сказки как вид театрализации и средство повышения речевой мотивации в системе коррекционной работы

  • doc
  • 31.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Средства повышения речевой мотивации в системе корренкционной работы.doc

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

                        

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

По теме: «Логопедические авторские сказки

как вид театрализации и средство

повышения речевой мотивации

в системе коррекционной работы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 По теме:  «Логопедические авторские сказки как вид театрализации и средство повышения речевой мотивации в системе коррекционной работы с дошкольниками»

(из практического опыта работы)

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ помогут логопедам, педагогам и родителям в игровой форме устранить речевые нарушения у дошкольников, а также позволят овладеть лексико-грамматическим строем речи, развить интонационную выразительность голоса и природный дар у каждого ребёнка, совершенствовать пластику движений. Посредством логопедических сказок уточняется речевое дыхание и звукопроизношение, обогащается словарный запас, формируется развёрнутая фраза.

 

Развитие устной речи у дошкольников в значительной мере зависит от потребности в пользовании ею. Практика коррекционной работы на логопункте с детьми, имеющими нарушения речи, показала, что очень трудно удержать их внимание и пробудить интерес к содержанию занятия. Категория таких детей легко отвлекается, быстро утомляется,  с трудом сохраняет усвоенный материал в памяти и редко использует полученные знания в новых условиях. Решению этих задач способствует использование интересных по форме и доступных по содержанию логосказок, позволяющих построить занятие на детском интересе и снизить их утомляемость.

Логосказки повышают эмоциональную заинтересованность ребёнка. В результате возникшего интереса к театрализации через интонации, эмоции, мимику и жесты, сформированные звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически и лексически правильной, а малоинтересные упражнения по коррекции речи превращаются в увлекательные занятия, которые дети ждут. Младшие школьники любят сказки и с удовольствием участвуют в театрализации.

 

ЦЕЛИ:

 

·        Развитие произносительной и интонационной стороны речи дошкольников

·        Формирование фразовой речи

·        Активизация психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)

·        Воспитание духовно-нравственной сферы личности ребёнка.

 

ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК:

 

1.     Артикуляционные - развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики;

2.     Фонетические -  уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков;

3.     Сказки, способствующие обогащению словарного запаса и закреплению знаний грамматических категорий;

4.     Сказки, способствующие формированию связанной речи;

5.     Сказки, обучающие грамоте  (о звуках и буквах).

 

Для театрализации логопедических сказок используются различные виды театров:

 

·        Настольный

·        Кукольный

·        Пальчиковый

 

Декорациями к логосказкам служат мини-макеты, ИКТ, дидактические пособия.

 

 

1.     Логосказка «Путешествие в страну Чистых Звуков»  

 

 

(действие сопровождается картонным театром)

 

Цели:

1.     Тренировка речевого дыхания (выработка сильной целенаправленной воздушной струи);

2.     Автоматизация произношения усвоенных звуков (с, cь, з, зь, ц, ш, щ, ж, ч, л, ль, р, рь);

3.     Формирование интонационной  стороны речи;

4.     Активизация воображения, развитие памяти, речи и мышления;

5.     Воспитание эстетических чувств и гуманного отношения к родной природе.

 

Оборудование:

 

Элементы костюмов (шапочки для персонажей), костюм для Феи Чистой речи, картонный театр на магните, цветовые сигналы звуков.

 

Вопросы:

 

·        Понравилась ли Вам сказка-игра?

·        Кто встречался нам по пути в страну Чистых Звуков?

·        За что вас похвалила Фея страны Чистых Звуков?

·        Чему вас научила эта сказка?

 

Сказка:

 

В долине среди высоких красивых гор, в одном городке жили дети: Алёнка, Костик и Серёжа. Они были хорошими, весёлыми детьми, но не умели правильно произносить некоторые звуки. За это их иногда даже дразнили дети во дворе.

