Система работы по развитию элементарных естественно-научных представлений с детьми дошкольного возраста в рамках тематического планирования

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОПЫТЫ и эксперименты.DOC

СИСТЕМА  РАБОТЫ  ПО  РАЗВИТИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  С  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

В  РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Название

темы

                                Поисковая   деятельность

  Другие виды деятельности

Используемая литература

 

    наблюдения

         о п ы т ы

     эксперименты

 

 

 

ДЕТСКИЙ  САД

* За трудом воспитателя, няни, повара, прачки

* За комнатными растениями

* За комнатными рыбками, хомячками, за попугаем

* С игрушками (утонет -не утонет)

* Игрушки (мягкие - твердые)

* Волшебные фломастеры

* С неваляшкой (сделать неваляшку из полого шара с помощью пластилина)

 

Веретенникова “Ознакомление дошкольников с природой”

 

Ш К О Л А

* День знаний

* Первая линейка

* Первый звонок

* Стержни (заправка)

* Письмо ручками разных цветов (сравнение шариковых, гелевых, капилярных)

* Письмо мелом на школьной доске

* Природоведческие опыты

 

* Разные виды ручек

* Разные виды бумаги (клетка, линейка)

* Путешествие в историю школы (письмо на бумаге чернилами и перьевой ручкой. Знакомство с чернильницей)

* Как исправить ошибку (ластик, штрих)

 

* Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок на школьную тему

* Рассматривание школьных принадлежностей (учебники для разных классов, тетради, дневники, указка, прописи, портфель и т.д.)

* Выставка школьных фотографий родителей

* Выставка старинных азбук, букварей, учебных книг и пособий

* Рассматривание учебников естествознания начальных классов (сравнить с нашими занятиями в центре естествознания)

* Экскурсия в школу

 

О С Е Н Ь

*На открытой площадке : за погодой (дать определение - пасмурная, солнечная, дождливая, ветреная, тихая)

* Значки

* Комнатные растения (дать понятия: влаголюбивые, засухоустойчивые)
* Приметы осени

* “Дождик” (позн. с понятием “влажность”.

М: губка, пепетка, тазик с водой. Капнуть на губку из пипетки. Осмотреть ее снизу. Ск-ко воды. Затем положить губку в воду, перевернуть, губка - это воздух, когда идет дождь.

* Опыт с яблоком и лимонным соком или уксусом (чтобы яблоки не темнели)

* Опыт с ветками и листвой (с зарисовкой)

* Обнаружение крахмала (мука, картофель, блюдо, йод)

* Перемалывание зерен в муку

* Консервирование

* Засолка капусты

 

 

 

 

 

 

 

 

*Экскурсия “Одежда осени”

Химические опыты

ОДЕЖДА

* За одеждой прохожих (сезонная)

* За одеждой сотрудников детского сада

* С бутылкой (оденем и разденем)

* Со свечкой (ткань плавится, горит)

Дает ткань усадку после стирки в горячей воде

Ткань на ощупь

 

 

 

 

РАСТИТЕЛЬ-НЫЙ  МИР

* От семени до растения

* От семени до семени

* Солнце, воздух, вода

 

* Живое - неживое (ТРИЗ)

* Признаки живой природы

* Узнай возраст дерева

* Как семя покидает растение

* Что могут растения  (кислород)

* Размалывание зерен

* Системный оператор

* Солнце и хлорофиты

* Мертвая земля
* Посадки и выращивание

* Вырастет - не вырастет

* Узнай по вкусу, на ощупь

* Искусство (смешение красок)

* Математика (классификация)

* Драматизация (подобрать звук к действию - шелест листвы, звук тыквы)

* Росмэн «Д. Энциклопедия»

* Живой мир

* Тайны живой природы

* Энциклопедия “Наука”

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

* Наблюдение за кошкой

* Наблюдение за собакой

* Наблюдение за другими живыми объектами

* Взвешивание шерсти собаки и кошки ( в сравнении с другими материалами)

* Вытягивание кошачьего пух в нитку (то же самое с собачьей шерстью) - из чего получается нитка

* Обследование животного

 

СОВЕТЫ ДОКТОРА ГРАДУС-НИКА

* За температурой

* За работой медсестры

* За инеем, снегом, сосульками, ледяной водой

* “Гусиная кожа”

* Пенится - не пенится (зубная паста)

* Поменяемся теплом

* Тепло - холодно (дыхание)

* Чистый - грязный

* Системный оператор

* Моделирование маленькими человечками (ТРИЗ)

* Как устроен термометр

* Хорошо - плохо (ТРИЗ)

* Математика:
- взвешивание разных льдинок

- разные мерки со снегом (количество воды)

Книга “Румяные щечки”

