МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
По теме: «Логопедические авторские сказки
как вид театрализации и средство
повышения речевой мотивации
в системе коррекционной работы».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
По теме: «Логопедические авторские сказки как вид театрализации и средство повышения речевой мотивации в системе коррекционной работы с дошкольниками»
(из практического опыта работы)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ помогут логопедам, педагогам и родителям в игровой форме устранить речевые нарушения у дошкольников, а также позволят овладеть лексико-грамматическим строем речи, развить интонационную выразительность голоса и природный дар у каждого ребёнка, совершенствовать пластику движений. Посредством логопедических сказок уточняется речевое дыхание и звукопроизношение, обогащается словарный запас, формируется развёрнутая фраза.
Развитие устной речи у дошкольников в значительной мере зависит от потребности в пользовании ею. Практика коррекционной работы на логопункте с детьми, имеющими нарушения речи, показала, что очень трудно удержать их внимание и пробудить интерес к содержанию занятия. Категория таких детей легко отвлекается, быстро утомляется, с трудом сохраняет усвоенный материал в памяти и редко использует полученные знания в новых условиях. Решению этих задач способствует использование интересных по форме и доступных по содержанию логосказок, позволяющих построить занятие на детском интересе и снизить их утомляемость.
Логосказки повышают эмоциональную заинтересованность ребёнка. В результате возникшего интереса к театрализации через интонации, эмоции, мимику и жесты, сформированные звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически и лексически правильной, а малоинтересные упражнения по коррекции речи превращаются в увлекательные занятия, которые дети ждут. Младшие школьники любят сказки и с удовольствием участвуют в театрализации.
ЦЕЛИ:
· Развитие произносительной и интонационной стороны речи дошкольников
· Формирование фразовой речи
· Активизация психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)
· Воспитание духовно-нравственной сферы личности ребёнка.
ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК:
1. Артикуляционные - развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики;
2. Фонетические - уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков;
3. Сказки, способствующие обогащению словарного запаса и закреплению знаний грамматических категорий;
4. Сказки, способствующие формированию связанной речи;
5. Сказки, обучающие грамоте (о звуках и буквах).
Для театрализации логопедических сказок используются различные виды театров:
· Настольный
· Кукольный
· Пальчиковый
Декорациями к логосказкам служат мини-макеты, ИКТ, дидактические пособия.
1. Логосказка «Путешествие в страну Чистых Звуков»
(действие сопровождается картонным театром)
Цели:
1. Тренировка речевого дыхания (выработка сильной целенаправленной воздушной струи);
2. Автоматизация произношения усвоенных звуков (с, cь, з, зь, ц, ш, щ, ж, ч, л, ль, р, рь);
3. Формирование интонационной стороны речи;
4. Активизация воображения, развитие памяти, речи и мышления;
5. Воспитание эстетических чувств и гуманного отношения к родной природе.
Оборудование:
Элементы костюмов (шапочки для персонажей), костюм для Феи Чистой речи, картонный театр на магните, цветовые сигналы звуков.
Вопросы:
· Понравилась ли Вам сказка-игра?
· Кто встречался нам по пути в страну Чистых Звуков?
· За что вас похвалила Фея страны Чистых Звуков?
· Чему вас научила эта сказка?
Сказка:
В долине среди высоких красивых гор, в одном городке жили дети: Алёнка, Костик и Серёжа. Они были хорошими, весёлыми детьми, но не умели правильно произносить некоторые звуки. За это их иногда даже дразнили дети во дворе.
Однажды дети пришли в логопункт и попросили учителя-логопеда: «Отведите нас в страну Чистых Звуков, пожалуйста! Мы хотим научиться правильно произносить все звуки и слова.» Учитель согласился помочь. Рано утром Алёнка, Костик и Серёжа вместе с учителем отправились в эту таинственную и волшебную страну.
…Идут они цветущим лугом и радуются красоте нежной зелёной травы, нарядным душистым цветам, голубому небу и ласковому солнышку. «Ах, как красиво вокруг!» - заметил Серёжа. А Костик удивился: «Какое голубое небо и лучистое солнце!» Алёнушка радостно закричала друзьям: «Ой, посмотрите, какие яркие ароматные цветочки!» - и нарвала букетик весенних цветов. Потом ребята подняли ладошки к солнцу и воскликнули: «Ой, горячо! Ай, как пригревает весеннее солнышко!» - провести психогимнастику «Солнышко».
