Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

  • docx
  • 20.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала консульт для род сказки.docx

    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки). Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

 

Помните, что внутренний мир ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите детям пройти через эти испытания с помощью сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Художественные произведения как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ОНР».

Когда мы говорим о духовности и нравственности человека, мы должны понимать, что это очень сложная, глубокая, складывающаяся на протяжении всей жизни составляющая человеческой личности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру духовных ценностей, усваивает важнейшие «первые уроки» морали и нравственности.

В настоящее время, можно все чаще наблюдать проявление у детей жестокости по отношению друг к другу, к близким, к предметам живой и неживой природы. Во многом это результат охвата детской аудитории «культурой» ненравственных мультфильмов, компьютерных игр, в которых искажены представления о принятии, милосердии, сострадании. У детей остается очень мало положительных ориентиров, способных направить их в сторону совершения добрых поступков. Следовательно, нам – взрослым необходимо найти оптимальные и доступные пути решения этой проблемы. Одним из таких путей является чтение дошкольникам художественных произведений: рассказов и сказок.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миров человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром. Сказки достаточно просты и понятны для восприятия дошкольниками, а образы героев узнаются детьми через сравнение с образами в настоящем мире. Сказка позволяет осознать мир не только умом, но и сердцем. Ребенок начинает выражать свое отношение к добру и злу, познавая результаты различных поступков.

Знакомство со сказкой или рассказом необходимо сопровождать беседой с ребенком. Необходимо уточнить характеры героев, их поступки, причинно-следственные связи поступков, а так же к чему привели данные поступки героев.

В старшем дошкольном возрасте на логопедических занятиях по развитию речи для пересказа с дальнейшей беседой и обсуждением можно использовать следующие произведения: «Сказка про репку», «Лиса и журавль», «Это я виноват» Ткаченко Т.А., «Сестра» Кассиль Л.А., «Кораблик» Сутеев В.Г., «Первая рыбка» Пермяк Е.А., «До первого дождя» В.А. Осеева и т.д. Для формирования нравственных представлений, суждений, оценок, после прочтения сказки, проводим беседу, во время которой раскрываем характер героев, отмечаем положительные, негативные стороны, даем оценку действиям героев. Оптимально использовать для этого различные приемы: диалог, основанный на постановке наводящих и проблемных вопросов, повторное чтение отрывков из текста, рассказ эпизода сказки, драматизацию отрывков. В своей работе необходимо использовать нравственные беседы о характере и чувствах, методами убеждения, разъяснения, сравнения, объяснения.

В старшем дошкольном возрасте можно начинать знакомить детей с «миром» пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки, вобрав в себя опыт и мудрость многих поколений, стали кодексом нравственности, моделью тех типовых ситуаций, которые возникают в процессе человеческой жизни, ориентиром в их разрешении. В них оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки.

Одним из первых художественных произведений, который можно взять с этой целью, это сказка «Про репку». Эта сказка короткая, простая и доступная по своей структуре для восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи). В данной сказке раскрывается тема взаимоотношений в семье (или в коллективе). Доброжелательность и взаимопомощь героев сказки помогает им справиться с большой репкой. Репка – символизирует проблему, которую можно решить сообща. Сказка показывает, что в дружной семье, где есть взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к большим и маленьким, преодолимы любые трудности. В виде простой истины в сказке заложен глубокий смысл. «Дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка достаточно большие и сильные персонажи по сравнению с маленькой и слабенькой мышкой. Но почему именно с этой мышкой они смогли вытянуть репку? Потому что вклад каждого, даже такого маленького и слабого как мышка, в общее дело, дает положительные результаты. В процессе решения проблемы, семья (или коллектив) превращаются в команду, в которой главным девизом становится фраза «Вместе – мы сила»».

Еще одним из произведений, понятных для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, сказка «Лиса и журавль». Эта сказка как раз описывает пословицу «Как аукнется, так и откликнется». Детям дошкольного возраста, особенно имеющим ОНР, часто сложно понять смысл пословиц и поговорок, так как они образуются от тонкого понимания контекста и образного восприятия. Детям сложно связать пословицу с ее смыслом из текста произведения. Поэтому необходимо приводить детям примеры из реальной жизни.

Предлагаю вариант, как объяснить детям поговорку «Как аукнется, так и откликнется»: «Лиса решила обхитрить журавля: пригласила в гости, сама наелась, а журавля оставила голодным. Потом отправилась в гости к журавлю, думала, что наестся на целую неделю, а в итоге журавль поступил с лисой так же: наелся, оставив ее голодной. «Как аукнулось, так и откликнулось», почему так говорят? Давайте вспомним, когда мы находимся в лесу, мы аукаем «ау», и в ответ слышим эхо «ау», то есть что мы аукнули в лесу, то нам эхом и вернулось. Так и в сказке, журавлю вернул лисе ее поступок: лиса оставила журавля голодным, а потом журавль лису оставил голодной, так как захотел проучить лису». Необходимо предложить детям дать оценку поступкам героев и высказать свое отношение к их поступкам. Для этого можно использовать вопросно-ответную беседу: «Как поступила лиса с журавлем? Как поступил журавль? Почему журавль так поступил? Можно ли понять поступок журавля? Можно ли поступать так, как поступила лиса? Почему?». Далее, для лучшего понимания, можно привести детям простой пример из реальной жизни:«Представь, что у тебя появилась новая игрушка, которая очень понравилась твоему другу Коле. Коля попросил у тебя с ней поиграть, но ты не захотел делиться и не дал Коле игрушку. Через несколько дней, Коля принес игрушку, которая очень понравилась тебе. Ты попросил у Коли поиграть с игрушкой. Как ты думаешь, как поступит Коля?». Здесь мы создаем ситуацию для обсуждения разных вариантов поступков, причины которых необходимо обсудить: «Коля не дал тебе игрушку, почему? Можно ли понять поступок Коли? Что ты понял, когда Коля так поступил? А если Коля все-таки поделится с тобой игрушкой, как в следующий раз ты поступишь с Колей? Почему? Чему тебя научил поступок Коли?».

Необходимо помнить, что знакомство с миром художественных произведений не должно ограничиваться рамками дошкольного образовательного учреждения. Необходимо, чтобы и дома в семье ребенок был окружен положительными примерами как от анализа поступков героев произведений, так и от поддержки этих поступков членами семьи. Необходимо не только говорить ребенку, как нужно поступать, но и на собственном примере демонстрировать образец правильного и достойного поведения.

 

Консультации для родителей

«Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

 «Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без них немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому

несчастью, горю, страданию.

 Благодаря сказке ребенок познает

мир не только умом, но и сердцем».

Сухомлинский В. А.

          В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. 

         Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

        Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

        Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

       Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития нашей страны. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни. Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. 
        Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.  Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности.  

           Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. 

         Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасную царевну, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых   старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Многие исследователи (Е. А. Аркин, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Ничего нельзя возразить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к  концу дошкольного возраста скрыть пред ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев , отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, беззаветную любовь к родине. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт,  Д.Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. Вчастности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.    Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

      Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

        Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей , образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.  Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. 

       Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М. Виноградова.   По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д. 
       Такие нравственные ценности как,   добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, -  должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей!  

 

Закончить хочется словами: «Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость).

Консультация для