В России создана развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями зрения. Их посещают слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопия, в возрасте от трех до семи лет. Основными задачами таких дошкольных учреждений являются образование, лечение и развитие нарушенного зрения, а также подготовка к среднему школьному образованию. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми занимается тифлопедагог - учитель, специально обученный работе с детьми с нарушением зрения данных. Обучение и воспитание детей с ослабленным зрением осуществляется на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников.
Система образования лиц с нарушениями зрения.doc
Автор:учитель Физкультуры и ОБЖ
Магомедов Осман Сиражутдинович
Система образования лиц с нарушениями зрения.
Дошкольное образование детей с нарушенным зрением.
В России создана развитая сеть специальных дошкольных учреждений и
школ для детей с нарушениями зрения. Их посещают слепые, слабовидящие дети,
дети с косоглазием и амблиопия, в возрасте от трех до семи лет. Основными
задачами таких дошкольных учреждений являются образование, лечение и
развитие нарушенного зрения, а также подготовка к среднему школьному
образованию. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми
занимается тифлопедагог учитель, специально обученный работе с детьми с
нарушением зрения данных. Обучение и воспитание детей с ослабленным
зрением осуществляется на основе принципов, присущих всей системе
воспитания дошкольников. В то же время это образование имеет ряд
специальных принципов и специальных задач для восстановления, коррекции и
компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Спецификация воспитания
дошкольников проявляется в изучении общих закономерностей и особенностей
развития детей, зависимости от здоровых сил и сохраненных возможностей, в
отдельном подходе к каждому ребенку. Помимо образовательной составляющей
работы в дошкольных группах, она направлена на исправление отклонений в
развитии, восстановление функций остаточного зрения и улучшение здоровья
детей.
Большое внимание уделяется развитию всей системы связи, в первую очередь
слуху, прикосновению, мобильности и ориентации в космосе, а также
формированию навыков самообслуживания. Ведется работа по гигиене, защите и
развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личной и двигательной
сферы, формированию ориентировочных навыков в космосе и
самообслуживанию. Как правило, в дошкольных учреждениях для слабовидящих или слепых детей
коррекционная и воспитательная работа сочетается с медицинской
реабилитацией. По этой причине в дошкольных учреждениях с детьми работают
окулистские врачи, психоневрологи. Эксперты выбирают детям средства
коррекции зрения, помогают им адаптироваться. Речь идет о реакции на звук
слепого ребенка. Дошкольное образование учитывает возрастающие
перцептивные способности восприятия у детей с нарушением зрения. Эксперты
советуют защищать слух у детей с нарушением зрения, для предотвращения
инфекций, гипотермии и акустических травм. Кроме того, большую роль в
восприятии слепых детей окружающего мира играют их тактильные (тактильные)
способности. Часто эти дети имеют «кожное» зрение, которое помогает
различать цвета предметов прикосновением.
Их дети с плохим зрением используют свои моторанализаторы. В качестве
датчиков слепые используют размер своего тела, длину шага, руку, локоть и
руку. Мышечносуставные изменения, возникающие при ходьбе, помогают
слепым оценить пройденное расстояние. Потеря зрения это своего рода
эмоциональноволевая сфера и характер; tiflopedagogi обязательно учитывают
это сокровище и слепые дети. Все эти особенности использования в детских
садах в тесной связи с родителями детей. Родители часто участвуют в
деятельности детей с тифовым учителем. Это помогает им понять, что
испытывают дети, когда они плохо видят.
Ссылки
:
1Плаксина Л.Я. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с
нарушением зрения. — М., 1998.
214Фомичева Л.В.Клиникопедагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями
зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения .СП6 КАРО 2007 Г Л . И . Развитие
компенсаторных
процессов
у слепых
детей
3Соянцева
1 980.
дошкольного
возраста
. М .,
Обучение детей с недостатками зрения в школе.
