"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
Оценка 4.8

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.02.2019
"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в образовательные учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.
Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.docx
«Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы» Система   отечественного   образования   долгие   годы   делила   детей   на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в образовательные учреждения, где обучались нормальные дети. Дети   с   ограничениями   в   здоровье   всегда   страдали   от   дискриминации   и отчуждения в т.ч. и в образовании.  В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения,  в   которых   с   удовольствием   и   радостью   участвуют   также   все остальные   дети.   Это   требует   реальной   адаптации   пространства образовательного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех   детей   без   исключения,   ценить   и   уважать   различия.   Распространение инклюзии   на   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в образовательных   учреждениях   представляет   собой   еще   один   шаг   к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.   Независимо   от   социального   положения,   физических   и умственных   способностей   инклюзивное   образование   предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные   права   в   получении   адекватного   уровню   его   развития   образования. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности.  Дети   с   ОВЗ   составляют   особую   социальную   группу   населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному   статусу,   занимающую   значительное   место   в   социально­ демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану   здоровья,   реабилитацию,   труд   и   независимую   жизнь.   Несмотря   на гарантированные   Конституцией   равные   права   всем   детям   России, возможности   реализации   этих   прав   у   детей   с   ОВЗ   различны   и   зависят   от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.   С каждым   годом   увеличивается   количество   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, особенно, с задержкой психического развития Для   решения   проблемы   воспитания   и   социализации   ребенка   с   ОВЗ необходима социально­педагогическая помощь не только ребенку, но и семье. В   связи   с   этим,   социально­педагогическая   поддержка   является   важным 1 звеном в системе государственной поддержки семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.  Социально­педагогическая   поддержка   направлена   на   главное   — социализацию личности ребенка. Под социализацией мы понимаем овладение нормами   и   правилами   жизни   в   обществе,   знаниями   и   умениями   строить отношения в обществе. Социально­педагогическая   поддержка   представляет   собой   систему средств,   которые   обеспечивают   помощь   детям   в   самостоятельном индивидуальном   выборе   ­   нравственном,   гражданском,   профессиональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем)   самореализации   в   учебной,   коммуникативной,   трудовой   и творческой деятельности. Цель   социально­педагогической   поддержки   –   это   устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка. А это уже ориентация  на  ребенка  как   субъекта  своей  жизнедеятельности. Предметом деятельности социального педагога по социально­педагогической поддержке детей,   нуждающихся   в   социальной   защите   и   помощи,   выступает   процесс совместного   с   ребёнком   преодоления   препятствий,   мешающих   растущему человеку самостоятельно достичь результатов.  Под системой социально­педагогической поддержки семьи в школе мы понимаем систему социально­педагогической деятельности, направленной на оптимизацию   системы   воспитательных   отношений   семьи,   путем   создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи в ходе   воспитательных   отношений,   а   также   помощи   в   преодолении возникающих   трудностей. Исходя   из   особенностей   семей,   воспитывающих ребенка  с  ОВЗ,  и  их   проблем   социально­педагогическая  поддержка  может быть направлена,  во­первых,   на   гармонизацию   и   оптимизацию   внутрисемейных воспитательных отношений;  во­вторых, на поддержку семьи в перестройке отношений с социальным окружением,   преодолении   социальной   изоляции.   Когда   семья   переживает, ситуацию   осознания   факта   ограничения   возможностей   здоровья   или инвалидности ребенка она особенно нуждается в квалифицированной помощи специалистов. Сопровождение семьи и ребенка с ОВЗ относится к пролонгированной помощи,   важнейшими   характеристиками   которой   является   комплексность (получение различных услуг: психологических, социально­педагогических и т.д.) и участие профессиональной команды специалистов, придерживающихся в   своей   деятельности   единой   концепции.   Сопровождение   семьи   в   школе осуществляют   специально   подготовленные   специалисты,   профессионалы различной направленности, имеющие определенный опыт. К ним относятся: социальные педагоги, психологи, логопеды. И всё же важнейшим механизмом 2 этой помощи является «опора на ресурсы» семьи. При этом сама семья с ребенком   с   ОВЗ   представляет   собой   сложную   систему,   «перегруженную» задачами, которые она решает в процессе развития ребенка. Семья должна воспринять ребенка с нарушениями развития и начать функционировать как системное   целое.   Одновременно   она   должна   стать   реабилитационным пространством для ребенка с его нарушениями, хотя на нее начнут оказывать влияние   множество   внешних   факторов,   с   которыми   раньше   она   не сталкивалась. Так как в окружении семьи появляются новые специалисты, она вынуждена   выстраивать   взаимодействие   с   различными   учреждениями   и службами.  Изменяется   ситуация   к   семье.   Чтобы   эффективно   осуществлять семейную заботу, семья должна выйти на новый уровень функционирования и общения   с   социумом,   преодолеть   естественное   для   любой   системы сопротивление,   измениться   в   соответствии   с   новыми   требованиями   своей жизни   и   развития.   Все   это   становится   целями   сопровождения   семьи,   т.е. ориентиром   для   деятельности   специалистов   данной   службы.   В   качестве основных   характеристик   сопровождения   можно   выделить   его пролонгированность (развернутость во времени) и системность. Из   социально­психолого­педагогической   работы   школы   выделим технологии работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ОВЗ Прежде   всего   следует   отметить,   что   социальный   педагог   –   это специалист социально­психологической службы школы – лицо официальное, и его   личность   должна   вызывать   у   семьи,   имеющей   ребенка   с   ОВЗ, расположение   и   доверие.   