Система уроков по Н. В. Гоголю ("Ревизор")
Оценка 4.8

Система уроков по Н. В. Гоголю ("Ревизор")

Оценка 4.8
Презентации учебные +2
ppt
22.05.2021
Система уроков по Н. В. Гоголю ("Ревизор")
Система уроков по Н. В. Гоголю ("Ревизор")
Система уроков по Ревизору.ppt

Николай Васильевич Гоголь - писатель-сатирик

Николай Васильевич Гоголь - писатель-сатирик

Николай Васильевич Гоголь - писатель-сатирик Комедия «Ревизор»

Верные – неверные» утверждения

Верные – неверные» утверждения

«Верные – неверные» утверждения

Н. В. Гоголь – писатель второй половины XIX века. НЕТ
В юности он блестяще сыграл роль Простаковой в спектакле «Недоросль». ДА
Сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подсказал А. С. Пушкин. ДА
Премьера пьесы состоялась в Москве. НЕТ
Место действия в комедии – столичный город. НЕТ
Время действия – вторая половина XIII в. НЕТ

Верные – неверные» утверждения

Верные – неверные» утверждения

«Верные – неверные» утверждения

Н. В. Гоголь – cоздатель произведений «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки» Да
Н В. Гоголь был очень набожным и религиозным человеком. ДА
Гоголь умел рисовать, вязать и вышивать. ДА
За несколько дней до смерти он сжигает второй том «Мертвых душ» ДА
Главные герои повести «Тарас Бульба» - Осип и Андрей. НЕТ
Годы жизни писателя: 1809 – 1841 НЕТ

Историческая тема в творчестве

Историческая тема в творчестве

Историческая тема в творчестве Н. В. Гоголя

Драматургия В 30-е годы XIX века

Драматургия В 30-е годы XIX века

Драматургия

В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о русской комедии.
Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников:
Д. И. Фонвизина («Недоросль»);
А. С. Грибоедова («Горе от ума»).
Известно, что в одну из встреч в
октябре 1835 года Пушкин передал
Гоголю сюжет «Ревизора».
Над текстом комедии писатель работал 7 лет.


Особенности драматического произведения

Особенности драматического произведения

Особенности драматического произведения

Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене.
Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления.
В основе драматического произведения лежит конфликт.
В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздается речь героев, воспроизводятся их поступки, поведение в целом.
Каждый период речи героев называется репликой.
В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.

Анализ драматического произведения

Анализ драматического произведения

Анализ драматического произведения

Жанр
Композиция (Э. - З. - Р.д. – Кульм. - Р.)
Действующие лица (поступки , речь, характеристика)
Конфликт
Проблематика
Смысл заглавия

Драма
Трагедия
Композиция
Кульминация
Конфликт
Ремарка
Реплика
Диалог
Монолог

Теория литературы КОМЕДИЯ - драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, средствами сатиры и юмора, высмеивающее пороки общества и человека

Теория литературы КОМЕДИЯ - драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, средствами сатиры и юмора, высмеивающее пороки общества и человека

Теория литературы

КОМЕДИЯ - драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, средствами сатиры и юмора, высмеивающее пороки общества и человека.

КОМЕДИЯ - разновидность драматического произведения, в основе которого - осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

РЕМА́РКА (от фр. remarque - отметка, примечание) - авторское примечание в тексте пьесы (для читателя, режиссёра, актёра), разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драмат. действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи и т.п. 

Средства создания образа в драматическом произведении:

Средства создания образа в драматическом произведении:

Средства создания образа в драматическом произведении:

Декорации (интерьер);
Ремарки;
Речь персонажа;
Самохарактеристика;
Взаимные характеристики героев;
Поступки персонажей;
Художественная деталь;
Говорящие имена;

История создания комедии «Ревизор»

История создания комедии «Ревизор»

История создания комедии «Ревизор»

В октябре 1835 года, обращаясь к А. С. Пушкину, Гоголь просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чёрта!»
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убеждён, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене Александринского театра в Петербурге

«В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Император Николай Павлович не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть "Ревизора". Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: "Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!"

