Музыкально-игровое развлечение с использованием артикуляционной гимнастики для детей 4-7 лет .
Цель: Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием музыкального и стихотворного материала.
Задачи:
• развивать певческие способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
• совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности языка и губ;
• закреплять навыки пространственного ориентирования;
• создать радостную атмосферу от встречи с поэзией и музыки.
Музыкально-игровое развлечение с
СКАЗКА О ГЛУПОМ
МЫШОНКЕ.
использованием артикуляционной
гимнастики для детей 4-7 лет
(по стихотворению С. Я.
Маршака)
Цель: Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять
голос по силе, высоте и тембру, с использованием музыкального и стихотворного
материала.
Задачи:
развивать певческие способности, чувство ритма, музыкальный слух,
память, внимание;
совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и
точности языка и губ;
закреплять навыки пространственного ориентирования;
создать радостную атмосферу от встречи с поэзией и музыки.
Оборудование: портрет композитора С.Прокофьева за роялем,
портрет С.Я.Маршака, застеленная колыбелька, куклыперсонажи сказки
( мышка мама и мышонок, курочка, уточка, щука, лошадка, лягушка, свинка, кошка
и котенок, муха), для старших детей – маски этих же персонажей.
Музыкальные и шумовые инструменты: полиэтиленовые пакеты, мешочки с
крупой, шелухой от орехов, кастаньеты, ксилофон, кастаньеты из приклеенных
на картон металлических, пластмассовых пробок, скорлупки грецких орехов,
Музыкальные и шумовые инструменты: полиэтиленовые пакеты, мешочки с
крупой, шелухой от орехов, кастаньеты, ксилофон, кастаньеты из приклеенных
на картон металлических, пластмассовых пробок, скорлупки грецких орехов,
Ход мероприятия..
Дети входят в зал под тихую музыку « Сказочка» муз. С Прокофьева.
Рассаживаются на поставленные полукругом стулья.Музрук: Добрый день, ребята! Вы очень спокойно, не торопясь, вошли в зал.
Скажите, почему вы так шли?
Дети дают ответы по характеру музыки: тихая, не громкая, спокойная,
медленная, стоит кроватка, ктото спит, шуметь нельзя.
Музрук: Вы правильно услышали характер музыки «Сказочка», которую
сочинил композитора С.Прокофьев. А кто такой композитор? Правильно: это
человек, который сочиняет музыкальные произведения. Произведение, которое
вы чейчас услышали, называется «Вечерняя сказочка». Как вы думаете, что нам
может рассказать сегодня музыка? Молодцы, правильно догадались: мы
сегодня совершим путешествие в сказку С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
будем не только внимательными слушателями, но и сами поможете мне
озвучивать эту сказку. Начнем.
Тилитилитилибом,
сказка вновь пришла к нам в дом.
Тихотихо посидите,
на героев посмотрите.
Слушание музыки: песня М.Лазарева «Две мышки».
Две мышки, две мышки пришли к моей малышке.
Две мышки, две мышки устроили шуршишки.
Две мышки, две мышки решили поиграть.
Две мышки, две мышки немного пошуршать.
То здесь шуршуршуршур, то там шуршуршуршур,
Мелодию шуршур играют малышу.
То здесь шуршуршуршур,
То там шуршуршуршур,
Мелодию шуршур играют малышу.
Музрук: В тиши шуршунчики шурша
Шуршур, шуршур, шуршур.
Они похожи на мышат.
Шуршур, шуршур, шур—шур.
(О.Н.Арсеньевой)
(взрослые «играют» на султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми
полосками, озвучивая стихотворение)
Дети выполняют массаж рук: трут косточками согнутых пальцев.
Музрук: Ребята, кто же сегодня будет героем нашей сказки? Правильно – это
мама мышка и мышонок. Как мы можем определить, что в доме появились мыши?
(ответ детей) Они шуршат всегда чемнибудь. Предлагаю стать вам мышками,
взять шуршалочки, легко на носочках, как мышки, мелкими шагами побегать в
разных направлениях, напевая песенку – шуршалочку.
Активное слушание музыки «Две мышки»: шуршать в соответствии с
текстом песни.Дети берут целлофановые пакеты, напевая «шуршур» легко передвигаются по
залу, меняя направление под песню М. Лазарева « Две мышки!
Музрук: За день набегались мышки, вечер настал, пора и спать. (укладывает
мышонка в колыбельку). А мышонок спать не хочет, все пищит и пищит. Как
мышата попищите, недовольство покажите!
Дети передают голосом тихое пищание маленького недовольного мышонка.