Однажды дети пришли в логопункт и попросили учителя-логопеда: «Отведите нас в страну Чистых Звуков, пожалуйста! Мы хотим научиться правильно произносить все звуки и слова.» Учитель согласился помочь. Рано утром Алёнка, Костик и Серёжа вместе с учителем отправились в эту таинственную и волшебную страну.

…Идут они цветущим лугом и радуются красоте нежной зелёной травы, нарядным душистым цветам, голубому небу и ласковому солнышку. «Ах, как красиво вокруг!» - заметил Серёжа. А Костик удивился: «Какое голубое небо и лучистое солнце!» Алёнушка радостно закричала друзьям: «Ой, посмотрите, какие яркие ароматные цветочки!» - и нарвала букетик весенних цветов. Потом ребята подняли ладошки к солнцу и воскликнули: «Ой, горячо! Ай, как пригревает весеннее солнышко!» - провести психогимнастику  «Солнышко».

Идут дети дальше. А вот тучка заслонила солнышко и вдруг закапали дождинки, запели свою любимую свистящую песенку: (с…с…с…) Это тучка запела «Песенку Водички»  (с…с…с…) и (cь… cь…cь...). Дети засмеялись и убежали от дождика. Идут они дальше и слышат, как загудели над цветами  трудолюбивые пчёлы. Большие пчёлы гудели так: (з…з…з…), а маленькие пчёлки так: (зь… зь…зь…) – обозначить песенки Водички и Пчёл цветовыми сигналами.

Дети увидели, как пчёлки садились на жёлтые одуванчики, голубые колокольчики, розовую кашку и другие цветы, и собирали сладкий нектар. А рядом рос братец солнца – жёлто-чёрный подсолнух. Увидели его важные жуки – Майский жук, Жужелица, и Божья коровка – дети надевают шапочки жуков и имитируют жужжание.

Жуки стали соревноваться: кто первый долетит до головки подсолнуха? Майский жук набрал много-много воздуха и важно зажужжал: (ж…ж…ж…). А Божья коровка нежно и мягко запела (жь… жь… жь…).

Другие тоже запели «Песенку Жука»: «Жу-жу, жа-жа-жа, жо-жо, жи-жи-жи». Весёлые и довольные жуки уселись на подсолнушек и стали греть свои крылышки. Дети помахали им на прощанье и пошли дальше – показ цветового сигнала звука «ж».

Идут они по тропинке и вдруг слышат, что позади кто-то шипит. Оглянулись и увидели, как сердитые серые гуси вытянули шеи (показ рукой) и грозно зашипели: (ш…ш…ш…)  -показ цветового сигнала звука «ш».

Сердитые гуси хотели ущипнуть ребятишек за пятки, но дети убежали от них (имитация движения).

И вот впереди показался лесок. Ах, как приятно, свежо и прохладно было там! (дыхание «рот – нос»). Костик подбежал к своему любимому дереву – Берёзке в зелёном сарафанчике и золотистыми серёжками и обнял её. Алёнка прижалась к нарядной Рябинке, а Серёжа – к могучему дубу. Учитель рассказал детям, что весной у деревьев начинается сокодвижение. И действительно, сок поднимался от глубоких корней деревьев вверх по стволу и тихо шумел: (щ…щ…щ…) – показать цветовой сигнал звука «щ». Деревья подарили детям силу и здоровье, ведь эти ребята никогда не губили даже веточки деревьев.

На ветках берёзы, рябины и дуба сидели разные птицы и радостно пели о весне. Только зимующая птица-синица спела грустную прощальную песню: (ц…ц…ц…) и улетела – показать цветовой сигнал звука «ц».

Шагают дети дальше, лесная тропинка кончилась и вывела их на окраину маленького городка, к аэродрому. Там стояли разные самолёты. Лётчики завели моторы больших самолётов: (р…р…р…) и маленьких самолётиков (рь… рь… рь…), разогнались по взлётному полю и поднялись выше облаков. С неба дети услышали любимую «Песенку самолёта»: (л…л…л…) и (ль… ль… ль…) – обозначить песенки цветовыми сигналами звуков и имитировать голосом. Высоко поднялись самолёты и скрылись из виду – только белые полоски на голубом небе остались.

