СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Название темы |
Поисковая деятельность |
Другие виды деятельности |
Используемая литература |
||
|
наблюдения |
о п ы т ы |
эксперименты
|
|
|
ДЕТСКИЙ САД |
* За трудом воспитателя, няни, повара, прачки * За комнатными растениями * За комнатными рыбками, хомячками, за попугаем |
* С игрушками (утонет -не утонет) * Игрушки (мягкие - твердые) |
* Волшебные фломастеры * С неваляшкой (сделать неваляшку из полого шара с помощью пластилина) |
|
Веретенникова “Ознакомление дошкольников с природой”
|
Ш К О Л А |
* День знаний * Первая линейка * Первый звонок |
* Стержни (заправка) * Письмо ручками разных цветов (сравнение шариковых, гелевых, капилярных) * Письмо мелом на школьной доске * Природоведческие опыты
|
* Разные виды ручек * Разные виды бумаги (клетка, линейка) * Путешествие в историю школы (письмо на бумаге чернилами и перьевой ручкой. Знакомство с чернильницей) * Как исправить ошибку (ластик, штрих)
|
* Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок на школьную тему * Рассматривание школьных принадлежностей (учебники для разных классов, тетради, дневники, указка, прописи, портфель и т.д.) * Выставка школьных фотографий родителей * Выставка старинных азбук, букварей, учебных книг и пособий * Рассматривание учебников естествознания начальных классов (сравнить с нашими занятиями в центре естествознания) * Экскурсия в школу |
|
О С Е Н Ь |
*На открытой площадке : за погодой (дать определение - пасмурная, солнечная, дождливая, ветреная, тихая) * Значки * Комнатные растения (дать
понятия: влаголюбивые, засухоустойчивые) |
* “Дождик” (позн. с понятием “влажность”. М: губка, пепетка, тазик с водой. Капнуть на губку из пипетки. Осмотреть ее снизу. Ск-ко воды. Затем положить губку в воду, перевернуть, губка - это воздух, когда идет дождь. * Опыт с яблоком и лимонным соком или уксусом (чтобы яблоки не темнели) * Опыт с ветками и листвой (с зарисовкой) |
* Обнаружение крахмала (мука, картофель, блюдо, йод) * Перемалывание зерен в муку * Консервирование * Засолка капусты
|
*Экскурсия “Одежда осени” |
Химические опыты |
ОДЕЖДА |
* За одеждой прохожих (сезонная) * За одеждой сотрудников детского сада |
* С бутылкой (оденем и разденем) * Со свечкой (ткань плавится, горит) |
Дает ткань усадку после стирки в горячей воде |
Ткань на ощупь
|
|
РАСТИТЕЛЬ-НЫЙ МИР |
* От семени до растения * От семени до семени * Солнце, воздух, вода
|
* Живое - неживое (ТРИЗ) * Признаки живой природы * Узнай возраст дерева * Как семя покидает растение * Что могут растения (кислород) * Размалывание зерен |
* Системный оператор * Солнце и хлорофиты * Мертвая земля * Вырастет - не вырастет * Узнай по вкусу, на ощупь |
* Искусство (смешение красок) * Математика (классификация) * Драматизация (подобрать звук к действию - шелест листвы, звук тыквы) |
* Росмэн «Д. Энциклопедия» * Живой мир * Тайны живой природы * Энциклопедия “Наука” |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ |
* Наблюдение за кошкой * Наблюдение за собакой * Наблюдение за другими живыми объектами |
* Взвешивание шерсти собаки и кошки ( в сравнении с другими материалами) |
* Вытягивание кошачьего пух в нитку (то же самое с собачьей шерстью) - из чего получается нитка |
* Обследование животного |
|
СОВЕТЫ ДОКТОРА ГРАДУС-НИКА |
* За температурой * За работой медсестры * За инеем, снегом, сосульками, ледяной водой |
* “Гусиная кожа” * Пенится - не пенится (зубная паста) * Поменяемся теплом * Тепло - холодно (дыхание) * Чистый - грязный |
* Системный оператор * Моделирование маленькими человечками (ТРИЗ) * Как устроен термометр * Хорошо - плохо (ТРИЗ) |
* Математика: - разные мерки со снегом (количество воды) |
Книга “Румяные щечки” “Расти здоровым” “Валеология “Детская энциклопедия” |