“Расти здоровым”

“Валеология

“Детская энциклопедия”

ДЕТСКАЯ

ХУДОЖЕСТ-ВЕННАЯ ЛИ-ТЕРАТУРА

* Наблюдения за работой библиотекаря

* Наблюдения за работой продавца в книжном магазине

 

* Тайнопись (молоком)
* Почему карандаш пишет, а палочка нет”
* Письменность (глиняная, деревянная дощечка, береста, бумага)
* Старая бумага

* Экскурсия в книжный магазин, типографию

* Центр языка: дидактические игры, словесные игры, викторины, пересказ, рассказывание

“Почемучка”
разд. “Летопись”

“Письмен-ность”

СКАЗКИ

* Гадание при свечах

(капельки свечи в воде застывают, причем разной формы)

* С помощью ступки и пестика сахар превращаем в сахарную пудру, горох для каши

* Книги - свитки
М: клей, тесьма

* Складная книжка - гармошка с двойными страницами

* Могучая скорлупа (с.12)

* Яйцо плавает (с.13)

* Невидимые чернила или тайнопись

* Как образуются нитки из шерсти с помощью прялки и веретена

* Мастерилка  с.12-13

физ.опыты

 

* Мастерилка   с.16

хим.опыты

НАШ  КРАЙ

* За растениями в парках, садах

* За насекомыми, птицами

* Карта Челябинской области - животные, птицы, насекомые (картинки)

 

* Как добывают соль на Урале (стакан, соль, карандаш, плитка, гвоздь)

 

Опыты

стр.15

“Я и природа” (распечатка) “Мой край”

 

 

ЖИВОТНЫЙ МИР

*Домашние животные

* Дикие животные (зоопарк)

* Шерсть, пряжа

* Тает - застывает (жир)

* Системный оператор

* Съест - не съест

* Чья шкура теплее (условия жизни)

* Игра в прятки (ТРИЗ)

* Расселим животных

* Искусство (закрась животных разных размеров, одинаковое количество красок)

* Литературы: “Умный телефон”

* Драматизация: “Угадай кто пришел”, “Угадай кто идет”

* Математика: круги Луло, ТРИЗ

Росмэн

Детская эн-циклопедия

Живой мир

Я познаю мир

Все обо всем

Потомучка

Почемучка

ТРАНСПОРТ

* За движущимся транспортом (в гололед, дождь, по асфальту, перекресток)

* Наблюдение за колесами (резиновое, мягкое, гибкое)

*Наблюдение за разными видами дорог

* Колесо над воздухом в воду

* Взвешивание разных видов металла, ткани

* Бутылка закупоренная пустая и бутылка наполненная водой

* С автомат. игрушкой - подъем и спуск транспорта с горы и по ровной местности

* Образование волны

* Трение (стр. 30 “Наука”)
* Эксперимент с почвой (дорога)

Обследование деталей колес, кабины, кузова

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕЧЕС-КИЙ

ОРГАНИЗМ

* Наблюдение за чешуйками рыб и сравнение ее с кожей человека

* Наблюдение кровообращения по специальному прибору

* Кожа - через увеличительное стекло. Что с ней происходит при длительном взаимодействии с водой

* Дегустация и сортировка полезных  вредных продуктов

* Опыт с воздушным шаром

* Узнай свой вес, рост ( в сравнении с другими предметами)

* Как пища попадает в желудок

* Опыты с гантелями (как работают мышцы)

* Игра “Сравнение разных продуктов на вкус и запах”

* “Узнай по запаху”

* “Узнай на ощупь”

* Догадайся по эмоциям о настроении”
* “Изменение давления, пульса

* Шагомер

* Тренажеры

 

 

 

* Рассматривание книг о строении человека, видеокассеты

* Рассматривание иллюстраций из журнала “Здоровье”

* Рассматривание пособий человеческого организма и таблиц правильного питания

 

ЗИМУШКА - ЗИМА

* Наблюдение за погодой и заполнение календаря погоды

* Со снегом и водой (таяние, окрашивание, кипячение, замерзание)

* Три физических состояния воды

* Термоментр, измерение

* С цветком (растением)

*Рассматривание иллюстраций, книг о зиме, видеокассет

* Выкладывание карточек со схематичным изображением примет зимы в разные месяцы

 

 

 

 

 

ТЕАТР

* Зрительный зал

* Работа актеров и других специалистов

* Различные виды театров

 

* “Акустика”(опыт по определению силы звука в помещениях)

* Путаница” (смешивание обязанностей специалистов в театре - кто за что отвечает, возможна ли замена)

* Способ нанесения грима, его свойства в преображении актера, бутафория (свойства, материалы)

* Изучение свойств силы звука с применением технических средств, процесс звукозаписи, фонограмма

* Получение путем использования театра теней увеличения и уменьшения фигурок, преломление света

* Получение оттенков при смешивании грима, замена искусственных вещей натуральными (костюмерная бутафория)

* Рассматривание разных видов грима

Н.Н.Евреи-нов “Что такое театр”

Т.Н.Карама-ненко “Кукольный театр - дошкольникам

“Театр для малышей”

НАШИ  ЗА-ЩИТНИКИ

* За техникой

* Формой

* Компас

* Тонет - не тонет

* Пропускает влагу?

