Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.11.2018
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в современной системе обучения.Каждый учитель сталкивался с проблемой, как создать благоприятные условия для более полного развития одаренных детей. Хочу поделиться некоторыми наработками в данном направлении. Материал может быть полезен как классным руководителям, так и учителям.
Система работы с одаренными детьми.docx
Система работы с одаренными детьми
(из опыта работы)
Наиболее эффективным методом взаимодействия с одаренным ребенком считаю
индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Если говорить о подготовке к олимпиадам, то к базовому школьному материалу
обязательно предлагаю для самостоятельного изучения научнопопулярную литературу (на
летние каникулы, во внеурочное время), электронную папку «Школа олимпийцев», изучив
которую можно приступать к разбору и решению олимпиадных заданий. Имеется огромная
база олимпиадных заданий, которые являются основой практической работы.
Для детей с творческими способностями выстраиваю индивидуальные планы работы.
Как правило, это подготовка к различным конкурсам. В зависимости от направленности
конкурса основывается работа. В работе над сочинениями, проектами, исследовательскими
материалами преобладают индивидуальные консультации с опорой на собранный материал
по теме работы. Для этого тоже предлагается литература, материалы сайтов и т.д.
Составление планов работ, требования к оформлению, критерии оценки – следующий этап
в подготовке к конкурсу. Составление черновиков и их проверка – завершение
самостоятельной работы ученика. Далее совместно мы доводим работу до логического
завершения.
Для детей, готовящихся к выступлению на сцене, необходима работа по
сценическому искусству, развитие навыков декламации, психологические тренинги по
преодолению скованности, волнения.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные
способности;
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда;
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и
творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления;
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки,
факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка
(чтение научной и научнопопулярной литературы,
самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по
тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под
руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не
воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро
затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного
года;
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории,
а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося,
отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики
до творчества;
Примерная схемаплан индивидуального образовательного маршрута учащегося.
ФИО учащегося. Класс Предмет
№ задания
Тема
Что прочитать
Какие понятия необходимо выучить
Какие задачи нужно решить.
Результат выполнения задания
При работе с олимпиадными заданиями предлагаю учащимся следующие
рекомендации:
1. Внимательно изучи текст предложенных задач.
2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.
3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!
4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть
частные или предельные случаи.
5. Решили задачу сразу оформляйте её решение. Это поможет вам проверить логику
и освободить мысли для других задач.
6. Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.
7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.
При подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку учитываю следующие
три аспекта.
Вопервых, олимпиада школьников в целом опирается, конечно же, на школьную
программу.
Поэтому уверенное знание программы по русскому языку и хорошее владение
ею – необходимое условие успеха. Эта программа в основном определена и подкреплена
огромным количеством самых разнообразных учебников. Однако среди обилия
учебников по русскому языку советую выбирать те, которые отличаются большей
глубиной проникновения в излагаемый материал и рассчитаны на более вдумчивого
учащегося. Эти качества учебников способны в перспективе оказать существенную
помощь.
Вовторых, чтобы подготовиться к какойлибо олимпиаде вообще, нужно, для
начала, изучить историю вопроса, а именно: узнать, какие задачи давались на олимпиадах
в прошлые годы, какими методами предполагалось их решать, каковы были требования к
их оформлению и т.п.
Втретьих, желательно иметь некоторый запас прочности, т.е. знать и уметь
несколько больше того минимума, который вытекает из опыта предыдущих
олимпиад. Ведь не секрет, что варианты заданий постепенно развиваются и
усложняются: то, что раньше казалось новым и трудным для восприятия, со временем
становится привычным и элементарным. В общем, нельзя ориентироваться только на
вчерашний день. Образец обучающих игр, способствующих развитию
интеллектуальной одаренности на занятиях.
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается
трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка
от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной
записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же
хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и
оригинальность ответа.
Симпозиум
Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его
прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор,
критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем
каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума
оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее
интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить
выступления друг друга.
Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги.
Поздравим победителей. Всем спасибо!
В гостях у сказки
Нам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте
сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала
существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс
сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и
внимательно. За дело! Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку...
Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и
необычность сюжета. Всем спасибо!
Необычный доклад
Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при
помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый
делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем!
Ведущий, кто, повашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил
лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!
"Составь задачу, аналогичную составленной в классе"
"Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.);
"Придумайте задачусказку по теме" и т.п. В качестве домашнего задания предлагаются
олимпиадные задачи прошлых лет.
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.