Система подготовки учащихся к выполнению олимпиадных заданий по английскому языку
Самой массовой олимпиадой школьников является Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится Министерством образования и науки РФ уже более полувека по широкому кругу общеобразовательных предметов. В поле действия этой олимпиады попадают практически все школьники 5-11 классов нашей страны.
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к английскому языку, поддержка одаренных детей, в том числе содействие в их профессиональной ориентации и продолжении образования; пропаганда лингвистических и социокультурных знаний, связанных с историей и культурой англоязычных стран и, в конечном итоге, формирование будущей интеллектуальной элиты государства.
Вы можете возразить, что одаренных детей единицы или вообще нет в ваших школах, что уровень английского языка в среднестатистической школе достаточно низок и не хватает педагогических кадров, но на это я могу возразить следующим:
1) олимпиада по ИЯ проводится ежегодно и охватывает все классы от 5 до 11, поэтому, как минимум, школьный этап неизбежен, и учитель должен быть знаком со структурой и типами олимпиадных заданий;
2) не исключайте присутствие в вашем классе/школе детей, чуть более заинтересованных в изучении ИЯ, чем другие;
Главное — поддержать любознательность ученика, придать ему заряд уверенности в своих силах и полученных знаниях. В этом заключается мотивационная функция олимпиады, обеспечивающая настрой школьников на активную познавательную деятельность, способствующую личностному росту.
3) в перспективе введения обязательного ЕГЭ по ИЯ профильный экзамен может включать задания похожие на олимпиадные;
4) не менее важны и личные амбиции учителя.
Учитель тоже должен развивать и совершенствовать свои языковые навыки и компетенции, чтобы называться профессионалом своего дела и при необходимости уметь объяснить учащимся выбор того или иного ответа. Если перефразировать известное выражение, то «плох тот учитель, который не хочет воспитать победителя или призера олимпиады по ИЯ».
Для начала давайте рассмотрим структуру и характер олимпиадных заданий.
Для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции учеников все олимпиады проводятся по пяти конкурсам:
· конкурс понимания устной речи (Listening)
· конкурс понимания письменной речи (Reading)
·лексико-грамматический тест (Use of English)
· конкурс письменной речи (Writing)
· конкурс устной речи (Speaking)
К заданиям олимпиады предъявляются строгие требования. Они должны носить проблемно-поисковый характер и выявлять творческий потенциал участника. Задания олимпиады не должны повторять формат ГИА-9 и ГИА-11 по английскому языку, однако должны соответствовать всем требованиям тестовых заданий. Рекомендуется использовать связные тексты, а не отдельные предложения.
При составлении заданий исходят из принципа разумной целесообразности и не делают задания слишком объемными, требующими большого количества времени для выполнения. Уровень сложности заданий увеличивается от этапа к этапу, что является естественным, но более сложные и менее сложные задания сочетают так, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание.
Задачей школьного этапа олимпиады по английскому языку является популяризация английского языка в школах, привлечение как можно большего числа школьников к участию в олимпиаде, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе не должен быть завышен, задания должны быть интересными и посильными для учащихся соответствующих возрастных групп.
Задачей муниципального этапа олимпиады по английскому языку является отбор наиболее одаренных школьников для участия в последующих этапах олимпиады, поэтому уровень сложности заданий на этом этапе должен быть выше, чем на школьном этапе, но ниже, чем на последующих этапах.
Венцом олимпиадного года, безусловно, является заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, сложность заданий на котором соответствуют уровню В2-С1по шкале Совета Европы и задания подбираются самые творческие и оригинальные.
Перейдем к самим заданиям и их типологии.
Задания для конкурсов понимания устного и письменного текста
Тексты в разделах Аудирование и Чтение чаще всего бывают современными, аутентичными, тематически и социокультурно адекватными. Для старшей возрастной категории (9-11 классы) используются современные, аутентичные тексты. Для младших возрастных категорий (5 - 8 классы) тексты могут быть адаптированы. Их тематика может быть связана с образованием, выбором профессии и жизнью молодого поколения, а дискурсивные и прагматические параметры ‑ с актуальной социокультурной ситуацией в России и/или странах изучаемого языка.
Что касается типов заданий, то они отличаются большим разнообразием:
· множественный выбор (multiple choice) - выбор среди трех или четырех вариантов ответов или выбор вариантов ответов из предложенного меню (списка вариантов);
· альтернативный выбор (true/false) или усложненный альтернативный выбор (true / false / not stated);
· перекрестный выбор (matching) - из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам;
· упорядочение (rearrangement) - составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке; вставить в текст пропущенные предложения или части предложений;
· завершение высказывания (completion) - нахождение недостающего компонента;
· ответы на вопросы закрытого и открытого типа (краткие и развернутые);
Стоит напомнить, что на региональном и заключительном этапах олимпиады вводятся интегрированные задания на Listening & Reading, причем аудиозапись звучит только один раз.
