры формул

 

Слайд 15-16

 

Узнайте о вводе формул

 

Можно формулы редактировать

Смотрят слайды

 

 

Слайд 17

6.                   

Компьютерный практикум

(13 мин)

Цель: Показать, как вводятся формулы.

Формирование познавательных мотивов и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности; углубление представления учащихся о назначении и основных возможностях табличного процессора MS EXCEL.

Метод: диалог, наглядный, практический

Открыть файл Практика_1

 

Совместная работа с файлом

Контролирует ввод формул учащимися,

направляет, комментирует

Рассматривают ввод формул.

Открывают файл

Каждый пробует ввести данные. Каждый пробует ввести формулы для нахождения стоимости товара, периметр и площадь прямоугольника

Познавательные: уметь анализировать
текст.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, контролировать полученный результат, корректировать результат.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, осознанно строить речевое высказывание, развивать диалогическую речь.

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

7.                   

Домашнее задание

(1 мин)

Цель: разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях

§3.1  стр.107  № 2, 6, 11, 16

Можно потренироваться вводить формулы, файл в Загрузке урока

Работа с дневниками

Личностные: формировать навыки самоорганизации

 

8.                   

Итоги урока, рефлексия

(5 мин)

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, анализ и оценка успешности достижения цели.

Организовать работу в чате. Спросить устно:

-Можете ли вы назвать тему урока?

-С какой программой познакомились?

-Имя ячейки состоит?

-Что можно вносить в ячейку?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

В чат отправить смайлик

Учащиеся отвечают на вопросы

 

Отправляют в чат, один из смайликов

 

 

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое мнение

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

 

 


Выводы

 

В процессе написания выпускной работы были изучены особенности организации современного урока информатики в условиях реализации Государственных образовательных стандартов с учетом дистанционного обучения.

В первом разделе работы рассмотрены нормативные документы, регламентирующие методику проведения современного урока в Донецкой Народной Республике; изучены профессиональные взгляды отечественных специалистов на типологию современного урока, его структурирование; требования к уроку, педагогические технологии, методы и приёмы проведения уроков информатики. В ходе работы пришли к следующим выводам.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, который обеспечивает:

·                    формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·                    проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

·                    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

·                    построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В ходе работы были смоделированы технологические карты уроков по темам «Моделирование как метод познания» и «Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы» для 9 класса, позволяющие развивать универсальные учебные действия на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта с учетом особенностей дистанционной формы обучения.

В связи с распространением на территории Донецкой Народной Республики новой коронавирусной инфекции COVID-19, ведущим средством в дистанционном обучении являются информационные технологии.

В качестве сервиса, соответствующего требованиям дистанционного обучения, для размещения разработанных уроков выбрана платформа для онлайн-обучения Google Класс (Google Classroom). Данная платформа позволила создать образовательные материалы онлайн, поделиться ими с обучающимися; предоставила возможность отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения, что актуально при использовании дистанционной формы обучения.

Таким образом, реализация современного урока информатики через использование системно-деятельностного подхода способствует успешному обучению детей как во время обучения в школе, так и во время обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

 


Список использованной литературы

 

1.        Закон ДНР «Об образовании» // Официальный сайт Донецкого Народного Совета Донецкой Народной Республики. – URL: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii (дата обращения: 20.04.2022).

2.        Государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 119-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 78-НП) // Официальный сайт ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – URL: https://drive.google.com/file/d/1bUvyGwDwD4DebggbpNcSUZs_NMZAKXZx/view (дата обращения: 02.05.2022).

3.        Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 120-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 79-НП). ) // Официальный сайт ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – URL: https://drive.google.com/file/d/1uRjH8XkNhhKj2ZeGVJfJIYECmFqsw0Ok/view (дата обращения: 20.04.2022).

4.        Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 07.08.2020 г. № 121-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 г. № 80-НП) // Официальный сайт ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – URL: https://drive.google.com/file/d/1YPYNnVQkCxy1wwyM-uI_ccCWgk9OP1Cf/view (дата обращения: 30.04.2022).

5.        Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (ПООП НОО, ООО, СОО) (приказ МОН ДНР от 13.08.2021 №682 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования») // Официальный сайт ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – URL: https://drive.google.com/file/d/1QH7f7zxUNxuFjymk7UtxQrOL7NYDdNVF/view (дата обращения: 08.04.2022).

6.        Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2021 г. № 684 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году».

7.        Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021-2022 учебном году организациями, осуществляющими образовательную деятельность в Донецкой Народной Республике (в новой редакции)».

8.        Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31.08.2021 № 727 «Об утверждении перечня учебников и учебных пособий».

9.        Приказ Министерства здравоохранения от 14.04.2020г. № 755 «Об утверждении Санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Официальный сайт Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики. – URL: https://mzdnr.ru/doc/prikaz-ob-utverzhdenii-sanitarno-protivoepidemicheskih-norm-i-pravil-po-preduprezhdeniyu (дата обращения: 12.04.2022).

10.             Информационно-методические материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях в формате дистанционного обучения / Отдел дистанционного обучения  ГОУ ДПО «ДонРИДПО» / Протокол заседания Ученого совета ГОУ ДПО «ДонРИДПО» № 4 от 17.09.2020 г. // Официальный сайт ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – URL: https://drive.google.com/file/d/1lqThsMtzi6MNCcN5DwjKvu_r9JNPEU7G/view (дата обращения: 22.04.2022).