Идут дети дальше. А вот тучка заслонила солнышко и вдруг закапали дождинки, запели свою любимую свистящую песенку: (с…с…с…) Это тучка запела «Песенку Водички» (с…с…с…) и (cь… cь…cь...). Дети засмеялись и убежали от дождика. Идут они дальше и слышат, как загудели над цветами трудолюбивые пчёлы. Большие пчёлы гудели так: (з…з…з…), а маленькие пчёлки так: (зь… зь…зь…) – обозначить песенки Водички и Пчёл цветовыми сигналами.
Дети увидели, как пчёлки садились на жёлтые одуванчики, голубые колокольчики, розовую кашку и другие цветы, и собирали сладкий нектар. А рядом рос братец солнца – жёлто-чёрный подсолнух. Увидели его важные жуки – Майский жук, Жужелица, и Божья коровка – дети надевают шапочки жуков и имитируют жужжание.
Жуки стали соревноваться: кто первый долетит до головки подсолнуха? Майский жук набрал много-много воздуха и важно зажужжал: (ж…ж…ж…). А Божья коровка нежно и мягко запела (жь… жь… жь…).
Другие тоже запели «Песенку Жука»: «Жу-жу, жа-жа-жа, жо-жо, жи-жи-жи». Весёлые и довольные жуки уселись на подсолнушек и стали греть свои крылышки. Дети помахали им на прощанье и пошли дальше – показ цветового сигнала звука «ж».
Идут они по тропинке и вдруг слышат, что позади кто-то шипит. Оглянулись и увидели, как сердитые серые гуси вытянули шеи (показ рукой) и грозно зашипели: (ш…ш…ш…) -показ цветового сигнала звука «ш».
Сердитые гуси хотели ущипнуть ребятишек за пятки, но дети убежали от них (имитация движения).
И вот впереди показался лесок. Ах, как приятно, свежо и прохладно было там! (дыхание «рот – нос»). Костик подбежал к своему любимому дереву – Берёзке в зелёном сарафанчике и золотистыми серёжками и обнял её. Алёнка прижалась к нарядной Рябинке, а Серёжа – к могучему дубу. Учитель рассказал детям, что весной у деревьев начинается сокодвижение. И действительно, сок поднимался от глубоких корней деревьев вверх по стволу и тихо шумел: (щ…щ…щ…) – показать цветовой сигнал звука «щ». Деревья подарили детям силу и здоровье, ведь эти ребята никогда не губили даже веточки деревьев.
На ветках берёзы, рябины и дуба сидели разные птицы и радостно пели о весне. Только зимующая птица-синица спела грустную прощальную песню: (ц…ц…ц…) и улетела – показать цветовой сигнал звука «ц».
Шагают дети дальше, лесная тропинка кончилась и вывела их на окраину маленького городка, к аэродрому. Там стояли разные самолёты. Лётчики завели моторы больших самолётов: (р…р…р…) и маленьких самолётиков (рь… рь… рь…), разогнались по взлётному полю и поднялись выше облаков. С неба дети услышали любимую «Песенку самолёта»: (л…л…л…) и (ль… ль… ль…) – обозначить песенки цветовыми сигналами звуков и имитировать голосом. Высоко поднялись самолёты и скрылись из виду – только белые полоски на голубом небе остались.
Устали ребята. Сели они в разноцветные вагончики поезда и поехали искать страну Чистых Звуков. Колёса поезда ритмично отстукивали свою любимую песенку: (ч…ч…ч…) – обозначить цветовым сигналом звук «ч» и имитировать голосом стук колёс.
Поезд подъехал к перрону и остановился. Встретила их сама Фея страны Чистых Звуков.
Она улыбнулась и похвалила Алёнку, Костика и Серёжу за то, что они научились правильно произносить все звуки. Фея наградила ребят замечательной книгой – «Азбукой» и сказала: «Пока вы шли ко мне трудной дорогой и повторяли разные чудесные песенки вместе с учителем, вы научились произносить их чисто. Запомните эти звуки на всю жизнь, не искажайте и не смешивайте их. И тогда ваша речь будет понятной, чистой и правильной». Затем Фея взмахнула волшебным платком – Алёнка, Костик и Серёжа вдруг очутились в своём родном дворе. Только теперь они произносили правильно все звуки и слова.
2. Логосказка «Бал осеннего букета»
Цели:
1. Развитие фонематического и музыкального слуха;
2. Тренировка речевого дыхания;
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Уточнение артикуляции пройденных звуков;
5. Формирование развёрнутой фразы и интонационной стороны речи;
6. Воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Оборудование:
Мини-макет осеннего парка, различные натуральные и декоративные листья деревьев, музыкальное сопровождение (красивые вальсы на выбор педагога), цветовые сигналы звуков, элементы костюма или изображение персонажа Золотая осень.
Вопросы:
· Какой вы представляете себе Золотую осень?
