Система работы с талантливыми детьми

  • docx
  • 16.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx

Система поддержки талантливых детей


 

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

· сохранение индивидуальности;

· поддержка собственной познавательной потребности;

· знание психологических особенностей «одаренных».

Вашему вниманию мы хотим представить модель работы с одарённым детьми в начальной школе. (Приложение)

Мы, учителя начальных классов, сталкиваемся с такой проблемой: т.к. наши дети маленькие, они не могут активно участвовать и проявить себя с высокой результативностью на районных и республиканских мероприятиях. Но мы нашли выход из этой ситуации: наши ребята активно участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Такие центры, как «Снейл», «Фактор роста», «Мионб.орг» предлагают огромное количество не только предметных олимпиад, но и конкурсов для всей семьи («День мамы», «Конкурс новогодней открытки», «День папы», «Пасхальное яйцо»). Наши ребята являются не только активными участниками, но и призёрами различных дистанционных конкурсов.

Следующее направление – сетевое взаимодействие. Мы тесно сотрудничаем со следующими ДОУ: Дом детского творчества, Экологический центр «Подлеморье», Детская музыкальная школа, ДК «Шанталык», ДЮСШ. Ребята посещают различные кружки, секции. Участие в сетевом взаимодействии является результативным.

С целью углублённого изучения предметов учителя организуют  внеклассные занятия (предметные недели, предметные кружки). Всё это создаёт условия для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

Информационный блок служит для привлечения внимания общественности,

спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, оформление интернет –сайтов, выпуск стенгазет).

Ученики и учителя 1-х классов выпускают газету «Планета первоклассников» , в которой они освещают свою школьную жизнь.
         учащися 3-х классов под руководством учителей выпускают журнал «Здоровей-ка» с целью пропаганды здорового образа жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. 

Ребята, которые часто болеют, пропускают уроки, занятия в кружках, секциях. Поэтому оздоровление детей является одной из главных задач нашей школы. Мы вместе с учителями задумались, что можно сделать, чтобы ребята как можно реже болели и умели следить за своим здоровьем. Так родилась идея создания журнала «Здоровей-ка»

Работая над журналом «ЗДОРОВЕЙ-КА», мы стремились к тому, чтобы он нравился и был бы интересен  ребятам.

Над проектом работали несколько творческих групп, которые образовались по желанию ребят.  Мы изучали детскую периодическую печать,  особенности оформления журналов. Ольга Николаевна, школьный библиотекарь, познакомил нас с профессиями издателей журнала: корреспонденты, редакторы, художники, фотографы.  Провели конкурс на лучшую обложку журнала и названия.    Выбрали  рубрики и эмблемы  журнала.

v    Аптека под ногами.  (Руководитель Тимофеева  Ольга Владимировна)

Группа исследователей выбрали растения, проводили опросы, создали рецепты использования полезных свойств лекарственных растений.

v    Реклама ЗОЖ.  (Руководитель Муравьёва Марина Павловна)

Создали  рекламные  плакаты о здоровье, выпустили брошюры, памятки, вели исследовательскую работу.

В этой рубрике в первом номере журнала была опубликована  моя исследовательская работа «Береги зубы смолоду». Собирая материал для своей работы, проводя исследования, мы узнали, почему нельзя употреблять много сладкого, что надо беречь зубы с раннего детства, ухаживать за ними, соблюдая несколько важных правил. После того, как была проведена исследовательская работа, мы составили ряд рекомендаций, которые помогут сохранить наши зубы здоровыми. И эти рекомендации мы разместили на страницах нашего журнала.

v    Вести с урока.  (Руководитель Чиркова Алёна Павловна)

«Корреспонденты», присутствующие на мероприятии, заранее получали задание от редакции журнала  и освещали события в своих заметках.

v    Мудрые советы. (Руководитель Бродникова Наталья Петровна)

             В создании этой рубрики участвует большинство детей. Все желающие подбирали интересные советы, пословицы о здоровье, составляли вопросы, викторины.

v    Поздравляем.

 В данной рубрике публикуются работы участников  конкурсов по ЗОЖ.

   В  результате огромной работы мы учимся  следить за своим здоровьем, повышать интерес к занятиям спортом, учимся  работать в команде,  от этого мы стали дружнее, активнее.

Результаты своей работы мы размещаем в сети Интернет на сайтах Профистарт, Про школу, Завуч. инфо, на школьном сайте. Регулярно обновляются школьные информационные стенды, ежегодно дети со своими родителями и учителями изготавливают поделки и организуют   выставку  детского творчества.

НПК «Первые шаги в науку».

Вот уже на протяжении 5 лет (2008-2013 гг.) у нас в начальной школе проводятся НПК «Первые шаги в науку». Дети проводят учебные исследования по разным направлениям.

В        2008   году учащиеся 4-а класса (учитель: Булатова О.А.) с работой «Школьный портфель» участвовали в работе районной научно-практической конференции «первые шаги в науку».

В 2012-2013 учебном году ученики начальных классов (Тормозова Александра – 2-б класс, учитель Муравьёва М.П. и Дульский Антон – 4-б класс, учитель Маргасова И.А. ) были участниками районной НПК «Шаг в будущее», которая проводилась на базе Улюнской школы.

В 2013-2014 учебном году ученики начальных классов также  принимали участие в научно-практической конференции, которая была организована на базе Баргузинской СОШ и заняли призовые места.

Рубцова Татьяна – ученица 3-в класса (руководитель Рубцова А.Д.) с работой «Тайна молодильных яблок» заняла 1-е место.

Корнаков Михаил – ученик 3-б класса (руководитель Муравьёва М.П.) с раблтой «Вредна или полезна соль?» занял 2-е место.

Ученицы Петрова Дарья (5-в класс) и  Бабинцева Кристина (1-б класс) (руководитель Петрова А.Л.)  с исследовательской работой «Любишь ли ты мультфильмы так, как люблю их я?» заняли 3-е место.

Научно-практические конференции стали так же приоритетной формой реализации возможностей детей и педагогов, цель которых - развитие и поддержка детей, способных к научно-исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Учитель должен быть:

· увлечен своим делом;

· способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

· профессионально грамотным;

· интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

· проводником передовых педагогических технологий;

· психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

В рамках программы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.