"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.02.2019
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в образовательные учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.
Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.docx
«Система работы социального педагога с семьей, имеющей
ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы»
Система отечественного образования долгие годы делила детей на
обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить
образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми,
их не брали в образовательные учреждения, где обучались нормальные дети.
Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и
отчуждения в т.ч. и в образовании.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к
обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение
детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного
учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все
остальные дети.
Это требует реальной адаптации пространства
образовательного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности
всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Распространение
инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к
обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного
образования. Независимо от социального положения, физических и
умственных способностей инклюзивное образование предоставляет
возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и
равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально
адаптированной, гармонично развитой личности.
Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения,
неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и
социальному статусу, занимающую значительное место в социально
демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается
в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на
охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на
гарантированные Конституцией равные права всем детям России,
возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от
социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит
созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к
меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. С
каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными
возможностями здоровья, особенно, с задержкой психического развития
Для решения проблемы воспитания и социализации ребенка с ОВЗ
необходима социальнопедагогическая помощь не только ребенку, но и семье.
В связи с этим, социальнопедагогическая поддержка является важным
1 звеном в системе государственной поддержки семьи воспитывающей ребенка
с ОВЗ.
Социальнопедагогическая поддержка направлена на главное —
социализацию личности ребенка. Под социализацией мы понимаем овладение
нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить
отношения в обществе.
Социальнопедагогическая поддержка представляет собой систему
средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном
индивидуальном выборе нравственном, гражданском, профессиональном
самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей,
проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и
творческой деятельности.
Цель социальнопедагогической поддержки – это устранение
препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка. А это уже
ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом
деятельности социального педагога по социальнопедагогической поддержке
детей, нуждающихся в социальной защите и помощи, выступает процесс
совместного с ребёнком преодоления препятствий, мешающих растущему
человеку самостоятельно достичь результатов.
Под системой социальнопедагогической поддержки семьи в школе мы
понимаем систему социальнопедагогической деятельности, направленной на
оптимизацию системы воспитательных отношений семьи, путем создания
условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи в
ходе воспитательных отношений, а также помощи в преодолении
возникающих трудностей. Исходя из особенностей семей, воспитывающих
ребенка с ОВЗ, и их проблем социальнопедагогическая поддержка может
быть направлена,
вопервых, на гармонизацию и оптимизацию внутрисемейных
воспитательных отношений;
вовторых, на поддержку семьи в перестройке отношений с социальным
окружением, преодолении социальной изоляции. Когда семья переживает,
ситуацию осознания факта ограничения возможностей здоровья или
инвалидности ребенка она особенно нуждается в квалифицированной помощи
специалистов.
Сопровождение семьи и ребенка с ОВЗ относится к пролонгированной
помощи, важнейшими характеристиками которой является комплексность
(получение различных услуг: психологических, социальнопедагогических и
т.д.) и участие профессиональной команды специалистов, придерживающихся
в своей деятельности единой концепции. Сопровождение семьи в школе
осуществляют специально подготовленные специалисты, профессионалы
различной направленности, имеющие определенный опыт. К ним относятся:
социальные педагоги, психологи, логопеды. И всё же важнейшим механизмом
2 этой помощи является «опора на ресурсы» семьи. При этом сама семья с
ребенком с ОВЗ представляет собой сложную систему, «перегруженную»
задачами, которые она решает в процессе развития ребенка. Семья должна
воспринять ребенка с нарушениями развития и начать функционировать как
системное целое. Одновременно она должна стать реабилитационным
пространством для ребенка с его нарушениями, хотя на нее начнут оказывать
влияние множество внешних факторов, с которыми раньше она не
сталкивалась. Так как в окружении семьи появляются новые специалисты, она
вынуждена выстраивать взаимодействие с различными учреждениями и
службами.
Изменяется ситуация к семье. Чтобы эффективно осуществлять
семейную заботу, семья должна выйти на новый уровень функционирования и
общения с социумом, преодолеть естественное для любой системы
сопротивление, измениться в соответствии с новыми требованиями своей
жизни и развития. Все это становится целями сопровождения семьи, т.е.
ориентиром для деятельности специалистов данной службы. В качестве
основных характеристик сопровождения можно выделить его
пролонгированность (развернутость во времени) и системность.
