Система работы с карточками на уроках истории
В условиях современного образования все чаще мы находимся в поисках новых форм и приемов. Но иногда стоит оглянуться назад. Не секрет, что новое часто-хорошо забытое старое. В условиях огромного информационного потока стоит выделять определенную часть информации и научиться ее вовремя извлекать. На примере гуманитарных наук это наиболее актуально. Последнее время мы сталкиваемся с разными проблемами усвоения материала. Ученые уверяют, что мы можем запомнить большой объем информации. Но уметь запоминать- это еще не все. Куда сложнее структурировать материал и уметь вовремя воспользоваться им. Это не просто компетенция- это требование современного мира.
Как учить, чтобы запомнить? Вопрос не праздный. У каждого человека свои способности. Но есть определенные приемы, позволяющие это сделать легко и без проблем. Многочисленные теории рассказывают нам о них. Я же хочу поделиться своим излюбленным приемом, который применяю в работе с новым материалом.
Это система карточек для запоминания. Кроме того, на этой системе построены многочисленные игры, в том числе и настольные. Эта система –уникальна. Ее можно использовать на различных предметах и в различных случаях работы с материалом. Когда человек освоит ее- у него значительно уменьшится время на запоминание. При использовании карточек задействованы различные виды памяти- механическая и зрительная, а можно подключить и слуховую.
Этот прием изобретен не мною. Впервые с ним я столкнулась на уроках английского языка, когда сама училась в 4 классе. Учитель при изучении английского алфавита предложил нам изготовить буквы на карточках. Это значительно ускорило процесс запоминания- новые буквы при написании нужно и произносить по-другому. .. Позднее, уже на уроках химии учительница предложила таким образом учить таблицу Менделеева.
В этом году мне довелось участвовать в педагогическом конкурсе, на котором я поделилась с коллегами своим любимым приемом. И почти сразу услышала радостные уверения коллег различных предметов, которым не только понравился прием, но они уже поняли где и как могут использовать его на своих уроках.
Система карточек по истории
При изучении истории необходимо запомнить огромное количество дат и событий. Причем бывает, что на один год приходится несколько важных событий. Это вносит путаницу и ученики не любят такой большой объем дат. Но ЕГЭ требует не только знать основные события, но и анализировать, сопоставлять их. И тут, конечно, необходим достаточный объем информации, чтобы не запутаться. Начиная изучать историю России, мои ученики заготавливают дома карточки с датами изучаемых событий.
Обычно на листе А4 можно изготовить 8 карточек. Например, тема «Первые князья Древней Руси»:
862-приход Рюрика в Новгород
907-поход Олега на Царь-Град (Константинополь)
945-убийство князя Игоря в походе за полюдьем
988-крещение Руси
1147-первое упоминание о Москве
1185-«Слово о полку Игореве»
1240-Невская битва
1242-Ледовое побоище
862 |
907 |
945 |
988 |
1147 |
1185 |
1240= |
1242 |
Если рядом с датой стоит 2, а то и 3 черты- это значит, что произошло несколько событий. Так например, в 1240 году еще состоялось нападение монголо-татар на южные земли Руси (Киев)
Карточки можно делать одного цвета, можно записывать даты разными цветами. Обычно ребята выбирают
Красный- цвет войн, революций
Синий-реформы
Зеленый - даты правления лидеров государства ( князей, царей…)
Иногда дети для себя делают карточки на стикерах разного цвета. Это допустимо только при условии, что дата обведена крупно или жирно и достаточно читаема издалека.
В процессе изготовления карточек ребенок лучше запоминает. Первоначально разрешаю подписывать сзади карандашом события. И можно быстро подсмотреть.
Во время опроса карточки лежат «лицом вверх», то есть цифрами.
Способов опроса очень много, что позволяет довольно быстро запоминать:
1.Исторический диктант.
Называется событие, ребята должны найти и показать карточку с соответствующей датой. И здесь для учителя есть масса разных возможностей в формулировке вопроса.
1 вариант: Дата Ледового побоища?
2 вариант: Битва на Чудском озере.
Порой специально путаю их, называя сначало1, затем сразу 2 вариант. Или через несколько дат. Поначалу, конечно, сбиваются, но потом самые смышленые быстро соображают, что был подвох. Это усиливает запоминание.
3 вариант: более подробно расспросить- а как звали князя? А кто его противник? Таким образом мы расширяем круг повторения.
4 вариант: работа с понятиями. Она может строиться отдельно, то есть вся проверка посвящена только понятиям. Или смешанный опрос, когда учитель спрашивает: «Когда возникло понятие декабристы» или «Гибель князя Игоря. А что случилось? А что такое Полюдье?»
2. «Слабое звено».
Учащиеся проверяют друг друга в течении 5 минут. И здесь если ребенка не было- идет процесс знакомства и первоначального запоминания. А далее так же возможны разные варианты:
1 вариант: начинается взаимо-опрос по 5 минут каждый
2 вариант: «игра в одни ворота», то есть опрашивает только 1 вариант 2, а затем идет отработка того, что западает.
3. Лото
Когда карточки одного ученика лежат кверху цифрами, а другой свои карточки кладет обратной стороной и комментирует.
4.Чайндат.
Наиболее сложное задание. Применяю только в подготовленных классах. Или в случае успешного изучения темы.
1 вариант: учащиеся сами создают цепочку дат изученных ранее. готовят на отдельных листах ( или в презентации) и предлагают одноклассникам.
2 вариант: задание всему классу на скорость. Причем не только определить ( увидеть) даты, но и указать событие. Чаще всего это групповая или парная работа:
13809882237…
Это страницы презентации, которую использую для повторения или как разминку. Причем как в 6, так и в 10 классе. И тут масса вариантов вопросов:
-почему даты разного цвета? Предположите.
-расположите даты в таблицу( разбейте на группы) по своему усмотрению.
-заполните таблицу
Правитель |
Дата правления |
Войны |
Реформы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество колонок в зависимости от тем. Можно указать имена правителей (для 6 класса) или не указывать ( в зависимости от того, насколько класс силен). Учащиеся сами полностью заполняют.
Ребята с удовольствием работают с карточками. Это и эмоциональная разгрузка, особенно если тема сложная. Здесь включается элемент соревнования. Оценки можно ставить по своему усмотрению, в зависимости от цели работы. Это может быть разминка на начало урока, или закрепление изученной темы. А можно и предупредить ребят, что сегодня оценка идет в журнал. Обычно на «3» знают все. Кроме того, идет многократное повторение. И если работа в системе, даты закрепляются.
Однако, с увеличением количества дат их необходимо систематизировать по периодам- векам. Мы нашли выход в конвертах. Или все карточки лежат в одном большом конверте, а скрепками соединены по периодам. На уроке называю период, учащиеся раскладывают карточки, и мы начинаем работать.
Сейчас, в связи с эпидемией, ребята могут дома самостоятельно повторять, не роясь в текстах. Кроме того, можно задействовать и других членов семьи и сыграть на запоминание. Ну а если вам необходимо сдать зачет или подготовиться к экзамену- развесьте карточки в своей комнате. Наткнулся взглядом- вспомни…
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео - и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.
Источники:
-https://studopedia.ru/11_93857_sovremennie-priemi-i-metodi-zapominaniya.html
-http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/neobychnye-metody-zapominaniya.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.