Из опыта работы учителя математики Кучеренко А.А
Единый государственный экзамен по математике – для выпускника сельской школы серьезное и особенное испытание,основная подготовка к ЕГЭ осуществляется в школе на уроках.Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.
Из опыта работы учителя математики Кучеренко А.А..docx
Система подготовки к ЕГЭ
Из опыта работы учителя математики Кучеренко А.А.
Математика является весьма сложным, но очень важным учебным предметом
общеобразовательной школы, которая вызывает трудности у многих учащихся, но
обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все
выпускники школы. Фундамент математических знаний закладывается на обычных
уроках математики. Сегодня перед школой поставлены важные задачи, подготовить
ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Единый государственный экзамен по
математике – для выпускника сельской школы серьезное и особенное испытание, у
него нет возможности пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, заниматься с
репетитором или посещать, организованные курсы на базе ВУЗов, основная подготовка
к ЕГЭ осуществляется в школе на уроках. Каждый выпускник в процессе обучения
должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным
экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для
успешной сдачи ЕГЭ. Ежегодно, вместе со своими учениками готовлюсь к
прохождению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Я вырабатываю
свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень
класса, отдельных учеников и т.д. Дети с полным отсутствием мотивации к учебе.
Считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ЕГЭ и ГИА является методика
разно уровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся.
Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале
учебного года провожу контрольные срезы.
В нынешних условиях, образовательная деятельность ориентирована на развитие
познавательной самостоятельности учащихся. Я считаю самым важным при подготовке
к ЕГЭ вычислительные навыки. Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого
класса. Основной задачей в 56 классах считаю формирование вычислительной
культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ЕГЭ.
На каждый урок математики выделяю 5 минут для устного счета, устный счет всегда
провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное. В 5
классе, устный счет–это выполнение действий с числами: натуральные числа,
обыкновенные дроби, десятичные дроби, проценты, в 6классе действия с
положительными и отрицательными числами, часть от числа, число по его части.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают
память, речь внимание и быстрота реакции.
Имею подбор устных упражнений по всем темам, например,
стандартный вид числа 102 × 103 ; (103)4; 25× 55÷104; 73×75÷76.
решение уравнений 3х=1, 32х1=27, 5х=8х, 39х=81, log7x=0, log7(14x)=2, log7x=
log73+ log75 и так далее.
формулы сокращенного умножения: « Преобразуйте выражения, используя формулы
сокращенного умножения» (х+1)² , 9 х², с² 16, (х + 4)², 25 + х², (2х – 1 )²
проценты: Как называют 1% от метра, центнера, гектара?
– Как перевести десятичную дробь в проценты?
– Как перевести проценты в десятичную дробь? – Перевести в проценты десятичные дроби: 0,25; 0,35; 0,5; 0,02; 1,05.
– Перевести проценты в десятичную дробь: 30%; 67%; 6%; 205%.
арифметический квадратный корень и его свойства:
формулы приведения sin150, cos120 , cos135 , tan150 , tg 33 • ctg 33
Найти значение корня: √81 , √0,04 , √64 , √ 121
144 , √1 11
25 , √ 121x2
144у4
x
¿
решение квадратных уравнений различными способами х2 – 2х – 15 = 0,
4х2 = 100,2х2 + 10х = 0, х2 + 4х – 5= 0.
преобразование графиков функций у=х², у=2х², у=2(х+1)², у=2(х+1)²+15.