Пример: Read the text, then listen to part of a lecture on the same topic. You will notice that some ideas coincide and some differ in them. Answer questions 16 - 25 by choosing A if the idea is expressed in both materials, B if it can be found only in the reading text, C if it can be found only in the audio-recording, and D if neither of the materials expresses the idea.
Как подготовить к выполнению заданий конкурса устной и письменной речи
Не секрет, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью проявления, поэтому надо учиться понимать текст с первого предъявления, т.к. в реальных ситуациях общения повторы исключены. Во-вторых, речь говорящего не может измениться, её нельзя приспособить к своему уровню понимания. У каждого человека свой стиль общения, иногда слишком научный, иногда чересчур эмоциональный, насыщенный образными выражениями, не всегда понятными. В-третьих, существуют и объективные сложности, препятствующие пониманию речи с первого раза. Это:
- трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, акустика, видимое наличие или отсутствие собеседника);
- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями говорящего (возраст, пол, образование, дефекты речи собеседника);
- трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаего материала (использование собеседником большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул и т.д.)
1) Чтобы сформировать у учащихся навыки аудирования необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков (intensive listening), а также слушать аутентичные тексты (extensive listening).Это может происходить и дома, в свободное от учебы время. Ученики могут слушать не только музыку, но и новости, передачи по радио и ТВ, видеосюжеты на канале YouTube, лекции Tedtalks и т.д.
2) Необходимо давать учащимся установку. Работая с разделом Reading, рекомендуется читайте сначала сами вопросы, а не тексты. Так начнете читать текст уже с пониманием того, на что нужно обратить внимание и какую информацию искать.
3) Не стоит расстраиваться, если при прослушивании аутентичных материалов многого не будет понятно. Если в задании на аудирование учащиеся не расслышали или пропустили один-два ответа, не нужно оставлять соответствующие строки пустыми в бланке ответов. Иногда ответ на такие вопросы можно вывести логически из той информации, которую все-таки смогли услышать.
4) В олимпиадных заданиях может встретиться незнакомая лексика. Это нормально, и этого не нужно бояться. Если вы не понимаете одно слово, подумайте: можете ли вы при этом понять смысл предложения или текста в целом? Часто оказывается, что та часть выражений, которую вы не знаете, не столь важна для выполнения задания.
Существует система упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования.
1. Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование ‑ аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
3. Упражнения на тренировку памяти.
o Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;
o Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
o Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
o Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
o Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
o Подобрать определения к словам;
o Составить словосочетания;
o Закончить фразу, текст и т.д.
o Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д
Кроме того, выделяют 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (whilelistening), послетекстовый этап (after listening).
Дотекстовые упражнения выполняются перед началом работы с целью облегчения последующего прослушивания /чтения.
Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания /текста по картинкам, диаграммам, названию текста.
Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных знанийи фоновых знаний по теме прослушивания / чтения, снятие лексических и языковых трудностей, а также психологического напряжения перед работой с текстом.
Это могут быть такие задания, как: обсуждение вопросов до прослушивания; догадка по заголовку, иллюстрациям, новым словам о содержании текста; беседа о проблематике текста с учащимися и т.д. Также, именно на этом этапе должен снять возможные трудности, которые могут возникнуть у учащихся.
Во время первого прослушивания текста учащиеся стараются понять содержание, выполняя задания дотекстового этапа. Однако, прослушиваний может быть несколько и учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; найти словосочетания, употребляемые в тексте без изменений; указать, какие определения к словам встречались в тексте; закончить предложения; найти эквивалент к прослушанным текстам.
Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом, использование его для развития навыков устной и письменной речи.
Задания лексико-грамматического теста (Use of English)
Задания на проверку знания лексики и грамматики самые разнообразные и интересные и среди них можно выделить несколько типов, ставших уже традиционными в разделе Use of English:
· множественный выбор (multiple choice);
· внутриязыковое перефразирование (paraphrase) - относится к продуктивным типам тестовых заданий, требует от составителя четкой формулировки задания;
· клоуз-тест (one-word gap) - заполнение допущенных в тексте пробелов словами, артиклями и т.д.;
· перекрестный выбор (matching) - из двух списков единиц подобрать пары по тем или иным предложенным признакам;
· кроссворды, загадки;
· трансформация, замена, подстановка (transformation) - при проверке лексико-грамматических навыков.
Уровень сложности заданий растет от класса к классу.
