Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.6
Научные работы
docx
дефектология +2
Взрослым
03.06.2017
Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .Данный материал раскрывает систему организации коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ. Материал поможет в работе педагогам и психологам, работающим с данной группой детей.
доклад система коррекц. работы с ОВЗ.docx
В соответствии с Конституции РФ и законом « Об
образовании» дети с ограниченными возможностями
здоровья имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них
специальной коррекционно – развивающей среды,
обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными
детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют
право на образование в пределах специальных
образовательных программ, лечение и оздоровление,
воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями
здоровья образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Система коррекционной работы – это комплексная
программа по оказанию помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении специальных
образовательной программ.
Рассмотрим подробнее понятие « система коррекционной
работы».
Система – это нечто целое, предусматривающее собой
единство закономерно находящихся в определенной связи
частей.
( словарь И. Ожегова).
За коррекционной работой закрепляется смысл «
исправление» отклонений, а за развивающей – смысл
раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В
коррекционной работе стремятся к определенному
психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на
средневозрастные нормы развития, в которых ребенок может
подняться на оптимальный для него уровень развития. Составляющими системы коррекционной работы
являются: цель, принципы, структура, содержание, формы,
методы, технологии и результаты.
Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
является создание коррекционно – развивающего обучения
как формы активной медико - психолого-пеагогической
помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии,
направленной на формирование социально успешной
личности.
Нормативной базой системы являются:
- Типовое положение о специальном ( коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся
воспитанников с отклонениями в развитии;
- Закон « Об образовании» РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Устав школы.
Данная система реализует принципы:
Гуманизм
Принцип личностно – ориентированного подхода;
Принцип дифференцированного подхода;
Принцип коррекционной направленности
образовательного процесса
Система коррекционно - развивающего обучения
предполагает наличие школьного психолого – медико -
педагогического консилиума ( ПМПК), специальных
учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к
современным социальным условиям.
Структура системы включает в себя три составляющие:
Диагностическую
Учебно – воспитательную
Лечебно – профилактическую Диагностическая составляющая – консилиум, в состав
которого входят педагог – психолог, учитель – логопед,
социальный педагог, медицинский работник, завуч,
директор.
Задачи консилиума:
Выявление уровня особенностей развития
познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания,
работоспособности), изучение эмоционально – волевого,
личностного развития детей;
Выявление актуального уровня развития;
Выявление резервных возможностей ребенка,
разработка рекомендаций учителю для обеспечения
дифференцированного подхода в процессе коррекции
обучения и воспитания;
Профилактика физических и эмоциональных перегрузок
и срывов;
Подготовка и ведение документации, отражающей
развитие ребенка, динамику его состояния, уровня
школьной успешности;
Организация взаимодействия между педагогическим
составом школы и специалистами, действующими в
работе консилиума.
Деятельность педагога – психолога имеет следующие
направления:
- Психологическое просвещение с целью формирования у
педагогов, обучающихся, родителей потребности в
психологических знаниях;
- Психологическая диагностика с целью определения
индивидуальных потенциальных возможностей
обучающихся;
- Психологическая профилактика с целью оказания помощи в
процессе адаптации вновь прибывших детей;
- Психологическая коррекция с целью обеспечения
целостного воздействия на личность ребенка; - Психологическое консультирование с целью оказания
помощи обучающимся, педагогическим работникам в
вопросах развития, воспитания и обучения.
Целью логопедического сопровождения является
оказание помощи обучающимся в развитии устной и
письменной речи для дальнейшего успешного обучения и
формирования ключевых социальных компенсаций.
Задачи логопедического сопровождения следующие:
Создание социальной и речевой среды каждому
воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;
Максимально исправить недостатки устной и
письменной речи;
Скоординировать работу специалистов для
осуществления комплексного подхода к
предупреждению и преодолению речевых нарушений.
Основными направлениями социально- педагогической
работы являются:
Выявление общих и частных социальных проблем,
имеющих место в классе, школе;
Помощь ребенку в устранении причин, негативно
влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;
Распознавание, диагностирование и разрешение
конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций,
затрагивающих интересы ребенка, с целью
предотвращения серьезных последствий;
Индивидуальное и групповое консультирование детей,
родителей, педагогов, администрации по вопросам
разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей
в семье;
Социальная защита обучаемого в связи с возникшими
проблемами, которые имеют или могут иметь для него
жизненно важное значение;
Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи
педагогам; Установление сотрудничества с органами социальной
защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в
интересах решения социальных проблем обучающихся.
Учебно – воспитательная составляющая
включает в себя следующие основные положения:
1. Пребывание ребенка в комфортном психологическом
климате в классах с наполняемостью до 12 человек;
2. В коррекционную направленность всех учебных
предметов входят задачи активизации познавательной
деятельности, формирование учебной мотивации,
формирование обще интеллектуальных умений и
навыков, устной и письменной речи, навыков
самоконтроля и самооценки.
3. Комплексное воздействие на ребенка с целью
преодоления негативных тенденций развития,
осуществляющегося на индивидуальных и групповых
занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких
специалистов.
Содержание учебно – воспитательного процесса
строится на основе базисного учебного плана для
специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание
предметов определяет программа для и специальных
коррекционных образовательных учреждений YIII вида и
специализированные учебники по данной программе.
Воспитательная роль – сформировать положительно
мотивированное поведение. Данную задачу решают
классные руководители, разнообразные направления
воспитательной деятельности, кружковая работа.
Формы коррекционной работы можно разделить на
традиционные и нетрадиционные.
Традиционные – это классные уроки и воспитательные
занятия, индивидуальные и групповые занятия
психолога, логопеда, соцпедагога, занятия в кружках. К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры,
концерт, соревнования, КВН, путешествия,
интегрированные уроки и занятия.
В системе коррекционной работы используются
разнообразные методы:
- Методы, зависимые от средств обучения;
-Методы, учитывающие степень активности
обучающихся;
- Методы организации деятельности;
- Методы контроля и стимулирования.
В системе коррекционно – развивающей работы
используются следующие технологии:
Личностно – ориентированного обучения;
Технология внутриклассной дифференциации ( по
М. С. Певзнер);
Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);
Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)
Коррекционно – развивающее обучение и
воспитание ( Е. Д. Худенко)
Технологии учебного проектирования;
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Интегрированное обучение;
Информационные технологии;
Технологии КТД
Лечебно – профилактическая составляющая системы
коррекционной работы обеспечивает соматическое и
психическое здоровье обучающихся.
Медицинский работник использует данные медосмотра для
организации лечебно – профилактической работы.
Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют
здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя
здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия
ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия,
месячники здоровья.
В качестве показателей результативности и
эффективности системы коррекционно – развивающей
работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как
- стабильность успеваемости
- Повышение познавательной активности, учебной
мотивации, рост уровня воспитанности
- Уменьшение числа различных заболеваний
-динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по
освоению предметных программ
- сравнительная характеристика данных медико –
психологической и педагогической диагностики учащихся с
ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой.
Грамотно организованная система коррекционно –
развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои
потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно
адаптироваться в современном обществе .
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.