x
x
x
вычисление производных
(¿¿2)'
(¿¿3)'
,
,
(¿¿2−6)'
(¿¿2−8х)'
,
,
¿
¿
¿
вычисление первообразных ∫5dx, ∫(х−5)dx,∫(4х−1)dx,
Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления. Большое внимание
уделяю обязательному заучиванию правил и формул. Актуализацию знаний начинаю с
математического диктанта по основным формулам и простейшим примерами их
применения. На пояснение новой темы уделяю 1015 минут, остальное время трачу на
решение ключевых задач. В ходе практических занятий совместно с детьми разбираю
примеры конкретного типа на доске, прилагая подробные объяснения по ходу
решения. Затем я вызываю цепочкой к доске учеников. Одной из задач повседневного
труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Контрольные
работы провожу по итогам прохождения тем. Они бывают двух вариантов в
зависимости от уровня сложности: обязательные и дополнительные. Иногда учащимся
предлагаю варианты работ на выбор, какой вариант они будут решать, но при
необходимости я могу настоять на том или ином выборе, если работа написана на
отметку в два балла, ученик обязан сделать работу над ошибками, но и затем
выполнить другой вариант данной контрольной работы. Также провожу домашние
контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми
учащиеся работают в течение недели, затем провожу консультацию, на которой они
разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на
их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства
учащихся. Электронные варианты тестов провожу 1 раз в месяц в онлайн режиме, это
форма работы позволяет получить результаты практически сразу по завершении теста.
Провожу еженедельно индивидуальные консультации по подготовке к ЕГЭ.
Особое внимание при подготовке к занятиям я стараюсь уделять проработке
вариантов оказания помощи отстающим ученикам. Чаще всего я использую следующие
варианты:
использование наглядных пособий;
частое обращение с вопросами к отстающим ученикам с целью определения
уровня освоения материала;
ссылки на выполненные ранее задания подобного типа или напоминание способов
решения подобных заданий; в случае необходимости предложение плана, на основе которого стоит выстроить
ответ на поставленный вопрос.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд,
является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд,
отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются
материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по
выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация
экзаменационной работы по математике, методические и психологопедагогические
рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке
к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы
демоверсий экзаменационных работ, начиная с 2002года, диагностические работы за
предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. В работе использую
различного вида карточки, таблицы, наглядные пособия (по стереометрии),
презентации. Учениками ведется отдельная теоретическая тетрадь для записи формул,
теорем, блоксхем, алгоритмов решения типовых заданий и др. Ежегодно пополняю
кабинет математики новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной
деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике,
активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый
интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к
ЕГЭ .Особенно часто использую в работе сайт Александра Ларина, приучаю учащихся
работать самостоятельно. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю
данные, вношу в таблицу, и в течение года вижу динамику каждого обучающегося.
Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на
консультациях или уроках.
В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации сложилась некоторая система
подготовки:
Самообр
азование
Работа с
родителя
Монитор
инг
Организа
ционные
Подгото
вка к
Использование
«Интернет»
Психологический
настрой
Накопление
раздаточного
материала
Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:
1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;
2. Создавать раздаточный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих или использовать
готовые печатные пособия;
3. Учить школьников «технике сдачи теста»;
4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;
5. Через индивидуальные консультаций повышать интерес к предмету и личную
ответственность школьника за результаты обучения. Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального,
личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в 10, 11 классах
отведены:1час в неделю « Практикум по математике» по подготовке к ЕГЭ. Как бы мы
не пытались хорошо организовать подготовку к ЕГЭ в 11 классе, всё же фундамент
математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при
систематической подготовке к ним. Поэтому подготовку к ЕГЭ по математике
провожу на протяжении всего периода изучения математики в школе. Потому что, в
первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса, и одновременно обще
учебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в
различных по уровню сложности ситуациях.
Примерный план подготовки к ЕГЭ по математике
сроки
Сентябрь
1,2 нед
Сентябрь
3нед
Сентябрь
4 нед
Октябрь 1 нед.
Октябрь 2 нед
Октябрь 3,4 нед
Ноябрь 2 нед
Ноябрь 3,4 нед
Декабрь 1,2 нед
Декабрь 3 нед
Декабрь 4 нед
Январь 2,3 нед
Январь 4 нед
Февраль 1,2 нед
Февраль 3,4 нед
Март 1 нед
Март 2 нед
Март 3 нед
Апрель 1,2 нед
Апрель 3 нед
Апрель 4 нед
Тема
Тождественные преобразования числовых выражений,
выражений содержащих степени с рациональными
показателями
Тождественные преобразования выражений, выражений
содержащих корень степени n
Решение задач с применением анализа практической ситуации.