· Какая погода бывает осенью?
· Расскажите, какие песенки-звуки можно услышать осенью?
· Что особенно запомнилось вам в этой сказке и почему?
Сказка:
Пришла на землю Осень в золотом наряде – это была красивая девушка в оранжевом платье с рыжими, развевающимися на ветру волосами. В руках Золотая осень несла корзину с осенними дарами – полезными овощами, вкусными фруктами, сочными яркими ягодами, разноцветными цветами, да грибами. На платье и в прядях волос этой огненной красавицы были разбросаны красные, пурпурные и жёлтые листья.
Захотела Золотая Осень порадовать людей такой красотой, угостить их щедро своими дарами. Попросила она своего друга – Ветра не дуть сильно и дать ей провести бал Осенних листьев. Согласился Ветер помочь Золотой Осени, отогнал он тучи за высокие горы - подражание ветру выдувание воздуха.
Пошла огненная красавица Золотая Осень по Земле, и где она прикасалась своим волшебным покрывалом, там листья на деревьях превращались из зелёных в разноцветные. Как яркие флажки они качались на ветках деревьев и пели тихими голосками свои любимые песенки: (ф…ф…-фью, ф-х, фь-хь, с-ф, сь-фь, х-хь) – звуковое подражание под музыку, обозначение произносимых звуков цветовыми сигналами.
Ах, какие яркие одеяния подарила Золотая Осень деревьям! Берёзка надела золотистый сарафанчик, а у Черёмухи платье стало багряным и пурпурным, у Клёна - оранжевый камзол – дети подбирают и показывают листья названных деревьев, называя цвета осенних листьев.
Только три сестрички остались в своих колючих зелёных нарядах – Ель, Пихта и Сосна – дети показывают нужные веточки, называя деревья.
Так красиво Золотая Осень раскрасила леса и парки – глаз не отведёшь!
Проснулись утром люди и ахнули: «Какая красота!»
Логопед предлагает детям рассказать об осеннем наряде – разноцветных листьях тополя, яблони, осины и проч. и подобрать соответствующие листья – игра «С какого дерева листок?»
А потом прилетел Ветер в парк и пригласил на вальс Золотую Осень – и закружились разноцветные листья в прощальном танце - включить вальс «Осенние листья» или другой, на выбор педагога.
И каждый листочек гордился своим осенним новым нарядом, кружился в воздухе и подпевал: (в - вь, м - мь, п - пь, ф - фь,б - бь, к - кь, г - гь, д - дь), казалось, в воздухе слышен настоящий оркестр – так закружился листопад!
Этот прощальный вальс Золотой Осени услышали дети – они обрадовались твёрдым и мягким песенкам звуков, стали подпевать им и собирать в парке букеты из разноцветных листьев. Дети бегали по разноцветному ковру, слушали, как задумчиво шуршат осенние
листья: (ш – ш – ш), (шь – шь – шь).
Долго вспоминали ребята о красочном бале осенних листьев. Вспоминали даже зимой, глядя на осенний букет, стоящий на столе. Им казалось, что листочки тоже вспоминали, как они качались, кружились на ветру и пели в такт мелодии вальса: (ы – и – ы), (а – э – а) и др. Как печально кружась, падали на Землю разноцветным ковром, заботливо укутывая её на зиму. Для многих растений, насекомых и даже животных осенние листья стали зимними домиками. Закутавшись в листья, сладко спал и пыхтел ежик: (ф – ф – ф).
Логопед предлагает детям выложить форму любимого листочка из палочек указательными пальцами – пальчиковая гимнастика.
В конце занятия логопед декламирует под тихую мелодию вальса: «Осенние листья шумят и шумят в саду. Знакомой тропою я рядом с тобой иду…».
3. «Зимняя сказка»
Цели:
1. Развитие речевого дыхания;
2. Автоматизация произношения шипящих звуков и сонорного звука «р»;
3. Развитие общей мелкой моторики;
4. Активизация мышления, речи и воображения;
5. Обогащение словаря прилагательных по теме «Зима»;
6. Воспитание нравственных и эстетических чувств.
Оборудование:
ИКТ, макеты (изображений детей и снежинок), цветовые сигналы звуков, музыкальная фонограмма пьесы «Январь» из сюиты П.И. Чайковского «Времена года».
Вопросы:
· Нарисуйте портрет Зимы с помощью красочных слов.
· Какую песенку пели снежинки? А снежные комья?
· Расскажите, какой звук любит Мороз? Почему?
Сказка.