В последнее время некоторые хорошо известные и часто используемые в тестах задания получили новый вид. Так, например, задание на поиск лишнего слова в тексте немного усложнилось, так как сейчас рекомендуется проанализировать не отдельную строку, а целый абзац.
В разделе Use of English появляются новые задания, проверяющие лингвистические компетенции учащихся. Возьмем в качестве примера задания заключительного этапа ВОШ 2018 года. Впервые появилось задание на слова-капитонимы. Капитонимы‑ разновидность омонимов. Различия заключаются в написании первой буквы (заглавная или строчная). Наличие или отсутствие капитализации влияет на значение слова. Пример: Mercury ['mɜ:kjərɪ] ‑ Меркурий (планета) и mercury ['mɜ:kjərɪ] ‑ ртуть (химический элемент).
В конкурс “Use of English” на муниципальном этапе и выше рекомендуется включать задания на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции. Данные компетенции проверяются
· на основе страноведческого материала, включая такие области знаний, как география, история, литература, культура, наука, известные личности и их произведения;
· в заданиях на знание фразеологизмов, фразовых глаголов, устойчивых выражений;
· в заданиях на проверку знаний разновидностей английского языка (американский, австралийский, канадский английский).
Как подготовить учащихся к выполнению заданий лексико-грамматического теста:
1) Знакомить учащихся с грамматическими нюансами языка (advanced grammar points) и более продвинутой лексикой. В этом вам помогут книги издательства Macmillan Advanced Language Practice, авторы Michael Vince и Peter Sunderland, где вместе с грамматикой можно потренировать лексические единицы в разнообразных упражнениях, отличающихся от тех, которые приводятся в наших учебниках.
2) Выполнять задания из серии книг наставника московской команды, педагога, подготовившего 2 абсолютных победителей заключительного этапа ВОШ, А.П. Гулова «Olympway.Олимпиадные задания по английскому языку».
3) Ю. Б. Курасовская и др. «Всероссийская олимпиада. Английский язык. Задания регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями.
4) К. С. Махмурян, О. П. Мельчина «Олимпиады по английскому языку для 9 ‑ 11 классов».
5) О. П. Мельчина «Be the best! Будь лучшим! Готовимся к олимпиадам по английскому языку».
6) Для изучения и отработки употребления фразовых глаголов рекомендуется пособие Jake Allsop «Test Your Phrasal Verbs» с 60 тестами на практику употребления основных фразовых глаголов.
7) «English Idioms in Use» Michael McCarthy, Felicity O’Dell. Здесь можно найти фразеологизмы, распределенные по 60 тематическим блокам, и упражнения для их запоминания.
8) Научите обращать внимание на детали. Если в задании требуется подчеркнуть несколько слов в письменной работе, нужно это сделать. В вопросах с открытым ответом всегда написано, сколько в ответе должно быть слов.
9) Самыми пугающими и непредсказуемыми обычно кажутся задания на страноведение. Выучить все - задача, далекая от реальности, поэтому стоит просто постоянно расширять знания - читать как можно больше текстов по культуре англоговорящих стран, слушать подкасты, смотреть исторические фильмы. Следует знать как минимум базовые факты о Великобритании, США, Австралии и Канаде (флаги, столицы, символы, важные исторические события, самых выдающихся людей).
10) Сложности возникают с заданиями на знание идиом. Идиомы удобно запоминать тематическими блоками: animal idioms, time idioms, colour idioms и другие - их очень много. Советуйте выписывать идиомы и их значения, искать к ним ассоциации - так их легче запомнить. В онлайн версии Кембриджского словаря есть блог, в котором иногда бывают записи об идиомах и полезных выражениях в целом.
Задания конкурса письменной речи (Writing)
Олимпиадные задания конкурса письменной речи многообразны и относятся к продуктивным типам тестовых заданий. Это может быть написание письма или эссе по предложенной теме, рецензии, анализ графика или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии, статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов.
Невозможно предугадать, какое письменное задание попадется на олимпиаде, поэтому необходимо научить разным жанрам письменной речи, так как разные виды письма характеризуются определенным стилем (формальным, неформальным, нейтральным), структурой, технологией написания, оформлением и иногда даже устойчивой лексикой (например, в описании графиков).
Для того чтобы научить всем жанрам письменной речи я рекомендую учебные пособия издательства Express Publishing из серии Successful Writing Вирджинии Эванс. Каждое пособие уровня Intermediate или Upper-Intermediate включает детальную теорию, описание структуры, соответствующие лексические единицы и практические упражнения для успешного написания того или иного задания.
