Методическая статья по здоровьесбережению.
Оценка 4.8

Методическая статья по здоровьесбережению.

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.03.2019
Методическая статья по здоровьесбережению.
В статье говорится о 10 шагах, которые позволят педагогам и специалистам образовательных учреждений пройти, для того, чтобы обеспечить ребёнку сохранение физического и психологического здоровья в процессе обучения. Также в статье представлено упражнение, на примере которого раскрывается форма работы с применением элементов арттерапии, аутотренинга и релаксации для диагностики проблематики и её решения.
Методическая статья по здоровьесбережению.docx
Здоровьесберегающие технологии: проблема, причины, решения. В современном мире здоровьесберегающие технологии в образовании становятся всё более актуальными. Педагогический процесс не мыслим без системы мер, направленных на сохранения здоровья ребёнка. Об этом, в последнее время много говорят на просторах информационных полей, даже разработали   некую   систему   здоровьесберегающих   технологий,   которую успешно применяют педагоги всех уровней. Но уровень здоровья детей по некоторым   показателям   снижается.   Это   зрение,   нарушение   осанки, эмоциональная напряжённость.  Всегда, чтобы, что­то изменить, необходимо понять причину, принять её и как минимум, попытаться исправить. Причин нарушений несколько. Во­первых, это медицинские, во­вторых социально­психолого­педагогические,   которые   мы   педагоги   можем корректировать.  Для этого необходимо: 1. Знать социальные и психологические особенности ребёнка. 2. Организовать   работу   с   ребёнком   с   учётом   его   возрастных   и личностных особенностей, учитывая его здоровье. 3. Обеспечить ребёнку посадочное место в классе (группе), удобное для его зрения. 4. Обеспечить освещённость в соответствии с нормативами. 5. Создать   на   уроках   (занятиях)   благоприятную   морально­ психологическую обстановку. 6. Следить за осанкой ребёнка. 7. Проводить двигательные паузы (физминутки). 8. Подбирать учебный материал, соответствующий уровню развития и восприятия ребёнка. 9. Применять здоровье сберегающие технологии:  ­ Динамические паузы.       ­ Ритмопластика. ­ Логоритмика.  ­ Подвижные и спортивные игры.      ­ Релаксация.       ­ Гимнастика пальчиковая.  ­ Гимнастика для глаз.       ­ Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика.  ­ Гимнастика бодрящая.       ­ Гимнастика корригирующая.   ­   Проблемно­игровые (игротреннинги   и   игротерапия),   коммуникативные игры.      ­ Самомассаж, точечный самомассаж.  ­ Арттерапия. ­ Технологии музыкального воздействия.       ­ Сказкотерапия.       ­Технологии воздействия цветом.       ­ Технологии коррекции поведения.       ­ Психогимнастика.       ­ Фонетическая ритмика и другие.   10.   Самому   педагогу   необходимо   быть   физически   и   психологически здоровым. Вот 10 правил, которые приведут наших детей к сохранению здоровья. Важным в данном направлении является подбор методик для работы с детьми.   Для   этого   надо   учесть   первое   правило:   знать   социальные   и психологические особенности ребёнка, и провести диагностику.  Одним   из   способов   изучения   проблематики   является арттерапевтический   метод.   Рассмотрим   его   на   примере  упражнения «Храм   Тишины».  В   данном   упражнении   используются   приёмы визуализации, релаксации, рефлексии и арттерапии. Цель упражнения: ­ выявление проблемных ситуаций через ассоциативные ощущения и элементы арттерапии; ­ формирование рефлексии скрытых (негативных) эмоций. Задачи упражнения: ­ развитие ассоциативных ощущений; ­ снятие эмоционального и мышечного напряжения. Оборудование:  Музыкальный   центр,   диск   с   инструментальной музыкой Жана Мишеля Жаре, краски, альбомный лист, кисточки, стаканы с водой. Ход проведения упражнения: Звучит   музыка   Жан   Мишель   Жаре,   лёгкий   фон.   