Устали ребята. Сели они в разноцветные вагончики поезда и поехали искать страну Чистых Звуков. Колёса поезда  ритмично отстукивали свою любимую песенку: (ч…ч…ч…) – обозначить цветовым сигналом звук «ч» и имитировать голосом стук колёс.

Поезд подъехал к перрону и остановился. Встретила их сама Фея страны Чистых Звуков.

Она улыбнулась и похвалила Алёнку, Костика и Серёжу за то, что они научились правильно произносить все звуки. Фея наградила ребят замечательной книгой – «Азбукой» и сказала: «Пока вы шли ко мне трудной дорогой и повторяли разные чудесные песенки вместе с учителем, вы научились произносить их чисто. Запомните эти звуки на всю жизнь, не искажайте и не смешивайте их. И тогда ваша речь будет понятной, чистой и правильной». Затем Фея взмахнула волшебным платком – Алёнка, Костик и Серёжа вдруг очутились в своём родном дворе. Только теперь они произносили правильно все звуки и слова.

 

2.     Логосказка «Бал осеннего букета»

 

                      

 

Цели:

 

1.     Развитие фонематического и музыкального слуха;

2.     Тренировка речевого дыхания;

3.     Развитие мелкой моторики рук;

4.     Уточнение артикуляции пройденных звуков;

5.     Формирование развёрнутой фразы и интонационной стороны речи;

6.     Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

 

Оборудование:

 

Мини-макет осеннего парка, различные натуральные и декоративные листья деревьев, музыкальное сопровождение (красивые вальсы на выбор педагога), цветовые сигналы звуков, элементы костюма или изображение персонажа Золотая осень.

 

Вопросы:

 

·        Какой вы представляете себе Золотую осень?

·        Какая погода бывает осенью?

·        Расскажите, какие песенки-звуки можно услышать осенью?

·        Что особенно запомнилось вам в этой сказке и почему?

 

Сказка:

 

Пришла на землю Осень в золотом наряде – это была красивая девушка в оранжевом платье с рыжими, развевающимися на ветру волосами. В руках Золотая осень несла корзину с осенними дарами – полезными овощами, вкусными фруктами, сочными яркими ягодами, разноцветными цветами, да грибами. На платье и в  прядях волос этой огненной красавицы были разбросаны красные, пурпурные и жёлтые листья.

Захотела Золотая Осень порадовать людей такой красотой, угостить их щедро своими дарами. Попросила она своего друга – Ветра не дуть сильно и дать ей провести бал Осенних листьев. Согласился Ветер помочь Золотой Осени, отогнал он тучи за высокие горы  - подражание ветру выдувание воздуха.

Пошла огненная красавица Золотая Осень по Земле, и где она прикасалась своим волшебным покрывалом, там листья на деревьях превращались из зелёных в разноцветные. Как яркие флажки они качались на ветках деревьев и пели тихими голосками свои любимые песенки: (ф…ф…-фью, ф-х, фь-хь, с-ф, сь-фь, х-хь) – звуковое подражание под музыку, обозначение произносимых звуков цветовыми сигналами.

Ах, какие яркие одеяния подарила Золотая Осень деревьям! Берёзка надела золотистый сарафанчик, а у Черёмухи платье стало багряным и пурпурным, у Клёна  - оранжевый камзол – дети подбирают и показывают листья названных деревьев, называя цвета осенних листьев.

Только три сестрички остались в своих колючих зелёных нарядах – Ель, Пихта и Сосна – дети показывают нужные веточки, называя деревья.

Так красиво Золотая Осень раскрасила леса и парки – глаз не отведёшь!

Проснулись утром люди и ахнули: «Какая красота!»

Логопед предлагает детям рассказать об осеннем наряде – разноцветных листьях тополя, яблони, осины и проч. и подобрать соответствующие листья – игра «С какого дерева листок?»

А потом прилетел Ветер в парк и пригласил на вальс Золотую Осень – и закружились разноцветные листья в прощальном танце  - включить вальс «Осенние листья» или другой, на выбор педагога.

И каждый листочек гордился своим осенним новым нарядом, кружился в воздухе и подпевал: (в - вь, м - мь, п - пь, ф - фь,б - бь, к - кь, г - гь, д - дь),  казалось, в воздухе слышен настоящий оркестр – так закружился листопад!

Этот прощальный вальс Золотой Осени услышали дети – они обрадовались твёрдым и мягким песенкам звуков, стали подпевать им и собирать в парке букеты из разноцветных листьев. Дети бегали по разноцветному ковру, слушали, как задумчиво шуршат осенние

листья: (ш – ш – ш), (шь – шь – шь).

 

Долго вспоминали ребята о красочном бале осенних листьев. Вспоминали даже зимой, глядя на осенний букет, стоящий на столе. Им казалось, что листочки тоже вспоминали, как они качались, кружились на ветру и пели в такт мелодии вальса: (ы – и – ы), (а – э – а) и др. Как печально кружась, падали на Землю разноцветным ковром, заботливо укутывая её на зиму. Для многих растений, насекомых и даже животных осенние листья стали зимними домиками. Закутавшись в листья, сладко спал и пыхтел ежик: (ф – ф – ф).

Логопед предлагает детям выложить форму любимого листочка из палочек указательными пальцами – пальчиковая гимнастика.

В конце занятия логопед декламирует под тихую мелодию вальса: «Осенние листья шумят и шумят в саду. Знакомой тропою я рядом  с тобой иду…».

 

 

3.     «Зимняя сказка»

Цели:

 

1.     Развитие речевого дыхания;

2.     Автоматизация произношения шипящих звуков и сонорного звука «р»;

3.     Развитие общей мелкой моторики;

4.     Активизация мышления, речи и воображения;

5.     Обогащение словаря прилагательных по теме «Зима»;

6.     Воспитание нравственных и эстетических чувств.

 

Оборудование:

 

ИКТ, макеты (изображений детей и снежинок), цветовые сигналы звуков, музыкальная фонограмма пьесы «Январь» из сюиты П.И. Чайковского «Времена года».

собирать в парке букеты из разноцветных листьев.  (подпевалсточек гордился своим осенним новым нарадом, кружился в воздухе пурпурным, у клёна (ие воздуха.износить их чисто. вве

Вопросы:

 

·        Нарисуйте портрет Зимы с помощью красочных слов.

·        Какую песенку пели снежинки? А снежные комья?

·        Расскажите, какой звук любит Мороз? Почему?

 

Сказка.

 

После Осени пришла на Землю волшебница-Зима в серебристом одеянии и сверкающей короне из алмазных льдинок (используется фланелеграф). - Скажите, а какие загадки, пословицы о зиме вы знаете? (Опрос детей).  Где прошла Зимушка – там закружился целый рой снежинок. – Возьмите вместо красок слова и нарисуйте эти снежинки (белые, сверкающие, мягкие, липкие, лёгкие, похожие на маленькие звёздочки, холодные и др.). Каждая снежинка была «слезинкой» зимнего неба. Они кружились в воздухе, склеивались своими лучами и, как белые бабочки, тихо опускались на землю и укутали её пушистым, белоснежным покрывалом. Снежинки тихо-тихо шептали: (ш-ш-ш), или (щ-щ-щ). И только внимательные люди слышали эти песенки снежинок (имитация, музыкальное сопровождение. Логопед предлагает по памяти или по воображению описать снежинки). Педагог продолжает сказку: когда снежинок становилось много – начинался…? (Снегопад.) Иногда зимняя вьюга играла со снежинками: качала их, кружила: (в-ф), (вь-фь); (а-о-у), (а-э-у) и др. А их дедушка-Мороз заставлял сверкать и кружиться льдинки на ветках деревьев и петь такую песенку: (ч-щ), (ч-ть), (ш-щ). К ночи всё стихало, снежинки засыпали под мелодию Зимы: (ш-ш). А утром дети радостно спрашивали: «Кто это Землю посолил?» Ребята выбегали на улицу и радостно играли в снежки, катались с горки на лыжах. Дети бросали снежный ком и он со свистом пел: (ша, шо, шу, ши), (аш, ош, уш, еш, ёш, иш, юш, яш) или (аша, ашо, ашу, аши), (ашка, ошка, ушка) и др. Логопед предлагает психогимнастику «Мороз-красный нос» и рассказывает дальше.

