Раздел 4
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Методические рекомендации
Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности).
Степень выраженности этих недостатков у детей не одинакова и зависит от природы первичного дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением и письмом. Все это и определяет содержание коррекционного воздействия. Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова.
Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в пособии.
В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.
При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки.
Организуя работу с детьми по развитию навыка чтения и письма, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопед должен широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято называть трансформационными) с последующей записью
Например:
— Составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова — из 2 слогов; 4 слова — из 3 слогов:
249
ма |
не |
на |
раф |
не |
жи |
вы |
ли |
вот |
но |
вка |
ши |
— Запиши по памяти 2 слова со слогом ЖИ и 2 слова со слогом ШИ. Четко и быстро прочитай записанные слова.
— Четко прочитай слова: жаба, лава, корка. Подумай, в какие слова надо вставить слоги -ло-, -очк-, -лин-, чтобы получились новые слова. Запиши новые слова. Четко их прочитай.
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению и письму, развивают наблюдательность, зрительный контроль.
Предлагаемые упражнения с заданием: «Читай быстро и четко» — направлены и на развитие «поля» и способа чтения; их необходимо выполнять в оптимальном темпе, с тем чтобы «поле» чтения учащихся постоянно увеличивалось. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения.
В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.
Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, т.к. этот процесс у них происходит естественно на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно есть в его речевом опыте, то он его быстрее узнаёт в процессе чтения.
У детей с ОНР прогнозирование в процессе чтения развивается слабо, и оно не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательного учреждения.
К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать.
В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста.
Слоги, слоговые таблицы, слова логопед может предъявлять детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках в зависимости от сложности задании,
250
Упражнения Первый уровень 1. Читай чётко слоги и слоговые ряды: |
ам |
от |
уп |
ла |
су |
бо |
ат |
ок |
ум |
ра |
му |
по |
ак |
ом |
ут |
ма |
жу |
то |
ап |
оп |
ук |
на |
зу |
ДО |
Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?
Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.
2. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.
3. Составь из разрезной азбуки слоги парами. Прочитай их чётко и ясно.
ар — ра ос — со ич — чи |
ул — лу аш — ша ец — це |
кро — орк дла — адл стра — астр |
зли — изл кси — иск скры — ыскр |
Прочитай ещё раз: сначала все прямые слоги, затем — обратные; слоги, в которых только звонкие согласные; только глухие согласные; слоги, в которых три согласных.
251
4. Чётко и быстро прочитай:
та — до |
ич — иц |
аст — ашт |
до —то |
ещ — еч |
шта — ста |
ту —ду |
ач — ащ |
оста — ошта |
пат — бат |
драк — тлак |
жорт — золт |
бор — пор |
тлок — дрок |
залт — жарт |
пул — бул |
дрюк — тлюк |
жирт — зилт |
Что ты прочитал?
Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.
5. Чётко и быстро прочитай:
ап |
то |
ук |
ир |
ап ... |
убо |
ехо |
ире |
ото |
убо ... |
сол |
шал |
жел |
зул |
сол ... |
Что ты прочитал?
Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.
Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.
Продолжи данные ряды слогов. Будь внимателен при списывании!
6. Чётко и быстро читай слоги по образцу:
а |
о |
у |
а о |
у |
па (пра) |
по (про) |
... |
са (сна) … |
... |
та (тра) |
... |
... |
жŸ … |
... |
ка (кра) |
... |
… |
шŸ … |
... |
ва (вра) |
... |
... |
3Ÿ … |
... |
|
а чŸ (чтŸ) щŸ (щтŸ) ЦŸ (ЦТŸ) |
о … … … |
у … … … |
|
252
7. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
• п |
к• |
•л• |
• ч• |
• |
•о |
•и• |
•ы• |
•т |
м• |
• н• |
• щ• |
• |
•ы |
•ю• |
•у• |
• ш |
3• |
•р• |
• ц• |
• |
•у |
•ё• |
•о• |
•с |
ж• |
• в• |
•д• |
• |
•а |
•я• |
•а• |
Какие буквы написаны? Назови согласные.
а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.
8. Составь слоги по схемам. Запиши их и чётко прочитай:
Син. % |
Красн. |
Красн. |
Син. |
Син. |
Красн. |
Красн. |
Син. |
Красн. |
Син. |
Красн. |
Син. |
Красн. |
Син. |
Син. |
Син. |
Син. |
Красн. |
Син. % |
Син. |
Красн. |
9. Четко и быстро прочитай:
Что ты прочитал? Как ты отличаешь слово от слога? Прочитай сначала слоги, затем - слова.
10. Быстро составляй и чётко читай
слова, выделяя ударный слог:
253 |
11.
а) В этих клетках «спрятались» дикие и домашние животные и птицы. Найди их названия и чётко прочитай, выделяя ударный слог:
вол |
ут |
гу |
ли |
ни |
цы |
ло |
ки |
зы |
ры |
ку |
ко |
сы |
ов |
си |
Что ты прочитал? Запиши и чётко прочитай названия диких животных, выделяя ударный слог.
б) Рассмотри таблицу и определи, сколько детей должно прийти на занятия. Чётко прочитай имена детей, выделяя ударный слог:
ве |
и |
ко |
ки |
ля |
я |
ю |
о |
ра |
то |
ло |
по |
Запиши имена мальчиков.
|
Что ты записал и прочитал? |
254 |
в) Все грибы из корзины
рассыпались. Собери их. Запиши и чётко прочитай названия грибов:
12. Быстро составляй слова из слогов и четко читай их, выделяя ударный слог
со |
па |
ма |
ре-ты |
гра |
ха-ри |
стре |
нуть |
ва |
шадь |
ку |
ти-ки |
бро |
точек |
шпри |
ла |
ли |
за |
бе |
лы-ши |
глу |
дус-ник |
вздох |
вать |
по |
вы |
бо |
куш-ка |
пла |
шю-ра |
скры |
цы |
|
сы |
сит |
бе |
леть |
за |
со |
рить по по |
бро |
речь |
|
но |
пать |
бе |
дить |
|
ме |
сти |
бо |
лить |
Что ты прочитал?
Прочитай: сначала двухсложные слова, затем — трёхсложные; слова, содержащие больше согласных, чем гласных. При чтении выделяй ударный слог.
