Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления
Оценка 4.8

Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Оценка 4.8
docx
14.03.2021
Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления
Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления.docx

Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Широкое распространение в педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

Родители могут пробовать применять в общении с ребенком отдельные приемы ТРИЗ-педагогики с самого раннего возраста, как только он начнет говорить фразами. На групповые занятия по ТРИЗ имеет смысл отдавать ребенка не раньше 4,5 лет.

Цели и задачи методики

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Задачи:

Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

Воспитание определённых качеств личности

Содержание ТРИЗ педагогики

Содержание ТРИЗ-педагогики можно определить, как совокупность следующих составляющих:

Качества творческой личности

Навыки сильного мышления

Параметры управляемого воображения

Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами

Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления

Модели использования ТРИЗ

На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ - инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

Можно выделить следующие модели

Использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Например, педагог для работы с картиной использует методику «Картинка без запинки», а для анализа смысла сказочных сюжетов - составление ситуативных данеток. Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.

Результат: у детей формируются те навыки, которые заложения результатом в данных методиках. Т.е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и «да-нетки» по литературному сюжету.

Возможный негатив: этот подход не всегда формирует навыки сильного мышления, а только в том случае, если педагог специально ставит перед собой эту задачу ТРИЗ-педагогики.

Специальный курс ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе - урок РТВ, в детском саду - занятие по РТВ).

Результат: дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса.

Возможный негатив: дети не умеют делать переноса или затрудняются перенести полученные навыки в бытовую или учебную ситуацию. То есть, умея решать задачи, они не используют этого умения в своей практике при возникновении потребности.

Использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания.

Результат: образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами.

Возможный негатив: остаётся проблема с навыками личного пользования инструментарием решения задач; не происходит перенос усвоенных навыков работы с информацией на сознательный план.

Интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности.

Результат: формирования системы ЗУН (знания, умения, навыки), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируется в традиционном понимании от педагога к детям, а формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир.

Возможный негатив: вариант не работает без коррекции содержания базисных программ, их приходится перестраивать и адаптировать под программу формирования навыков творческой деятельности и в соответствии с требованиями системного мышления.

Вероятно, что четвёртая модель - наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

Методы ТРИЗ

Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).

Да - нет – ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.

Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.

Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Результаты

Результаты занятий не всегда можно наглядно представить родителям, как например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения.

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. Занятия ТРИЗ сослужат добрую службу и обязательно пригодятся в дальнейшем при решении жизненных задач.


 

Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Система ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Воспитание определённых качеств личности

Воспитание определённых качеств личности

Результат: дети усваивают терминологию и инструменты

Результат: дети усваивают терминологию и инструменты

Вероятно, что четвёртая модель - наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению

Вероятно, что четвёртая модель - наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2021