Музрук: Тсс! Пела ночью мышка в норке: (показывает куклу мышкумаму
Спи, мышонок, помолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок: (показывает игрушечного мышонка)
Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Мимическое упражнение. «Передай настроение».
( Дети средней группы выполняют по показу взрослого, дети старшей группы
выполняют по показу подготовленного ребенка, дети подготовительной группы
выполняют самостоятельно, придумывая движения) .
Выполняют перед зеркалами огорченно, качая головой. Садятся на места.
(авторское)
Музрук: Покажите, дети, как мама мышка расстроилась.
Удивилась мышкамать: разводят руки в стороны, пожимают
плечами, брови поднимают, удивляются
Что же делать? руками обхватывает голову,
Кого звать? качает головой, смотрит в стороны.
Вытерла легонько слезки «плачут» трут кулачками около глаз,
вытирают слезы – поглаживание щек
ладонями по направлению массажных
линий лица.
Побежала по дорожке. шлепают по коленкам, произнося «пипипи»
Музрук: Побежала мышкамать,
Стала утку в гости звать:
Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать. (воспитатель показывает уточку)
Утка не одна была – гусей стая с нею шла. Покажитека, ребята, как же с
уткой шли гусята.
Исполняется песня «Гуси» (М.Лазарева).
Гуси медленно идут, медленно идут вперевалочку,
Вперевалочку бредут согнувшись, ладони на коленях
Гуси «гагага» гогочут, пропевают на выдохе «гагага»Будто весело хохочут слово «хохочут» произнести на выдохе
Гуси «гагага» гогочут, повторяют движения
Будто весело хохочут
«Га –га», «гага», два раза выпрямляются, соединяют
лопатки, наклон( на каждый слог)
С перепонкою нога! шлепают по коленям.
«Гага», «гага», повторяют движения
С перепонкою нога!
Дети садятся на стульчики.
Музыкальнодидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Гуси»
Музрук: Ох и злые эти гуси убежали от бабуси!.
Подними ладошки выше и согни перед собой! Сгибают руки,пальцы клюв
Что же вышло? Вышли гуси! Вот один, а вот другой! Открывают «клювики».
У бабуси жили гуси. Вот один! А вот другой! Машут «головами»
Один низким голосом поет «гагага», «гагага», (нота до первой
октавы)
А второй высоким голосом поет «гагага, гагага»» (нота до второй октавы)
Дети повторяют движения и высоту нот по показу взрослых вначале медленно,
затем темп ускоряется. Гуси «ругаются» быстрая смена высокого низкого
звука.
Дети старших групп исполняют русскую народную песню «Два веселых гуся»,
используя «звучащие жесты» руки–гуси, рукилапки, руки бабуси, которые
гладят гусей по очереди.
Воспитатель: (показывает уткуигрушку) :
Вот утка важная пришла покачать малыша.
Стала петь мышонку утка:
Гагага, усни, малютка.
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
:Музрук:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень громко ты поешь!.
Музрук: Что же делать мышкемаме? Надо звать другую няню! Ох!
Музрук: Покажитека, ребята, как устала мышка мама.
Дети бегают мелкими шагами по залу, присаживаются на ковре с выдохом «Ох!»
Выполняет движения с игрушечной мышкой. Воспитатель показывает движения
мимических упражнений. Дети выполняют движения по показу взрослых.Музрук: Слышит крики у пруда:
Квасу, квасу нам сюда!
Квакваквасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(И.Токмаковой)
Разыгрывется сценка между игрушечными лягушками (настольный театр)
Комплекс упражнений для горла «Лягушка» ( О.Н.Арсеневская)
На лесной опушке –
Кваква!
Прыгали лягушки
Кваквакваква!
То увидит комара
Зззз!
То мохнатого шмеля
Жжжж!
То камыш под камень спрячет
Квааа!
Потеряет и заплачет
Квааа!
Ах ты, рева!
Ай!яй!яй!
Лучше с нами поиграй!
Голос громкий наш опять!
КВААА!
Будем песни распевать!
Квааа!!
Глиссандо вверх вниз
отрывистое пропевание
вверхвниз
(показать направление
звука рукой)
произносят звук (з), держа
руки н шее
произносят звук (ж), держа
руки на груди
(Дети подготовительной
групп выполняют длительное
дыхание, показывая
направление движения
полета комара, шмеля.
Возможно прослушать
«Полет шмеля» Н. Римского
Корсакова)
Штробас
имитируют плач
утрированное
проговаривание
звуков
Для детей старших групп
игра «Лягушки и цапля»
Младшие дети прыгают,
шлепают руками по коленам,
веселятся.
Дети средней группы выполняют движения лягушек, громко квакают.Дети старшей группы поют песню А. Филиппенко « Про Лягушек и комара», а
дети подготовительной группы инсценируют эту песню (подготовить
шапочки).
Дети старших групп могут поиграть в игру
(с применением стрейтчинга зафиксировать определенную позу на
несколько секунд, напрягая мышцы рук и ног. Использовать шапочку цапли
или аиста. Исполнить песню «Цапля»).
«Лягушки и цапля»
Игра на ритмодекламацию «Мы лягушки».
«Цапля» ребенок «спит», стоя на одной ноге. Все остальные дети – лягушки.
Мы лягушки, попрыгушки, поза «лягушка»: руки согнуты в локтях, пальцы
растопырены,
двигают вправовлево, ноги в третьей позиции
пятки весте, носки разведены в стороны.
Неразлучные подружки. кружатся в позе «лягушка».
Животы зеленые. гладят по животу руками, наклоняя туловище
назад
С детства закалённые. разводят руки в стороны, к плечам – зарядка.
Мы не хнычем, мы не плачем, машут руками в стороны, пальцы растопырены
Дружим, не ругаемся. кружатся, сохраняя позу «лягушка»,
Целый день по лужам скачем, поза «лягушка», поочередно поднимают
высоко
согнутую в колене праву, затем левую ногу
Спортом занимаемся. разводят руки в стороны, сгибают к плечам.
Кваааа! сильно, быстро трясут кистями рук.
Раздается «клекот» цапли громкие хлопки в ладоши или в деревянные
ложки, (трещетки). Цапля просыпается,
проходит между лягушками, широко размахивая рукамикрыльями, высоко
поднимая колено при ходьбе.. Лягушки замирают, фиксируя на несколько минут
любую позу. Цапля «съедает» лягушонка, который пошевелился. Игра
повторяется 23 раза.
Музрук: Побежала мышкамать,
Стала жабу в гости звать:
Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Упражнение для глаз. (авторская разработка) Воспитатель водит
привязанную на веревке большую муху. Дети следят глазами за полетом мухи
по тексту).
Музрук: Муха рядом пролетала
Все жужжала да жужжала. (жужжат, машут руками).
За мухой жаба наблюдала, глазками водила, глазками моргала.
Полетела муха вправо. Жжж.
Полетела муха влево, жжжж! (долгий звук).На плече она присела. Ж. (моргают ресницами)
Посидела, посидела. Жжж—жж! Вверх полетела.
Полетала, покружилась (глазами по кругу)
И на палец приземлилась. Жик. (взгляд в одной точке)
Лягушка, высунув язык, проглотила муху в миг! Ааам!
(быстро высовывают язык заглатывают комара)
Проглотила муху быстро и пошла качать малышку.
Воспитатель: Стала жаба важно квакать:
Квакваква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра!
Дам тебе я комара!
Музрук: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышкамать
Тетю лошадь в няньки звать:
Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Цокцок, цокцокцок! Подыграйка мне, дружок!
Подскажите, ребята, какой инструмент передает цоканье копыт? Правильно вы
сделали вывод? Почему вы так решили?
Музыкальнодидактическая игра по развитию тембрового слуха « Узнай
инструмент»..
Детям предлагается с закрытыми глазами определить звучание инструмента:
:поочередно проигрывается на инструменте ритм. Дети определяют инструмент,
повторяют услышанный ритм, проверяя звучание других инструментов .Дети
оценивают правильность ответов, сравнивая и запоминая, как звучат разные
инструменты.
Музрук: Правильно, ложки, ксилофон, кастаньеты передают звук скачущей
лошадки .А еще нам может помочь язычок. Мы все умеем щелкать язычком.
Поем, скачем на лошадке и щелкаем язычками!
Дети исполняют песню «Лошадка» (М.Лазарев), подыгрывая на инструментах.
Музрук: Прискакала к нам лошадка и запела песню сладко: (показывает
игрушку)
Игого! – поет лошадка,
Спи, мышонок сладкосладко.
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышкамать,
Стала свинку в няньки звать:
Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Ну, а наша мамасвинка громко пела песню своему поросенку.
Песенка М Лазарева «Поросенок».
Поросенку хрюхрюхрю,
Просыпайся говорю!
Глупый поросенок
Хрюкает спросонок.
Хрюхрюхрю!
Музрук: Как же хрюкал поросенок, приходя в себя спросонок?
Дети пропевают: «хрюхрюхрю». Прохлопывают ритм в ладоши
Ох, одна беда с ребятами, с ребятамипоросятами»
Да и с ребятами мышатами!
Стала хрипло свинка хрюкать,
Непослушного баюкать:
Баюбаюшки, хрюхрю,
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышкамать:
Надо курицу позвать,
Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Дети исполняют песенку М Лазарева «Курочка».
Курочка кудахчет кококо. (Руки согнуты в локтях, кулаки прижаты к
плечам)
Слышен ее голос далеко («машут крыльями», приседая на каждый слог)
Кококококо, кококококо! (меняя настроение: курица сердится, что
цыплята разбежались, радуется, что нашлись .Кококо! ( 20 раз).
Дети старшие могут поиграть в русскую народную игру «Курочка
пеструшечка, куда пошла?»
Младшие дети могут исполнить песню «Курочка и цыплята» (муз.Красева)
Музрук: Закудахтала наседка:
Кудкуда! Не бойся, детка.
Забирайся под крыло, –
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош,
Этак вовсе не уснешь!
Мышка быстро побежала, щуку в речке увидала.
И решила эту щуку тоже в няньки к себе звать.
Только надо эту рыбку поскорее нам поймать!
Проводится игра «Невод « (разработка М.Ю Картушиной)
(для улучшения координации формирования способности вести совместные
действия). Двое детей соединяют руки –«невод», остальные дети –«рыбки»,
которые, под пение песни М.Красева «Рыбки» «плавают», выполняя
плавательные движения. Текст можно произносить как ритмодекламацию.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбкарыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать!
(М.Клюкова).
«Рыбки» разбегаются по залу. «Неводу» нельзя разрывать рук. Пойманные
«рыбки» берутся за руки, увеличивая «невод». Игра прекращается, когда
остаются непойманными две «рыбки». Дети садятся на места.
Музрук: Побежала мышкамать
Стала щуку в гости звать:
Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Открывает щука рот,
И не слышно, что поет….
Артикуляционное упражнение «Песня щуки». Дети открывают широко рот в
позиции буквы «А». Взрослый произносит слова, дети держат рот открытым:Раз. два, три, четыре, пять.
Рот нельзя закрывать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно рот закрывать!
Затем повторяют упражнение в позиции буквы «О».
Музрук: Открывает рыба рот, и не слышно, что поет.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок::
Нет, твой голос нехорош.
Очень тихо ты поешь!
Как устала мышкамать нянек деточке искать! .
Только слышит у окошка колыбельную мурлычет кошка.
Дети слушают русскую народную колыбельную «Баю, Котенька коток».
Музрук (игрушкакошка): Вы со мной знакомы близко Я – приветливая киска.
У меня – семья котят. Все котята крепко спят.
Дети располагаются на коврике, сворачиваются клубочком, спят. Далее
выполняют движения по тексту по показу или по собственной инициативе .
(творческая импровизация).
Комплекс пластической гимнастики «Котята просыпаются» (М.Ю.Картушина)
Котята проснулись И.п. –лежа на спине. вытягивают руки и ноги,
Дружно потянулись напрягая мышцы
С боку на бок повернулись. И.п. – то же .Повороты на бок
Киски лапки показали, И.п. – лежа на животе, вытягивают руки вперед,
Приподнимают верхнюю чась туловища, в и.п.
Детки хвостиком виляли. И.п. –лежа. распрямляют ноги, поднимают таз
вверх, «виляют хвостиком», затем в и.п.
Киски выгнули спинки, И.п. –стоя на коленях. прогибаясь в спине,
вытягивают тело вперед, почти касаясь грудью пола.
Тихо сели в корзинки. Так же возвращаются в положение сидя.
Киски ротик облизали, И.п. – сидят на коленях некоторое время, держа
спину прямо. Затем «умываются» поочередно
правой, левой рукой.
.Тихо «Мяу!» все сказали. Перебирают лапками. Встают.Ну, а мы вернемся к мамемышке и к ее глупому, капризному мышонку.
Прибежала мышкамать,
Стала кошку в гости звать:
Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
Мяумяу, спи, мой крошка!
Мяумяу, ляжем спать,
Мяу – мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Но не долго пела кошка – хвать! –
и больше нет мышонка!
Прибежала мышка мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать….
Релаксация.
Дети отвечают на вопросы: Какими голосами пели колыбельную песню
животные?
Чей голос был громкий, чей тихий?
Чей голос самый лучший?
Музрук: Запомните, дети, что мамин голос самый лучший на свете!
Маму надо слушать всегда, чтоб не случилась с вами беда!
Используемая литература.
Арсеневская О,Н Система музыкальнооздоровительной работы в деском
саду./Вогоград; Учитель, 2011.
Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 27 лет: методическое по собие для
специалистов ДОО/М.;Просвещение,2013г.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 37 лет./М.; ТЦ «Сфера»,2011г.Лазарев М.Л. «Здравствуй!». Учебнометодическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений. /М.;Мнемозина,2004г.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 67 лет./М.;
ТЦ«Сфера»,2010г