11.        Примерная рабочая программа по учебному предмету «Информатика». 5-9 классы / сост. Броницкая Н.В., Кузнецова И.В., Рыбалко Т.В., Грищенко Л.А., Прохоренко Н.П., Шилько А.В., Лукьянчикова Е.А., Глухова М.В., Зоненко Т.В., Конюшок Т.В. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 115 с.

12.        Босова, Л.Л. Информатика 9 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 2-х частях. ФГОС / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

13.        Босова, Л.Л. Информатика. 9 класс. Учебник ФГОС / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. –  3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

14.        Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.

15.        Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2005. – 383 с.

16.        Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: «Владос», 2000. – С. 15-23.

17.        Петерсон, Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – С. 7-15.

18.        Петерсон, Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, М.В. Рогатова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 139-152.

19.        Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Л.Г. Петерсон // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 38 с.


 

20.        Скачано с www.znanio.ru

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА, 2022 год «Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА, 2022 год «Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями

Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС

Проектирование современного урока информатики в соответствии с требованиями ГОС

Введение Актуальность темы определяется и тем фактом, что в период пандемии

Введение Актуальность темы определяется и тем фактом, что в период пандемии

Российской Федерации; в-третьих, работа предусматривает практическую часть, в ходе которой разработаны собственные уроки по информатике на основе полученных теоретических знаний; в-четвёртых, в качестве апробирования сервисов,…

Российской Федерации; в-третьих, работа предусматривает практическую часть, в ходе которой разработаны собственные уроки по информатике на основе полученных теоретических знаний; в-четвёртых, в качестве апробирования сервисов,…

Раздел 1. Теоретические основы современного урока информатики в условиях реализации

Раздел 1. Теоретические основы современного урока информатики в условиях реализации

Донецкой Народной Республике (в новой редакции)» [7]

Донецкой Народной Республике (в новой редакции)» [7]

В общих положениях ГОС также особо подчеркивается важность [3]: · формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий (ИКТ-компетенции); · формирования способности…

В общих положениях ГОС также особо подчеркивается важность [3]: · формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий (ИКТ-компетенции); · формирования способности…

А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства

А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства

Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели

Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели

Указание на то, что учащиеся должны запомнить

Указание на то, что учащиеся должны запомнить

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий

Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок)

Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок)

Требования к уроку Дидактические требования к современному уроку: - четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными…

Требования к уроку Дидактические требования к современному уроку: - четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными…

Особенности самоорганизации учителя: - подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; - рабочее самочувствие в начале урока и…

Особенности самоорганизации учителя: - подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; - рабочее самочувствие в начале урока и…

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: - определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных…

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: - определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных…

Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса

Закрепление результатов работы: формирование навыков путем упражнений; обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса

Методы и формы проведения уроков

Методы и формы проведения уроков

Раздел 2. Моделирование современных уроков информатики с учетом особенностей дистанционной формы обучения

Раздел 2. Моделирование современных уроков информатики с учетом особенностей дистанционной формы обучения

Технологическая карта урока информатики по теме «Моделирование как метод познания»

Технологическая карта урока информатики по теме «Моделирование как метод познания»

Структура урока №

Структура урока №

Актуализа-ция знаний и проверка домашнего задания (7 мин)

Актуализа-ция знаний и проверка домашнего задания (7 мин)

Метод: диалог, наглядный Проверяет как учащиеся заполнили таблицу и организует дальнейшую работу с ней

Метод: диалог, наглядный Проверяет как учащиеся заполнили таблицу и организует дальнейшую работу с ней

Метод: диалог, наглядный

Метод: диалог, наглядный

Рефлексия (3 мин) Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, анализ и оценка успешности достижения цели

Рефлексия (3 мин) Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, анализ и оценка успешности достижения цели

Технологическая карта урока информатики по теме «

Технологическая карта урока информатики по теме «

Личностные УУД – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Личностные УУД – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Структура урока №

Структура урока №

Метод: практический, наглядный

Метод: практический, наглядный

Метод: диалог, наглядный Запишите тему урока в тетрадь

Метод: диалог, наглядный Запишите тему урока в тетрадь

Личностные : формировать представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Личностные : формировать представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека

Метод: диалог, наглядный Рассмотреть окно

Метод: диалог, наглядный Рассмотреть окно

Как вы думаете, какие данные можно поместить в ячейку?

Как вы думаете, какие данные можно поместить в ячейку?

MS EXCEL. Метод: диалог, наглядныйОтветить на вопросы по слайду

MS EXCEL. Метод: диалог, наглядныйОтветить на вопросы по слайду

Узнайте о вводе формул Можно формулы редактироватьСмотрят слайды

Узнайте о вводе формул Можно формулы редактироватьСмотрят слайды

MS EXCEL. Метод: диалог, наглядный, практический

MS EXCEL. Метод: диалог, наглядный, практический

Итоги урока, рефлексия (5 мин)

Итоги урока, рефлексия (5 мин)

Выводы В процессе написания выпускной работы были изучены особенности организации современного урока информатики в условиях реализации

Выводы В процессе написания выпускной работы были изучены особенности организации современного урока информатики в условиях реализации

Государственного образовательного стандарта с учетом особенностей дистанционной формы обучения

Государственного образовательного стандарта с учетом особенностей дистанционной формы обучения

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приказ Министерства образования и науки

Приказ Министерства образования и науки

Конюшок Т.В. – 2-е изд. перераб

Конюшок Т.В. – 2-е изд. перераб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2024