Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Оценка 4.8

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
7 кл
01.03.2018
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Основной результат применения такого подхода является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. В процессе обучения принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю можно отвести роль организатора процесса обучения. В этом случае, учитель должен создать для ребенка ситуацию успеха, не оставлять места для скуки и страха ошибиться. Я соглашусь с мнением отечественного психолога А. Н. Леонтьева в том, как он определяет деятельность: это «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат…»Cистемно-деятельностный подход дает неограниченные возможности в формировании и развитии личности ребенка, его росте в процессе обучения.
Системно-деятельностный подход на уроках музыки Переман С..docx
Системно­деятельностный подход на уроках музыки                                                                                          Переман С.А.                                                                                        учитель музыки        «Единственный путь, ведущий          к знанию – это деятельность» Б. Шоу     В основе ФГОС лежит системно­деятельностный подход. А что же такое  системно­деятельностный подход? Само понятие системно­деятельностного  подхода введено в 1985 году как особого рода понятие.  Он разрабатывался  классиками нашей отечественной науки Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым, и  деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.  Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие  исследователи). Основной результат применения такого подхода является  развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.       В процессе обучения принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а  учителю можно отвести роль организатора процесса обучения. В этом случае,  учитель должен создать для ребенка ситуацию успеха, не оставлять места для  скуки и страха ошибиться. Я соглашусь с мнением отечественного психолога  А.Н.Леонтьева в том, как он определяет деятельность: это «форма психической  активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.  Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача.  Деятельность включает в  себя цель, мотив, способы, условия, результат…»      Значит и целью деятельностного подхода будет: воспитание личности  ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ребенок становится хозяином своей  деятельности: он ставит цели, решает задачи, отвечает за результат. Для  реализации этой системы требуются иные дидактические принципы:   1)  не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы  своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно  участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному  формированию его общекультурных и деятельностных способностей,  общеучебных умений.   2)  ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с  учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)    Принцип целостности – предполагает формирование учащимися  обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в  системе наук). 4)    предложить ученику возможность освоения содержания образования на   П   ринцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания   Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми   Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех   Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися   Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое  максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития  возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний).  5)    стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)    способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию  решений в ситуациях выбора. 7)    начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного  опыта творческой деятельности.      Очень захотелось провести урок по­новому. Возникло много сомнений,  неуверенности, как это будет, получиться ли то, что планируешь, как  организовать деятельность детей, чтобы всем было интересно, чтобы каждый  мог приложить свои усилия по мере возможности и другие. Расскажу на  примерах.  Подходило время к величайшей дате – 70­ой годовщине Великой Победы над  Германией. Конечно же, мы никогда не оставляем такое событие без внимания, и тут я ребятам предложила: «А давайте проведем не урок, а что­то другое!» Что  «другое» ­ мы долго не знали. Пошли от простого: ребята сначала предложили  найти песни о войне, мире, солдатах, детстве, затем возникла идея – поискать  стихи, тексты, чтобы глубже раскрыть смысл войны, передать словом ужас,  страх. Далее мы определили разные группы: это стали поэты, корреспонденты,  фотографы, оформители, музыканты, сценаристы, певцы.  Ребята работали  группами. Как только весь материал был подготовлен, одобрен (каждая группа  презентовала свою работу), в работу включились сценаристы. Они составили  сценарий урока, включив туда находки ребят. Урок получился в форме  большого концерта, на котором ребята глубоко прочувствовали то, о чем  говорили, слушали, читали, пели. Были моменты, когда на глазах появлялись  слезы.      Времени на такую работу ушло много. На мой взгляд – этого стоит! Когда  человек глубоко что­то переживает, говорит так, что «мурашки» бегают – не это ли главное для учителя, не это ли искусство?      Другой пример. Мы с ребятами часто устраиваем небольшие концерты.  Слово «концерт» ­ у них на слуху. И однажды на уроке я говорю: «Тема  сегодняшнего урока будет … концерт!» Смотрю – глазки заблестели, ребята  зашевелились, что означает, что они об этом все знают. Предполагая, что  последуют комментарии, я сразу предложила рассказать все, что они знают о  концерте. И тут началось… Ребята на перебой стали говорить о наших  концертах. Когда все высказались – наступило молчание. И далее я ребятам предлагаю посмотреть видео, что они увидят, услышат? И мы слушаем «Концерт №3» для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Ведущий объявляет  название. Смотрю, на лицах ребят появляется много эмоций: либо музыка  знакомая, либо что­то не совсем понятно? После прослушанной музыки ребята  задали естественный вопрос: «А что, разве та музыка, которая звучала  называется концерт?» «Да»,­ ответила я. Мне сначала очень обидно было, что их мысли были не о музыке, а о понятии, но я все равно решила узнать, а какая  была музыка, понравилась или нет, чем, почему, что почувствовали, ощутили? А  теперь задумайтесь, почему же С. В. Рахманинов назвал свое произведение –  «Концерт»? почему не дал какое­нибудь романтическое название? И с этого  момента начался их поиск. Ребята разделились на группы сами: одни решили  искать ответы в интернете, другие ­ в словарях, третьи – побежали к разным  учителям, четвертые – решили сами на основе услышанного и увиденного найти  ответ. Время у ребят было ограничено. Затем каждая группа рассказала о своих  находках, после чего мы все вместе подвели итог (в такой музыкальной форме  С.В.Рахманинову было удобнее передать свои эмоции, переживания и чувства) и послушали вновь это произведение (отрывок). Я увидела, что ребята с большим  интересом вслушиваются в эту музыку, пытаясь сейчас еще более ее  прочувствовать, пережить, услышать, как меняются интонации в каждой из  солирующих групп. Кто­то из ребят закрывал глаза, кто­то смотрел в одну  точку, кто­то боялся даже шевелиться – каждый в музыке слушал себя, свои  мысли, чувства, которые рождались, откликаясь на божественные звуки. После  небольшой паузы мы подвели итог урока, и ребята понесли свои ощущения,  переживания в класс, кто­то домой.      Начав работать в деятельностном режиме, я поняла, как это увлекательно не  только для ребят, но и для меня. Я побудила желание ребят добывать знания  самостоятельно. В этом случае учителю отводится роль некоего соучастника  всего процесса, который будет направлять ребят, и как в оркестре – будет  дирижером этого процесса. Без сомнений, в таком процессе каждый ребенок  движется вперед, учится работать с информацией, выделять главное,  формируется умение общаться со сверстниками, доказывать, отстаивать свою  позицию, принимать мнения других, публично выступать, развивается умение  говорить на публику, воспитывается культура речи, получает свое развитие и  формирование творческий потенциал. Больше творчества – больше фантазии,  воображения. Таким образом, системно­деятельностный подход дает  неограниченные возможности в формировании и развитии личности ребенка, его  росте в процессе обучения.                                                                         Использованная литература. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего  образования (утвержден приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. http://www.edu.ru/db­ mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте  http://standart.edu.ru  Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь –М. «Педагогический вестник», 2001 г.

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки

Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018