Школы для слепых и слабовидящих являются неотъемлемой частью
системы государственного образования и образования на основе принципов,
присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми
образовательными потребностями. Обучение и образование в школах для слепых
и слабовидящих имеет ряд основополагающих принципов и целей для
восстановления, коррекции и компенсации нарушенных и недостаточно развитых
функций, организации дифференцированного образования. Обосновывая
основные принципы преподавания и воспитания слепых и слабовидящих детей,
тифлопедагогика основана на теории диверсифицированного развития личности,
основы естественных наук для компенсации слепоты и слабого зрения,
концепции единства биологических и социальных факторов в развитии дети с
нарушениями развития. Это единство, как отмечалось Л.С. Выготский это
комплекс единства, дифференцированный и изменчивый как по отношению к
индивидуальным умственным функциям, так и к различным стадиям развития
детей. В этой связи школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять
следующие функции: образовательные, исправительноразвивающие, санитарно
гигиенические, медицинские реабилитации, социальную адаптацию и
профессиональное руководство. Это обеспечивает нормализацию развития детей
с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей
средой (социальным, природным и т. д.). Психическое развитие слепых и
слабовидящих детей, формирование их компенсаторных процессов, активная
жизненная позиция, осознание путей самореализации и овладение ими прежде
всего из социальных условий, прежде всего из образовательных. Коррекционная
направленность развития обучения, образования и развития нарушенных
функций, сглаживание когнитивных недостатков, поиск потенциальных возможностей в формировании личности слепых и слабовидящих детей (М.И.
Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литва, Л.И. Солнцева и другие ).
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в
следующем:
1 учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в
опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
2 модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения,
перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
3 дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и
воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы,
оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
4 специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно
гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
5 усилении работы по социальнотрудовой адаптации и самореализации
выпускников.
Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется
развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных
школах имеются классы охраны зрения.
Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов)
состоят из трех ступеней.
1 ступень — начальная школа (детство).
Школьный этап 1 предназначен для поддержки формирования личности ребенка,
целостного развития его потенциала, лечения, гигиены и защиты зрения,
формирования навыков и желаний учащихся. В начальной школе конференция по
развитию зрительного восприятия, слуха, прикосновения, логопедии,
физиотерапии, ритма, социальной и бытовой ориентации, ориентации в пространстве. Студенты начальной школы приобретают навыки и умения
обучения, преподавание чтения, письма, подсчета, понимания образов,
овладевают элементами визуальнообразного и теоретического мышления,
основы и личной гигиены, основные методы и методы самообслуживания,
мобильности и ориентации , Обучение проводится по специальным планам,
программам, учебникам.
11 ступень — основная школа или неполная средняя школа (отрочество).
Этап Школы II закладывает прочную основу общего образования и
профессиональной подготовки, необходимых для того, чтобы выпускник
продолжал образование, свою полную интеграцию в жизнь общества.
Продолжается работа по коррекции детских когнитивных, личных и моторных
зон, гигиены и защиты глаз, а также укреплению здоровья. Неполная средняя
школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное
мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу
знаний и овладения различными видами трудовой деятельности, принимая во
внимание профессиональную подготовку и занятость.
III ступень — средняя школа (юность)
Школа III обеспечивает завершение курсов общего образования и
профессиональной подготовки, основанных на его дифференциации. Средняя
школа создает условия для наиболее полного учета интересов студентов,
социальнопсихологической системы, их активного включения в жизнь
современного общества и социально полезной работы. Для этой цели в учебную
программу школы включены дополнительные классы для выбора ученика.
Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным
предметам Ссылки
:
1Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. — М., 1968.
2Н.М. Назаровой Специальная педагогика / Под ред.. С. 288—297.
3Формирование социальноадаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных
классах/Под ред. Л. И. Плаксиной. — Калуга, 1998.
