Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ
Оценка 4.7

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
математика
Детсад
11.04.2018
Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ
пояснительная записка.docx
Пояснительная записка В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В   последние   годы   в   специальной   психологии   и   коррекционной   педагогике закономерно растёт интерес к изучению познавательного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Успешность   психофизического   развития   дошкольников со   сложной структурой   нарушений   (задержка   психического   развития/   умственная отсталость   (лёгкая,   средняя   степень)) предполагает   необходимость целенаправленной   разработки   программы   с   системой   заданий,   по формированию   элементарных   математических   представлений.   При   этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:  возраст и индивидуальные особенности ребёнка;  особенности познавательного развития;  соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание. В   ходе   формирования   элементарных   математических   представлений формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно­ педагогической   работы   отчетливо   проявляются   групповые   различия   в психофизическом развитии дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка   психического   развития/   умственная   отсталость   (лёгкая,   средняя 1 степень)), как   по   характеру   динамики   формирования   понятий,   так   и   по уровню   их   сформированности   в   зависимости   от   качества   обучения   при однозначных дефектах. Многие   исследования   показали,   что   не   всегда   создаются   благоприятные условия   для   психофизического   развития   детей со   сложной   структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)). Часто окружающие относятся к таким детям холодно и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком   отношении   окружающих   ребенок со   сложной   структурой   нарушений (задержка   психического   развития/   умственная   отсталость   (лёгкая,   средняя степень)) впадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается   вялым,   равнодушным,   познавательные   интересы   снижаются, познавательное развитие замедляется. Объективная   действительность   наиболее   адекватно   отражается   в   форме понятий   и   закрепляется   в   виде   знаний.   Понятие   –   это   обобщенное   и опосредствованное   знание   об   объекте   или   группе   однородных   объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее   существенных   свойствах,   связях   отношениях.   Понятия   тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений,  выражающаяся   в   том,   что   на   основе   общих   представлений формулируются   понятия,   а   понятия,   конкретизируясь,   способствуют образованию   представлений,   с   одной   стороны,   свидетельствует   о   единстве чувственного   и   логического   познания,   а   с   другой   –   указывает   на   то,   что нарушения   на   одном   уровне   отражения   неизбежно   отразятся   на   другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при сложной структуре 2 нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)), отражается, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими. Организация   всей   системы   формирования   элементарных   математических представлений   позволяет   достичь   хороших   результатов   в   познавательном развитии и в подготовке детей к обучению в школе. Формирование   элементарных   математических   представлений   у   детей начинается   с   познания   свойств   и   отношений   между   предметами: устанавливается   сходство   и   различие,   уточняются   объективность   и относительность   свойств,   выявляется   многообразие   предметов   и   их взаимодействие.   На   начальном   этапе   формированию   элементарных математических   представлений   выясняются   виды   свойств,   проводится   их классификация,   даётся   характеристика   величины,   как   всеобщего   свойства, веса,   формы,   обращается   внимание   на   развитие   чувственного   опыта   как основы   освоения   свойств   предметов,   проводятся   различные   группировки, идентификации предметов по их свойствам. Под руководством взрослых дети учатся   выявлять   отношения   между   предметами   путём   сравнения, осуществляют   предметные   действия   упорядочения   и   разбиения,   учатся проводить логические операции сериации и классификации. Понятия,   которые   изучаются   в   начальном   курсе   математики,   обычно представляют   виде   четырёх   групп.   В   первую   группу   входят   понятия, связанные с числами и операциями над ними: «число», «больше», «сложение» и   др.   Вторую   группу   составляют   алгебраические   понятия:   «выражение», «равенство»   и   др.   Третью   группу   образуют   геометрические   понятия: «прямая»,   «треугольник»   и   др.   В   четвёртую   группу   объединены   понятия, связанные с величинами и их измерением. 