Систематическое положение человека

  • doc
  • 23.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2.Происхождение человека. Систематика.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс  - 8

 

Тема урока - Систематическое положение человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится сравнивать человека с представителями царства животные, типа хордовые, класса млекопитающих и отряда приматов и делать вывод на основе сравнения; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах; будет знать признаки, доказывающие родство человека и животных; научится доказывать родство человека и животных.

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, применять опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

 

 

Словарь урока: таксоны, рудименты, атавизмы.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, проектор.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 этап. Орг. момент

В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг.

Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Сегодня нас ждут новые открытия.

2 этап.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Осуществляет фронтальный контроль.

- Что является предметом изучения науки систематики?

- Дайте полное определение понятия «систематика».

 

- Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей: вид, класс, отряд, царство, род, тип, семейство.

- Что изучает такой раздел биологии, как эволюционное учение?

- Как вы понимаете термин «эволюция»?

 

- Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Многообразие живых организмов.

 

Это наука, изучающая все многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы их классификации.

 

Правильная последовательность (слайд): царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

 

Это раздел биологии, изучающий историческое развитие (эволюцию) живой природы.

Процессы необратимых изменений, протекающие в природе.

 

Чарльз Дарвин.

3 этап. Мотивация

 Деятельность учителя

«Человек — это звучит гордо» М. Горький

Эпиграф и показ презентации, постановка проблемы:

В чем основное отличие человека от животного? (противопоставления ответам учащихся. Речь -говорит и попугай, осмысленная речь — глухонемые люди, маленькие дети и домашние животные и тд).

Построение проекта выхода из затруднения.

Предложения: ситематизировать знания о человеке и выделить главное через нахождение места человека в системе органического мира.

Деятельность учащихся

 

 

 

Выдвигают версии. Возникают затруднения.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя планируют работу на уроке. Выполняют задание 8 стр.8 в р.т.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

 

Физкультминутка. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем.

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Деятельность учителя

Восстановлению человеческой родословной и выяснению биологических осо­бенностей ближайших его предков помогут знания, накопленные различными областями биологической науки, в том числе и систематикой.

Задание. Определите место человека в системе органического мира, используя схему «Родословная животных» и знания о таксономических категориях.

Еще К. Линней в XVIII в. впервые отвел человеку место в отряде при­матов, класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Показав на основе сходства строения тела систематическое положение человека как представителя царство животных, К. Линней сделал важнейший шаг для решения вопроса о происхождении человека. Этот вопрос в XIX в. разработал

Ч. Дарвин и его последователи Т. Гекели, Э. Геккель и Э. Дюбуа.

Выйдя из животного царства, человек разумный остается одним из его членов,

хотя и находится на особом положении.

Место человека в системе органического мира (Систематическое положение человека)

Царство                                     Животные

Подцарство                              Многоклеточные

Тип                                              Хордовые

Подтип               Черепные, или Позвоночные

Класс                                         Млекопитающие

Отряд                                         Приматы

Семейство                                 Гоминиды

Род                                              Человек

Вид             Человек разумный (Homo sapiens)

Докажите принадлежность человека к каждой из этих групп. Почему ученые определили человеку такое место в системе органического мира?

Дается время на обдумывание и работу в парах (учебник закрыт), после чего ор­ганизуется работа с текстом § 3 (Уч. К.) и выполняется задание (9) на с. 8 в р.т. - состав­ление таблицы.

 

 

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Систематическая категория

Черты сходства

Тип Хордовые

 

Класс Млекопитающие

 

Отряд Приматы

 

 

- В первом столбце указаны систематические категории, а во втором вы должны записать признаки сходства человека и животных. Используйте текст учебника на с. 24-26. Время на выполнение - 6 минут. Контролирует выполнение работы.  Осуществляет выборочный контроль проверки заполнения таблицы.

- Вы нашли и записали примеры сходства человека и животных. Как вы считаете, какие признаки все же отличают человека от других видов животных?

- Все верно. А я в свою очередь хочу привести еще несколько примеров сходства человека и животных.