(Слоги могут быть предъявлены логопедом как на плакатах, так и на карточках)
13. Читай быстро и чётко:
бар |
вал |
вил |
дал |
сор |
нас |
рад |
бор |
вол |
вял |
дул |
сер |
нос |
род |
бур |
выл |
вёл |
дол |
сыр |
нёс |
ряд |
Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?
ров |
сок |
дал |
тир |
сечь |
тут |
рос |
сом |
дам |
тиф |
сер |
тушь |
рот |
сор |
дашь |
тишь |
сел |
тур |
ром |
соль |
дар |
тих |
семь |
туп |
род |
сон |
дай |
тик |
сев |
тук |
рок |
сох |
|
|
сед |
туз |
роль |
|
|
|
|
|
Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?
255
14. Читай чётко и быстро
а)
бок |
рыл |
жечь |
бук |
дай |
базы |
кок |
выл |
лечь |
пук |
лай |
пазы |
мок |
тыл |
речь |
лук |
май |
вазы |
рок |
был |
течь |
жук |
пай |
фазы |
сок |
пыл |
сечь |
сук |
рай |
газы |
ток |
мыл |
меч |
тук |
чай |
лазы |
цок |
ныл |
печь |
Чук |
|
тазы |
порт |
густ |
брать |
норка |
папка |
ворох |
борт |
куст |
драть |
порка |
лапка |
порох |
корт |
пуст |
трать |
корка |
тапка |
горох |
торт |
дуст |
врать |
горка |
шапка |
шорох |
сорт |
|
|
ворона |
корона |
борона |
Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?
Запиши по памяти 6—8 слов, содержащих 3 согласных. Чётко прочитай их.
б)
дам — там |
жил — шил |
мал — мял |
том — дом |
жаль — шаль |
мёл — мол |
бел — пел |
жар — шар |
мыл — мил |
пал — бал |
жар — жал — зал |
|
бил — пил |
|
|
пыль — быль |
|
|
Чем различаются слова в парах? Запиши те пары, которые ты запомнил
в) При чтении выделяй ударный слог:
![]() |
|||
![]() |
|||
мыли |
мяли |
мели |
полка |
пилка |
палка |
басы |
босы |
бесы |
булка |
белка |
балка |
256
пели |
пили |
пыли |
качка |
кочка |
кучка |
Запиши по памяти 2—3 столбика слов. Чётко прочитай записанные слова. г) Выдели при чтении ударный слог: |
раки |
реки |
руки |
подмыл |
подмёл |
подмял |
была |
было |
были |
выла |
выло |
выли |
ныла |
ныло |
ныли |
рыла |
рыло |
рыли |
мыла |
мыло |
мыли |
15.
а) Четко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:
муха — мука — мура — муза |
луна — лупа — лужа — луга |
сомы — соты — софы — совы |
соки — Сочи — соли — сори |
Кора — коса — коза — кожа |
лепка — леска — кусок — курок |
репка — решка — резка |
лежит — лепит — летит — лечит |
молил — попил — побил — пошил — пожил |
Чем различаются слова в каждой строчке?
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: сначала слова, которые начинаются с согласной С, затем — с согласной Л; потом — слова, которые оканчиваются на гласную А, далее — слова, которые оканчиваются на согласную Л.
Запиши по памяти 2 последних строчки слов. Выдели ударный слог в записанных словах и чётко их прочитай.
Выясни значение непонятных тебе слов.
257
б) Чётко и быстро читай строчки
слов, выделяя ударный слог
Скажи, чем отличаются по звуковому составу слова друг от друга в двух последних строчках?
Читай слова ещё раз. Две последние строчки слов запиши под диктовку. (Диктует логопед.) Чётко прочитай записанные слова справа налево
16.
1) Чётко и быстро читай слова:
Аня — Таня Оля — Толя ель — щель оса — роса ямка — лямка ушки — тушки
луг — плуг мел — смел мель — шмель тон — стон лён — клён лава — Клава
шок — мешок бор — забор дача — задача лень — голень мыши — камыши соль — фасоль
Прочитай столбики слов ещё раз в таком порядке: сначала столбик слов, в котором слова изменяются при помощи добавления слога; затем — столбик слов, в котором слова изменяются при помощи добавления согласной к слову, начинающемуся с гласной, и наконец — столбик слов, где слова изменяются путем добавления согласной к слову, которое начинается с согласной.
Скажи, как при этом изменяются слова по звуковому составу и по значению.
6) Чётко и быстро читай слова:
Вася — Ася |
крот — рот |
поток — ток |
лужи — ужи |
скот — кот |
кусок — сок |
муха — уха |
клей — лей |
завал — вал |
урод — род |
смех — мех |
радуга — дуга |
тёлка — ёлка |
хлев — лев |
бабочки — бочки |
косы — осы |
драки — раки |
попечь — печь |
258
Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются слова друг от друга по звуковому составу и по значению.
Прочитай сначала 3-й столбик слов, затем — 1-й и 2-й. Прочитай все столбики снизу вверх.
Запиши те
пары слов, в которых ударный слог меняется.
17. Быстро читай, выделяя ударный слог:
стая - стоя |
решить — решать |
рои - рёв |
кончить — кончать |
порога — береги |
лишить — лишать |
выборы — выбери |
увидеть — увидать |
кисточка — косточка |
слышать — слушать |
прописка — приписка |
заменить — заманить |
мыл — мылся |
бросить — бросать |
купил — купался |
пронзить — пронзать |
тащил — тащился |
свистеть — свистать |
Прочитай ещё раз в таком порядке: слова, которые отвечают на вопрос что?; слова, которые отвечают на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делал?
Запиши по памяти слова, которые отвечают на вопрос что делал? Чётко прочитай записанные слова.
б) Четко и быстро прочитай слова
по строчкам:
Выпиши слова: отвечающие на вопрос какой!; отвечающие на вопрос что сделай?; отвечающие на вопрос что?
Четко прочитай записанные слова.
259
18. Четко прочитай строчки слов
слева направо:
Что ты прочитал?
Прочитай строчки слов справа налево.
Прочитай ещё раз те слова, которые не меняют своего значения от чтения справа налево.
Запиши пары слов верхних столбиков. Из нижних столбиков запиши только те слова, которые меняют своё
значение при чтении слов справа налево.
Прочитай записанные слова в таком порядке: двухсложные слова; слова, отвечающие на вопрос кто?; на вопрос что?
19. Чётко и быстро прочитай слова:
пали |
наши |
нора |
банка |
насос |
ломы |
рады |
пики |
мышка |
чайка |
пала |
лавы |
сыро |
валко |
пилку |
ложа |
лыко |
бары |
Кабул |
навес |
Читай слова, переставляя слоги. Запиши их парами. |
(Слова для этого задания
указывает логопед.)
Прочитай записанные слова, выделяя ударный слог, в таком порядке: слова, в которых согласных больше гласных; слова, которые обозначают растения; слова, которые отвечают на вопрос что делал?, на вопрос что делай?
260
20. Четко прочитай:
Что ты прочитал? Дополни данные слова одной-двумя другими буквами — чтобы получились новые слова. Буквы можно добавлять в начало, середину и конец слова.
Запиши слова парами. Чётко
прочитай записанные слова.
21. Читай чётко в быстром темпе:
261
22. Читай
чётко, выразительно, убыстряя темп:
262
23. Четко прочитай скороговорки:
Прочитай ещё раз: сначала — медленно, затем — быстро.
24. Прочитай скороговорки сначала
медленно, потом быстро:
Прочитай ещё раз: сначала — тихо, потом — громко.
Далее упражнение выполняют 2 ученика: один читает скороговорку медленно, другой — быстро; один — тихо, другой — громко. Затем 2-й ученик читает медленно; тихо; 1-й — быстро; громко.
25. Чётко прочитай скороговорки
сначала тихо, потом громко:
Прочитай скороговорки ещё раз:
сначала низким голосом, потом — высоким. 26. Чётко прочитай скороговорки:
Прочитай скороговорки ещё раз: сначала — медленно, затем быстро; далее - в умеренном темпе: сначала громко, затем — умеренно, потом тихо; сначала - высоким голосом, затем — более низким, потом — низким.
263
27. Чётко
прочитай скороговорки: сначала — тихо и медленно, затем - громко и быстро:
Прочитай скороговорки ещё раз: сначала низким голосом; затем — высоким, постепенно повышая голосä; потом — понижая голосæ.
Подумай, какие скороговорки нужно прочитать грустно, а какие — радостно. Докажи правильность своего ответа. Какие слова помогали тебе определить тон скороговорки?
Прочитай скороговорки радостно или грустно.
28. Прочитай предложения с
правильной интонацией. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений:
Прочитай предложения, в которых выражен: восторг; вопрос; предложении в которых что-то утверждается.
Прочитай 1-е предложение так, чтобы оно содержало вопрос; прочти 2-е предложение так, чтобы оно выражало утверждение.
29. Чётко
прочитай:
Что ты прочитал? Что выражают эти предложения? Прочитай их так, чтобы они содержали вопрос.
264
30. Четко прочитай предложения, выделяя голосом
подчёркнутые слова. (Задание выполняется
двумя учениками.)
Как изменяется смысл предложения в зависимости от интонации?
Задание 1-му ученику: «Прочитай предложения так, чтобы они содержали вопрос, усиливая голос на выделенных словах».
Задание 2-му ученику: «Отвечай на поставленный вопрос, усиливая голос на тех же словах».
Далее ученики меняются ролями.
31 Чётко
прочитай стихотворение сначала тихо, затем громко:
Это стихотворение вызывает у тебя грустное или весёлое настроение? Объясни, почему. Передай своё настроение при чтении стихотворения.
32. Чётко
прочитай стихотворение:
Скажи, о каком «учителе в портфеле» говорится в стихотворении?
Прочитай стихотворение тихо, низким голосом, затем — громко, высоким голосом. Найди и прочитай строчки, которые выражают удивление; прочитай строчки, которые выражают торжество: розыгрыш удался!
Прочитай стихотворение ещё раз с правильной интонацией, обращая пни мание на знаки препинания в конце предложений.
265
33. Четко читай с правильной интонацией. Обрати внимание на отмеченные паузы (//).
а)
Найди предложение, которое можно прочитать с чувством удовлетворения и радости.
б)
Какие чувства вызывает этот рассказ? Прочитай его ещё раз чётко и выразительно.
34. Чётко и выразительно читай, соблюдая паузы:
Стрекоза и Муравей |
|
Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» |
«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»-Говорит ей Муравей.. (И.А. Крылов) |
266
Найди строчки, которые надо прочитать просительно и грустно; с осуждением. Прочитай ещё раз отрывок из басни И.Л. Крылова «Стрекоза и Муравей» с правильной интонацией.
35. Четко прочитай разговор (диалог) Сороки и Мышки:
Мышка-трусишка, |
— А страшного рёва? |
ты треска боишься? |
— Нисколечко не боюсь! |
Ни крошечки не боюсь! |
— А чего же ты тогда |
А громкого топота? |
боишься? |
Ни капельки не боюсь! |
— Да тихого шороха... |
Прочитай слова Сороки. С какой интонацией она говорит? Прочитай слова Мышки. С какой интонацией говорит Мышка? Прочитай ещё раз диалог чётко и выразительно, с правильной интонацией. Прочитай его по ролям.
36. Четко
прочитай:
Подумай, с каким настроением надо читать этот рассказ.
Прочитай рассказ еще раз чётко и выразительно.
Подумай, с каким чувством надо читан, этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз громко и выразительно,
267
Второй уровень
В зависимости от сложности работы логопед может предъявлять слова, слоги таблицы как на плакатах, так и на индивидуальных карточках.
1. Рассмотри внимательно таблицы и скажи, что в них вписано:
а |
м |
п |
т |
к |
|
с |
а |
о |
к |
ы |
и |
|
ч |
а |
о |
у |
и |
ш |
о |
|
|
|
|
ш |
|
|
|
|
|
щ |
|
|
|
|
ч |
||
у |
|
|
|
|
з |
|
|
|
|
|
ш |
|
|
|
|
с |
||
|
|
ж |
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
ш |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
|
|
|
с |
Назови гласные; согласные.
Составь и прочитай сначала обратные слоги, затем — прямые. Составь и
при читай пары
слогов (обратный и прямой) с одним и тем же согласным.
2. Чётко и быстро прочитай строчки:
Что ты прочитал? Как называются слоги в первой строчке? Во второй строчке?
ум, на, |
ох, лу, |
ас, ро, |
ощ, шо, |
ук, ха, |
ус, ру, |
ат, ла, |
ом; си. |
Измени порядок букв в слогах. Назови полученные слоги. Запиши слоги
парами
Чётко прочитай записанные слоги.
3. Рассмотри внимательно схемы и дай задание своему товарищу:
|
|
268
4 Чётко и быстро читай слоги:
Прочитай слоги: содержащие три согласных; в которых согласные находятся между гласными; 1-го и 3-го столбика — так, чтобы второй слог находился в начале слогового ряда.
5. Чётко и быстро прочитай:
Что ты прочитал? Прочитай слоги, содержащие: 4 согласных; 3 согласных; только звонкие согласные; 2 глухих согласных.
Прочитай вторую строчку и скажи, сколько слогов в каждом сочетании. Докажи, что ты прав.
Запиши, продолжая слоговые ряды.
Будь внимателен при списывании!
6. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:
Какие буквы написаны? Назови сначала гласные, а потом — согласные. Что нужно добавить к первым двум столбикам, чтобы получить слоги? Добавь и назови полученные слоги.
Какие буквы надо добавить к буквам 3-го и 4-го столбика, чтобы получились слоги? Сколько слогов получилось в каждом сочетании 2-го и 4-го столбиков? Почему?
Составь и запиши сочетания 2-го и 3-го столбиков так, чтобы сначала получился один слог, зачем - так, чтобы получилось два слога. Докажи правильность своей записи. Четко и быстро прочитай все записанные слоги
260
7. Составь и запиши слоги по схемам: сначала - с твёрдыми согласными; затем — с мягкими согласными.
![]() |
Зел. |
Красн. |
Син. |
Краен. |
Син. |
Красн. |
Красн. |
Син. |
Син. % |
Син. |
Зел. |
Красн |
Зел. |
Красн. |
Зел. |
Красн. |
Красн. |
Син. |
Син. |
Красн. |
Син. |
Син. |
Син. |
Красн. |
Прочитай записанные слоги так: содержащие согласных больше, чем гла< им : твёрдыми согласными; с мягкими согласными; слоговой ряд с двумя слоги
8. Внимательно прочитай «про себя»:
кет кот |
клев |
слово |
стен |
стон |
луп клон |
лупа |
склон |
просо |
про |
Чётко прочитай только слоги. Чётко прочитай слова.
Запиши слова так, чтобы они обозначали много предметов, выдели ударный слог. Все ли слова могут обозначать много предметов? Чётко прочитай записанные слова.
9.
а) Читай чётко и быстро, вставляя разные гласные буквы:
б |
|
к |
б |
|
к |
б |
|
к |
б |
|
к |
л |
|
к |
л |
|
к |
л |
|
к |
л |
|
к |
т |
|
к |
т |
|
к |
т |
|
к |
т |
|
к |
к |
|
шка |
к |
|
шка |
к |
|
шка |
к |
|
шка |
м |
|
шка |
м |
|
шка |
м |
|
шка |
м |
|
шка |
Прочитай слова: содержащие гласную А; гласную О; гласную И; гласную V Запиши слова 2-го и последнего столбика. Чётко прочитай записанные слова.
б) Рассмотри внимательно таблицы и скажи, почему в них заполнены не все клеточки. Дай товарищу задание. Не забудь про вежливую форму обращения
б |
а |
|
б |
а |
|
б |
а |
|
б |
а |
|
в |
о |
|
в |
о |
|
в |
о |
|
в |
о |
|
к |
о |
|
к |
о |
|
к |
о |
|
к |
о |
|
|
гр |
а |
|
|
гр |
а |
|
|
гр |
а |
|
|
гр |
а |
|
270
|
у |
ч |
ка |
|
|
у |
чок |
|
|
е |
п |
ка |
|
|||||||||||||
|
у |
ч |
ка |
|
|
у |
чок |
|
|
е |
п |
ка |
|
|||||||||||||
|
у |
ч |
ка |
|
|
у |
чок |
|
|
е |
п |
ка |
|
|||||||||||||
|
у |
ч |
ка |
|
|
у |
чок |
|
|
е |
п |
ка |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
и |
лач |
|
|
|
ил |
ка |
|
|
о |
лос |
|
||||||||||||||
|
и |
лач |
|
|
|
ил |
ка |
|
|
о |
лос |
|
||||||||||||||
|
и |
лач |
|
|
|
ил |
ка |
|
|
о |
лос |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
а |
ли |
на |
|
|
о |
ти |
ки |
|
|||||||||||||||
|
|
|
а |
ли |
на |
|
|
о |
ти |
ки |
|
|||||||||||||||
|
|
|
а |
ли |
на |
|
|
о |
ти |
ки |
|
|||||||||||||||
10. Добавь одну букву.
Запиши и чётко прочитай:
- имена девочек: Ли•а, Ли•а, Ли•а, Ли•а, Ли•я;
- название дерева: ли•а;
- название музыкального инструмента: ли•а;
- название животного: ли•а;
- имена девочек: Ру•а, Ру•а;
- название реки: Ру•а;
- часть тела: ру•а;
- порода, содержащая металл: ру•а.
11.
а) Быстро составляй слова из слогов и чётко читай их, выделяя ударный слог
вы |
ло |
рить |
при |
лас |
гать |
|
ре |
лоть |
|
пе |
кать |
на |
ко |
зать |
под |
бро |
вать |
|
со |
жить |
|
бе |
сить |
Прочитай слова, начинающиеся: со слога при-; со слога на-; со слога вы-; со слога под-.
Запиши по памяти составленные слова 1-го столбика.
271
б)
Составь слова из слогов 1, 2 и 3-го столбиков и чётко прочитай их, выделяя
ударный слог:
ма |
ро |
за |
кре |
чи |
сти |
во |
ли |
ча |
глу |
по |
ща |
бе |
да |
на |
ску |
таз |
та |
за |
ре |
та |
кру |
хо |
на |
Читай составленные слова снизу вверх.
Запиши по памяти слова 2-го столбика; чётко прочитай их. Выдели ударный слог.
12. Читай слова в кругах по часовой стрелке и обратно (обязательно подряд). В каком круге слов больше? В левом или правом? Сколько слов в третьем круге?
* 1) око, кол, колесо, сок, лес, село, сел;
2) коса, оса, коза, сок, око;
3) рак, ракета, тара, кета, кара, карате.
13.
1) Быстро составляй и чётко читай слова:
Выясни у товарища значение незнакомых тебе слов. Не забудь о вежливой форме обращения.
272
|
б) Быстро составляй и четко читай слова: |
Выясни у товарища значение незнакомых тебе слов.
14. Читай чётко и быстро слова, добавляя недостающие буквы:
ва• |
сы• |
кра• |
сто• |
но•а |
ма•ка |
ва• |
сы• |
кра• |
сто• |
но•а |
ма•ка |
ва• |
сы• |
кра• |
сто• |
но•а |
ма•ка |
ва• |
сы• |
кра• |
сто• |
но•а |
ма•ка |
Запиши по памяти слова 3-го и 6-го столбиков.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности написания слов.)
15. Четко и быстро читай слова по подобию выделенных:
Дина |
зубы |
сила |
ноты |
тело |
льнуть |
т ... |
г ... |
Н ... |
р... |
д... |
м ... |
3 ... |
к... |
м ... |
с ... |
с ... |
п ... |
Н ... |
ш ... |
М ... |
б... |
ц... |
ж... |
Л ... |
ч ... |
п ... |
д... |
п ... |
к... |
Р ... |
д... |
б... |
к... |
б... |
г ... |
м ... |
|
ш ... |
|
в ... |
|
ш ... |
|
ж ... |
|
ч ... |
|
в ... |
|
|
|
|
|
Прочитай слова: снизу вверх; со 2-го слова — вниз; обозначающие имена людей; в 3-м и 6-м столбиках — обозначающие действия. Выделяй голосом ударный слог.
273
б)
варить |
будить |
бреет |
д ... |
з ... |
г... |
п ... |
л ... |
з ... |
ш ... |
н ... |
п... |
ж ... |
с ... ч ... |
|
Прочитай слова: снизу вверх; сверху вниз; с 3-го столбика вниз; в когормк ударный слог — первый.
Объясни значение слов 2-го столбика.
16.
а) Читай чётко и быстро слова, выделяя голосом ударный слог:
куб — клуб |
маки — марки |
газ — глаз |
щека — щепка |
сор — спор |
кора — корка |
пачка — прачка кошки — крошки икра — искра |
ботики — ботинки |
Сравни слова по написанию и по значению. Прочитай ещё раз: столбики слов снизу вверх; двухсложные слова; односложные слова.
Прочитай слова 2-го столбика и запиши их по памяти. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи слова.)
б) Чётко и быстро читай слова:
слон — сон |
дупло — дуло |
плечи — печи |
парник — парик |
стук — сук |
норка — нора |
клубок — кубок |
банки — баки |
краска — каска |
лампа — лапа |
Сравни слова по составу и по значению. Обоснуй правильность своего ответа.
Чётко прочитай слова 2-го столбика, затем — 1-го столбика.
Из 1-го столбика прочитай слова, в которых есть стечение согласных (2 согласных рядом).
Прочитай ещё раз слова 2-го столбика и запиши их по памяти. Чётко прочитай их, выделяя ударный слог.
274
и) Четко и быстро читай слова, ныделяя ударный слог:
смотреть — смотрит выловить — вылавливать |
глядеть — глядит разрешить — разрешать |
вертеть — вертит завершить — завершать |
сидеть — сидит заострить — заострять |
лететь — летит исправить — исправлять |
случился — случался |
поручился — поручался |
умылся — умывался |
переписал — переписывался |
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: отвечающие на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делает?
Запиши под диктовку слова 3-го столбика. (Диктует логопед.) Чётко их прочитай. Чем отличаются слова в парах?
б) Четко и быстро читай слова:
Прочитай: 2 последние строчки; 2 первые строчки; 2 строчки, которые находятся в середине; с последней строчки до первой; прочитай строчки, которые начинаются с согласной К, затем — с согласной П.
Запиши по памяти 1-ю и 4-ю строчки слов. Чётко прочитай записанные слова.
10. Чётко и быстро читай слова:
пить |
шить |
жечь |
писать |
лететь |
влить |
ушить |
сжечь |
списать |
улететь |
отлить |
зашить |
дожечь |
дописать |
облететь |
пролить |
пришить |
поджечь |
подписать |
пролететь |
перелить |
перешить |
пережечь |
переписать |
перелететь |
275
б)
отпить |
подбить |
издать |
отрезать |
подменить |
измарать |
отключить |
подкрепить |
извратить |
отморозить |
подговорить |
избаловать |
отбарабанить |
подразумевать |
израсходовать |
Посмотри на эти слова внимательно и скажи, чем отличаются слова столбиков а) от слов столбиков б).
Прочитай слова, которые начинаются с одной и той же приставки; заем слова, в которых один и тот же корень.
19.
а) Чётко и быстро читай слова, переставляя согласные буквы:
гора |
ноги |
пила |
лоза |
лоси |
нива |
рады |
пика |
вози |
мода |
соки |
мука |
лето |
шина |
сила |
соль |
Запиши
полученные пары слов.
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: 3-го столбика; 1-го столбика; которые отвечают на вопрос кто?; которые отвечают на вопрос что?; которые отвечают на вопрос что делай?
Объясни значение слов: вина, дары, зола, пика, кипа.
б) Чётко и быстро читай слова, переставляя гласные буквы:
кино |
лужи |
рабы |
малы |
пила |
милы |
валы |
куча |
Запиши полученные пары слов.
Прочитай ещё раз в таком порядке: 1-й столбик — снизу вверх; 2-й столбик - сверху вниз; слова, которые отвечают на вопрос что?; на вопрос кто?; на вопрос что делала?; на вопрос что делали?; на вопрос что делаю?
276
20. Четко и в быстром темпе читай:
277
21. Чётко и выразительно читай, убыстряя ими:
278
22. Чётко
прочитай скороговорки медленно и негромким голосом:
Прочитай каждую скороговорку подряд 3 раза, убыстряя темп; затем — грустно, потом - весело.
23 Чётко
прочитай пословицы грустно и тихо; весело и громко:
Прочитай пословицы громко и торжественно.
279
24. Чётко читай пословицы негромко, постепенно повышай
голос ä
Прочитай пословицы громко и торжественно.
Подумай, как ещё можно прочитать данные пословицы.
Дай себе определённое задание и прочитай в соответствии с ним пословицы.
25. Чётко
прочитай скороговорки грустно; сварливо (недовольно):
Прочитай каждую скороговорку, выделяя голосом сначала первое слово, затем — второе; третье; четвертое.
Подумай, сколько раз ты будешь выделять голосом слова в каждой скороговорке.
26. Чётко
прочитай скороговорки в быстром темпе, высоким голосом - и наоборот:
Определи по содержанию скороговорок, как можно их прочитать: торжественно, грустно, устало, весело, растерянно, с любовью, доброжелательно, с огорчением? Докажи свой выбор. Прочитай скороговорки так, как ты решил.
280
21. Четко прочитай скороговорки быстро и громко
Краб забрался на трап,
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал —
Краба в лапы поймал.
Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку: Велика для норки корка.
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась — В снег упасть она боялась.
Прочитай ещё раз скороговорки медленно и тихо. Подумай, как должна отличаться интонация первой и второй части каждой скороговорки. Докажи правильность. своего выбора. Прочитай скороговорки выразительно, с выбранной тобой интонацией.
28. Четко прочитай:
Что ты прочитал? С какой интонацией ты прочитал предложения? Прочитай эти предложения с чувством радости, добавляя специальные слова: «как», «какая».
Прочитай данные предложения с вопросительной интонацией, выделяя голосом постепенно каждое слово. Как при этом будет меняться смысл предложения?
29. Чётко прочитай предложения с
правильной интонацией, ориентируясь на нужный зна к препинания:
Прочитай предложения, в которых что-либо утверждается; предложения, содержащие вопрос; предложения, содержащие радость, восторг. Докажи правильность выполнения задания.
281
30. Чётко прочитай стихотворение и отметь паузы.
Чудесные
Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. Входишь — чисто и светло, Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке Склянки, банки и горшки.
В них пилюльки и облатки, Капли, мази, порошки
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир, таблетки хины И, конечно, витамины — Витамины: «А», «В», «С»!
Есть душистое втиранье
От укусов комаров,
Есть микстура от чиханья — Проглотил — и ты здоров! Клейкий пластырь
от мозолей
Читай стихотворение весело, в нужном месте — с юмором. 31. Чётко прочитай: |
таблетки
И настойки на траве
От ломоты и от боли
В животе и в голове.
Есть микстура от мигрени' Но нельзя сказать врачу: «Дайте средство мне
от лени -От «могу, но не хочу!». Хорошо бы это средство Поскорей изобрели, Чтобы все лентяи с детства Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки Обнаруживают лень, — По одной, по две таблетки Три-четыре раза в день! Появись лекарство это –
Я купил бы два пакета!
(С. Михалков)
282
Что ты прочитал? Расставь знаки препинания в конце предложений (. ? !). С какой интонацией предложений В рассказе больше? Чётко и выразительно прочитай весь текст (рассказ).
Прочитай предложения, содержащие вопрос; предложения, которые что-либо утверждают. Прочитай рассказ ещё раз четко и выразительно.
32. Прочитай диалог.
Подумай и расставь в конце каждого предложения знаки препинания в соответствии с выбранной тобой интонацией (. ?!). Прочитай весь текст чётко и выразительно.
Прочитай чётко и выразительно разговор (диалог) детей.
Прочитай предложения: содержащие вопрос; в которых что-либо утверждается; которые произносятся весело, радостно, восхищённо.
Прочитай текст ещё раз чётко и выразительно, соблюдая нужную интонацию.
33. Четко и
выразительно прочитай:
О ком ты прочитал?
Посмотри внимательно и скажи, каких буки алфавита в стихотворении нет.
283
34. Читай чётко и выразительно:
С каким настроением надо читать
данный текст? Почему? Прочитай
его ещё раз с правильной интонацией.
Какие чувства ты испытываешь при чтении данного текста? Почему? Прочитай его ещё раз с правильной интонацией.
Третий уровень
1. Чётко прочитай составленные слоги:
Гл |
С |
с |
с |
с |
С |
Гл |
С |
с |
с |
с |
С |
Гл |
С |
с |
с |
с |
С |
с |
гл |
гл |
гл |
гл |
с |
гл |
гл |
гл |
гл |
с |
гл |
гл |
гл |
гл |
с |
гл |
гл |
гл |
гл |
с |
с |
гл |
гл |
гл |
гл < |
с |
с |
гл |
гл |
гл |
гл 0 |
с |
Какие слоги ты составил? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем — прямые.
284
2. Посмотри внимательно и скажи: что ты видишь?
а)
кт |
кр |
фр |
сŸт |
рк |
ст |
ск |
мŸш |
см |
пл |
шт |
жŸл |
ор |
шм |
хл |
зŸр |
чм |
чт |
тр |
цŸп |
Какие буквы записаны? Что нужно сделать, чтобы получились слоги?
К буквам 1-го столбика добавь любые гласные так, чтобы получился обратный слог; к буквам 2-го столбика — так, чтобы получился прямой слог; к буквам 3-го и 4-го столбика — так, чтобы получились два слога.
Четко прочитай столбики, в которых по 2 слога.
Запиши и чётко прочитай столбики, в которых по одному слогу.
...б)
а |
аŸя |
о |
ёŸо |
У |
иŸы |
и |
уŸю |
ю |
эŸе |
Какие это буквы?
Добавь к гласным 1-го столбика по две согласных так, чтобы сначала получились обратные слоги, а затем — прямые.
Запиши их и чётко прочитай.
К гласным 2-го столбика добавь по две согласных так, чтобы сначала они стояли между гласными, а затем — по одной согласной после каждой гласной, пиши их и чётко прочитай.
Прочитай ещё раз: сначала слоги, содержащие 1 согласный звонкий и 1 согласный глухой; затем — слоги, содержащие только глухие согласные.
3. Составь и запиши слоги, состоящие из: гласного и глухого согласного; звонкого мягкого согласного и гласного; глухого мягкого согласного, гласного и глухого согласного; гласного, звонкого согласного и глухого согласного; звонкого согласного, глухого согласного и гласного; глухого согласного, звонкого мягкого согласного и гласного; глухого согласного, глухого согласного, звонкого мягкого I согласного и гласного; гласного, глухого согласного, глухого согласного и звонкого согласного.
Четко прочитай: все записанные слоги; содержащие мягкие согласные; содержащие согласных больше, чем гласных.
285
4. Чётко и быстро читай наоборот;
Что ты прочитал?
Поменяй в первом ряду слогов гласные, а во втором — согласные. Что у тебя получилось? Докажи правильность своего решения. Запиши полученные слова и чётко их прочитай.
5. Волшебные слова: чётко прочитай слоги:
Составь с полученными слогами слова и запиши их. Слоги могут быть в начале, середине и конце слова.
Чётко прочитай составленные и записанные слова, выделяя ударный слог.
6. Читай слова без запинки.
Быстро
составляй слова и чётко их читай, выделяя ударный слог: а)
286
Прочитай ещё раз: слова во множественном числе; слова, которые начинаются (за кругом) с двух слогов; слова, которые ты начинаешь составлять не со слога, а с одной или двух букв; слова, содержащие только глухие согласные; только звонкие согласные; слова, которые обозначают одушевлённые предметы.
Запиши слова по памяти (4—8 слов). (По заданию логопеда.) Чётко прочитай записанные слова, выделяя ударный слог. Спроси о значении слов, которые тебе непонятны.
7.
а) Быстро составляй слова из слогов и чётко читай их, выделяя ударный слог:
про |
бе бу бук бро |
со ДИ ше жа |
ся вать ли вал |
Запиши составленные слова, выделяя ударный слог. Четко прочитай записанные слова.
287
б) Составь слова и чётко прочитай их и гаком порядка: сначала – из слогов 1-го и 2-го столбиков; затем — из слогов 1-го и 3-го столбиков:
|
бо |
ва |
мы |
|
си |
на |
пы |
|
ра |
ма |
ны |
|
лу |
ла |
лы |
|
со |
ка |
ры |
Запиши составленные слова по памяти и чётко их прочитай.
Прочитай ещё раз: сначала слова во множественном числе, затем – в единственном числе.
в) Составь трёхсложные слова, используя слоги всех трёх столбиков. Зашипи их и чётко прочитай, выделяя ударный слог. Слова могут начинаться со слогов любого столбика. Слоги могут повторяться.
|
ма |
на |
ро |
|
ка |
со |
ли |
|
га |
бу |
во |
|
ва |
ко |
мо |
|
ло |
то |
зо |
* Навали, насоли, наколи, накали.
Золото, молоко, корова, бумага, канава, ворона, сорока, малина, короли.
г) Составь четырёхсложные слова, используя слоги 1, 2, 3, 4-го столбиков
раз |
ло |
жал |
да |
про |
бе |
во |
ка |
ве |
го |
ну |
пед |
ско |
трях |
ро |
рил |
об |
ста |
си |
ся |
вы |
во |
нов |
ли |
Запиши их и чётко прочитай, выделяя ударный слог. Прочитай записанные слова ещё раз в таком порядке: слова-предметы; слова-действия. Поставь к словам вопросы.
Спроси о значении слов, которые тебе непонятны.
* Разбежался, проговорил, велосипед, сковорода, обстановка, вытряхнули
288
8. Четко и быстро составляй и читай слоил, добавляя нужные буквы:
Запиши составленные слова так: в левый столбик — слова, в которые ты добавлял глухую согласную; в правый — слова, в которые добавлял звонкую согласную.
Прочитай ещё раз сначала слова правого столбика, затем — левого.
Посмотри внимательно на записанные слова и прочитай те, в которых содержатся только звонкие согласные.
9. Четко и быстро читай. Там, где нужно, добавляй гласные буквы. При чтении выделяй ударный слог:
помяли |
зажŸли |
а, и |
помыли |
зажŸли |
|
а, е, у |
? |
? |
продŸли |
промŸли |
отпŸли |
продŸли |
промŸли |
отпŸли |
продŸли |
промŸли |
отпŸли |
Запиши из нижнего ряда 1-й столбик слов по памяти; 2-й и 3-й — под диктовку. (Диктует логопед.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Четко и быстро читай строчки слов, добавляя недостающие буквы:
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: обозначающие
предмет; обозначающие действие предмета;
начинающиеся со звонкой согласной; начинающиеся с глухой согласной. Все ли
значения слов тебе понятны?
289
10. Чётко и быстро читай слова, выделяя ударный слог:
бой пить читать платить |
сбой спить считать уплатить |
забой купить почитать выплатить |
прибой скупить прочитать приплатить |
перебой накупить перечитать переплатить |
вразнобой подкупить перекупить |
перекупить |
бездна вслух |
безлесный вскочить |
безграмотность всемером |
безболезненный всухомятку |
безостановочно вспомогательный |
Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются слова верхних столбиков от слов нижних столбиков.
Прочитай слова, в которых один и тот же корень; затем — слова, которые одинаково начинаются (с одной и той же приставки).
Запиши под диктовку 1-й столбик слов верхнего ряда и 1-й столбик слов 2-го ряда. Перечитай записанные слова, выделяя ударный слог. (Диктует логопед)
11.
а) Чётко и быстро читай слова, выделяя ударный слог:
Прочитай слова ещё раз в таком порядке: отвечающие на вопрос что делать?; отвечающие на вопрос что сделать?; отвечающие на вопрос что делал?; отвечающие на вопрос что сделал?
Запиши по памяти слова верхнего ряда 2-го столбика и нижнего ряда 1-го столбика. Чётко прочитай записанные слова, выделяя ударный слог.
290
б) Четко и быстро прочитай слова, выделяя ударный слог:
попить — лупить — лопать — ляпать |
желать — жалеть — жалить — жилить — жулить — жилет |
подливать — подшивать — подвивать — подбивать — |
подпевать — почивать |
Прочитай слова со 2-м ударным слогом, затем — с 1-м.
Запиши ряды слов, начиная со слов с 1-м ударным слогом и заканчивая словом со 2-м ударным слогом.
Четко прочитай записанные слова.
12.
а) Четко и быстро читай слова, переставляя согласные в
1-м слоге:
Запиши составленные слова и чётко прочитай их. Прочитай слова, отвечающие на вопрос что?, затем — на вопрос кто?
б)
Четко и быстро читай слова, переставляя согласные во 2-м слове. Выделяй ударный
слог:
Запиши составленные пары слов по памяти и чётко их прочитай. Выдели ударный слог.
в) Читай слова, переставляя согласные в разных слогах. Выделяй ударный слог
* Ракета, логово, города, слева,
сокол, опрос.
Запиши составленные пары слов. Выдели ударный слог. Чётко прочитай записанные слова.
291
13. Читай
справа налево:
Запиши прочитанные слова. Выдели ударный слог. Чётко и быстро прочитай записанные слова.
14. Чётко
читай строчки в быстром темпе:
292
15. Четко читай предложения, убыстряя темп:
293
6. Чётко прочитай скороговорки
громко и торжественно:
Нет лучшего дружка, Чем родимая матушка.
Бублик, баранку, батон
и буханку
Пекарь из теста испёк
спозаранку.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
294
Прочитай скороговорки сначала не спеша, затем быстрее - и совсем быстро. Прочитай скороговорки сначала очень тихо, затем громче, к концу скороговорки — громко. И наоборот. Прочитай скороговорки с вопросительной интонацией. Прочитай те скороговорки, которые можно (нужно) прочитать ласково.
17. Чётко прочитай пословицы тихо и наоборот:
Прочитай пословицы с вопросительной интонацией.
Подумай и найди те пословицы, которые, по-твоему, надо прочесть: с чувством восхищения; с чувством грусти. Объясни свой выбор.
18. Чётко прочитай пословицы в умеренном темпе и негромким голосом:
Кто любит трудиться, Тому без дела не сидится. Новых друзей наживай, А старых не теряй! |
На чужой земле И весна красна. Землю красит солнце, А человека — труд. |
Вежливо предложи товарищу прочитать данные скороговорки с определённым заданием. Оцени, как выполнил товарищ задание.
10. Чётко
прочитай скороговорки в умеренном темпе негромким голосом:
Прочитай скороговорки в выбранными тобою темпе речи, тембре и высоте голоса.
Объясни, как ты прочитал ту или иную скороговорку
295
20. Чётко прочитай загадки своему товарищу в умеренном темпе, громко
Ласково: Хитро: |
|
|
Мохнатенькая, С хозяином дружит, |
|
|
Усатенькая, Домик сторожит, |
|
|
Ест и пьёт, Живёт под крылечком, |
|
|
Песенки поёт. А хвост колечком. |
|
|
(Кошка) (Собаки) |
|
|
Строго и вопросительно: |
|
|
Кто с высоких толстых сосен |
|
|
В ребятишек шишку бросил, |
|
|
А в кусты через пенёк |
|
|
Промелькнул, как огонёк? |
|
|
(Белка) |
|
|
Упражнение выполняется двумя учениками. 2-й ученик характеризует то, как прочитал загадки его товарищ. Вежливо попроси товарища загадать тебе загадки. 2-й ученик читает загадки 1-му.
С гордостью: Удивлённо: |
Не куст, а с листочками. Что такое перед нами |
Не рубашка, а сшита. Две оглобли за ушами |
Не человек, а рассказывает. На глазах по колесу |
(Книга) И седелка на носу? |
(Очни |
Медленно и устало: |
Мы день не спим, |
Мы ночь не спим, |
И день и ночь |
Стучим, стучим. |
(Часы) |
1-й ученик характеризует то, как прочитал загадки 2-й. Затем ученики меняются загадками: первые 3 загадки читает 2-й ученик, вторые 3 — 1-й. Соответственно меняются дети, которые оценивают чтение товарищей.
296
21. Четко прочитай:
Что ты прочитал? С какой интонацией ты прочитал
предложения?
Прочитай предложения
так, чтобы они содержали вопрос; произносились радостно. Поставь к каждому слову предложения вопрос.
Читай ответ, усиливая голосом нужное слово.
22. Четко прочитай:
Что ты прочитал? Как отличаются предложения друг от друга по интонации и логическому ударению? Одинаков ли смысл данных предложений?
Прочитай их ещё раз чётко и выразительно.
23. Четко прочитай:
Что ты прочитал?
Прочитай 1-е и 3-е предложения, выделяя голосом первые слова; 2-е предложение, выделяя голосом второе слово; 4, 6 и 7-е предложении, выделяя голосом третьи слова; 5-е предложение, выделяя голосом последнее слово
Подумай и измени порядок слов в предложениях. Скажи, как меняется смысл предложения. Чётко и выразительно прочитай составленные тобой предложения
297
24.. Четко прочитай
Что ты прочитал?
Чем отличаются предложения друг от друга? Как изменился смысл предложения с перестановкой слов?
Ещё раз чётко и выразительно
прочитай предложения, изменяя логическое ударение.
25. Читай текст:
298
Что ты прочитал? Почему рассказ так называется?
Прочитай предложения сначала о лисе, затем - о козле.
Прочитай предложения, которые соответствуют карточкам:
Ÿ |
? |
!
|
Скажи, какие они по интонации?
Читай текст громким шепотом и отмечай паузы.
Прочитай чётко и выразительно весь рассказ, соблюдая интонацию и паузы.
26. Прочитай
тексты и скажи, можно ли определить сразу число предложений
а)
б)
Что нужно сделать, чтобы разделить текст на предложения? Расставь знаки препинания в конце предложения в зависимости от их интонации:
|
|
|
Ÿ |
? |
!
|
|
|
|
Чётко прочитай предложения, выражающие радость, восхищение.
Чётко и выразительно прочитай текст с правильной интонацией.
299
27. Четко
прочитай отрывок из сказки о Винни-Пухе Б.
Заходера:
Прочитай текст громким шепотом. Подчеркни те слова, которые надо выделить при чтении; отметь паузы.
Прочитай отрывок из сказки чётко, выразительно, с правильной интонацией и логическим ударением. Делай, где нужно, паузы.
28. Прочитай «про себя»:
300
И каждом рассказе подчеркни слова, которые надо выделить при чтении; отметь паузы.
Прочитай рассказы громко, чётко, с правильной интонацией. Делай, где нужно, паузы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.