Специфика развития детей с нарушением зрения отражается в соответствующих
образовательных программах, обеспечивающих коррекционнокомпенсаторную
работу (развитие восприятия, конкретизации идей, улучшение визуального и
образного мышления, формирование методов и методов самоконтроля и
регулирования движения с использованием специальных форм, методов и
методов); увеличение времени обучения; широкое использование оптических
приборов, тифлоприборов, рельефнографических (для слепых) и планшетов
(для слабовидящих).
Специальная программа по русскому языку:
1 увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных
классах);
2 для слабовидящих на начальном этапе — формирование представлений на
основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и
конкретным образом предмета, подготовка к письму;
3 для слепых — обучение чтению и письму по системе Брайля на основе
использования тактильных ощущений;
4 формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике:
5 увеличение подготовительного периода; 6 формирование навыков и опыта ориентации в микро и макропространстве;
7 развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве,
пространственном положении предметов и чертежно измерительных действиях.
Ознакомление с окружающим миром и природоведение:
Для слабовидящих увеличение количества предметных занятий, экскурсий и
практических занятий; изучение видения и его защиты; изучение специальных
методов и методов ориентации и реализации правил дорожного движения;
специальные уроки по освоению использования трости при движении;
Для слепых формирование навыков для идентификации элементарных
сигнальных объектов и объектов живой и неживой природы (с помощью
прикосновения, слуха, запаха, остаточного зрения); увеличение времени
обучения для проведения экспериментов и наблюдений, предметных уроков,
экскурсий. Программа изобразительного искусства: обучение чтению и
исполнению изображений, пластическое моделирование и декоративно
прикладная деятельность.
Трудовая подготовка и профориентация в школе
Трудовая подготовка в специальной школе организуется с участием тайфло
технических средств. Профессиональная ориентация осуществляется на всех
этапах обучения и образования на профессиональном уровне, а также социально
экономической ситуации на рынке труда.
Этапы трудового обучения в специальной школе:
1. первоначальное трудовое обучение (1—4 кл.);
2. трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе,
имеющей политехническую направленность (5—10 кл.);
3. широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с
активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд (11—12 кл.).
1—4 кл.:
1 самообслуживание; 2 хозяйственнобытовой труд; 3 труд в природе, ручной и
художественный труд. 5—10 кл.; 4 технический труд; 5 сельскохозяйственный
труд;
6 обслуживающий труд. 11—12 кл.; 7 сочетание трудового обучения с
производительным трудом в условиях школы и предприятия; 8
совершенствование профессиональной подготовки; 9 возможность получения
начального профессионального образования, специальности (токарь, оператор
ЭВМ и др.).
Воспитание учащихся
Воспитание детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс
морального, физического, эстетического, трудового воспитания, социальной и
психологической адаптации студентов, формирования активной жизненной
позиции. Образование способствует психическому, моральному, эмоциональному
и физическому развитию личности;
1 раскрывает ее творческие возможности;
2 формирует гуманистические отношения;
3 обеспечивает разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка
с учетом его возрастных особенностей.
Часто слепые и частично зрячие дети проявляют чрезмерное симпатическое
отношение, ограничивая свою деятельность и деятельность от якобы гуманных
побуждений, что приводит к осознанию ущерба, неуверенности в собственной
силе и пассивности. Педагогически организованный процесс восстановления в
специальной школе, направленный на раскрытие потенциальных способностей
слабовидящего человека, на развитие активной жизненной позиции и самооценки.
Важную роль в развитии творческой деятельности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание:
1 обучение детей рисованию, лепке, конструированию;
2 обучение пению, движениям под музыку;
3 развитие художественного творчества. Эстетическое воспитание:
4 способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы
личности;
5 влияет на познание нравственной стороны действительности, эстетическое
отношение к окружающему миру.
Особое значение придается специальным методам физического воспитания,
слепых и слабовидящих, которые проводятся поразному и не только с помощью
академических курсов, их ориентации в космосе.