Как подготовить учащихся к выполнению письменных заданий:
1) Для развития письменной речи нужно много читать, причем лучший эффект можно получить, если читать специализированные материалы по совершенствованию письма на английском языке. Например, предлагаю изучать материалы ресурса English Oxford Living Dictionaries, ReadWriteThink или TheEasyEssay, где есть четкие инструкции по написанию каждого мини-раздела сочинения. То есть можно пошагово писать эссе, тренируясь писать сочинения нужного объема и структуры.
2) Учите особенностям письма. Перед написанием любой работы необходимо определить стиль изложения мыслей.
3) Перед началом письма важно выделить или подчеркнуть в задании ключевые слова, на которые стоит обратить особое внимание и понять, кому адресовано данное письмо, какова цель письменного задания и что оно должно включать.
4) Учите правилам пунктуации и лексическим словосочетаниям, а также определенным клише.
5) Самый главный совет ‑ это, конечно, практика. Нужно тренироваться писать на английском языке как можно чаще и везде: общаться на англоязычных форумах, оставлять комментарии в соцсетях и к интересным интернет-материалам. Можно читать новости и статьи интересующей тематики и писать свое мнение, дискутировать с другими посетителями сайта, высказывая свою точку зрения и аргументировать ее в письменном виде. Чем больше практиковаться в заданиях раздела Writing, тем лучше. Приучите учеников писать хотя бы небольшие тексты на английском каждый день.
6) При подготовке к олимпиаде тренируйте выполнять задания на время. На олимпиаде нет возможности долго обдумывать текст, начать писать по теме нужно довольно быстро. Дайте 5 минут на планирование в начале работы и оставьте еще 5-10 минут в конце тура на подсчет слов и проверку написанного.
Задания конкурса устной речи (Speaking)
В связи с техническими сложностями, связанными с проведением конкурса устной речи (Speaking), Центральная предметно-методическая комиссия по английскому языку рекомендует проводить конкурс устной речи для 5-6 классов и не проводить этот конкурс для 7-8 и 9-11 классов на школьном этапе. Формат конкурса и способ проведения (компьютерная запись ответа одного участника, диалог участников в паре, диалог с экзаменатором-собеседником) зависят от технических возможностей региона.
Но он должен проводиться для данных возрастных групп на муниципальном этапе и выше.
Что касается видов заданий конкурса устной речи, то они могут включать монологическую и диалогическую речь в разнообразных тематических ситуациях.
Заданий конкурса устной речи отличаются от заданий ЕГЭ:
· Это не описание картинки, а экскурсия (каждый участник играет 2 роли ‑ гида и экскурсанта).
· Содержание: употребляется сложная лексика (русский и английский язык), осуществляется отбор информации из факт-файла, изложение информации.
· Работа в паре ‑ важно слушать собеседника и взаимодействовать с ним.
· Вопросы о дополнительной информации.
Задания конкурса устной речи проверяют не только умения продуцировать речь, но также и умение внимательно слушать, так как обязательное условие конкурса устной речи задать 2 уточняющих вопроса собеседнику, причем вопросы не должны касаться информации, прозвучавшей в выступлении.
В олимпиадных заданиях регионального этапа участники готовят речь на основе предоставленной им информации на русском языке (fact file) и картинок, в то время как на заключительном этапе им предлагается озвучивание видеосюжета с синхронизацией по времени.
Как научить выполнять задания конкурса устной речи:
Что касается самого ответа на олимпиаде, то есть несколько советов:
1. Помнить про жанр: в любом выступлении обязательно должно быть вступление, привлечение внимания, заключение.
2. Использовать план, данный в задании, чтобы раскрыть все аспекты, при этом использовать средства логической связи как мостики-переходы.
3. Слушать собеседника ‑ не задавать вопросы о том, что уже прозвучало.
4. Быть готовым к неожиданным вопросам.
5. Соблюдать нормы вежливости - быть вежливым, взаимодействовать с собеседником.
6. Отрабатывать навыки устной речи систематически на уроках, а не от случая к случаю. При этом использовать соответствующие данной ситуации речевые конструкции.
В заключении хочется отметить, что подготовка к выполнению олимпиадных заданий должна охватывать все аспекты речевой деятельности и вестись систематически, причем не только на уроках, но и самостоятельно дома. Для того, чтобы преуспеть, нужно изучить наиболее часто встречающиеся форматы олимпиадных заданий, варианты работ прошлых лет. Конечно, точно узнать, какое задание достанется на туре, невозможно до самой олимпиады, однако отдельные типы заданий встречаются из года в год, от муниципального этапа до заключительного. Многие из них аналогичны заданиям международных языковых экзаменов: FCE, CAE, TOEFL, IELTS. Если разобраться с ними, прочитать специальную литературу и проделать множество упражнений, то на самой олимпиаде получится сэкономить время, решать задания спокойно и быстро.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.