У наших предков, в том числе у некоторых приматов, имеются хвосты. В хвостовом отделе может находиться от 3 до 49 позвонков. У предков человека хвост редуцировался, и позвонки образовали копчик. В настоящее время копчик никакой определенной функции не выполняет, но он характерен для всех представителей вида Человек разумный. Для борьбы с неблагоприятными условиями среды, с низкими и высокими температурами у животных класса Млекопитающие образовался волосяной покров. Человек же научился другими способами бороться с низкими температурами - он защищался от холода шкурами животных, шил себе одежду, разводил костер. Необходимость в волосяном покрове отпала. Но на теле человека остались участки, покрытые волосами. Какие функции они выполняют и для чего они необходимы, мы узнаем чуть позже. Органы или части тела, которые активно функционировали у наших предков, но в настоящее время не выполняют никаких функций, называют рудиментами. Они закладываются у эмбрионов, но полностью не развиваются. Однако иногда на теле человека появляется обильная волосатость, несколько пар сосков или маленький хвост. Такие образования называются атавизмами. Атавизм - явления возврата к признакам предков, проявляющиеся у отдельных особей.

Некоторые рудименты в случае явно выраженного развития ко времени рождения и позже превращаются в атавизмы (от лат. «атавус» - прапрадед, праотец, предок). В результате проявляются животные черты в строении человеческого тела. Например, случаи чрезмерной волосатости, как у Адриана Евтихиева, которого вместе с его волосатым сыном Федором демонстрировали в России и за границей три четверти века назад.

Появление лишних млечных желез кроется в истории его утробного развития, когда у каждого человеческого зародыша на млечных линиях от подмышечных впа­дин до паха закладывается 8-9 пар зачаточных сосков; позже они зарастают, кроме одной пары, остающейся на всю жизнь. Следовательно, у отдаленных предков чело­века было несколько пар млечных желез.

Человеческий хвост весьма редкое явление. Случаи присутствия короткого хвоста описаны русским ученым И. И. Пятницким в 1893 г.

Человек прошел длительный путь эволюции и берет начало в животном мире. Анатомическое и физиологическое сходство человека с животными, в том числе с приматами говорит об их родстве. Человек - общественное существо, отли­чительными чертами которого являются сознание и речь, сформировавшаяся на ос­нове общественно-трудовой деятельности. Полная реализация его биологической организации возможна только в условиях социальной среды.

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах. Выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

Работают с учебником. Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчитываются о результатах работы.

 

Прямохождение, отсутствие обильного волосяного покрова, более сложно устроен головной мозг; умственные способности неизмеримо выше, чем у животных, имеются высокоразвитое сознание, речь, способность к абстрактному мышлению, творчеству.

 

 

 

 

Слушают учителя. Работают с презентацией.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

1. Выполните задание по вариантам.

Отметьте знаком “+” верные утверждения, а знаком “-” – неверные. Ответ оформите в виде последовательности математических знаков.

Вар. 1.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид  Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

Вар. 2.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

2.  Проверьте работу.   За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы даны на слайде.  Вар.1. + - +++; Вар. 2. ++- ++

7 этап. Рефлексия и оценивание

Определите: с каким животным ассоциируется ваша работа на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий суслик, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц. (на слайде)

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки.

Осуществляют самоанализ деятельности.

8 этап. Домашнее задание

§ 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (§ 50 учебника В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные» 7 класс ).

 

Вар. 1.

1. Человек относится к типу Хордовые.

2. Человек относится к типу Позвоночные.

3. Вид  Человек разумный – это один из видов царства животных.

4. Рудименты – это пример сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Современный человек относится к виду Человек разумный.

Вар. 2.

1. Человек относится к отряду Приматы.

2. Человек относится к подтипу Позвоночные.

3. Человек относится к классу Позвоночные.

4. Атавизмы – это один из примеров сравнительно – анатомической группы доказательств родства человека с животными.

5. Наличие диафрагмы – одно из доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие.

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Систематическая категория

Черты сходства

Тип Хордовые

На ранних стадиях развития формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка. Опорой человеку служит внутренний скелет. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Кровеносная система замкнутая, имеется орган кровообращения - сердце

Класс Млекопитающие

Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы для вскармливания детенышей молоком. Интенсивный обмен веществ, постоянная температура тела - теплокровность. Имеется диафрагма, в шейном отделе позвоночника - 7 позвонков.

Четырехкамерное сердце. Две смены зубов, зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом

Отряд Приматы

Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры