"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"
Оценка 4.7

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.02.2019
"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"
В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о сохранении психологического здоровья подрастающего поколения. Термин «психологическое здоровье» был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. Понятие психологическое здоровье подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость – т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья.
Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка..docx
Социально – психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка. В   настоящее   время,   как   никогда   остро,   встал   вопрос   о   сохранении   психологического здоровья подрастающего поколения. Термин «психологическое   здоровье» был   введен   1979   г.   Всемирной   организацией здравоохранения   (ВОЗ).   Психологическое   здоровье   рассматривается   как   состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. Понятие   психологическое   здоровье   подразумевает   такое   важнейшее   свойство   человека как стрессоустойчивость –   т.е.   способность   к   преодолению   стрессовых   ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Описание   психологического   здоровья   невозможно   без   понятия «гармония» т.е. своеобразного   баланса   между   различными   частями   «Я»   человека   (физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектом человека). Это гармония между человеком и всем, что его окружает: природой, окружающими людьми и т.д. то есть жизнь в непрерывном развитии и постоянном изменении. Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, т.е. стремление к постижению   смысла   собственной   жизни.   Духовность   предполагает,   с   одной   стороны гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентация человека на постижении смысла жизни, стремление к самосовершенствованию, ориентацию человека на постижении смысла самоактуализацию.  жизни, его на         Таким  образом, психологическое здоровье можно рассматривать  как динамическую совокупность   психических   свойств   человека,   обеспечивающих   гармонию   между потребностями общества.  Портрет психологически здорового человека: индивида и       ­ ориентация на реальность; ­ принятие себя и окружающих такими, какие они есть; ­ центрированность на проблеме, а не на себе; ­ автономность и независимость; ­ духовность; ­ способность к близким отношениям с людьми; ­ наличие чувства юмора; ­ высокая креативность и др. К. Роджерс полагал, что психологическое здоровье – это «полноценное функционирование человека».   Это   глубокое   и   адекватное   переживание   своих   мыслей,   чувств,   отсутствие тенденции   к   выработке   неадекватных   психологических   защит,   опора   на   собственные суждения в ситуациях выбора. То   есть   психологическое   здоровье   –   это   способность   к   принятию   мира,   стремление   к счастью, свободе для себя и других людей. Дж. Келли, особо отмечал наличие у человека высокой адаптивности и гибкости, а так же хорошо развитого репертуара ролей. Человек может быть открыт по отношению к миру и людям, но в нужные моменты он способен брать ответственность за самого себя, воспринимать мир как игру и обладает хорошим ролевым развитием, то есть умеет принимать различные роли по статусу и содержанию, но при   этом   не   позволяет   манипулировать   собой.   Особенно   это   важно   для   понимания психологического   здоровья   детей;   неумение   ребенка   принимать   роли,   различные   по статусу   и   содержанию,   свидетельствует   о   нарушении   развития   личности,   а   значит   и психологического целом.   Основу   психологического   здоровья   составляет   полноценное   психическое   развитие человека   на   всех   этапах   онтогенеза.   Психологическое   здоровье   ребенка   и   взрослого различаются  совокупностью личностных  новообразований,  которые еще не появились у ребенка,   но   должны   присутствовать   у   взрослого,   причем   отсутствие   их   у   ребенка   не должно восприниматься как нарушение. здоровья в       Поскольку   психологическое   здоровье   предполагает   наличие   динамического   равновесия между   индивидом   и   средой,   то ключевым   критерием  становится успешная   адаптация социуму.  ребенка к     Мерой физической и нервно­психической выносливости выступает общая и умственная работоспособность,   которая   обеспечивает   ребенку   большую   или   меньшую   возможность переносить   учебные   нагрузки,   определяет   темп   и   продуктивность   деятельности.  Личная   саморегуляция важный   фактор   учебной   деятельности,   связана   осознанием   и претворением в жизнь социальной позиции ученика. Она определяется степенью мотивации учения,   умением   соблюдать   требования   к   деятельности,   способностью   управлять произвольными процессами (памятью, вниманием, мышлением и т.д.) Известно,   что   в   младшем   школьном   возрасте   созревают   возможности   эмоционально­ волевой   регуляции   деятельности.   Поэтому   к критериям   социально­психологической адаптации следует   относить   как эффективность   успешной   деятельности и успешность социальных контактов ребенка, так и его эмоциональное благополучие. Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями при обучении в школе, общении со сверстниками. Проблема сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы   всех   участников   образовательного   пространства:   самих   учащихся,   педагогов, медиков, психологов, соц. педагога. На сегодняшний день в  ОУ  остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция лицея по­прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, задача создания условий для формирования здоровьесберегающей среды в   ОУ   является очень Социально – психологическая служба направлена на работу  с детьми : актуальной сегодняшний     на     день.  ­ трудные ­ трудновоспитуемые ­ Педагогически запущенные ­ проблемные ­ дезадаптированные ­ дети с девиантным поведением ­ дети группы риска При работе с данной категорией детей – основная цель это полноценное и гармоничное развитие их психического здоровья. Наиболее характерные черты для данной категории детей: ­ агрессивное поведение ­ конфликты с учителями и сверстниками ­ употребление алкоголя и наркотиков ­ непосещение школы ­ бродяжничество ­ совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество) Цель   –   приспособить,   адаптировать   их   социуму,   сделать   так,   чтобы   их   поведение   не выходило   за   рамки   социальной   нормы,   не   препятствовало   установлению   нормальных отношений с окружающими Факторы риска Медико  – биологические  (состояние здоровья, наследственные и  врожденные  свойства, нарушения в психическом и физическом развитии) Социально   –   экономические   (   материальные   проблемы   семьи,   неблагоприятный психологический   климат   в   семье,   аморальный   образ   жизни   родителей, неприспособленность к жизни в социуме) Психологические (неприятия себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействие со сверстниками и взрослыми). 3. Практика.    В нашем   ОУ создана определенная система сопровождения развития детей и помощи семье.   Вопросом   психологического   здоровья   учащихся   у   нас   занимается   модель взаимодействия  специалистов,  это  тесное  взаимодействие   социального  педагога,  педагога­ психолога,   медицинской   сестры   и   классного   руководителя.   Данная   модель   координирует уровень здоровья учащихся, подразделяет их на группы, с которыми проводятся специальные занятия.  Специалисты службы сопровождения (педагог ­ психолог, классный руководитель; социальный   педагог;   медсестра)   проводят   диагностику,   просвещение,   консультирование   и коррекцию   по   наиболее   важным   проблемам   развития   ребенка:   выбору   образовательного маршрута,   проблемам   личностного   развития,   выступают   независимыми   экспертами   и защитниками   ребенка.       На   школьном     ПМПК     психологом   совместно   с   классными   социальными   педагогами   обсуждаются   психолого­педагогические руководителями, характеристики   учащихся.   Специалисты   выделяют   среди   них   детей   и   подростков,   напряженностью, отличающихся   замкнутостью,   необщительностью,   скрытностью, озлобленностью,   депрессивностью   или   агрессивностью,   и   обозначают   «группу   риска». Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде   рекомендаций.   По   итогам   проделанной   коррекционно­развивающей   работы   за   год,   с учетом возникших проблем в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска» формируется список детей, который имеет следующую форму: ФИ Год рождения Класс Результаты обследования № ООО   Изучение   личности   школьников   из   этого   списка,   проводится   с   использованием «Карты развития» школьника.  Карта состоит из нескольких составляющих.   сведения о самом ребенке и его семье;  результаты обследования;  заключение.  Далее   составляются   индивидуальные   планы   работы   в  которых   отражены   планы действия,   всех   специалистов   и   других   взрослых,   участвующих   в   сопровождении   ребенка, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации.   Методы   работы   социально­психологической   службы:   мониторинг,   ранняя   диагностика,   лекции,   беседы,   тренинги,   поведенческие   упражнения.   У   каждого   члена   модели   есть   своя субъективная роль при работе:                      Классный руководитель:                                                                                             Является   связующим   звеном   в   группе   специалистов   по   организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками.   Делает   первичный   запрос   специалистам   и   дает   первичную   информацию   о ребенке;   Организует   и   координирует   комплексную   работу   по   профилактике   и коррекции психологического здоровья.  Социальный педагог:   изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;  организует профилактическую и коррекционную работу в школе;   поддерживает детей ;   Психолог:  Изучает личность учащегося и коллектива класса.                                  Анализирует адаптацию ребенка в среде.                                                                 Выявляет дезадаптированных учащихся.  Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками.                             Подбирает   пакет   диагностических   методик   для   организации профилактической и коррекционной работы.  Выявляет   и   развивает   мотивацию,   интересы,   склонности   и   способности школьников. Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.  Школьная медсестра:  Исследует физическое и психическое здоровье учащихся.   Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем.   Разрабатывает   рекомендации   педагогам   по   организации   работы   с   детьми, имеющими различные заболевания.   Взаимодействует с лечебными учреждениями.  Эффективность   реализации   указанных   задач   во   многом   зависит   от   грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения.   Повышению   динамики   способствует   эффективная   и   сплоченная   работа   всего   коллектива нашего лицея .       Наши   дети   ­   это   наша   старость.   Правильное   воспитание   –   это   наша   счастливая старость, плохое воспитание ­ это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья ребенка"

"Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья  ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019