Нравились эти песенки (со звуком (ш)) деду Морозу и он, довольный, хлопал рукавицами и румянил детям щёки и нос. Ребятишки смеялись и говорили: «Брр, Мороз!», «Р-р-р – ух, красный нос!». Все дети любят зимние забавы и совсем не боятся Мороза. Логопед спрашивает: «А какие зимние развлечения вы любите?», «Как трещит мороз?». В конце – пальчиковая гимнастика «Домик», рисунки детей о зиме (по личным впечатлениям) с заданием – рассказать о зиме.

 

 

 

 

 

 

4.     Сказка «В гостях у Веснянки»

 

 

Цели:         

1. Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

2. Активизация словаря (прилагательных, наречий) по теме «Весна»;

3. Формирование фразовой речи;

4. Развитие памяти, мышления, воображения и творчества;

5. Воспитание эстетических и гуманных чувств.

 

Оборудование: картонный театр, живые цветы (по возможности, либо изображение) – подснежники, персонаж «Весна», цветовые сигналы звуков, трафареты (следы).

 

 

Вопросы:

 

·        С кем вы встречались в сказке?

·        Чьи следы были на земле?

·        Как вы себе представляете Весну (описать)?

·        За что вам нравится весна?

 

Сказка.

 

Однажды выбежали Надюшка и Леночка на улицу и увидели на потемневшем, рыхлом снегу удивительные следы (демонстрация – на картонном театре). Подняли брови, распахнули глаза девочки и спросили: «Ой! Кто это ходил?», «Ах, чьи это тёплые следы остались на снегу?!» (мимическое упражнение «Удивление»). И решили подружки узнать, кто же растопил снег под своими ногами? Любознательные Надюшка и Леночка пошли по следам. Чем дальше они шли, тем больше чудес видели! Вначале девочки увидели, что снег стал другим. Логопед предлагает вспомнить из личного опыта и рассказать о весенних изменениях со снегом (потемнел, осел, стал рыхлым, мокрым). Далее – дети вспоминают, как «рождаются» ручейки. Детям предлагается с помощью приёма «словесного рисования» описать весёлые ручейки, которые перекатывались через камешки и пели: (динь-тинь), (дын-тын), (с-з), (сь-зь), (с-ц), (сь-ц). (Сказка продолжается).

Вскоре подружки увидели следы у пригорка. Оказалось, что на южной стороне пригорков и гор тоже есть эти загадочные следы. В этих следах образовались проталины, на которых появились первые, красивые, нежные, пахнущие снегом цветы – это смелые…? (Подснежники).

Логопед спрашивает детей:

- Какого цвета бывают подснежники?

- Почему эти цветы самые смелые?

- Отчего нельзя рвать цветы с корнем?

(Ввести в активный словарь прилагательные: белые, лиловые, жёлтые, смелые, прохладные, нежные, пахнущие снегом).

Логоритмика «Подснежник».