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТ-ВЕННАЯ ЛИ-ТЕРАТУРА |
* Наблюдения за работой библиотекаря * Наблюдения за работой продавца в книжном магазине |
|
* Тайнопись (молоком) |
* Экскурсия в книжный магазин, типографию * Центр языка: дидактические игры, словесные игры, викторины, пересказ, рассказывание |
“Почемучка” “Письмен-ность” |
СКАЗКИ |
* Гадание при свечах (капельки свечи в воде застывают, причем разной формы) |
* С помощью ступки и пестика сахар превращаем в сахарную пудру, горох для каши * Книги - свитки * Складная книжка - гармошка с двойными страницами |
* Могучая скорлупа (с.12) * Яйцо плавает (с.13) * Невидимые чернила или тайнопись |
* Как образуются нитки из шерсти с помощью прялки и веретена |
* Мастерилка с.12-13 физ.опыты
* Мастерилка с.16 хим.опыты |
НАШ КРАЙ |
* За растениями в парках, садах * За насекомыми, птицами * Карта Челябинской области - животные, птицы, насекомые (картинки) |
|
* Как добывают соль на Урале (стакан, соль, карандаш, плитка, гвоздь) |
|
Опыты стр.15 “Я и природа” (распечатка) “Мой край”
|
ЖИВОТНЫЙ МИР |
*Домашние животные * Дикие животные (зоопарк) |
* Шерсть, пряжа * Тает - застывает (жир) |
* Системный оператор * Съест - не съест * Чья шкура теплее (условия жизни) * Игра в прятки (ТРИЗ) * Расселим животных |
* Искусство (закрась животных разных размеров, одинаковое количество красок) * Литературы: “Умный телефон” * Драматизация: “Угадай кто пришел”, “Угадай кто идет” * Математика: круги Луло, ТРИЗ |
Росмэн Детская эн-циклопедия Живой мир Я познаю мир Все обо всем Потомучка Почемучка |
ТРАНСПОРТ |
* За движущимся транспортом (в гололед, дождь, по асфальту, перекресток) * Наблюдение за колесами (резиновое, мягкое, гибкое) *Наблюдение за разными видами дорог |
* Колесо над воздухом в воду * Взвешивание разных видов металла, ткани * Бутылка закупоренная пустая и бутылка наполненная водой |
* С автомат. игрушкой - подъем и спуск транспорта с горы и по ровной местности * Образование волны * Трение (стр. 30 “Наука”) |
Обследование деталей колес, кабины, кузова
|
|
ЧЕЛОВЕЧЕС-КИЙ ОРГАНИЗМ |
* Наблюдение за чешуйками рыб и сравнение ее с кожей человека * Наблюдение кровообращения по специальному прибору |
* Кожа - через увеличительное стекло. Что с ней происходит при длительном взаимодействии с водой * Дегустация и сортировка полезных вредных продуктов * Опыт с воздушным шаром * Узнай свой вес, рост ( в сравнении с другими предметами) * Как пища попадает в желудок * Опыты с гантелями (как работают мышцы) |
* Игра “Сравнение разных продуктов на вкус и запах” * “Узнай по запаху” * “Узнай на ощупь” * Догадайся по эмоциям о настроении” * Шагомер * Тренажеры
|
* Рассматривание книг о строении человека, видеокассеты * Рассматривание иллюстраций из журнала “Здоровье” * Рассматривание пособий человеческого организма и таблиц правильного питания |
|
ЗИМУШКА - ЗИМА |
* Наблюдение за погодой и заполнение календаря погоды |
* Со снегом и водой (таяние, окрашивание, кипячение, замерзание) |
* Три физических состояния воды * Термоментр, измерение * С цветком (растением) |
*Рассматривание иллюстраций, книг о зиме, видеокассет * Выкладывание карточек со схематичным изображением примет зимы в разные месяцы |
|
ТЕАТР |
* Зрительный зал * Работа актеров и других специалистов * Различные виды театров
|
* “Акустика”(опыт по определению силы звука в помещениях) * Путаница” (смешивание обязанностей специалистов в театре - кто за что отвечает, возможна ли замена) * Способ нанесения грима, его свойства в преображении актера, бутафория (свойства, материалы) |
* Изучение свойств силы звука с применением технических средств, процесс звукозаписи, фонограмма * Получение путем использования театра теней увеличения и уменьшения фигурок, преломление света * Получение оттенков при смешивании грима, замена искусственных вещей натуральными (костюмерная бутафория) |
