Конспект НОД по познанию (окружающий мир)
средняя группа
«Весна в лесу.»
Цель:
Расширить представления детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
- Учить устанавливать простые причинно-следственные связи между изменениями в живой и не живой природе в весенний период;
- Уточнить представления детей о лесе и его обитателях (растениях и животных);
- Формировать интерес и желание бережного отношения к лесу и его обитателям;
- Углублять представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны;
- Уточнить значение леса в жизни человека и правилах поведения в лесу.
Совместная работа: Изготовление макета «Весна в лесу»
Оборудование: Коробка, деревья, мельница, дикие животные, цветы, птицы, насекомые, мост, кора деревьев, цветная бумага, краски.
Ход занятия
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Всем здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется-
Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим с вами волшебное путешествие, как вы думаете куда, в лес! А волшебное потому, что в нем сокрыто столько загадок и тайн, что, познакомившись хотя бы с частью из них, мы откроем настоящие чудеса!
Лес - это большой дом, стволы деревьев – это его стены, кроны деревьев – это крыша, а пол- это земля. В этом доме живут самые разные растения- деревья, кусты, травы и животные – насекомые, звери и птицы. Все в лесу друг другу нужны, и никто не бывает лишним.
Воспитатель: а какое время года сейчас наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель:
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Воспитатель показывает игрушечного белого медвежонка. - Это белый медведь, дальний родственник нашего знакомого бурого медведя, которого мы можем повстречать в нашем лесу! Он живет на далеком севере, где никогда не бывает весны, и никогда не тает снег. Он отправится в путешествие вместе с нами, а мы будем рассказывать ему о весне!
Какое время года было перед весной? (Воспитатель демонстрирует опорные картинки с изображением времен года)
Дети: Зима.
Воспитатель: а какое время года наступит потом?
Дети: Лето.
Воспитатель: а следом придет…?
Дети: Осень.
Воспитатель: И наступает зима и год заканчивается. Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Март.
Воспитатель: Март - это первый весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: Это апрель и май.
Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? (Дети рассуждают)
Воспитатель: Дети, а как вы догадались, что к нам пришла весна? Что происходит в природе? Дети называют, а воспитатель показывает им опорные картинки.
Дети: День становиться длиннее, а ночь короче, солнце светит ярче и согревает землю, тает снег, бегут ручьи, появляются первые проталины, звенит капель.
Воспитатель:
Дети, а что это такое? Ночью растет, а днем плачет.
Дети: Сосулька.
Воспитатель: Давайте вспомним, что еще бывает весной? Отгадайте загадку.
С тучи, как из решета,
Быстро капает вода.
Рады ей деревья, птицы!
Что же это за водица?
Дети:
Дождик.
Воспитатель:
Весной начинают идти дождики. Вот еще одна загадка: Что за ключ – не лежит,
А журчит да бежит?
Дети: Ручей.
Воспитатель: а почему весной появляются ручьи?
Дети:
Тает снег.
Воспитатель: а теперь давайте вернемся в наш лес. Что же изменилось с приходом весны там? Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! На их веточках стали набухать… почки. Дети подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А кое-где уже из почек появились маленькие зеленые… листочки. Вот посмотрите, на наших веточках тоже распустились листочки. Скажите, почему листья так важны для нас?
Дети:
Они дают кислород, которым дышат люди и все животные.
Воспитатель:
Поэтому очень важно беречь деревья, деревья - наши самые большие друзья, без них не смог бы существовать человек и все живые существа. Недаром говорят: Леса – наше богатство.
Воспитатель: Ну что же, продолжим прогулку по нашему лесу. Вот мы вышли на лесную полянку и увидели, что снег еще не растаял, но кое-где уже появились проталины. А на проталинах, куда добрались солнечные лучи, можно встретить первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. (Воспитатель показывает картинки с первоцветами).
Вот загадка про них.
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает!
Дети: Подснежник.
Воспитатель: а какие первоцветы вы знаете еще?
Дети: Мать-и-мачеха.
Воспитатель: Какие красивые цветы, правда, дети! Давайте расскажем нашему мишке, можно рвать цветы на лесной полянке и уносить букеты домой?
Дети: Нет, рвать цветы нельзя!
Воспитатель: Правильно! Они погибнут, и другие путешественники не смогут полюбоваться их красотой. А теперь давайте пойдем по лесной тропинке дальше, и встретим других обитателей леса. Из берлоги после зимней спячки вылезает… бурый медведь, из своей норки тоже после зимней спячки появляется маленький колючий… ежик.
Давайте и мы вместе с нашими животными выйдем на лесную полянку и разомнемся.
Физкультминутка.
Раз: мы встали, потянулись,
Два: согнулись, разогнулись,
И в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Руки ставим широко,
И вздохнули глубоко.
А теперь еще присядем,
И на стульчик тихо сядем.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, какие еще чудеса происходят с приходом весны? Весной возвращаются из теплых стран птицы
Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу. Вам понравилось? Теперь давайте спросим нашего гостя - белого медвежонка, ему понравилось у нас в лесу? Он говорит, что понравилось, но ему пора отправляться к себе домой на Север. Давайте напомним ему, что интересного мы повстречали в весеннем лесу. (Дети рассказывают).
Воспитатель: Теперь попрощаемся с ним - до свиданья мишка! Давайте скажем спасибо весне, за то, что она подарила нам длинные дни, за то, что нас согревает теплое солнышко, деревья скоро оденутся молодой листвой, зацветут цветы и вокруг станет оченькрасиво.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.