Логопед продолжает сказку и рассказывает о том, как подснежники с радостью спели для подружек и детей свою любимую песенку: (л-ль),

(ла-ля), (ло-лё), (лу-лю), (лы-ли) (имитация песенок и покачивания на ветру). Добрые подружки не стали рвать много подснежников и не рвали с корнями – девочки любили природу и бережно относились к ней. Подружки нарвали небольшой букетик для мамы, бабушки и пошли домой. По дороге они слушали чудесное пение различных птиц:

«чив-чив!», «фью-фью» и др. Красивее и громче других пели скворушка и соловушка! Как же птицы старались рассказать о Весне-Красне: и заливались трелью, и щёлкали, и щебетали!

Девочки ходили в детский сад и уже знали, что скворцы, грачи прилетают к нам весной. И тут Надюшка и Леночка увидели молодую красавицу в нежно-зелёном сарафане и венке из цветов: сирени, нарциссов, тюльпанов. В руках у неё была корзиночка с нежными подснежниками. Это была Веснянка, а за ней летели стаи птиц. Логопед предлагает вспомнить стихи, песни, пословицы о весне.

 

5.     Сказка «Цветочный хоровод»

 

 

 

Цели:

1. Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха;

2. Формирование фонематического восприятия (различение мягких-твёрдых фонем);

3. Развитие фразовой речи;

4. Воспитание бережного отношения к родной природе.

 

Оборудование:

цветовые сигналы звуков, макеты цветов и подсолнуха, музыкальное сопровождение, мелкие палочки (для выкладывания цветка), зеркало.

 

Вопросы:

 

·        Какие звуки смешивала Алёнка?

·        Опишите любой цветок из этой сказки.

·        Расскажите, чему научил Колокольчик Алёнку?

 

Сказка

Алёнушка училась в детском саду читать, считать и правильно произносить все звуки. Её огорчало то, что она не умела различать твёрдые и мягкие звуки. Вечером Алёнка занималась дома перед зеркалом, но делала она это невнимательно (её язык всегда был напряжённым, твёрдым). У девочки хорошо получались мягкие звуки: ль, мь, нь, зь, ть и др., а твёрдые звуки никак не получались. Алёнка рассердилась на зеркало и сказала: «Это ты, зеркало, во всём виновато! Ты совсем не волшебное,  и не можешь сделать так, чтобы твёрдые звуки сами появились в моём речевом домике!» А Зеркальце ответило: «Нужно хорошо потрудиться и быть внимательнее – проверять свой язычок. Нельзя быть такой нетерпеливой!» Но Алёнка не послушала Зеркальце и убежала играть во двор. Там она копала песок лопаткой (упражнение для языка «Лопаточка»), качалась на качелях (упражнение «Качели»), смотрела, как папа красит лесенку на спортплощадке (упражнение «Маляры»). Вечером она уснула и увидела удивительный сон о цветах.

Ей приснился цветочный хоровод.

…На лесной полянке вдруг… ожили и заговорили все цветы! Логопед спрашивает: «Угадайте, какие цветы увидела во сне Алёнка?» (- по личным впечатлениям). Подошла девочка к Колокольчику и услышала, как он, покачивая головкой, поёт: (л-ль, л-ль, л-ль). Колокольчик был очень вежливым и рассказал Алёнке, что каждый цветок знает две песенки: твёрдую и мягкую. Стала Алёнка слушать песенки разных цветов и услышала, что розовая кашка поёт: (м-мь), белая ромашка – (р-рь), жёлтая календула – (к-кь), синий вьюнок – (в-вь)… А подсолнушек повернулся к солнышку и запел: (з-зь). К тому времени Одуванчик сменил жёлтое платьице на белое, воздушное, ветерку послушное, но его песенка осталась прежней: (ж-жь). Гордый красавец Тюльпан тоже спел свою песню: (т-ть). Потом подул лёгкий ветерок (упражнение на выработку физиологического и речевого дыхания), а цветочки взялись за ручки и завели цветочный хоровод. Алёнка захлопала в ладоши и сказала: «Я поняла! Мне нужно «подружиться» с Зеркальцем, внимательно слушать себя и говорить одну песенку твёрдо, а другую – мягко!» Колокольчик похвалил Алёнку и даже тихонько позвонил: «дин-динь! дин-динь!» …И тут девочка проснулась.

Но с тех пор Алёнка хорошо различает на слух и правильно произносит твёрдые-мягкие звуки: п-пь, б-бь, д-дь, в-вь, г-гь, с-сь, з-зь, ж-жь и др. (повторение за логопедом).

Логопед предлагает «построить» – «вырастить» цветок из палочек (пальчиковая гимнастика). В заключение – детям предлагается рассказать (с описанием внешнего вида) о любимом цветке, прочесть о нём стих (загадать загадку).

 

 

6.     Сказка «Звуковой балкончик»

 

 

 

 

Цели:

1. Развитие фонематического слуха и формирование речевого дыхания;

2. Уточнение артикуляционного уклада звуков (а,о,у,ы);

3. Обогащение предметного и глагольного словаря;

4. Активизация воображения, мышления;

5. Воспитание нравственных качеств.

 

Оборудование:

домик с балкончиком (стройматериал), детские музыкальные инструменты, макет цветочной полянки, Язычок (изображение персонажа), столик с детской посудой, «угощение» к чаю.

 

Вопросы:

 

·        Кто пришёл в гости к Язычку?

·        Назовите «вкусные слова» на гласный звук (а) (о,у).

·        Чем порадовали братцы-гласные звуки Язычка?

 

Сказка.

 

Сидел Язычок в своём волшебном речевом домике. Скучно ему стало. Язычок подумал: «Хоть бы пришли ко мне в гости мои братцы-звуки!» Поднялся Язычок на балкончик и стал смотреть вдаль. И тут Язычок увидел, что по лесной тропинке идёт братец-звук (А), который нёс арфу и гостинцы-фрукты (в их названиях первый звук – (а)): ананас, апельсин, айву, абрикосы. Они поздоровались. Звук (А) посмотрел на домик Язычка и сказал: «Ах, какой высокий у тебя дом! Вот тебе гостинцы! Угадай, какие фрукты лежат в корзинке, если в их названии первый звук – гласный (а)» Подумал Язычок и назвал их. Логопед предлагает детям помочь Язычку. Потом пошли Язычок и братец (А) пить чай и видят – идут по лесной тропинке два братца – Звук (О) с дудочкой и Звук (У) со скрипочкой. Каждый братец нёс угощения, в названии которых были их звуки. Язычок быстро угадал эти слова.

- А вы знаете сладости, в названиях которых первый звук (о), (у)?

Наигрались братцы и сели пить чай со сладостями. Наконец поднялся на балкончик запыхавшийся братец (Ы). Он был толстый, как синьор Помидор, и поэтому шёл медленно. Его тоже угостили чаем. Братец (Ы) научил других играть в игру «Один-много». В ней был слышен его любимый звук (ы). Логопед предлагает детям повторить песенки братцев – (А), (О), (У), (Ы).

 

7.      Сказка «Весеннее облачко»

 

 

Цели:

1. Развитие интонационной стороны речи и мелкой моторики рук;

2. Активизация фонематического восприятия (различение шипящих, свистящих, твёрдых-мягких звуков);

3. Обогащение словаря (употребление уменьшительно-ласкательных существительных);

4. Развитие познавательных процессов, мышления, воображения.

 

Вопросы:

 

·        Почему Облачко назвали весенним?

·        Расскажите, каким было Облачко (описать).

·        Кому оно помогло?

·        Назовите «Песенку Водички».

 

 

Сказка.

 

Пришла долгожданная весна. Стал таять снег, а по рекам поплыли, как кусочки белого шоколада, льдины. Испарялась вода, поднималась высоко в небо и вскоре превратилась с чудесное добродушное весеннее облачко. Психогимнастика «Облака и солнце» (интонация, мимика, жесты). Логопед рассказывает сказку дальше.

