Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.6

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
дефектология +2
Взрослым
03.06.2017
Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Грамотно организованная система коррекционно –развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .Данный материал раскрывает систему организации коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ. Материал поможет в работе педагогам и психологам, работающим с данной группой детей.
доклад система коррекц. работы с ОВЗ.docx
В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Система коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении специальных образовательной программ. Рассмотрим подробнее понятие « система коррекционной работы». Система – это нечто целое, предусматривающее собой единство закономерно находящихся в определенной связи частей. ( словарь И. Ожегова). За коррекционной работой закрепляется смысл « исправление» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития. Составляющими системы коррекционной работы являются: цель, принципы, структура, содержание, формы, методы, технологии и результаты. Целью системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно – развивающего обучения как формы активной медико - психолого-пеагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности. Нормативной базой системы являются: - Типовое положение о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; - Закон « Об образовании» РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Устав школы. Данная система реализует принципы:  Гуманизм  Принцип личностно – ориентированного подхода;  Принцип дифференцированного подхода;  Принцип коррекционной направленности образовательного процесса Система коррекционно - развивающего обучения предполагает наличие школьного психолого – медико - педагогического консилиума ( ПМПК), специальных учебников и программ, максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям. Структура системы включает в себя три составляющие:  Диагностическую  Учебно – воспитательную  Лечебно – профилактическую Диагностическая составляющая – консилиум, в состав которого входят педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, медицинский работник, завуч, директор. Задачи консилиума:  Выявление уровня особенностей развития познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально – волевого, личностного развития детей;  Выявление актуального уровня развития;  Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекции обучения и воспитания;  Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов;  Подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровня школьной успешности;  Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, действующими в работе консилиума. Деятельность педагога – психолога имеет следующие направления: - Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях; - Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся; - Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе адаптации вновь прибывших детей; - Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка; - Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения. Целью логопедического сопровождения является оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компенсаций. Задачи логопедического сопровождения следующие:  Создание социальной и речевой среды каждому воспитаннику, помочь в раскрытии его способностей;  Максимально исправить недостатки устной и письменной речи;  Скоординировать работу специалистов для осуществления комплексного подхода к предупреждению и преодолению речевых нарушений. Основными направлениями социально- педагогической работы являются:  Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классе, школе;  Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость, посещение учреждения;  Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий;  Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций детей в семье;  Социальная защита обучаемого в связи с возникшими проблемами, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;  Пропаганда и разъяснение прав ребенка, семьи педагогам;  Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними в интересах решения социальных проблем обучающихся. Учебно – воспитательная составляющая включает в себя следующие основные положения: 1. Пребывание ребенка в комфортном психологическом климате в классах с наполняемостью до 12 человек; 2. В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирование учебной мотивации, формирование обще интеллектуальных умений и навыков, устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки. 3. Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов. Содержание учебно – воспитательного процесса строится на основе базисного учебного плана для специальных коррекционных школ YIII вида. Содержание предметов определяет программа для и специальных коррекционных образовательных учреждений YIII вида и специализированные учебники по данной программе. Воспитательная роль – сформировать положительно мотивированное поведение. Данную задачу решают классные руководители, разнообразные направления воспитательной деятельности, кружковая работа. Формы коррекционной работы можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные – это классные уроки и воспитательные занятия, индивидуальные и групповые занятия психолога, логопеда, соцпедагога, занятия в кружках. К нетрадиционным можно отнести экскурсии, игры, концерт, соревнования, КВН, путешествия, интегрированные уроки и занятия. В системе коррекционной работы используются разнообразные методы: - Методы, зависимые от средств обучения; -Методы, учитывающие степень активности обучающихся; - Методы организации деятельности; - Методы контроля и стимулирования. В системе коррекционно – развивающей работы используются следующие технологии:  Личностно – ориентированного обучения;  Технология внутриклассной дифференциации ( по М. С. Певзнер);  Элементы проблемного обучения ( по Эльконину);  Технологии развивающего обучения ( Занкова Л.В.)  Коррекционно – развивающее обучение и воспитание ( Е. Д. Худенко)  Технологии учебного проектирования;  Здоровьесберегающие технологии;  Игровые технологии;  Интегрированное обучение;  Информационные технологии;  Технологии КТД Лечебно – профилактическая составляющая системы коррекционной работы обеспечивает соматическое и психическое здоровье обучающихся. Медицинский работник использует данные медосмотра для организации лечебно – профилактической работы. Педагоги на своих уроках и мероприятиях реализуют здоровьесберегающие технологии, тем самым укрепляя здоровье обучающихся. В школе проводятся занятия ритмики, психологические занятия, специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья. В качестве показателей результативности и эффективности системы коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ можно считать такие показатели как - стабильность успеваемости - Повышение познавательной активности, учебной мотивации, рост уровня воспитанности - Уменьшение числа различных заболеваний -динамику индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ - сравнительная характеристика данных медико – психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения с положительной динамикой. Грамотно организованная система коррекционно – развивающей работы помогает детям с ОВЗ реализовать свои потребности в обучении и развитии и в дальнейшем успешно адаптироваться в современном обществе .

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Система коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017