Упражнение можно проводить как индивидуально, так и в группе. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Прислушайтесь к своему дыханию. Дыхание   ровное   и   спокойное.   Вообразите,   себя   гуляющим   на   окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают   по   мостовой…   Обратите   внимание   на   других   прохожих, выражение   их   лиц,   фигуры…   Заметьте,   что   некоторые   выглядят встревоженными, другие спокойные и радостные… Обратите внимание на транспорт,   его   скорость,   шум…   гудят   автомобили,   визжат   тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазина… Булочную… Вдохните запах хлеба…  Вы идёте дальше. Справа от вас витрина магазина, на ней вывеска «Цветы». Вдохните аромат цветов. Найдите   ваш   любимый   цветок.   Какой   он?   Вдохните   его   аромат.   Вы пробираетесь свозь толпу людей и увидели в толпе знакомое лицо, кто это? Рассмотрите внимательно лицо человека. Вы подойдёте и поприветствуете этого человека? Или пройдёте мимо... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете   на   шумной   и   деловой   улице?   Вы   идёте   дальше…Теперь поверните  за угол  и прогуляйтесь  по  более  спокойной  улице. Здесь нет людей,   здесь   тихо   и   спокойно.   Почувствуйте   разницу   между   шумом   и тишиной. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по своей архитектуре от всех других. На нём вывеска «Храм Тишины». Вы понимаете,   что   этот   храм   –   место,   где   не   слышны   никакие   звуки,   где никогда не было произнесено ни одного слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые   массивные   двери.   Вы   открываете   их,   входите   и   сразу   же оказываетесь глубокой тишиной………………………………………… окружены полной       и   Обратите внимание на стены, потолок, пол. Что вы видите? Что вы ощущаете? Здесь легко и спокойно. Здесь вы можете найти ответы на свои вопросы. Это Ваш Храм Тишины.  Когда вы захотите покинуть это здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведёт к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда. Я просчитаю до 10, и вы откроете глаза.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Глубоко вдохните и выдохните. Напрягите все мышцы и расслабьте их. Как вы себя чувствуете? Проведение рефлексии (индивидуально или в кругу). 1. Какие   ощущения   после   упражнения   положительные   или отрицательные? 2. Почувствовали ли вы разницу между шумом и тишиной? 3. Почувствовали ли вы запах булочной? Что вы увидели в витрине магазина? 4. Почувствовали ли вы запах цветов? 5. Какой любимый цветок вы представили? 6. Опишите, каким вы себе представляли «Храме Тишины». 7. Ваши ощущения в «Храме Тишины»? 8. Вам хотелось покинуть его или остаться? 9. Вы запомнили дорогу в этот храм? 10.Спасибо за ответы, а сейчас нарисуйте то, что считаете нужным.  Элементы   Арттерапии:   Нарисуйте   свои   ощущения   после упражнения. Это может быть что­то конкретное: дорога по которой вы шли, храм, то, что оставило яркое впечатление. Или абстактное: форма, цвет и т.д. Задание проводится под лёгкую инструментальную музыку. В конце упражнения каждый может рассказать, что он нарисовал.  Упражнение можно использовать для разной возрастной категории, но при   этом   необходимо   подбирать   слова   соответственно   пониманию респондента. Из опыта многолетней работы с данным упражнением, можно сделать вывод, что ассоциативный метод позволяет выявить проблемные стороны. Например,   лицо,   которое   вы   видите   в   толпе   –   это   значимый   для   вас человек.   Он   может   быть,   как   положительным,   так   и   отрицательным персонажем.   