"Система работы с одарёнными детьми".
Оценка 4.8

"Система работы с одарёнными детьми".

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.02.2018
"Система работы с одарёнными детьми".
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Художественная одаренность. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Творческая одаренность. Социальная одаренность.
1. Система работы с одарёнными детьми.doc
«Одарённые дети. Система работы с одарёнными детьми.» ОДАРЕННОСТЬ ­ значительное по сравнению с возрастными нормами  опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных  способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может  быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе  выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления  умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями  детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы  стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий  вклад детских лет в становление интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности  состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,  относительно независимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая  умственная активность, особая готовность к напряжению ­­ это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на  последующих возрастных этапах. устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть  отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат  дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не  предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть  ход дальнейшего становления одаренной личности. Творческие  Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках  одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с  помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой­то  одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих  отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр  индивидуально­психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек  талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты,  отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая  любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические  исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и  электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато  негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем  возрасте отличает способность прослеживать причинно­следственные связи и  делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача  нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной  памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и  опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями . Чаще всего внимание к одаренным детям  привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными  синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие  одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают  слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые  события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает  повышенная концентрация внимания на чем­либо, упорство в достижении  результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел  одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть  расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть  захвачены составлением каких­нибудь таблиц исторических фактов, дат,  выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Очень важно своевременно уловить, не упустить  черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в  умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка ­­ это достаточно  устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного,  растущего с возрастом интеллекта. Одаренные дети чрезвычайно сильно  отличаются друг от друга по видам одаренности. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах,  кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области  художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи,  скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности.  Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в  своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто  нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании  со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.  Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным  предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать  высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или  иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость  по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная  избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои  проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что  ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития  специального дарования. Творческая одаренность. Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты  полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех  видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого  компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид  одаренности ­­ творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об  одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования  творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек  зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать,  выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять,  использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой  направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые  их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и  окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к  условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство  юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент. Социальная одаренность. Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные  взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как  предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает  способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет  быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом,  понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять  лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений  социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых  можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение  принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с  планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели,  направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности;  уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать  мысли. Перечисленные виды одаренности проявляются по­разному и встречают  специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных  особенностей и своеобразия окружения ребенка.  Методы диагностики умственной  одаренности. Тестовые методы Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет  собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили  всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том,  что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет  теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций  исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства  снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной  интерпретации. Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные  ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических  процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена  одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий. В  настоящее время в психологической литературе представлены два основных  взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе  единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал  количество баллов по шкале Станфорд­Бине, превышающее некоторое пороговое  значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового  показателя для отнесения ребенка к группе одаренных. Другой подход основан на  комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование,  опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет  полностью от ошибок. Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по  результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.   Известны основные требования к построению и проверке методик:  стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и  оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при  повторении на одних и тех же испытуемых; валидность ­­ пригодность для  измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом  отношении. Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие  тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни  один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности. Неформализованные методы Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному  ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями.  Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических  свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика,  получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в  том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю  может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он  может и не знать, что за ним специально наблюдают. Применяют и так называемое  включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником  происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают  такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих  при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование  называется лонгитюдным. Одаренность ­ «дело штучное», это всегда  индивидуальность, и здесь каждый случай требует, прежде всего, индивидуального  лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду  систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение  может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Большой  интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение  жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к  выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на  будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких  способов получения информации, как опросники, обращенные к самому  исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т. д.  Попова Л.В. указывает, что среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический  опросник как более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления  творческих возможностей и прогноза достижений. Таким образом, выявившаяся  недостаточность традиционных тестов интеллекта и креативности имела  следствием повышение интереса к менее формализованным методам диагностики.  Биографический метод стал применяться и к детям, и к подросткам.  Индивидуальный подход к одаренным детям Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского  населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо  уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей,  интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной  ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Личность многогранна, ее  становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних.  Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно  усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети  отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются.  Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так  нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит  унифицированности, ведь это создание чего­то нового, ранее никогда не  существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по­своему. Поэтому  конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в  целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они,  возможно даже более чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном  подходе.   Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется  наиболее подходящей для обучения одаренных дошкольников. Она дает каждому  ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться  прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее  отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются  субъектами педагогического процесса. Это вполне оправдано, так как одаренные  дети могут оказаться умнее своего учителя, и поэтому жесткая регламентация  учебного материала, назидательный тон, конформистские решения здесь не  приемлемы. Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало, чем  отличается от обычной. 1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные  особенности. 2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. 3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного  материала, умений и навыков. 4. Определить способы оценки успехов ребенка. Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям  осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные  возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей  «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития. Но зато к ним  применимы некоторые общие особенности, присущие одаренным детям: Сверхчувствительность к проблемам. Маленького гения отличает то, что  он может нарисовать и шаблонный рисунок. Главное не что он рисует, а для чего.  Поэтому можно просто поставить перед детьми проблему, а ее решение каждый  найдет сам, можно лишь подсказать что­то. Но к этому следует подходить  осторожно, опираясь на психологические особенности малыша, кому­то мешает  вмешательство в творческий процесс.   Тесно связанная с первой, еще одна особенность художественно одаренных  детей ­ «говорящий цвет», цветовое решение выражает эмоциональную атмосферу.  Нужно тонко разбираться в этом, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка.  Продуктивность. Следует обсудить все возможные решения, ведь чем больше идей, тем больше возможность выбрать наиболее оригинальные. Способность к оценке. Необходимо после выполнения задания обсудить  работы, т.к. это важный этап в анализе проделанной деятельности. Следует с  осторожностью подходить к оценке, одаренные дети помимо высоких  способностей обладают еще и такими качествами, как лидерство,  соревновательность, повышенная ранимость. Нужно максимально учитывать  сочетание этих характеристик в каждом маленьком гении. Главное в обучении одаренных детей это все­таки педагог. Только  личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является,  каким же должен быть учитель малолетних гениев? Какие качества должны быть  ему присущи?  ∙ Главная составляющая личности педагога ­ творчество, способность к  нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов  обучения; для чего необходимо их совершенное знание. ∙ Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к  этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос.  Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины. ∙ Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что  имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и  чувствительны. ∙ Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь  различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и,  соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности  каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом. Мобильно  трансформировать потребности группы и каждого в цели, методы, формы учебного процесса. По большому счету, педагог для одаренных должен быть весьма  неординарной личностью, и если не одаренным, то с довольно высоким уровнем  развития способностей. Как видно, индивидуальный подход к одаренным детям  необходимая составляющая их обучения. Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их  развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы, но они более ранимы и  чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".

"Система работы с одарёнными детьми".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018