После Осени пришла на Землю волшебница-Зима в серебристом одеянии и сверкающей короне из алмазных льдинок (используется фланелеграф). - Скажите, а какие загадки, пословицы о зиме вы знаете? (Опрос детей). Где прошла Зимушка – там закружился целый рой снежинок. – Возьмите вместо красок слова и нарисуйте эти снежинки (белые, сверкающие, мягкие, липкие, лёгкие, похожие на маленькие звёздочки, холодные и др.). Каждая снежинка была «слезинкой» зимнего неба. Они кружились в воздухе, склеивались своими лучами и, как белые бабочки, тихо опускались на землю и укутали её пушистым, белоснежным покрывалом. Снежинки тихо-тихо шептали: (ш-ш-ш), или (щ-щ-щ). И только внимательные люди слышали эти песенки снежинок (имитация, музыкальное сопровождение. Логопед предлагает по памяти или по воображению описать снежинки). Педагог продолжает сказку: когда снежинок становилось много – начинался…? (Снегопад.) Иногда зимняя вьюга играла со снежинками: качала их, кружила: (в-ф), (вь-фь); (а-о-у), (а-э-у) и др. А их дедушка-Мороз заставлял сверкать и кружиться льдинки на ветках деревьев и петь такую песенку: (ч-щ), (ч-ть), (ш-щ). К ночи всё стихало, снежинки засыпали под мелодию Зимы: (ш-ш). А утром дети радостно спрашивали: «Кто это Землю посолил?» Ребята выбегали на улицу и радостно играли в снежки, катались с горки на лыжах. Дети бросали снежный ком и он со свистом пел: (ша, шо, шу, ши), (аш, ош, уш, еш, ёш, иш, юш, яш) или (аша, ашо, ашу, аши), (ашка, ошка, ушка) и др. Логопед предлагает психогимнастику «Мороз-красный нос» и рассказывает дальше.
Нравились эти песенки (со звуком (ш)) деду Морозу и он, довольный, хлопал рукавицами и румянил детям щёки и нос. Ребятишки смеялись и говорили: «Брр, Мороз!», «Р-р-р – ух, красный нос!». Все дети любят зимние забавы и совсем не боятся Мороза. Логопед спрашивает: «А какие зимние развлечения вы любите?», «Как трещит мороз?». В конце – пальчиковая гимнастика «Домик», рисунки детей о зиме (по личным впечатлениям) с заданием – рассказать о зиме.
4. Сказка «В гостях у Веснянки»
Цели:
1. Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;
2. Активизация словаря (прилагательных, наречий) по теме «Весна»;
3. Формирование фразовой речи;
4. Развитие памяти, мышления, воображения и творчества;
5. Воспитание эстетических и гуманных чувств.
Оборудование: картонный театр, живые цветы (по возможности, либо изображение) – подснежники, персонаж «Весна», цветовые сигналы звуков, трафареты (следы).
Вопросы:
· С кем вы встречались в сказке?
· Чьи следы были на земле?
· Как вы себе представляете Весну (описать)?
· За что вам нравится весна?
Сказка.
Однажды выбежали Надюшка и Леночка на улицу и увидели на потемневшем, рыхлом снегу удивительные следы (демонстрация – на картонном театре). Подняли брови, распахнули глаза девочки и спросили: «Ой! Кто это ходил?», «Ах, чьи это тёплые следы остались на снегу?!» (мимическое упражнение «Удивление»). И решили подружки узнать, кто же растопил снег под своими ногами? Любознательные Надюшка и Леночка пошли по следам. Чем дальше они шли, тем больше чудес видели! Вначале девочки увидели, что снег стал другим. Логопед предлагает вспомнить из личного опыта и рассказать о весенних изменениях со снегом (потемнел, осел, стал рыхлым, мокрым). Далее – дети вспоминают, как «рождаются» ручейки. Детям предлагается с помощью приёма «словесного рисования» описать весёлые ручейки, которые перекатывались через камешки и пели: (динь-тинь), (дын-тын), (с-з), (сь-зь), (с-ц), (сь-ц). (Сказка продолжается).
Вскоре подружки увидели следы у пригорка. Оказалось, что на южной стороне пригорков и гор тоже есть эти загадочные следы. В этих следах образовались проталины, на которых появились первые, красивые, нежные, пахнущие снегом цветы – это смелые…? (Подснежники).
Логопед спрашивает детей:
- Какого цвета бывают подснежники?
- Почему эти цветы самые смелые?
- Отчего нельзя рвать цветы с корнем?
(Ввести в активный словарь прилагательные: белые, лиловые, жёлтые, смелые, прохладные, нежные, пахнущие снегом).
Логоритмика «Подснежник».
