Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.06.2019
В данной статье раскрываются причины неуспеваемости обучающихся и пути их решения из опыта работы МБОУ "РСОШ им. В.С. Воронина". Поиск резервов внутри образовательного учреждения через внеурочную деятельность. Создание развивающих программ в помощь обучающимся, испытывающим трудности в обучении при освоении образовательной программы с учётом новых требований ФГОС. Главной задачей таких программ является не освоение новых навыков, а поиск внутренних резервов для развития познавательных способностей.
Организация работы с обучающимися, испытывающих трудности в обучении.docx
«Создание условий обеспечения психологопедагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и
социальной адаптации»
Подготовила педагогпсихолог
МБОУ «РСОШ им. В.С. Воронина»
Беляева Ольга Александровна
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников одна из главных проблем
современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости:
физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни,
болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания,
недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость
кругозора);
социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей).
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно
воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает
совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей
формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Для оказания ребенку, который испытывает трудности в усвоении общеобразовательной
программы, психологопедагогической помощи и создание условий обеспечения развития и
социальной адаптации, необходимо выявить причины данный трудностей. Для этого существует
алгоритм комплексной работы специалистов и педагогов школы.
Я бы разделила эту проблему на два направления:
1. Работа с обучающимися, испытывающими особые трудности в обучении. Данной категорией
занимается школьный МПК.
2. Работа с обучающимися, испытывающие сложности в обучении. Эта категория детей, с
которыми работают учителя предметники, классные руководители и другие специалисты,
по оказанию развивающей помощи.
В первом случае, педагог, выявивший ребенка, испытывающего трудности в освоении
общеобразовательной программы, озвучивает проблемы ребенка на школьном психологомедико
педагогическом консилиуме и демонстрирует письменные работы ребенка. В школьный психолого
медикопедагогический консилиум входят специалисты данной школы: учителя «предметники»,
медик, педагогпсихолог, учительлогопед, социальный педагог. Специалисты консилиума проводят
индивидуальное обследование ребенка. На следующем заседании консилиума осуществляется
коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
Информационный обмен между участниками консилиума.
Прежде всего, участники консилиума оговаривают содержание развивающей работы:
Какого рода помощь требуется школьнику?
Каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним?
Какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения.
Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники
консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной группы, а
что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне
образовательного учреждения. Участники консилиума определяют формы своего участия и
оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, специалистамипредметниками,
а также социальнодиспетчерскую деятельность.
Устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, конкретный ответственный и форма
контроля.
В течение учебного года происходит реализация решений консилиума. Составляется план
коррекционноразвивающих мероприятий.
Коррекционноразвивающая работа проходит в
индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и
спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов
занятий. Для каждого обучающегося или группы создаются программы коррекционной работы. На
каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной
работы.
В завершение определенного этапа работы проводится динамическое обследование ребенка
(оценка его состояния после окончания цикла коррекционноразвивающей работы), или итоговое
обследование. На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей
работы с ним.
Если ребенку оказанная помощь не помогает в освоении общеобразовательной программы,
консилиум образовательного учреждения не приходит к общему мнению или родители не принимают
решение и рекомендации консилиума ребенок направляется на консультацию более высокого уровня
ПМПК, члены которого определяют дополнительный образовательный маршрут и дают рекомендации
родителям по общему развитию ребёнка.
Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв
за основу заключение ПМПК на ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную
общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого
педагогическое сопровождение и коррекционноразвивающую работу. Для дальнейшего успешного
обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психологопедагогической помощи.
Во втором направлении, когда обучающиеся испытываю сложности в освоении образовательной
программы, по запросу учителей предметников и классных руководителей и с согласия родителей
формируются развивающие группы для работы с педагогомпсихологом.
В начале такого психологопедагогического сопровождения проводится диагностика и
выявление причин сложностей в освоении образовательной программы. Создаются психолого
педагогические программы по разным направлениям развития высших психических функций.
Например,
программа по развитию внимания и памяти;
программа по развитию логического мышления;
программа по развитию образного мышления и т.д.
Далее формируются группы по проблематике и проводятся развивающие занятия.
Встаёт вопрос, за счёт каких ресурсов это выполнять?
Например, в нашей школе такие программы реализуются за счёт внеурочной деятельности. В
сентябре 2017 года по запросу директора школы разработана программа внеурочной деятельности
Познай себя» для учащихся 18 классов, испытывающих трудности в обучении при освоении
образовательной программы с учётом новых требований ФГОС.
Программа данного курса представляет собой систему интеллектуальноразвивающих занятий,
направленных на развитие ВПФ: восприятие, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие личностных
качеств: эмоциональноволевой сферы, характерологических особенностей, коммуникативной сферы.
Актуальность программы заключается в том, что постановкой задач обучающиеся
самостоятельно приобретают знания, развивают познавательные процессы и формируют активную
жизненную ситуацию. Они должны понимать, что, только работая над самим собой, можно добиться
результатов в любой области.
Цель данного курса: создание условий для развития ВПФ и поиска внутренних резервов,
необходимых для развития познавательных способностей учащихся. Главная задача не усвоение
какихто конкретных знаний и умений, а поиск внутренних резервов для развития познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков.
Особенности организации учебного процесса заключается в том, что во время занятий у
ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок, снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь
ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству
развития своей личности. Появляется возможность самому оценивать свои успехи, создаётся особый
положительный фон: раскованность, интерес, желание выполнять предлагаемое задание.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, что
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Активно используются: арттерапия, упражнения на релаксацию, тренажёр для глаз, что
позволяет освободиться от эмоционального и мышечного напряжения. Изучаемые темы повторяются в
следующем году, но даются с усложнениями, соответственно возрастным особенностям. Таким образом, работая по данной программе достигается основная цель обучения – развитие
познавательных способностей через развитие высших психических функций, необходимых
обучающимся для освоения программного материала в рамках ФГОС.
Мы видим, что пути реализации данного направления есть, необходимо использовать все
возможные ресурсы в образовательном учреждении.
Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Методическая статья «Создание условий обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.