Пермский муниципальный район
Методическая разработка
«Система подготовки к государственной итоговой аттестации
по русскому языку»
Работу создала:
Шабунина Светлана
Борисовна,
учитель высшей категории
по русскому языку и
литературе
МАОУ «Платошинская
средняя школа»
с. Платошино, 2020 г.
Введение
В 2018 – 2019 учебном году обучающиеся 9 классов МАОУ «Платошинская средняя школа» показали высокие результаты при проведении ГИА по русскому языку и литературы. Администрация школы предложила мне участвовать в сетевой образовательной площадке «Формула успешности». Мною создана методическая разработка «Система подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку». В неё включено описание педагогических находок по подготовке обучающихся к итоговому собеседованию, ОГЭ по русскому языку, 2 практикума по подготовке к итоговому собеседованию, ОГЭ по русскому языку, банк тестовых заданий, заданий по работе с изложением и сочинением:
1. Практикум по теме «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию».
2. Практикум по теме «Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания и предложения».
Практикум по теме «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию» мною проведён 29.10.2019 года для учителей русского языка и литературы муниципального Пермского района на базе МАОУ «Платошинская средняя школа».
Практикум по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания» проведён 15.02.2020 года для учителей русского языка и литературы муниципального Пермского района на базе МАОУ «Платошинская средняя школа».
При проведении практикумов для учителей района был представлен банк тестовых заданий по русскому языку, заданий по работе с изложением и сочинением.
Методическая разработка
«Система подготовки к государственной итоговой аттестации
по русскому языку»
ОГЭ и ЕГЭ – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются одним из критериев, по которым оценивают работу школы в целом и работу каждого педагога в отдельности. В связи с этим возрастает ответственность учителя за доступность и качество преподавания предмета, формирование у детей языковой культуры и функциональной грамотности, обеспечение высокого результата на государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. У каждого учителя формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
- психологический настрой учащихся;
- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;
- создание методической базы и банка тестовых заданий;
- ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы);
- работа с текстом;
- диагностика уровня подготовки учащихся;
- индивидуальные папки (тетради) учащихся.
Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.
Психологический настрой учащихся
В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И действительно для многих это очень серьезное испытание. ОГЭ и ЕГЭ являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Считаю очень важным условием успешной подготовки к экзамену, а затем и сдачи его, наличие положительного контакта учитель-ученик, отсутствие нервозности, создание благоприятной атмосферы. Стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно сдать экзамен.
Советую ученикам во время экзамена работать по алгоритму:
Ø пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
Ø внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Ø если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
Ø если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ
Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА. В течение учебного года с девятиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации. Считаю, что в ходе подготовки к ГИА по предметам, необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам, неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА по русскому языку. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.
Создание методической базы и банка тестовых заданий
В начале учебного года приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9 классах, утверждённых ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Пособия позволяют эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы. Чаще всего в своей работе я использую методические пособия под редакцией И.В. Цыбулько, Г.Т. Егораевой, Н.А., Сениной.
Мною накоплен банк тестовых заданий. В своей работе я применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.
Цифровые образовательные ресурсы
В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.
. Я рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты ФИПИ ГИА-9 - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge,
Второй год работаю с такими площадками, как «ЯКласс», «Учи.ру».
«ЯКласс» — образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. На этой образовательной платформе работают все обучающиеся, начиная с пятого класса.
Работаем с сайтом «Решу ОГЭ», считаю, что это уникальный сервис, позволяющий осуществить качественную самостоятельную подготовку для сдачи ГИА. Рабочие программы сервиса ежегодно актуализируются под все нововведения, что позволят подготовиться именно к тем типам заданий, которые будут представлены на ОГЭ в текущем учебном году. При выполнении заданий сервис указывает на допущенные ошибки и конкретизирует те области знаний, где необходимо получить более глубокие познания. Теоретический материал в совокупности с массой практических заданий, которые обновляются эжемесячно, позволяет подготовиться для эффективной сдачи ОГЭ абсолютно каждому.
При подготовке к сочинению рекомендую учащимся сайт «Могу писать». «Могу писать» - это не просто сайт по русскому языку, а целая интерактивная среда обучения, окунувшись в которую, любой сможет стать более грамотным, чем был до этого.
Для повышения грамотности письма использую образовательную платформу «Орфо – 9». Онлайн - тренажёр способствует запоминанию слов с трудным правописанием. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения
Работа с текстом.
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. С 7 класса начинаем более детально работать над изложением с использованием аудизаписи. К концу 8 класса мои ученики хорошо выполняют данный вид работы. В 9 классе мы с ними отрабатываем это умение.
Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7 - 8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.
Особую
тревогу у учащихся вызывает написание сочинения. Работу
над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания, затем
обучаю правилам построения текста сочинения. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами
рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые,
речевые стандарты, используемые при
рецензировании.
А потом начинается трудная, кропотливая работа.
Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к
проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение,
подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Считаю, что такая
работа дает положительный результат. Большим подспорьем является практическая
работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый
ребенок, имея перед собой критерии оценивания сочинения, проверяет и выставляет
баллы за работу другого.
Следующий этап – репетиционный, пробный школьный экзамен в формате ОГЭ, проводимый в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена. И последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ОГЭ, выявление недочетов. По результатам экзамена я индивидуально работала с каждым учеником: объясняла по баллам, почему получил столько по каждому критерию, и как надо было написать, выполняли работу над ошибками. Считаю эту работу очень важной для конечного результата.
Диагностика уровня подготовки учащихся
Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ. Совместно с администрацией в школе проводятся пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ.
Большое внимание уделяю диагностическим работам, которые соотнесены по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ОГЭ. На первых уроках провожу диагностическую работу, составленную по принципу ОГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и выявить , вопросы и задания, которые вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данная диагностическая работа помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка. В 9 классах провожу 2 пробные экзаменационные работы в формате ОГЭ. Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента ошибок в разных заданиях, типа ошибок, как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы. С этими данными выхожу на родительские собрания, комментирую результаты. С обучающимися проводим работу над ошибками, как в рамках урока, так и во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации). Это помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу. Особое внимание уделяю перспективным ученикам, которые могут сдать ОГЭ на высокий балл. Для них провожу в системе индивидуальные консультации, в том числе с использованием образовательных платформ.
Таким образом, система составления заданий, отслеживание результатов их выполнения, использование обратной связи для коррекции позволяет мне вывести учащихся на более высокий уровень овладения предметным содержанием и способами деятельности, проектировать индивидуальные образовательные траектории. И, конечно, создаёт условия для успешной сдачи ОГЭ.
Индивидуальные папки учащихся
В 8, 9 классах мои ученики ведут папки (тетради) для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися. Этими папками (тетрадями) разрешаю пользоваться на всех уроках, кроме контрольных уроков.
Системный подход при подготовке к экзамену обязательно приносит результат. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей. Считаю очень важным, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. В прошлом году все мои выпускники сдали ОГЭ по русскому языку. Максимальный балл – 100 б., 75 баллов и выше – 7 учеников из 35, а средний балл составил - 55,5. что выше районного (52,6). Три моих ученика сдавали ГВЭ по русскому языку. Результат показали высокий: качество – 100% («5» - 2, «4» - 1). На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Достижения моих учеников указывают на то, что мы на правильном пути, что система дает результат.
Приложение:
Практикум №1
Слайд 1
Тема «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию».
Цели:
Образовательные:
· подготовка к выполнению заданий итогового собеседования,
Развивающие:
· развитие творческой, речевой и мыслительной активности;
· развитие интереса к предмету на основе языковых впечатлений.
Воспитывающие:
· формирование нравственных качеств учащихся;
· воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества;
· привитие культуры речевого общения
До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок, «вычислите» загаданный предмет.
1
5. ЭТО – древнейший прибор.
4. ЭТО достоинство карты.
3. ЭТО – заменители балла.
2. С ЭТИМ не справилась мартышка.
1. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.
(Очки)
2
2. ТАК называют самую лёгкую байдарку.
1. ЭТО листы огородного растения.
2. ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.
1. Раньше без НЕГО не писали ручки.
1. У птиц ОНИ заменяют шерсть.
(Перо)
Слайд 2
Определите известные фразеологизмы, если все слова фразы «Перевёрнуты», замените антонимами.
Слайд 3
Перевёрнутые фразеологизмы
Ответ
1.
Мокнуть от ненависти
Сохнуть от любви
2.
Этак вон там кошка вырыта
Так вот где собака зарыта
4.
Взять красный переулочек
Дать зелёную улицу
5.
Три ботинка – не комплект
Два сапога – пара
6.
Двумя войнами отмытые
Одним миром мазаны
7.
Мочало развязывает
Лыка не вяжет
Слайд 4 - Ответы
Слайд 5
По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.
Слайд 6
5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.
4. Этот предмет находился рядом с рекой.
3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.
2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.
1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.
«Лебедь, Рак и щука»
Слайд 7 (2 басня)
Слайд 8 картинка - ответ
Слайд 9
Детство
Творческая мастерская письма
Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего воспитанника.
Слайд 10
1. А сейчас сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Успокойте все внутренние органы вашего тела.
Слайд 11
Скажите: «Мне легко и спокойно».
Слайд 12
2. Глаза закрыты. Вспомните своё детство.
(Включается запись с детскими голосами).
Откройте глаза.
Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.
Слайд 13
3. Запишите тему «Детство».
Учитель записывает на доске, остальные – на листочках.
4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.
5. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте постараемся их не вспоминать.
Слайд 14
6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями.
Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию.
Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите слова, которые описывают вас.
7. Прочитайте слова, которые описывают вас. Дополните описание.
