Основной результат применения такого подхода является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. В процессе обучения принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а учителю можно отвести роль организатора процесса обучения. В этом случае, учитель должен создать для ребенка ситуацию успеха, не оставлять места для скуки и страха ошибиться. Я соглашусь с мнением отечественного психолога А. Н. Леонтьева в том, как он определяет деятельность: это «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат…»Cистемно-деятельностный подход дает неограниченные возможности в формировании и развитии личности ребенка, его росте в процессе обучения.
Системно-деятельностный подход на уроках музыки Переман С..docx
Системнодеятельностный подход на уроках музыки
Переман С.А.
учитель музыки
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность» Б. Шоу
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход. А что же такое
системнодеятельностный подход? Само понятие системнодеятельностного
подхода введено в 1985 году как особого рода понятие. Он разрабатывался
классиками нашей отечественной науки Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым, и
деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.
Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие
исследователи). Основной результат применения такого подхода является
развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В процессе обучения принцип деятельности выделяет ученика как деятеля, а
учителю можно отвести роль организатора процесса обучения. В этом случае,
учитель должен создать для ребенка ситуацию успеха, не оставлять места для
скуки и страха ошибиться. Я соглашусь с мнением отечественного психолога
А.Н.Леонтьева в том, как он определяет деятельность: это «форма психической
активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого
человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из
которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в
себя цель, мотив, способы, условия, результат…»
Значит и целью деятельностного подхода будет: воспитание личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ребенок становится хозяином своей
деятельности: он ставит цели, решает задачи, отвечает за результат. Для
реализации этой системы требуются иные дидактические принципы:
1)
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно
участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2)
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4)
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
П ринцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5)
стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7)
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Очень захотелось провести урок поновому. Возникло много сомнений,
неуверенности, как это будет, получиться ли то, что планируешь, как
организовать деятельность детей, чтобы всем было интересно, чтобы каждый
мог приложить свои усилия по мере возможности и другие. Расскажу на
примерах.
Подходило время к величайшей дате – 70ой годовщине Великой Победы над
Германией. Конечно же, мы никогда не оставляем такое событие без внимания, и
тут я ребятам предложила: «А давайте проведем не урок, а чтото другое!» Что
«другое» мы долго не знали. Пошли от простого: ребята сначала предложили
найти песни о войне, мире, солдатах, детстве, затем возникла идея – поискать
стихи, тексты, чтобы глубже раскрыть смысл войны, передать словом ужас,
страх. Далее мы определили разные группы: это стали поэты, корреспонденты,
фотографы, оформители, музыканты, сценаристы, певцы. Ребята работали
группами. Как только весь материал был подготовлен, одобрен (каждая группа
презентовала свою работу), в работу включились сценаристы. Они составили
сценарий урока, включив туда находки ребят. Урок получился в форме
большого концерта, на котором ребята глубоко прочувствовали то, о чем
говорили, слушали, читали, пели. Были моменты, когда на глазах появлялись
слезы.
Времени на такую работу ушло много. На мой взгляд – этого стоит! Когда
человек глубоко чтото переживает, говорит так, что «мурашки» бегают – не это
ли главное для учителя, не это ли искусство?
Другой пример. Мы с ребятами часто устраиваем небольшие концерты.
Слово «концерт» у них на слуху. И однажды на уроке я говорю: «Тема
сегодняшнего урока будет … концерт!» Смотрю – глазки заблестели, ребята
зашевелились, что означает, что они об этом все знают. Предполагая, что
последуют комментарии, я сразу предложила рассказать все, что они знают о
концерте. И тут началось… Ребята на перебой стали говорить о наших
концертах. Когда все высказались – наступило молчание. И далее я ребятам предлагаю посмотреть видео, что они увидят, услышат? И мы слушаем «Концерт
№3» для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Ведущий объявляет
название. Смотрю, на лицах ребят появляется много эмоций: либо музыка
знакомая, либо чтото не совсем понятно? После прослушанной музыки ребята
задали естественный вопрос: «А что, разве та музыка, которая звучала
называется концерт?» «Да», ответила я. Мне сначала очень обидно было, что их
мысли были не о музыке, а о понятии, но я все равно решила узнать, а какая
была музыка, понравилась или нет, чем, почему, что почувствовали, ощутили? А
теперь задумайтесь, почему же С. В. Рахманинов назвал свое произведение –
«Концерт»? почему не дал какоенибудь романтическое название? И с этого
момента начался их поиск. Ребята разделились на группы сами: одни решили
искать ответы в интернете, другие в словарях, третьи – побежали к разным
учителям, четвертые – решили сами на основе услышанного и увиденного найти
ответ. Время у ребят было ограничено. Затем каждая группа рассказала о своих
находках, после чего мы все вместе подвели итог (в такой музыкальной форме
С.В.Рахманинову было удобнее передать свои эмоции, переживания и чувства) и
послушали вновь это произведение (отрывок). Я увидела, что ребята с большим
интересом вслушиваются в эту музыку, пытаясь сейчас еще более ее
прочувствовать, пережить, услышать, как меняются интонации в каждой из
солирующих групп. Ктото из ребят закрывал глаза, ктото смотрел в одну
точку, ктото боялся даже шевелиться – каждый в музыке слушал себя, свои
мысли, чувства, которые рождались, откликаясь на божественные звуки. После
небольшой паузы мы подвели итог урока, и ребята понесли свои ощущения,
переживания в класс, ктото домой.
Начав работать в деятельностном режиме, я поняла, как это увлекательно не
только для ребят, но и для меня. Я побудила желание ребят добывать знания
самостоятельно. В этом случае учителю отводится роль некоего соучастника
всего процесса, который будет направлять ребят, и как в оркестре – будет
дирижером этого процесса. Без сомнений, в таком процессе каждый ребенок
движется вперед, учится работать с информацией, выделять главное,
формируется умение общаться со сверстниками, доказывать, отстаивать свою
позицию, принимать мнения других, публично выступать, развивается умение
говорить на публику, воспитывается культура речи, получает свое развитие и
формирование творческий потенциал. Больше творчества – больше фантазии,
воображения. Таким образом, системнодеятельностный подход дает
неограниченные возможности в формировании и развитии личности ребенка, его
росте в процессе обучения.
Использованная литература. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. http://www.edu.ru/db
mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
http://standart.edu.ru
Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь –М. «Педагогический
вестник», 2001 г.
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Системно-деятельностный подход на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.