Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Оценка 4.6

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.06.2019
Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
В данной статье раскрываются причины неуспеваемости обучающихся и пути их решения из опыта работы МБОУ "РСОШ им. В.С. Воронина". Поиск резервов внутри образовательного учреждения через внеурочную деятельность. Создание развивающих программ в помощь обучающимся, испытывающим трудности в обучении при освоении образовательной программы с учётом новых требований ФГОС. Главной задачей таких программ является не освоение новых навыков, а поиск внутренних резервов для развития познавательных способностей.
Организация работы с обучающимися, испытывающих трудности в обучении.docx
«Создание   условий   обеспечения   психолого­педагогической   помощи   обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации» Подготовила педагог­психолог МБОУ «РСОШ им. В.С. Воронина» Беляева Ольга Александровна Рост   числа   неуспевающих   и   слабоуспевающих   учеников   ­   одна   из   главных   проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости:  физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);  психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный   уровень   развития   речи,   несформированность   познавательных   интересов,   узость кругозора);  социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей). Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно­ воспитательного   процесса   и   преодоление   школьной   неуспеваемости.   Ее   решение   предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности. Для   оказания   ребенку,   который   испытывает   трудности   в   усвоении   общеобразовательной программы,   психолого­педагогической   помощи   и   создание   условий   обеспечения   развития   и социальной адаптации, необходимо выявить причины данный трудностей. Для этого существует алгоритм комплексной работы специалистов и педагогов школы.  Я бы разделила эту проблему на два направления: 1. Работа с обучающимися, испытывающими особые трудности в обучении. Данной категорией занимается школьный МПК. 2. Работа с  обучающимися, испытывающие  сложности  в обучении. Эта категория  детей,  с которыми работают учителя предметники, классные руководители и другие специалисты, по оказанию развивающей помощи. В   первом   случае,   педагог,   выявивший   ребенка,   испытывающего   трудности   в   освоении общеобразовательной   программы,   озвучивает   проблемы   ребенка   на   школьном   психолого­медико­ педагогическом консилиуме и демонстрирует письменные работы ребенка. В школьный психолого­ медико­педагогический   консилиум   входят   специалисты   данной   школы:   учителя   «предметники», медик, педагог­психолог, учитель­логопед, социальный педагог. Специалисты консилиума проводят индивидуальное   обследование   ребенка.   На   следующем   заседании   консилиума   осуществляется коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.  Информационный обмен между участниками консилиума. Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы: Какого рода помощь требуется школьнику? Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним? Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Обсуждение   вопроса   о   том,   какую   сопровождающую   работу   могут   взять   на   себя   участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а что   можно   сделать   только   с   помощью   семьи   или   специалистов   различного   профиля   вне образовательного   учреждения.   Участники   консилиума   определяют   формы   своего   участия   и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистами­предметниками, а также социально­диспетчерскую деятельность.             Устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, конкретный ответственный и форма контроля. В   течение   учебного   года   происходит   реализация   решений   консилиума.   Составляется   план коррекционно­развивающих   мероприятий.   Коррекционно­развивающая   работа   проходит   в индивидуальном   или   групповом   режиме.   В   соответствии   с   особенностями   развития   ребенка   и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий. Для   каждого   обучающегося   или   группы   создаются   программы   коррекционной   работы.   На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы. В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка   его   состояния   после   окончания   цикла   коррекционно­развивающей   работы),   или   итоговое обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.  Если   ребенку   оказанная   помощь   не   помогает   в   освоении   общеобразовательной   программы, консилиум образовательного учреждения не приходит к общему мнению или родители не принимают решение и рекомендации консилиума ребенок направляется на консультацию более высокого уровня ­ ПМПК, члены которого определяют дополнительный образовательный маршрут и дают рекомендации родителям по общему развитию ребёнка. Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК на ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную   программу   или   индивидуальную   программу,   так   же   определяет   психолого­ педагогическое  сопровождение  и  коррекционно­развивающую  работу. Для  дальнейшего  успешного обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психолого­педагогической помощи. Во втором направлении, когда обучающиеся испытываю сложности в освоении образовательной программы, по запросу учителей предметников и классных руководителей и с согласия родителей формируются развивающие группы для работы с педагогом­психологом. В   начале   такого   психолого­педагогического   сопровождения   проводится   диагностика   и выявление   причин   сложностей   в   освоении   образовательной   программы.   Создаются   психолого­ педагогические программы по разным направлениям развития высших психических функций. Например, ­ программа по развитию внимания и памяти; ­ программа по развитию логического мышления; ­ программа по развитию образного мышления и т.д. Далее формируются группы по проблематике и проводятся развивающие занятия. Встаёт вопрос, за счёт каких ресурсов это выполнять?  Например, в нашей школе такие программы реализуются за счёт внеурочной деятельности. В сентябре 2017 года по запросу директора школы разработана программа внеурочной деятельности Познай   себя»   для   учащихся   1­8   классов,   испытывающих   трудности   в   обучении   при   освоении образовательной программы с учётом новых требований ФГОС. Программа данного курса представляет собой систему интеллектуально­развивающих занятий, направленных на развитие ВПФ: восприятие, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие личностных качеств: эмоционально­волевой сферы, характерологических особенностей, коммуникативной сферы. Актуальность   программы   заключается   в   том,   что   постановкой   задач   обучающиеся самостоятельно   приобретают   знания,   развивают   познавательные   процессы   и   формируют   активную жизненную ситуацию. Они должны понимать, что, только работая над самим собой, можно добиться результатов в любой области. Цель   данного   курса:   создание   условий   для   развития   ВПФ   и   поиска   внутренних   резервов, необходимых   для   развития   познавательных   способностей   учащихся.   Главная   задача   не   усвоение каких­то конкретных знаний и умений, а поиск внутренних резервов для развития познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. Особенности   организации   учебного   процесса   заключается   в   том,   что   во   время   занятий   у ребёнка   происходит   становление   развитых   форм   самосознания,   самоконтроля   и   самооценки. Отсутствие отметок, снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития своей личности. Появляется возможность самому оценивать свои успехи, создаётся особый положительный фон: раскованность, интерес, желание выполнять предлагаемое задание. Занятия   построены   таким   образом,   что   один   вид   деятельности   сменяется   другим,   что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Активно   используются:   арттерапия,   упражнения   на   релаксацию,   тренажёр   для   глаз,   что позволяет освободиться от эмоционального и мышечного напряжения. Изучаемые темы повторяются в следующем году, но даются с усложнениями, соответственно возрастным особенностям. Таким образом, работая по данной программе достигается основная цель обучения – развитие познавательных   способностей   через   развитие   высших   психических   функций,   необходимых обучающимся для освоения программного материала в рамках ФГОС. Мы   видим,   что   пути   реализации   данного   направления   есть,   необходимо   использовать   все возможные ресурсы в образовательном учреждении.

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»

Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019