Практическая работа № 2
Тема: Системы счисления, используемые в ЭВМ. Представление информации в различных системах счисления.
Учебная цель: изучить системы счисления, используемые в ЭВМ, научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- переводить числа из одной системы счисления в другую.
Знать:
- определение системы счисления,
- системы счисления, используемые в ЭВМ,
- алгоритмы перевода целых и дробных чисел из одной СС в другую.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Система счисления - способ представления любого числа с помощью определенного алфавита символов, называемых цифрами и соответствующие ему правила действия над числами.
В любой системе счисления любое число может быть записано в обобщенном виде:
(1)
где -
цифра числа;
-
основание системы счисления;
<
.
Таблица 1.1 – Основания и базы различных систем счисления
название |
основание |
база |
двоичная |
р=2 |
0, 1 |
троичная |
р=3 |
0, 1, 2 |
восьмеричная |
р=8 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
десятичная |
р=10 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
шестнадцатеричная |
р=16 |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F |
Алгоритмы перевода чисел
(2)
1.(8) (10) Перевод осуществляется
по формуле (1).
(16)
Можно также данный перевод сформулировать в виде алгоритма:
1) умножить цифру старшего разряда числа на старое основание;
2) прибавить к результату следующую цифру числа;
3) умножить полученную сумму на старое основание;
4) повторять п.2,3 до тех пор, когда будет прибавлена цифра младшего разряда.
Алгоритм перевода целых чисел:
(2)
2.
(10) (8) 1) разделить десятичное число на новое основание (деление
(16) нацело с остатком);
2) полученный остаток от деления есть младший разряд числа в новой системе счисления;
3) вновь разделить частное от деления на новое основание;
4) остаток – есть следующий разряд числа в новой системе счисления;
5) повторять п.3,4 до тех пор, пока полученное частное станет равным нулю.
Алгоритм перевода дробных чисел:
1) последовательно умножать дробные части данного числа и получаемых произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления;
2) полученные целые части произведений являются цифрами числа в новой системе счисления;
3) составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.
Таблица 1.2 –Соответствие баз различных систем счисления двоичным кодам
Базы |
Двоичные коды |
Тетрады дв. кодов |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А=10 В=11 С=12 D=13 E=14 |
0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
В способах перевода чисел 3 и 4 используются данные таблицы 1.2
3. (2) (16) Начиная от
десятичной точки в обе стороны поделить число на тетрады двоичных кодов и
каждой тетраде поставить в соответствие шестнадцатеричный элемент.
4. (16) (2) Каждому
шестнадцатеричному элементу поставить в соответствие тетраду двоичных кодов.
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
Вопросы
для закрепления теоретического материала
к практической работе:
1. Что называется системой счисления?
2. Алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы в двоичную.
3. Алгоритм перевода дробных чисел из десятичной системы в двоичную
4. Представление чисел в шестнадцатиричной системе счисления.
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задания № 1 и № 2 выполнять по алгоритму 1.
Задание 1. Перевести двоичные числа в десятичную систему счисления:1) 100010,011101; 2)1111000000,101; 3)101010,111001;
Задание 2. Перевести шестнадцатеричные числа в десятичную системусчисления:1) 1AC7; 2) 51,2D1; 3) 2F,D8C;
Задания № 3 и № 4 выполнять по алгоритму 2.
Задание 3. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и шестнадцатеричную:1)856; 2) 664;3) 5012;
Задание 4. Перевести двоичные числа в шестнадцатеричные, используя способ 3:1) 100010,011101; 2)1111000000,101; 3) 101010,111001;
Задание 5. Перевести шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления, используя способ 4:1)ABC,1F; 2) 1A2,E; 3) 5АC,16;
Дополнительные задания:
1. 175(10) → ?(2)
2. 175(10) → ?(16)
3. 1CD.5(16) → ? (10)
4. 110011.111(2) → ? (10)
5. 5C.A(16) → ? (2)
6. 1111000.11(2) → ?(16)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.