* Рассматривание разных видов грима |
Н.Н.Евреи-нов “Что такое театр” Т.Н.Карама-ненко “Кукольный театр - дошкольникам “Театр для малышей” |
НАШИ ЗА-ЩИТНИКИ |
* За техникой * Формой * Компас |
* Тонет - не тонет * Пропускает влагу? |
* Силомер (эспандер,
кольца) |
* Игра “Оказание помощи” * Математика: ориентировка на местности |
Большой энциклопедический словарь |
МОЯ СЕМЬЯ |
|
* Поставить тесто дрожжевое и песочное * Банка с горячей водой Банка с холодной водой. Через некоторое время вода станет одинаковой температуры
|
* Стирка пятен на ткани * Выпечка печенья * Приготовление салатов * Ветку с улицы принести в группу и распустит листочки * Заваривание чая из трав * Посадка растений в горшки |
* Составление родословного дерева * Рассматривание разных видов
посуды (из разного материала) |
|
РОССИЯ |
|
* Песок и глина - пропускают воду. Сравниваем свойства, определяем сходства и различия |
* Определение прочности гранита и каменного угля (цвет, состав, прочность) Рассматривание под лупой. Разбить гвоздем и молотком на кусочки |
* Работа с картой и глобусом * Посещение музея * Рассматривание открыток, просмотр видеофильмов о городах России |
“Природове-дение” 3-4 кл с.27-30 19-20 |
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТ-ВО РОССИИ |
|
* Обжиг глины в духовке и просушивание на воздухе |
* Пропускает ли глина воду (глина, песок, пипетки, вода) * Смешивание красок (стакан, краски, бумага, пипетки) |
* Посещение краеведческого музея, геологического музея, зоопарка * Сравнение старинной обуви и современной (лапти, валенки) - в чем удобнее ходить * Рассматривание изделий народного творчества (гжель, хохлома, дымка, жостово и др.) |
|
ДРУЗЬЯ - ПОДРУГИ |
* Наблюдение на двух картинках разных эмоций и действий |
* Изучение темперамента *Изучение внешних особенностей, отличий |
* Системный оператор * С растениями - которые уживаются вместе, а также цветок + ваза |
* Проблемные ситуации |
|
ЧУДЕСНЫЕ ВЕЩИ |
* За работой пылесоса, фена, электрощетки и др. |
* Шприц с разными насадками * С дверным глазком |
|
|
|
НЕДЕЛЯ ЮМОРА И СМЕХА |
* Игрушки - розыгрыши * Фокусы |
* Чертик в коробке (закрыто - потенциальная энергия, открыто - кинетическая) * Шарик (статич. электричество) |
* Лакмусовая бумажка (химические реакции)
|
|
Энциклопе-дия “Наука” |
КОСМОС |
* Фазы Луны * Закаты * Рассветы * Солнечное затмение * Галактики * Звезды, созвездия * Кометы, метеориты * Новейшая техника (спутники, космические орбитальные станции, ракеты, НЛО) |
* Темный космос * Место для воздуха |
* Разноцветные огоньки * Вращение Луны * Вокруг своей оси |
* Центр искусства* смешивание красок |
Энциклопе-дия “Наука”
“Забавные физические и химические опыты” |
ВЕСНА |
* Насекомые * Птицы * Растения * За небом, солнцем * За водой, воздухом * За дождем, грозой |
* Миллионный дождь (круговорот) * Кто живет в облаке * Смерч на столе * Куда бегут ручейки * Наводнение * Куда девается вода (песок, земля, глина) |
* Системный оператор * Моделирование маленькими человечками (услышим гром, что такое молния) * Что может ветер * Везет, везет кораблик * Редкая весна |
|
Росмэн
“Тайна живой природы” |
ВОДНЫЙ МИР |
* За рыбами в аквариуме * За растительностью в аквариуме * За рыбой из магазина * За скелетом рыбы * За аквариумной черепахой * За аквариумными улитками |
* Скелет ломаем, он хрупкий, состоит из фосфора * Опыт с соленой водой (Море, с.39, Наука) |
* Зарядка аквариума * С цветными речными камушками ( в воде цвет ярче, темнее и сухие бледные) |
* Рассматривание разных видов камней (морских, речных) * Рассматривание разных видов ракушек и слушание шума моря |
Энциклопе-дия “Наука” |
ЗООПАРК |
* Наблюдение за животными в цирке, зоопарке |