3 Вся работа по формированию элементарных математических представлений у детей   дошкольного   возраста   направлена   на   усвоение   прочных   дочисловых   которые   образуются   в   результате   разнообразных представлений, практических   действий   с   множествами   предметов,   в   результате   чего   дети учатся   сравнивать,   сопоставлять,   делать   выводы,   то   есть   осуществляют мыслительные операции. Для того, чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте   и   тем   самым   решить   задачи   их   умственного   воспитания,  следует сформировать   у   них   предпосылки   математического   мышления,   отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений и т.п. Формирование элементарных математических представлений ребёнка с ОВЗ (задержка   психического   развития/   умственная   отсталость   (лёгкая,   средняя степень))   осуществляется   в   повседневной   жизни,   в   специальных   играх   и упражнениях, в сюжетно­дидактических и театрализованных играх, а также в рисовании, лепке, конструировании. Специальные занятия по формированию элементарных   математических   представлений   проводятся   учителем­ дефектологом   1   раз   в   неделю   в   соответствии   с   режимом   дня   и индивидуальной   программой  развития  каждого  ребёнка. При  планировании занятий   учитывается   принцип   концентрического   наращивания   материала, выстраивая работу над всеми задачами раздела в единую систему: Распределения материала по разделам системы заданий. Разделы заданий Задачи раздела. Количественные представления 4 а) устойчивость порядка числительных при счёте, б)   обозначение   общего   количества   сосчитанных   объектов   последним произнесённым   числом,   сопровождение   обводящим   движением   руки   и показом сосчитанного количества на пальцах; в)   выделение   одного,   двух,   трёх   предметов   из   множества   и   группировка предметов в множества; г)   объединение   предметов   в   различные   множества,   ориентируясь   на   цвет (красный,   жёлтый   и   зелёный),   форму   (куб,   шар,   треугольная   призма   – крыша,   квадрат,   круг,   треугольник),   величину   (большой/маленький, длинный/короткий); д) Состав числа в пределах трёх. е) Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трёх) на основе использования зрительного (тактильного) анализатора; ж)   выполнение   хлопков,   ударов   молоточком   или   барабанной   палочкой   по заданному количеству, ориентируясь на слово; з)   выделение   одного,   двух,   трёх   предметов   на   основе   тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек»; и) цифры 1, 2, 3; к) рисование цифр 1,2,3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина; конструирование из палочек и т.п. л) арифметические задачи с открытым результатом на наглядном материале в пределах 2­3 объектов (по примеру действий взрослого) 5 м) счёт объектов в любом порядке н) состав числа в пределах 5; о)   сравнение  двух   групп  множеств   предметов,  объёмных   или   плоскостных моделей путём пересчёта с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах двух­пяти; п)вырезание   кружков,   полосок,   квадратов   в   количестве,   соответствующем словесной   просьбе   взрослого   или   по   результату   пересчёта   предметов предъявленного   множества   (столько   же,   сколько),   с   помощью   взрослого   и самостоятельно; р)   задачи­драматизации   и   задачи­иллюстрации   с   открытым   и   закрытым результатом   на   сложение   и   вычитание   в   пределах   пяти   с   использованием наглядного   материала,   сюжетно­дидактические   игры   «Магазин»,   «Аптека», «Почта» и др. Представления о форме а)   выделение   шара,   куба,   треугольной   призмы   (крыши),   круга,   квадрата, треугольника по образцу и словесной инструкции; б)   группировка   предметов   по   форме   (шары,   кубы,   треугольные   призмы­ крыши, круги, квадраты, треугольники) по образцу и словесной инструкции; в) отнесение плоскостных и пространственных фигур; г) воссоздание и создание с помощью трафаретов; г) идентификация и выделение по словесной инструкции предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы­крыши, круги, квадраты, треугольники). 6 д) игры с различными строительными наборами, конструкторами; выполнение по образцу, данному взрослым, простейших конструкций или выкладывание последовательных фигур по образцу; е)   группировка   предметов   по   форме(шары,   кубы,   треугольные   призмы­ крыши,   четырёхугольные   призмы   –   кирпичики,   круги,   квадраты, треугольники, прямоугольники); ё)   соотнесение   плоскостных   и   пространственных   фигур   «Чей   домик?» «Коробка форм», «На что похожа фигура?» ж)   воссоздание   и   создание   с   помощью   трафаретов,   по   опорным   точкам,  в процессе   вырезания, прямоугольника (с помощью взрослого и самостоятельно);   рисования   круга,   квадрата,   треугольника, з) идентификация и выделение по словесной инструкции предметов по форме (шары,   кубы,   треугольные   призмы­крыши,   четырёхугольные   призмы   – кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники); и) конструирование квадрата,   треугольника,   прямоугольника,   простейших фигур (дом, ёлочка, забор и т.