Средства обучения слепых и слабовидящих
Издается множество литературы для слепых с полужирным шрифтом (система
Л. Брайля) учебники, учебные пособия; наука и наука, дети, искусство, музыка
и т. д. Рисунки, рисунки, диаграммы, другие иллюстрации рельеф,
воспринимаемый обязательно;
1 для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие
рельефную и цветную печать;
2 для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с
укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных школах типов III и IV тифлотехнические средства используются
для коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для
развития и восстановления зрения:
3 оптические (лупы, очки, моно и бинокуляры, проекционные увеличивающие
аппараты);
4 телевизионные; 5 светотехнические и др.
Разработаны различные сложности и устройства для нарезки иглы, специальных
тростей, ручных инструментов для шрифта Брайля, устройств для тисненых
рисунков и рисунков, так называемых «говорящих книг», «считывающих машин»,
а также легких и магнитоэлектрических устройств которые преобразуют
световые сигналы в слуховые или тактильные.
С запрограммированным обучением слепых и глухонемых приложений речи,
дефектологическими обучающими машинами и другими техническими
устройствами, такими как тренажерывоспитатели. С помощью ультразвуковых
локаторов слепые могут свободно перемещаться в пространстве.
профилактическая
, санитарно
гигиеническая
и
2.3.
Лечебно
восстановительная
работа
.
Медикопрофилактические, санитарногигиенические, реабилитационные работы
являются неотъемлемой частью исправительновоспитательного процесса в
специальных школах третьего и четвертого типов. Медицинские специалисты
(окулист, педиатр, нейропсихиатр) и медсестры решают проблему
восстановления, улучшения и защиты зрения учеников. Основные направления
медицинской поддержки:
1 консервативное лечение глазных заболеваний;
2 диагностика зрения;
3 активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение;
4 назначение очковой коррекции;
5 создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих
детей. Заключение.
Педагогический процесс основан на возможностях детей с нарушением
зрения и их идентичностью. В то же время необходимо соблюдать специальные
педагогические и гигиенические требования: рациональное распределение
исследований, обеспечение соответствующего уровня освещенности,
использование корректирующих и тифлотехнических средств и организация
специальных классов для коррекции отклонений в психологическое развитие.
В Iй главе проблемы особенно дети с нарушениями зрения.
Дети с такими расстройствами делятся на слепых (слепых) и слабовидящих.
Кроме того, ухудшение зрения может быть врожденным и приобретенным.
Имеются прогрессивные и непрогрессивные нарушения визуального анализатора.
В главе II описана система образования лиц с нарушениями зрения.
Основными задачами дошкольных учреждений являются образование, лечение и
развитие слабого зрения, а также подготовка к среднему школьному
образованию. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми занимается тифлопедагог учитель, специально обученный работе с детьми с
нарушением зрения данных. Школы для слепых и слабовидящих детей:
следующие: образовательная, коррекционноразвивающая, санитарно
гигиеническая, медикореабилитационная, социальная адаптация и
профессиональное руководство. Это обеспечивает нормализацию развития детей
с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей
средой (социальным, природным и т. д.).
Список используемой литературы:
1. Жигорева М.В Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая
помощь. М Академия 2008.
2.Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного
восприятия у детей с нарушениями зрения. — М., 1990.
3. Ермаков В.П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. — М., 1992.
4.З. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей,
страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.
5. Фомичева Л.В.Клиникопедагогические основы обучения и воспитания детей с
нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и
развития зрения .СП6 КАРО 2007 Г
6.Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). — М., 1979.
7. Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. — М., 1968.
8.Н.М. Назаровой Специальная педагогика / Под ред.. С. 288—297.
9.Плаксина Л.Я. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах
для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
10.Формирование социальноадаптивного поведения у учащихся с нарушением
зрения в начальных классах/Под ред. Л. И. Плаксиной. — Калуга, 1998.
11.Соянцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей
дошкольного возраста. М., 1980.
12 Аксенова Л.И. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 436—438
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М., 1956.
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Система образования лиц с нарушениями зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.