Тождественные преобразования выражений, содержащих
степени с рациональными показателями
Тестовая работа№1
Вычисление элементов прямоугольного треугольника
Вычисление площадей плоских фигур
Решение задач на вычисление площади поверхности
многогранников
Тестовая работа№2
Решение простейших показательных и логарифмических,
иррациональных и квадратных уравнений. Упрощение
простейших логарифмических выражений
и нахождение из значений.
Тестовая работа№3
Решение задач на составление уравнений
Задачи на движение
Задачи на работу
Задачи на смеси, сплавы.
Тестовая работа№4
Анализ практической ситуации, приводящей к решению
уравнений и или неравенств.
Исследование функции с помощью производной
Геометрический смысл производной
Тестовая работа№ 5 Май
Вероятностные задачи
Необходимо помнить о психологической подготовке и настрое учащихся. Я
работаю совместно со школьным педагогом – психологом, классным руководителем 11
класса и с родителями. Совместными усилиями стараемся, не запугиваем детей, а
вселять веру в успех при условии усердной работы. Я считаю, что выпускникам надо
работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность,
способность к самопроверке.
Родители – наши союзники и помощники. На родительских собраниях или при
встрече с родителями 11 класса я говорю о процедуре подготовки и проведения
экзаменов, о структуре, специфике и содержания контрольноизмерительных
материалов, о критериях оценивания, об уровне готовности каждого выпускника.
Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к
итоговой аттестации, обращаю внимание на сайты в онлайнрежиме, где даже родители
смогут увидеть результаты выполненной работы.
Только такая кропотливая работа моя, как учителя и учащихся при поддержке
родителей приводит к успеху.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ – это большой труд учителя, серьезное испытание
для самого ученика. ГИА не должна и не может стать для выпускника проверкой на
прочность нервной системы, поэтому лучше раньше начать подготовку к экзамену,
чтобы легче пройти сдачу экзамена.
Рекомендуемые мною интернет сайты:
1.Сайт «Незнайка»;
2. Сайт «Сдала экзамен на 100 баллов», автор Малькова.
3.Д. Гущин «Решу ЕГЭ».
4. http:// www.uztest.ru, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн
режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с
последующим оцениванием их ответов.
5. http:// 4ege.ru
6. http://www. obrazbase.ru
7. http://www. examen.ru
8. http://ege.edu.ru
9. http://matege.ru. На страницах этого сайта можно выполнить тренировочные и
диагностические работы в режиме online. Предложенная система позволяет каждому
учащемуся выполнять задания в доступном для него темпе, в необходимости для него
количестве.
1. ЕГЭ 2017. Математика. Задача с экономическим содержанием. Лысенко Ф.Ф.
Моими настольными книгами являются:
(2016.)
2. “Вступительные экзамены” А.Н.Рурукин.
3. Математика “Интенсивный курс подготовки ЕГЭ” С.И.Колесникова.
4. “Готовимся к экзаменам”. Под редакцией М.И.Сканави.
5. Балаян Э.Н. “Как сдать ЕГЭ по математике на 100 баллов”.
6. ЕГЭ. 4000 задач с ответами по математике. Все задания. Базовый и профильный
уровни. Ященко И.В. и др. (2015) 7. ЕГЭ. Математика. Эксперт. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2015)/
8.
Рабочая тетрадь по математике. / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко/.
М.: Издательство МЦНМО, 2010
9. ЕГЭ 2015, 2016, 2017, Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов
заданий. Профильный уровень. Под. Ред. Ященко И.В.
10.Я сдам ЕГЭ! Математика. Методика подготовки. Ключи и ответы. Профильный
уровень. Ященко И.В., Шестаков С.А., Семенов А.В. (2017)/
Система подготовки к ЕГЭ
Система подготовки к ЕГЭ
Система подготовки к ЕГЭ
Система подготовки к ЕГЭ
Система подготовки к ЕГЭ
Система подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.