п) из палочек разной длины , счётных палочек Представления о величине а)знакомство   с   величиной   предметов   путём   сопоставления   двух   объектов (большой/маленький,   высокий/низкий),   используя   приёмы   наложения   и приложения; б) раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам предметов   различной   величины   (совместные   действия,   действия   по подражанию); 7 в)   Формирование   представлений   об   относительности   и   транзитивности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений. г) условные мерки (полоски бумаги, ленточки, тесёмка); д)   предметы   разной   величины: большой/маленький,   больше/меньше, длинный/короткий,   длиннее/короче,   широкий/узкий,   шире/уже, высокий/низкий,   выше/ниже,   толстый/тонкий,   тоньше/толще. Приёмы проверки: наложение и приложение: е) раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (совместные   действия,   действия   по   подражанию)   изображений   различной величины; ё)   представления   об   относительности   величины   в   процессе   различных наблюдений,   экскурсий,   дидактических   игр   и   игровых   упражнений (транзитивность величины). Представления о пространстве а) перемещение в пространстве различных помещений: комнаты, кабинеты и т.п. с помощь взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно; б) ориентировка в схеме тела и лица (голова, руки, ноги, туловище, глаза, уши и т.п.); в) обводка карандашом по контурам ладони и пальцев с помощью взрослых, показ   и   соотнесение   руки   с   контурным   изображением,   соответствующим расположением руки в играх; 8 г) выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд. поднять   одну   руку и   т.п.),   по   подражанию,   действиям   взрослого,   по словесной инструкции; д) использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа   пространственных   отношений,   сопровождение   действий   речью   или пантомическими движениями (большой – руки разводятся широко; широкий – руки разводятся в стороны, показывая протяжённость и т.п); е) стороны: верх, низ, лево, право; показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов (повязка­ленточка на правой руке, значок –сердечко с левой стороны); ё)   выкладывание   на   плоскости   листа   различных   геометрических   фигур, картинок   по   подражанию   действиям   взрослого,   по   словесной   инструкции педагога; ж) дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх/вниз, вперёд/назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова; з) раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений   различной   величины   (совместные   действия,   действия   по подражанию). Временные представления а) наблюдения простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег);. 9 б)   узнавание   и   называние   по   наиболее   характерным   признакам   (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинке контрастных времён года: лето и зима, весна и осень;. в)   изображение   явлений   погоды   с   помощью   имитационных действий: холодно – нахмуриться, сжаться; тепло – улыбнуться, потянуться вверх,   раскрыть   руки,   как   бы   подставляя   солнцу; дождь –   постукивание пальцами рук по поверхности стола, сопровождаемое словами «кап­кап­кап» и т.п.; г) знакомство с астрономическими символами: солнцем, луной. звёздами – в окружающем пространстве и по иллюстрациям; д)   имитация   действий,   соответствующих   действиям   людей,   животных   и растений   в   разные   части   суток   (утром,   днём   и   ночью)   по   подражанию действиям   взрослых,   по   образцу,   а   по   возможности   и   по   словесной инструкции; е)   рисование   по   внутренним   и   внешним   трафаретам   изображений   солнца, луны, звёзд, туч, облаков; ж) наблюдения за изменениями в природе; з)   части   суток,   соотнесение   названий   частей   суток   с   соответствующими картинками, стихотворениями, потешками, песенками; и)   выражение   с   помощью   пантомических   средств   характерных   признаков частей суток, времён года (ночь – глаза закрыты, руки под щекой, ребёнок спит; день – ребёнок прыгает, изображает какое­то действие; зима ­ сжался от холода; лето –раскрылся навстречу солнцу и т.п.); 10 к)   выходные   дни   недели,   первый   день   после   выходного,   по   возможности, остальные   дни   недели   (данная   работа   ведётся   индивидуально   с   каждым ребёнком по мере усвоения материала). Цель   системы   заданий: разработка   содержания   коррекционно­ педагогической   работы   с   ребёнком,   направленной   на повышение   уровня познавательного   развития   детей   с  ОВЗ   со   сложной   структурой   нарушений (задержка   психического   развития/   умственная   отсталость   (лёгкая,   средняя степень))   через   систему   игровых   занятий   по   формированию   элементарных математических представлений Реализация поставленной цели предполагает решение целого ряда задач: 1. Формирование количественных представлений; 2. Формирование представлений о форме; 3. Формирование представлений о величине; 4. Формирование пространственных представлений; 5. Формирование временных представлений 11

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Система заданий  "Считалочка" по математическому развитию дошкольников с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018