* Кормление животных и живых орагнизмов * Измерение параметров * Изучение повадок |
* Дрессировка животных * Изучение условных рефлексов
|
* Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных * Экскурсия в зоопарк * Просмотр видеокассет * Посещение цирка |
|
С П О Р Т |
* Различные виды стадионов, манежей, спортивных площадок * Древнейшие виды спорта * Новые виды спорта * Животные - спортсмены * Современные олимпийские игры
|
* Почему мяч плавает * Могучая скорлупа * Как удержать равновесие * Опыт с гантелями (работа
мышц) |
* Удержи равновесие на бревне * Кто самый сильный * Кто самый легкий * Кто самый длинный * Силомер * Шагомер |
* Экскурсия в спортивный магазин * Центр языка : словосочетания, любые спортивные слова Кроссворды, ребусы, алфавит, вспомогательные слова |
Росмэн Детская эн-циклопедия “Наука” “Забавные химические и физические опыты” |
Л Е Т О |
* Наблюдение за цветами * За насекомыми * За птицами * За деревьями * За погодой * За явлениями в природе (дождь, град, радуга и др.) * За семенами (овощи, фрукты в разрезе) |
* Очистка воды через фильтр (песок, камни) |
* Выращивание растения в темноте и другого на свету * Одно растение поливаем, ухаживаем, ласковые слова говорим, а другое - не поливаем, не ухаживаем * Вода разного вида (лед, вода и пар) * Делаем радугу * Мини-теплица на окне |
* Выращивание на окне овощных культур * Выращивание на грядке * Посадка цветов в клумбах * Высадка рассады * Угадай на вкус (овощи,
фрукты) * Рассматривание коры деревьев и срезы * Изучение строения цветка * Сортирование разных семян |
“Как знакомить дошкольников
с природой” с.5-20
Наука с.80
Веретенникова “Как знак. дошк. с прир. с.123-128
|
НАСЕКО-МЫЕ |
* За взлетом божьей коровки * За насекомыми через увеличительное стекло
|
* Сделать ходы через разные виды почв (песок, глина, земля) * С листьями - скручивать (там живут гусеницы) |
* В банку посадить гусеницу и каждый день ложить разные листочки |
|
|
Ц И Р К |
* За повадками домашних и диких животных и птиц |
* С иголкой (иглу смазать жиром) - утонет - не утонет * Стакан с водой (закрепить бумагой и перевернуть) |
* Надувать шарики с помощью уксуса и соды |
* Фокусы |
Журнал “Юный техник” Энциклопедия “Живой мир” |
ШАГ ЗА ШАГОМ В МИР ИСКУС-СТВА |
* По портрету: - возрастных и половых отличий - за мимикой лица * По натюрморту: - цвет, форма, объем * По пейзажу: - строение деревьев, цветов, кустарников - форма облаков - воздушной и линейной перспективы |
* Радужный волчок (оптическое смешивание цвета) * Разделение цветов ( с драже) “Наука” с.20, 29 * С магнитом и краской * С краской и солью * На смешивание с водой акварели, гуаши, масляные краски |
* Смешивание цвета (механическое): - получение составляющих цветов путем смешивания основных: к+ж=о; ж+с=з; к+с=ф - получение оттенков цвета путем добавления белой краски - получение оттенков цвета путем добавления черной краски (насыщенности) * Изучение свойство изобразительных материалов: - на разнофактурной бумаге, с использованием плакатных перьев, кистей - на сочетание нескольких изобразительных материалов вместе |
* Дидактические игры: - Времена года (закрепить знания о сезонных изменениях и о цветовой гамме) - Части суток - Перспектива (далеко-близко, большой-маленький) * Работа со схемами и таблицами (схема настроения человека и таблицы по смешиванию цвета) Трофимова и Тарабарина “И учеба, и игра в изобразительном искусстве” |
“Моя первая книжка. Наука” “Рисование” I часть “И учеба, и игра в изобразительном искусстве” |
ПУСТЫНЯ |
|
* Опыты с песком * Испарение воды |
* Выращивание кактусов в разной почве и в разных местах (холод, тепло, свет) |
* Рассматривание иллюстраций, видеокассет с изображением пустыни, природы и животных пустыни
|
“Мой первый атлас”
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.