«Система внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Оценка 4.8

«Система внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Оценка 4.8
doc
21.04.2020
«Система внедрения здоровьесберегающих технологий  в ДОУ»
система внедрения зд.сб.технологий.doc

«Система внедрения здоровьесберегающих технологий  в ДОУ»

 

  Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло  одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития  системы дошкольного образования это направление становится все более значимым. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

·         нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;

·         детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье).

В связи с этим в ДОУ особое внимание уделяется воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

 

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Следовательно, возникла  необходимость для  создания такой  системы работы, при  которой происходила  бы эффективная  интеграция оздоровительной  деятельности в  образовательную,  что в конечном  итоге способствовало  сохранению и укреплению  физического и  психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с НОДА. В результате многолетней работы создана система взаимодействия всех участников образовательного процесса по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которая ведется по 3 направлениям:

 

1.Физическое здоровье

Цель:  Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье.

Задачи: изучить уровень физического развития и выносливости детей дошкольного возраста; анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
укрепить здоровье детей;
воспитать потребности в здоровом образе жизни;
организовать  специальную  коррекционно-воспитательную работу  с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневные  занятия физической культурой, ЛФК, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий  в районе детского учреждения.

2.Психическое здоровье

Цель:  Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических  средств и методов.

Задачи:создать в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его   взаимодействия с окружающими;
купировать  нарушения эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы. Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка  и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

формирование навыков общения;

гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной. 

3.Валеологическое  здоровье    

 Цель: Формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.    

 Задачи: развивать познавательный интерес к своему и чужому телу, его возможностям;
формировать представления у ребенка взаимосвязи природы и человека; прививать и закреплять знания детей о культурно-гигиенических навыках и практических приемов закаливания. 

Эти направления   включают в себя:  

- профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

- организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных  продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);

- десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

- рациональный режим жизни;

- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры);

- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, обширное умывание);

- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию  здорового образа жизни использование  «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные  физические упражнения и игры,  ритмопластика и мн. др.);

- режимы проветривания и кварцевания.   

Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в нашем дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Направления работы по

здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям в МБДОУ

·         Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

·         Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

·         Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.

·         Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

·         Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

·         Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

В настоящее время  в деятельность ДОУ  подобраны и успешно  внедрены следующие  виды здоровьесберегающих  технологий:

 

Виды  здоровьесберегающих  технологий

Время проведения в режиме дня; возраст детей

Особенности

 методики проведения

  1. Технологии сохранения  и стимулирования  здоровья

1.Подвижные и спортивные игры

Как часть физ. занятия, как прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно

Игры подбираются  в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивн6ых игр.

2.Физкультурные  минутки

Во время  НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая  гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время.

4.Дыхательная  гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы

Проветривание помещения и обязательная гигиена  полости носа перед проведением  процедур.

5.гимнастика  для глаз

Ежедневно по 3-5минут  в свободное время, в зависимости  от интенсивности нагрузки, начиная  с младшей группы.

Рекомендуется показ воспитателя и использование  наглядности.

6.Закаливание (упражнения  после сна)

Ежедневно, начиная  с младшего возраста.

Комплексы физ. упражнений в спальне и группе.

7.Динамические  паузы

Во время  НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2младшей группы.

В НОД  в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.

8.Интегрированные  занятия

Последняя неделя каждого месяца

Интеграция  содержания различных  образовательных  областях

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное  занятие

2-3 раза в  неделю в спортивном или  музыкальном  залах.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой  работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

2.Проблемно-игровые  (игротрен­нинги и игротерапия)

В свободное  время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано

Занятие может  быть организовано не заметно для  ребенка, посредством включения  педагога в процесс игровой деятельности.

3.Коммуникативные игры

-2 раза в неделю  по 30 мин. со старшего возраста

входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

4.Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю  по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

5.Самомассаж

В зависимости  от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной  работы

Необходимо  объяснить ребенку серьезность  процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

6.Точечный  самомассаж

Проводится  в преддверии эпидемий, в осенний  и весенний периоды в любое  удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится  строго по специальной методике.  Используется наглядный материал

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в  месяц по 30 мин. со старшего  возраста

Занятия используют для психологической терапевтической  и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

2.Технологии  музыкального воздействия

В различных  формах физкультурно-оздоровительной  работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются  в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для  снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

3.Технологии  коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Группы составляются не по одному признаку — дети с разными  проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой  форме

4.Фонетическая  ритмика

2раза в неделю  с младшего возраста не раньше  чем через 30 мин. после приема пищи.

Цель занятий  — фонетическая грамотная речь  без движений

 

Сравнительные анализы мониторинга показывают положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и  мелодичной.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических  мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику и коррекцию  отклонений  физического  развития  воспитанников.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня. Внимание педагогического коллектива привлекла технология «Фитбол-аэробика» авторов Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной. На сегодняшний день педагоги изучают технологию и составляют тематические планы по её реализации.Педагоги уверены что, ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами,  понимая значимость того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

.

Литература:

1.      Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2.      Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка

3.      Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

4.      Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей

5.      Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

6.      Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

7.      Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8.      Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

9.      Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.


10. 

Система внедрения здоровьесберегающих технологий в

Система внедрения здоровьесберегающих технологий в

Ежедневные занятия физической культурой,

Ежедневные занятия физической культурой,

Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в нашем дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме;…

Таким образом, для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в нашем дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме;…

В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации

В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации

Технологии коррекции поведения

Технологии коррекции поведения

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020