Его   обязанности   часто   идентичны   обязанностям психолога,   и   в   их   числе   –   психодиагностика,   психокоррекция, профилактические   меры   самопомощи.   Правило   для   работы   с   семьей   у социального   педагога   всегда   одно   ­ «Не   навреди».   Кроме   того,   успешная коммуникация   социального   педагога   и   семьи  ­   процесс   многоступенчатый, неоднозначный   и   даже   творческий,   и   он   развивается   по   нескольким направлениям: 1. Диагностика   потребностей   семьи   и   ребенка   с   ограниченными возможностями,   в   результате   которой   принимается   решение   об индивидуальной   программе   оказания   комплексной   помощи   семье,   которая проводится по единой технологии, в интересах ребенка и с рассмотрением всех возможных вариантов.  На   данном   этапе   характерно   использование   следующих   диагностических методов: 1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность,   уровень степень   материальной   обеспеченности, интеллектуального развития и состоянии психики ученика;   черты   характера, 3 2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану; 3.  Проведение письменного опроса; 4. Тестирование. Результаты   диагностической   работы   доводятся   до   сведения родителей (законных представителей).            Планирование   сопровождения   ребенка   с   ОВЗ,   нуждающегося   в 2. поддержке, позволяет обеспечить его оптимальными условиями для развития и   последующей   позитивной   социализации.   На   основании   результатов диагностики социальный   педагог   семьи   заносит   данные   в   «банк   данных» (индивидуальную карту) с рекомендациями относительно той или иной формы сопровождения.   Для   ребенка,   нуждающегося   в   более   длительном сопровождении, составляются индивидуальные карты (планы) реабилитации.  3. Составляется программа по сопровождению конкретной семьи с ребенком с ОВЗ или ребенком­инвалидом, которая содержит перечень мероприятий по патронажу   семьи,   психологической   поддержке   семьи   и   ребенка   с   ОВЗ, профилактике   эмоционального   выгорания   членов   семьи,   формирования эффективной семейной заботы.  На   этом   уровне   работы   с   родителями   (законными   представителями) учащегося с ОВЗ используются следующие методы: 1. Беседа; 2. Включенное наблюдение; 3. Убеждение; 4. Дискуссия; 5. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов); 6. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем). 7. Массовые акции (субботники, праздники); Выделим   принципы   деятельности   социального   педагога   с   семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:  1.   Сопровождение   семьи,   как   целостной   системы,   имеющей   собственные закономерности развития.  2.   Опора   на   потребности   семьи,   воспитывающей   ребенка   с   ОВЗ,   которые определяют   форму   сопровождения,   содержание   и   интенсивность сопровождения.           3.   Принцип   опережения,   т.е.   опора   на   превентивные   меры,   профилактику кризисов восприятия ребенка с ОВЗ;           4. Поддержка инициативы родителей (законных представителей) принимать меры для привлечения внимания населения к проблемам детей с ОВЗ, а также их   объединения   для   расширения   возможностей   и   видов   помощи   семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, включая вовлечение родителей к реализации программ сопровождения семьи;            4 5. Создание условий для непрерывного профессионального роста специалиста и расширения области его компетентности;             6.   Междисциплинарный   принцип   работы,   то   есть   объединение   работы социального педагога с представителями разных специальностей (психологов, логопедов, педагогов различной специализации и уровня подготовки.              7.   Координация   деятельности   социального   педагога   с   органами   местного самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности и т.д. по организации и осуществлению сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ  8. Ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт.  Методические рекомендации по       социально­педагогическому сопровождению детей с ОВЗ Социальный педагог, работающий с детьми, в том числе и с ОВЗ и их семьями, в ходе работы может опираться на различные методы воздействия – объяснения, рассказы, беседы, дополняя их наглядными методами – показом рисунков, фотоснимков, фотоальбомов, видеороликов и презентаций. Каждое такое   воздействие   будет   нести   определенную   смысловую   нагрузку,   и   в результате   многократных   повторений,   сможет   достичь   своей   цели   – изменению подходов и стереотипов в отношении к себе и окружающему миру, оптимизацию   взаимодействия   как  в семье, так  и  за  ее рамками.  Особенно успешно   это   можно   проводить   в   малых   группах,   собирая   на   занятие   всю семью либо семьи с похожими ситуациями жизни, с похожими диагнозами детей.             Следует   заметить,   что   специалист   службы   сопровождения   семьи   (в нашем случае социальный педагог) выступает как некий источник импульса, он является координатором сотрудничества с семьей. Однако, роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ не должна быть пассивной, социальный педагог работает   бок   о   бок   с   родителями,   направляя   и   мотивируя   семью   к использованию своего внутреннего потенциала.  Кроме того, современная концепция предполагает, что должен меняться не только человек с ОВЗ, входящий в общество, не только его окружение, но и само общество, которому важно изжить негативные установки по отношению к «не таким» людям, сгладить ступени и убрать узкие двери (в прямом и переносном   смысле),   предоставить   для   всех   людей   равные   возможности полноценного участия во всех сферах жизни.  В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую   зависит   от   целенаправленной   педагогической   поддержки   детей, раскрытия   их   потенциала   в   различных   формах   жизнедеятельности. Если   в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: 5 адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. У нас задачи с вами очень сложные.  Пусть на дворе и 21­й век,  Но в век больших технических возможностей  На первом месте все же человек.  В любых делах, проблемах, начинаниях  Роль первая ему отведена.  А, между тем, и помощь, и внимание,  И добрая поддержка всем нужна. На том стоит вся сфера социальная,  Чтоб вовремя помочь и подсказать,  Кого­то поддержать материально,  Кому­то слово доброе сказать.                                 6

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"

"Система работы социального педагога с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019