…Весеннее Облачко было любознательное и весёлое. Оно не могло быть на одном месте, а всё время плавало по небу и всему удивлялось. То и дело было слышно: (с-сь, з-зь, с-ц, с-з, с-ш, ж-з, ш-ж, ч-щ). Это весеннее Облачко то поднималось вверх, то опускалось вниз, то скользило вперёд-назад (выполнение упражнений для языка: «Катушка», «Маляры», «Парус», «Качели», «Грибок», «Часы», «Лопаточка»). Весеннее Облачко плавало то влево-вправо, то по кругу (выполнять упражнения для языка: «Вкусное варенье», «Чашечка» и др.) Весеннее Облачко путешествовало по небу и подружилось с другими облачками и вскоре стало тяжёлой весенней Тучкой. Однажды Тучка плыла над полем пшеницы и услышала голос пшеницы: «Воды! Пить! Дайте водички, иначе я не вырасту и не накормлю людей хлебом!» Доброе Облачко с радостью полило пшеницу водичкой. С тех пор у Тучки появилась чудесная песенка – «Песенка Водички»: (с-с-с) и (сь-сь-сь). Логопед предлагает пальчиковую гимнастику «Солнышко и тучка». В конце – зарисовка « Облачко» с рассказом (по личным впечатлениям).

 

8.     Сказка «Морское путешествие».

 

    

 

Цели:

1. Активизация фонематического слуха (определение места звука «р» в слове).

2. Закрепление правильного произношения звука «р».

3. Развитие мышления, воображения и фразовой речи.

4. Активизация словаря.

5. Воспитание нравственных качеств.

 

Оборудование:

цветовые сигналы звуков, изображение персонажа Язычок, макет корабля (крупный стройматериал); флажки, руль, якорь, труба, цветовые сигналы, трафареты рыб, водорослей и морских животных, стихотворение «Кораблик».

 

Вопросы:

·        Каких морских животных, рыб, растения встретил Язычок в морском путешествии?

·        Назовите продукты и напитки, которые погрузил Язычок на корабль.

·        С помощью какого звука Язычок завёл мотор корабля?

·        Как шумел ветер?

·        Вам понравилась сказка?

 

Сказка.

 

Однажды Язычок решил отправиться в морское путешествие и узнать о новых песенках-звуках. Вначале Язычок погрузил на белый корабль с алыми парусами продукты и напитки, в которых есть звуки: (р), (рь). Логопед просит угадать их названия (выделяя голосом звук «р»).

Потом Язычок завёл мотор корабля: (р-р-р) и поплыл по тёплому синему морю: (л-л-л) (подражание). Ласково светило солнце в голубом небе. Логопед предлагает психогимнастику «Солнышко и дождь». Далее – логопед продолжает игру и предлагает показать, как ветерок играет флагом: (ф-ф-ф) (Дети обозначают звуки (л), (р), (ф) цветовыми сигналами и повторяют их звукопроизношение.)

…Потом Язычок стал смотреть в бинокль (жест-подражание) и увидел много интересного. Язычок увидел морских животных, рыб, растения, в названии которых была «Песенка мотора» - (р-р-р).

- Угадайте, дети, их названия (при выполнении задания используются трафареты морских рыб, животных, растений).

…На ближайшем острове Язычок отдохнул и прогулялся. Он увидел редкие деревья, цветы (на звук «р»). Потом Язычок надел водолазный костюм и спустился на морское дно. Он увидел за камнем краба, креветки, морскую звезду, ракушки с жемчугом и кораллы.

- Угадайте, почему именно их выбрал Язычок? (в них есть звук «р») Интересное путешествие получилось – его ещё долго вспоминал Язычок.

Логопед декламирует стих «Кораблик», дети  отхлапывают (приседают) на звуки «р», «рь».