Слайд 15
8. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. «Воспоминания» (ответы) запишите распространённым предложением:
- О чём вы переживали в детстве?
- Какие шалости и проделки совершали?
- Ваши детские радости.
- Ваши детские успехи.
- Любимая в детстве игрушка.
- Любимый герой.
- Самый любимый в детстве человек.
(Звучит музыка)
Слайд 16
9. Запишите те образы детства, которые особенно близки.
Учитель читает стихотворение «Картины и образы детства».
Ивана Саввича Никитина
"Воспоминание о детстве"
Я помню дом наш деревянный,
Кусты сирени вкруг него,
Подъезд, три комнаты простые
С балконом на широкий двор,
Портретов рамы золотые,
Разнохарактерный узор
Причудливых изображений
На белом фоне потолков -
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров,
Лампадку перед образами,
Большой диван и круглый стол,
На нем часы, стакан с цветами,
Под ним узорчатый ковер...
С каким восторгом я встречал
Час утра летнею порою,
Когда над сонною землею
Восток безоблачный пылал
И золотистыми волнами,
Под дуновеньем ветерка,
Над полосатыми полями
Паров вставали облака!
С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес,
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой,
На цепь курганов и холмов,
На блеск и тень волнистой нивы,
На тихо спящие заливы
В зеленых рамах берегов.
- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!
Слайд 17
11. Составьте слова из букв слова «детство».
(Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др.)
Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова -ассоциации.
12. Чтение слов и дополнение списка.
13. Выберите единственное слово или словосочетание (из любого столбика) – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).
14. Напишите сочинение (10 фраз или предложений) или стихотворение (1-2 четверостишья).
15. Чтение сочинений, стихотворений.
Слайд 18
16. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
- Моё настроение до начала занятия и сейчас (цвет)
Слайд 19
Практикум №2
Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания»
Цели:
Образовательные:
· подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ (типы подчинительной связи слов в словосочетании;);
· тренировка навыков лингвистического анализа текста;
Развивающие:
· развитие творческой, речевой и мыслительной активности;
· развитие интереса к предмету на основе языковых впечатлений.
Воспитывающие:
· формирование нравственных качеств учащихся;
· воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества;
· привитие культуры речевого общения
Ход занятия.
1. Организационный момент.
При подготовке к ГИА я разделила свои два девятых класса на группы: сильную и слабую. У нас проходили консультации в среду 1 час и в субботу 2 часа.
При подготовке к решению теста на консультацию брала по 1 заданию из теста. Сначала повторяли теоретический материал, затем проводили практикум по данной теме. Материалы для практикума использовала с сайта РЕШУ ОГЭ, с курсов, из дидактических материалов. Один раз в месяц проводила срезовую работу по изученным темам, анализировала, какие темы западают. По этим темам включала задания в урок. В каждом уроке использовала 5 - 7 минут для подготовки к ОГЭ (именно для подготовки 2 части ОГЭ). Часто использовала работу в парах, но пара была равная по интеллектуальным возможностям, чтобы работал каждый ученик. Сильным парам заданий давала больше. Если слабая пара выполняет 5 заданий, сильная – 10. Считаю, что любая система работы даёт результат.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы упражняемся в выполнении заданий второй части экзаменационной работы ОГЭ. А именно: повторим синтаксис словосочетания. Ключевыми для практикума будут понятия:
типы связи в словосочетании.
3. Типология заданий №4 – типы связи в словосочетании
1.Повторение сведений о словосочетании.
Работа с презентацией «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
2. «Разминка» (устно)
Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно.
· Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Дружеский совет (совет друга)
Понимающий человек (человек с пониманием)
Человеческая доброта (доброта человека)
Жизненная основа (основа жизни)
· Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласования.
Красота души (душевная красота)
Встреча друзей (дружеская встреча)
Добро без корысти (бескорыстное добро)
Щедрость души (душевная щедрость)
· Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Относится с уважением (уважительно относится)
Отозвался с гордостью (гордо отозвался)
Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)
Выполнял со старанием (выполнял старательно)
· Замените словосочетания, построенные на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Охранял заботливо (охранял с заботой)
Внимательно относится (относится с вниманием)
Радостно посмотрел (посмотрел с радостью)
Смотрели заинтересованно (смотрели с интересом)
3. Лингвистический диктант
Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.
Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.
Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение типовых заданий второй части ОГЭ по синтаксису самостоятельно.
Работа в группах, парах по заданиям №4
1. Задание 4 № 12971
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2. Задание 4 № 12972
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Задание 4 № 12973
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Задание 4 № 12974
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Задание 4 № 12975
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Задание 4 № 12976
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Задание 4 № 12977
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Проверка самостоятельной работы по ключу.
6. Итог занятия.
- Сегодня мы повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ. Вспомнили синтаксис словосочетания. Считаю, чтобы добиться результата, нужна система работы. Систематическая работа всегда даёт результат.
Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:
– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?
- Моё настроение до начала занятия и сейчас (цвет)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.