Все против меня … - жаловался

Все против меня … - жаловался

«Все против меня - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня».
После постановки «Ревизора» на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание.

Комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократи-ческого правления крепост-нической России 30-х годов.
Гоголь сумел нарисовать так каждый образ, что он не терял своего индивидуального своеоб-разия, в то же время представляя собой типическое явление жизни того периода.

Комедия, писанная с умом и талантом, с истинною комическою весёлостью, имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям.

Познакомимся с героями НА ЗЕРКАЛО

Познакомимся с героями НА ЗЕРКАЛО

Познакомимся с героями

НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ,
КОЛИ РОЖА КРИВА.

(Народная пословица)

Домашнее задание Прочитать 1 действие комедии

Домашнее задание Прочитать 1 действие комедии

Домашнее задание

Прочитать 1 действие комедии.
Подготовить устный рассказ об уездном городе (по желанию).

Комедия «Ревизор» Чиновники города

Комедия «Ревизор» Чиновники города

Комедия «Ревизор» Чиновники города N

…отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь .

Сюжет и композиция Что такое экспозиция?

Сюжет и композиция Что такое экспозиция?

Сюжет и композиция

Что такое экспозиция? Какая часть является экспозицией к «Ревизоре»?
Когда происходит завязка конфликта?
Какие события происходят в 1-2 действии комедии?
Почему нет указания на название города?
Каким предстаёт перед нами уездный город N?

Гостиница и трактир.

Гостиница и трактир.

Гостиница и трактир.

Городские улицы

Городские улицы

Городские улицы

Городское правление, ведомства суд больницы училища почта полиция администрация

Городское правление, ведомства суд больницы училища почта полиция администрация

Городское правление, ведомства

суд

больницы

училища

почта

полиция

администрация

Социальный конфликт Почему чиновников так напугала весть о ревизоре?

Социальный конфликт Почему чиновников так напугала весть о ревизоре?

Социальный конфликт

Почему чиновников так напугала весть о ревизоре? В чём они видят спасение?
«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов» (Городничий)
«О, ох, хо, хо-х! грешен, во многом грешен … О боже мой , боже мой! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр)
Распоряжения городничего!

Сатирическое обличение чиновничества в комедии

Сатирическое обличение чиновничества в комедии

Сатирическое обличение чиновничества в комедии


Какие «грешки» смог бы обнаружить ревизор за каждым из чиновников? Какими чертами характера наделил автор чиновников? Что у них общего?
Заполните таблицу (работа в группе)
Выберите из текста комедии наиболее яркие, «говорящие» реплики героев, свидетельствующие о реальном положении дел в провинциальном городе.

Чиновники города N Должность

Чиновники города N Должность

Чиновники города N

Должность

Имя

Речевая характеристика
(цитаты!)

Что неладно в его работе? Какие есть «грешки»?

Основные
черты характера

Городничий

Смотритель училищ

Судья

Попечитель богоугодных заведений

Почтмейстер

Домашнее задание Прочитать III -

Домашнее задание Прочитать III -

Домашнее задание

Прочитать III - IV действия;
Составьте и запишите свой сюжетно-композиционный план (по 3-4 действию);
Подготовьте характеристику одного из персонажей комедии.

Сатирическое обличение чиновничества в комедии

Сатирическое обличение чиновничества в комедии

Сатирическое обличение чиновничества в комедии

Кто из персонажей комедии… Брал взятки борзыми щенками (судья

Кто из персонажей комедии… Брал взятки борзыми щенками (судья

Кто из персонажей комедии…

Брал взятки борзыми щенками
(судья Ляпкин-Тяпкин)
Затрудняется общаться с больными, т.к. не знает русского языка
(лекарь Христиан Иванович)
Из любопытства читает чужие письма
(Почтмейстер)
для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому.
(полицейский Держиморда)
Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.
(судья Ляпкин-Тяпкин)




Кто и о ком говорит: Врет, врет — и нигде не оборвется!

Кто и о ком говорит: Врет, врет — и нигде не оборвется!

Кто и о ком говорит:

Врет, врет — и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его.
(Городничий о Хлестакове)
…а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол.
(Городничий об учителе истории)
И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.
(А.Ф.Земляника Хлестакову о Ляпкине-Тяпкине)
Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться.
(Городничий о Хлестакове)






Глава города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Глава города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Глава города

Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский

Городничий - представитель местной администрации в 19 в., осуществлял функции полиции в городе, наблюдал за состоянием гор. учреждений.

«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр…Его каждое слово значительно…Переход от страха к радости, от подлости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души.»
Имеет жену и дочь.

Характеристика персонажа

Анна Андреевна – жена городничего

Анна Андреевна – жена городничего

Анна Андреевна – жена городничего.

«Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие.»

Марья Антоновна - дочь городничего.

Характеристика персонажа

Образование Лука Лукич Хлопов

Образование Лука Лукич Хлопов

Образование

Лука Лукич Хлопов

Должность – смотритель училищ
Чин – титулярный советник
Класс - IX

«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Характеристика персонажа

Суд Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Суд Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Суд

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Должность – судья
Чин – коллежский асессор
Класс - VIII

«Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен… Каждому своему слову даёт вес.»

Характеристика персонажа

Здравоохранение, соц.обеспечение

Здравоохранение, соц.обеспечение

Здравоохранение, соц.обеспечение

Атремий Филиппович Земляника

Должность – попечитель богоугодных заведений
Чин – надворный советник
Класс - VII

«... Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.»

«С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Характеристика персонажа

Почта, телеграф Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер (начальник почтовой конторы)

Почта, телеграф Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер (начальник почтовой конторы)

Почта, телеграф

Иван Кузьмич Шпекин

почтмейстер (начальник почтовой конторы)
Чин – надворный советник
Класс - VII

«Простодушный до наивности человек.»

Характеристика персонажа

Полиция, органы правопорядка Степан

Полиция, органы правопорядка Степан

Полиция, органы правопорядка

Степан Ильич Уховёртов

частный пристав

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

полицейские

Характеристика персонажа

Городские помещики Пётр Иванович

Городские помещики Пётр Иванович

Городские помещики

Пётр Иванович Бобчинский

Пётр Иванович Добчинский

«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные… оба говорят скороговоркою чрезвычайно много помогают жестами и руками.»

Характеристика персонажей

Итоговый вопрос: Какие общественные пороки обличает

Итоговый вопрос: Какие общественные пороки обличает

Итоговый вопрос:

Какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города?

Пороки (нравы) уездного города (по комедии

Пороки (нравы) уездного города (по комедии

Пороки (нравы) уездного города (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Взяточничество
Беззаконие и произвол властей
Самоуправство «хозяев» города
Казнокрадство
Унижение человеческого достоинства
Цинизм поступков, пошлость
Грабёж населения
Попойки, картёжные игры, сплетни
Лень
Крайне низкая образованность
Мошенничество
Безнаказанность

Домашнее задание Прочитать V действие;

Домашнее задание Прочитать V действие;

Домашнее задание

Прочитать V действие;
Допишите свой сюжетно-композиционный план (по 1-5 действию);
Подготовьте рассказ-характеристику «Образ Хлестакова»

Комедия «Ревизор» Образ Хлестакова

Комедия «Ревизор» Образ Хлестакова

Комедия «Ревизор» Образ Хлестакова

Хлестаковщина как нравственное явление

«Хлестаков – самый трудный образ в пьесе»

Прокомментируйте цитату Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь

Прокомментируйте цитату Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь

Прокомментируйте цитату

Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь.
Ого! за тысячу перевалило... Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!
Я не шутя вам говорю... Я могу от любви свихнуть с ума.
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

Подумай и ответь Что рассказывает

Подумай и ответь Что рассказывает

Подумай и ответь

Что рассказывает Осип о Хлестакове?
Как происходит превращение Хлестакова в значительное лицо?
Как характеризуют Хлестакова его поступки и речь?
Каково мнение Хлестакова обо всех чиновниках (письмо!)?
Какую роль в понимании образа Хлестакова играет «сцена вранья» (действ. 3, явл.VI)?