Эту   ситуацию   необходимо   проработать   во   время индивидуальных встреч. Если этот человек играет положительную роль в жизни респондента – это его ресурс. Если отрицательную, надо разобраться в этой проблеме, чтобы освободиться от отрицательного воздействия. Из примера: «Максим Т. увидел отчима, который грубо обращается с ним, при этом проявился страх, или Маша К. увидела бабушку, возникло желание обнять её и не уходить и т.д». Все   моменты,   которые   возникают   в   ходе   упражнения,   необходимо прорабатывать, чтобы не оставалось негативных эмоций. Эмоциональное   состояние   испытуемого   хорошо   прослеживается   в толпе. Как он себя ощущает. Нравится ему или нет. Раздражает ли его шум, визг тормозов, люди и т.д. Хотелось ли ему уйти с этой шумной улицы или остаться.  Булочная   это   расслабление.   Может   ли   человек   перейти   от   одного эмоционального   состояния   в   другое.   Как   у   него   это   происходит.   Для анализа   важны   все   факторы:   раздражение,   удовольствие,   голод, спокойствие и т.д. Любимый цветок — это тоже ресурс, который можно использовать для эмоциональной стабилизации. Нашёл ли он его в витрине магазина? Или нет. Какие чувства он испытывал в данный момент? При   благоприятной   ситуации,   испытуемый   обязательно   почувствует разницу   между   шумом   и   тишиной.   Важно,   как   он   почувствует?   Какие эмоции   он   при   этом   испытывает?   Нормальные   ответы:   «Конечно, спокойней»,   «Лучше,   чем   на   шумной   улице»,   «хорошо»   и   т.д. Настораживающие   ответы:   «Мне   лучше   на   шумной   улице»,   «Мне   всё равно», «Страшно» и т.д. Очень важно отследить какие эмоции испытывает человек в храме. Это истинное   эмоциональное   состояние.   Какие   мысли   приходят   в   голову   в состоянии покоя? Находятся ли ответы или надо ещё раз пройтись этой дорогой и зайти в храм, чтобы понять себя или найти ответ на вопрос. Почувствовал ли состояние покоя, тишины или был возбуждён? Испытывал ли страх или умиротворение, радость? Из   примера:  «Оксана  П.  увидела   очень   красивое   убранство   внутри храма,  описала   его   до   мелочей.   Звучала   красивая,  лёгкая   музыка   и   она танцевала балет. Девочка очень любила танцевать, занималась спортивными танцами и всегда мечтала о балете и выступлении на большой сцене, при этом понимала, что это не сбывшиеся мечты. Это её мучило, так как она понимала, что для этого у нет ни больших способностей, ни возможностей. Таким   образом,   через   данное   упражнение   она   реализовала   свои   мечты. Ощутила   чувство   удовлетворения,   спала   эмоциональная   напряжённость. Она освободилась от этой идеи, которая мучила её. И на это место пришло понимание, чем она хочет заняться в этой жизни». Психологу   необходимо   проработать   это   упражнение   до   мелочей,   отрицательного чтобы   не   осталось   не   выясненных   вопросов, эмоционального состояния, страхов, неудовлетворения. Данное   упражнение   является   как   диагностическим,   так   и коррекционным. Мы   постепенно   переводим   испытуемого   из   одного   состояния   – возбуждённого, в другое – более спокойное. Рефлексируя, мы помогаем освободиться от негативных эмоций, проговаривая и прорисовывая.  И,   наконец,   в   конце   упражнения   необходимо   обязательно   провести упражнение на поднятие жизненного тонуса и настроения. Таким   образом,   применение   здоровьесберегающих   технологий   в педагогической   и   психологической   практике   является   необходимым   и важным   моментом,  позволяющим   помочь   детям  лучше   адаптироваться   в конкретных   социальных   условиях,  освоить   учебный   материал,  научиться контролировать   и   регулировать   своё   эмоциональное   состояние   и психическое здоровье. Педагог­психолог первой категории  МБОУ «РСОШ им. В.С. Воронина»  Беляева Ольга Александровна.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.

Методическая статья по здоровьесбережению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019