* Силомер (эспандер, кольца)
* Системный оператор

* Игра “Оказание помощи”

* Математика: ориентировка на местности

Большой энциклопедический словарь

МОЯ

СЕМЬЯ

 

* Поставить тесто дрожжевое и песочное

* Банка с горячей водой

Банка с холодной водой. Через некоторое время вода станет одинаковой температуры

 

* Стирка пятен на ткани

* Выпечка печенья

* Приготовление салатов

* Ветку с улицы принести в группу и распустит листочки

* Заваривание чая из трав

* Посадка растений в горшки

* Составление родословного дерева

* Рассматривание разных видов посуды (из разного материала)
* Посещение больного ребенка

 

РОССИЯ

 

* Песок и глина - пропускают воду. Сравниваем свойства, определяем сходства и различия

* Определение прочности гранита и каменного угля (цвет, состав, прочность)

 Рассматривание под лупой.

Разбить гвоздем и молотком на кусочки

* Работа с картой и глобусом

* Посещение музея

* Рассматривание открыток, просмотр видеофильмов о городах России

“Природове-дение” 3-4 кл

с.27-30

   19-20

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТ-ВО РОССИИ

 

* Обжиг глины в духовке и просушивание на воздухе

* Пропускает ли глина воду (глина, песок, пипетки, вода)

* Смешивание красок (стакан, краски, бумага, пипетки)

* Посещение краеведческого музея, геологического музея, зоопарка

* Сравнение старинной обуви и современной (лапти, валенки) - в чем удобнее ходить

* Рассматривание изделий народного творчества (гжель, хохлома, дымка, жостово и др.)

 

ДРУЗЬЯ - ПОДРУГИ

* Наблюдение на двух картинках разных эмоций и действий

* Изучение темперамента

*Изучение внешних особенностей, отличий

* Системный оператор

* С растениями - которые уживаются вместе, а также цветок + ваза

* Проблемные ситуации

 

ЧУДЕСНЫЕ  ВЕЩИ

* За работой пылесоса, фена, электрощетки и др.

* Шприц с разными насадками

* С дверным глазком

 

 

 

НЕДЕЛЯ ЮМОРА И СМЕХА

* Игрушки - розыгрыши

* Фокусы

* Чертик в коробке (закрыто - потенциальная энергия, открыто - кинетическая)

* Шарик (статич. электричество)

* Лакмусовая бумажка (химические реакции)

 

 

 

 

Энциклопе-дия “Наука”

КОСМОС

* Фазы Луны

* Закаты

* Рассветы

* Солнечное затмение

* Галактики

* Звезды, созвездия

* Кометы, метеориты

* Новейшая техника (спутники, космические орбитальные станции, ракеты, НЛО)

* Темный космос

* Место для воздуха
* Лимон запускает ракету
* Ночь и день (глобус, лампа)
* Радуга” в космосе (пластинка)

* Разноцветные огоньки

* Вращение Луны

* Вокруг своей оси

* Центр искусства* смешивание красок

Энциклопе-дия “Наука”

“Я познаю мир” - Космос

 

“Забавные физические и химические опыты”

ВЕСНА

* Насекомые

* Птицы

* Растения

* За небом, солнцем

* За водой, воздухом

* За дождем, грозой

* Миллионный дождь (круговорот)

* Кто живет в облаке

* Смерч на столе

* Куда бегут ручейки

* Наводнение

* Куда девается вода (песок, земля, глина)

* Системный оператор

* Моделирование маленькими человечками (услышим гром, что такое молния)

* Что может ветер

* Везет, везет кораблик

* Редкая весна

 

Росмэн

 

“Тайна живой природы”

ВОДНЫЙ МИР

* За рыбами в аквариуме

* За растительностью в аквариуме

* За рыбой из магазина

* За скелетом рыбы

* За аквариумной черепахой

* За аквариумными улитками

* Скелет ломаем, он хрупкий, состоит из фосфора

* Опыт с соленой водой

(Море, с.39, Наука)

* Зарядка аквариума

* С цветными речными камушками ( в воде цвет ярче, темнее и сухие бледные)

* Рассматривание разных видов камней (морских, речных)