«сцена вранья» (действие 3, явление VI)

«сцена вранья» (действие 3, явление VI)

«сцена вранья» (действие 3, явление VI)

В чём загадка характера Хлестакова?

В чём загадка характера Хлестакова?

В чём загадка характера Хлестакова?

Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.
Литературоведы спорят: Г.Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут, а В.Ермилов – что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора».
К какому мнению вы бы присоединились? Что думаете вы?

Характеристика героя: Место, занимаемое героем в произведении

Характеристика героя: Место, занимаемое героем в произведении

Характеристика героя:

Место, занимаемое героем в произведении
Общественное и семейное положение героя
Портрет, особенности костюма, манеры
Поступки, особенности поведения, чувства
Жизненные цели, интересы, привычки
Взаимоотношения с другими персонажами
Речь как средство характеристики героя
Значение литературного героя (типизация)

ХЛЕСТАКОВ – это… Хлестаков – это центральный герой комедии

ХЛЕСТАКОВ – это… Хлестаков – это центральный герой комедии

ХЛЕСТАКОВ – это…

Хлестаков – это центральный герой комедии. Это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга. Хлестаков – чиновник, имеет маленький чин, «елистратишка». Он ветреный, «без царя в голове», недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь. Жизненная цель Хлестакова – развлечения. Любит приврать. Игрок в карты.

Типизация образа Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение

Типизация образа Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение

Типизация образа

Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Значение этого образа состоит в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты.
Хлестаков – типический представитель эпохи, это концентрация черт многих в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени. 

Что такое «хлестаковщина»? Всякий хоть на минуту

Что такое «хлестаковщина»? Всякий хоть на минуту

Что такое «хлестаковщина»?

Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж окажется иногда хлестаковым, и наш брат, грешный литератор... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...
(Н.В.Гоголь. Отрывок из письма после первого представления "Ревизора«)

Что такое «хлестаковщина»? ХЛЕСТАКОВЩИНА —

Что такое «хлестаковщина»? ХЛЕСТАКОВЩИНА —

Что такое «хлестаковщина»?

ХЛЕСТАКОВЩИНА — ХЛЕСТАКОВЩИНА, (разг.) -Беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»].
(Толковый словарь Ожегова) 
Наглое, лживо легкомысленное хвастовство, похвальба, бахвальство, фанфаронство, самохвальство, хвастанье.

Финал комедии Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был

Финал комедии Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был

Финал комедии

Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был СМЕХ. О каком смехе – развлекательном или грозном – он говорил?
Можно ли считать финал комедии смешным? Почему?
Какие пути возможны были бы для Хлестакова, задержись он в городе?
Какой смысл заключён в «немой сцене»? Почему она так важна?

Выводы Как вы поняли смысл эпиграфа, предпосланного комедии?

Выводы Как вы поняли смысл эпиграфа, предпосланного комедии?

Выводы

Как вы поняли смысл эпиграфа, предпосланного комедии?
О чём, по-вашему, комедия «Ревизор» ?
Над какими проблемами заставляет задуматься автор?
Чем интересна творческая манера Гоголя – сатирика?
Напишите синквейн к слову «Хлестаков»

Домашнее задание Знать содержание комедии; подготовиться к контрольной работе по комедии

Домашнее задание Знать содержание комедии; подготовиться к контрольной работе по комедии

Домашнее задание

Знать содержание комедии; подготовиться к контрольной работе по комедии Н.В.Гоголя;
Прочитать «О новизне «Ревизора»», ответить на вопросы в учебнике (стр.352-358);

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021