Из социальнопсихологопедагогической работы школы выделим
технологии работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ОВЗ
Прежде всего следует отметить, что социальный педагог – это
специалист социальнопсихологической службы школы – лицо официальное, и
его личность должна вызывать у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ,
расположение и доверие. Его обязанности часто идентичны обязанностям
психолога,
и в их числе – психодиагностика, психокоррекция,
профилактические меры самопомощи. Правило для работы с семьей у
социального педагога всегда одно «Не навреди». Кроме того, успешная
коммуникация социального педагога и семьи процесс многоступенчатый,
неоднозначный и даже творческий, и он развивается по нескольким
направлениям:
1. Диагностика потребностей семьи и ребенка с ограниченными
возможностями,
в результате которой принимается решение об
индивидуальной программе оказания комплексной помощи семье, которая
проводится по единой технологии, в интересах ребенка и с рассмотрением
всех возможных вариантов.
На данном этапе характерно использование следующих диагностических
методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность,
уровень
степень материальной обеспеченности,
интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
черты характера,
3 2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному
плану;
3. Проведение письменного опроса;
4. Тестирование.
Результаты диагностической работы доводятся до сведения родителей
(законных представителей).
Планирование сопровождения ребенка с ОВЗ, нуждающегося в
2.
поддержке, позволяет обеспечить его оптимальными условиями для развития
и последующей позитивной социализации. На основании результатов
диагностики социальный педагог семьи заносит данные в «банк данных»
(индивидуальную карту) с рекомендациями относительно той или иной формы
сопровождения. Для ребенка, нуждающегося в более длительном
сопровождении, составляются индивидуальные карты (планы) реабилитации.
3. Составляется программа по сопровождению конкретной семьи с ребенком с
ОВЗ или ребенкоминвалидом, которая содержит перечень мероприятий по
патронажу семьи, психологической поддержке семьи и ребенка с ОВЗ,
профилактике эмоционального выгорания членов семьи, формирования
эффективной семейной заботы.
На этом уровне работы с родителями (законными представителями)
учащегося с ОВЗ используются следующие методы:
1. Беседа;
2. Включенное наблюдение;
3. Убеждение;
4. Дискуссия;
5. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);
6. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
7. Массовые акции (субботники, праздники);
Выделим принципы деятельности социального педагога с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ:
1. Сопровождение семьи, как целостной системы, имеющей собственные
закономерности развития.
2. Опора на потребности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, которые
определяют форму сопровождения,
содержание и интенсивность
сопровождения.
3. Принцип опережения, т.е. опора на превентивные меры, профилактику
кризисов восприятия ребенка с ОВЗ;
4. Поддержка инициативы родителей (законных представителей) принимать
меры для привлечения внимания населения к проблемам детей с ОВЗ, а также
их объединения для расширения возможностей и видов помощи семьям,
воспитывающим детей с ОВЗ, включая вовлечение родителей к реализации
программ сопровождения семьи;
4 5. Создание условий для непрерывного профессионального роста специалиста
и расширения области его компетентности;
6. Междисциплинарный принцип работы, то есть объединение работы
социального педагога с представителями разных специальностей (психологов,
логопедов, педагогов различной специализации и уровня подготовки.
7. Координация деятельности социального педагога с органами местного
самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности и
т.д. по организации и осуществлению сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ
8. Ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт.
Методические рекомендации по
социальнопедагогическому сопровождению
детей с ОВЗ
Социальный педагог, работающий с детьми, в том числе и с ОВЗ и их
семьями, в ходе работы может опираться на различные методы воздействия –
объяснения, рассказы, беседы, дополняя их наглядными методами – показом
рисунков, фотоснимков, фотоальбомов, видеороликов и презентаций. Каждое
такое воздействие будет нести определенную смысловую нагрузку, и в
результате многократных повторений, сможет достичь своей цели –
изменению подходов и стереотипов в отношении к себе и окружающему миру,
оптимизацию взаимодействия как в семье, так и за ее рамками. Особенно
успешно это можно проводить в малых группах, собирая на занятие всю
семью либо семьи с похожими ситуациями жизни, с похожими диагнозами
детей.
Следует заметить, что специалист службы сопровождения семьи (в
нашем случае социальный педагог) выступает как некий источник импульса,
он является координатором сотрудничества с семьей. Однако, роль семьи в
воспитании ребенка с ОВЗ не должна быть пассивной, социальный педагог
работает бок о бок с родителями, направляя и мотивируя семью к
использованию своего внутреннего потенциала.
Кроме того, современная концепция предполагает, что должен меняться
не только человек с ОВЗ, входящий в общество, не только его окружение, но и
само общество, которому важно изжить негативные установки по отношению
к «не таким» людям, сгладить ступени и убрать узкие двери (в прямом и
переносном смысле), предоставить для всех людей равные возможности
полноценного участия во всех сферах жизни.
В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ
напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей,
раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в
результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного
взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели:
5 адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном
мире.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Когото поддержать материально,
Комуто слово доброе сказать.
6
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.