* Рассматривание разных видов ракушек и слушание шума моря

Энциклопе-дия “Наука”

ЗООПАРК

* Наблюдение за животными в цирке, зоопарке

* Кормление животных и живых орагнизмов

* Измерение параметров

* Изучение повадок

* Дрессировка животных

* Изучение условных рефлексов

 

 

* Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных

* Экскурсия в зоопарк

* Просмотр видеокассет

* Посещение цирка

 

С П О Р Т

* Различные виды стадионов, манежей, спортивных площадок

* Древнейшие виды спорта

* Новые виды спорта

* Животные - спортсмены

* Современные олимпийские игры

 

* Почему мяч плавает

* Могучая скорлупа

* Как удержать равновесие

* Опыт с гантелями (работа мышц)
* Обследование материала (оборудования)

* Удержи равновесие на бревне

* Кто самый сильный

* Кто самый легкий

* Кто самый длинный

* Силомер

* Шагомер

* Экскурсия в спортивный магазин

* Центр языка : словосочетания, любые спортивные слова

   Кроссворды, ребусы, алфавит, вспомогательные слова

Росмэн

Детская эн-циклопедия

“Наука”

“Забавные химические и физические опыты”

Л  Е  Т  О

* Наблюдение за цветами

* За насекомыми

* За птицами

* За деревьями

* За погодой

* За явлениями в природе (дождь, град, радуга и др.)

* За семенами (овощи, фрукты в разрезе)

* Очистка воды через фильтр (песок, камни)

* Выращивание растения в темноте и другого на свету

* Одно растение поливаем, ухаживаем, ласковые слова говорим, а другое - не поливаем, не ухаживаем

* Вода разного вида (лед, вода и пар)

* Делаем радугу

* Мини-теплица на окне
(“Живой мир” с.12)

* Выращивание на окне овощных культур

* Выращивание на грядке

* Посадка цветов в клумбах

* Высадка рассады

* Угадай на вкус (овощи, фрукты)
* Заполнение календаря погоды

* Рассматривание коры деревьев и срезы

* Изучение строения цветка

* Сортирование разных семян

“Как знакомить дошкольников с природой”
Саморукова

с.5-20

 

Наука  с.80

 

Веретенникова “Как знак. дошк. с прир.

с.123-128

 

НАСЕКО-МЫЕ

* За взлетом божьей коровки

* За насекомыми через увеличительное стекло

 

* Сделать ходы через разные виды почв (песок, глина, земля)

* С листьями - скручивать (там живут гусеницы)

* В банку посадить гусеницу и каждый день ложить разные листочки

 

 

Ц И Р К

* За повадками домашних и диких животных и птиц

* С иголкой (иглу смазать жиром) - утонет - не утонет

* Стакан с водой (закрепить бумагой и перевернуть)

* Надувать шарики с помощью уксуса и соды

* Фокусы

Журнал “Юный техник”

Энциклопедия “Живой мир”

ШАГ ЗА ШАГОМ В МИР ИСКУС-СТВА

* По портрету:

- возрастных и половых отличий

- за мимикой лица

* По натюрморту:

- цвет, форма, объем

* По пейзажу:

- строение деревьев, цветов, кустарников

- форма облаков

- воздушной и линейной перспективы

* Радужный волчок (оптическое смешивание цвета)

* Разделение цветов ( с драже)

   “Наука” с.20, 29

* С магнитом и краской

* С краской и солью

* На смешивание с водой акварели, гуаши, масляные краски

* Смешивание цвета (механическое):

- получение составляющих цветов путем смешивания основных:

к+ж=о; ж+с=з; к+с=ф

- получение оттенков цвета путем добавления белой краски

- получение оттенков цвета путем добавления черной краски (насыщенности)

* Изучение свойство изобразительных материалов:

- на разнофактурной бумаге, с использованием плакатных перьев, кистей

- на сочетание нескольких изобразительных материалов вместе

* Дидактические игры:

- Времена года (закрепить знания о сезонных изменениях и о цветовой гамме)

- Части суток

- Перспектива (далеко-близко, большой-маленький)

* Работа со схемами и таблицами (схема настроения человека и таблицы по смешиванию цвета)

   Трофимова и Тарабарина “И учеба, и игра в изобразительном искусстве”

“Моя первая книжка. Наука”

“Рисование” I часть

“И учеба, и игра в изобразительном искусстве”

ПУСТЫНЯ

 

* Опыты с песком

* Испарение воды

* Выращивание кактусов в разной почве и в разных местах (холод, тепло, свет)

* Рассматривание иллюстраций, видеокассет с изображением пустыни, природы и животных пустыни

 

“Мой первый атлас”
“Я познаю мир”
“Наука”