Логопед продолжает сказку и рассказывает о том, как подснежники с радостью спели для подружек и детей свою любимую песенку: (л-ль),
(ла-ля), (ло-лё), (лу-лю), (лы-ли) (имитация песенок и покачивания на ветру). Добрые подружки не стали рвать много подснежников и не рвали с корнями – девочки любили природу и бережно относились к ней. Подружки нарвали небольшой букетик для мамы, бабушки и пошли домой. По дороге они слушали чудесное пение различных птиц:
«чив-чив!», «фью-фью» и др. Красивее и громче других пели скворушка и соловушка! Как же птицы старались рассказать о Весне-Красне: и заливались трелью, и щёлкали, и щебетали!
Девочки ходили в детский сад и уже знали, что скворцы, грачи прилетают к нам весной. И тут Надюшка и Леночка увидели молодую красавицу в нежно-зелёном сарафане и венке из цветов: сирени, нарциссов, тюльпанов. В руках у неё была корзиночка с нежными подснежниками. Это была Веснянка, а за ней летели стаи птиц. Логопед предлагает вспомнить стихи, песни, пословицы о весне.
5. Сказка «Цветочный хоровод»
Цели:
1. Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха;
2. Формирование фонематического восприятия (различение мягких-твёрдых фонем);
3. Развитие фразовой речи;
4. Воспитание бережного отношения к родной природе.
Оборудование:
цветовые сигналы звуков, макеты цветов и подсолнуха, музыкальное сопровождение, мелкие палочки (для выкладывания цветка), зеркало.
Вопросы:
· Какие звуки смешивала Алёнка?
· Опишите любой цветок из этой сказки.
· Расскажите, чему научил Колокольчик Алёнку?
Сказка
Алёнушка училась в детском саду читать, считать и правильно произносить все звуки. Её огорчало то, что она не умела различать твёрдые и мягкие звуки. Вечером Алёнка занималась дома перед зеркалом, но делала она это невнимательно (её язык всегда был напряжённым, твёрдым). У девочки хорошо получались мягкие звуки: ль, мь, нь, зь, ть и др., а твёрдые звуки никак не получались. Алёнка рассердилась на зеркало и сказала: «Это ты, зеркало, во всём виновато! Ты совсем не волшебное, и не можешь сделать так, чтобы твёрдые звуки сами появились в моём речевом домике!» А Зеркальце ответило: «Нужно хорошо потрудиться и быть внимательнее – проверять свой язычок. Нельзя быть такой нетерпеливой!» Но Алёнка не послушала Зеркальце и убежала играть во двор. Там она копала песок лопаткой (упражнение для языка «Лопаточка»), качалась на качелях (упражнение «Качели»), смотрела, как папа красит лесенку на спортплощадке (упражнение «Маляры»). Вечером она уснула и увидела удивительный сон о цветах.
Ей приснился цветочный хоровод.
…На лесной полянке вдруг… ожили и заговорили все цветы! Логопед спрашивает: «Угадайте, какие цветы увидела во сне Алёнка?» (- по личным впечатлениям). Подошла девочка к Колокольчику и услышала, как он, покачивая головкой, поёт: (л-ль, л-ль, л-ль). Колокольчик был очень вежливым и рассказал Алёнке, что каждый цветок знает две песенки: твёрдую и мягкую. Стала Алёнка слушать песенки разных цветов и услышала, что розовая кашка поёт: (м-мь), белая ромашка – (р-рь), жёлтая календула – (к-кь), синий вьюнок – (в-вь)… А подсолнушек повернулся к солнышку и запел: (з-зь). К тому времени Одуванчик сменил жёлтое платьице на белое, воздушное, ветерку послушное, но его песенка осталась прежней: (ж-жь). Гордый красавец Тюльпан тоже спел свою песню: (т-ть). Потом подул лёгкий ветерок (упражнение на выработку физиологического и речевого дыхания), а цветочки взялись за ручки и завели цветочный хоровод. Алёнка захлопала в ладоши и сказала: «Я поняла! Мне нужно «подружиться» с Зеркальцем, внимательно слушать себя и говорить одну песенку твёрдо, а другую – мягко!» Колокольчик похвалил Алёнку и даже тихонько позвонил: «дин-динь! дин-динь!» …И тут девочка проснулась.
Но с тех пор Алёнка хорошо различает на слух и правильно произносит твёрдые-мягкие звуки: п-пь, б-бь, д-дь, в-вь, г-гь, с-сь, з-зь, ж-жь и др. (повторение за логопедом).
Логопед предлагает «построить» – «вырастить» цветок из палочек (пальчиковая гимнастика). В заключение – детям предлагается рассказать (с описанием внешнего вида) о любимом цветке, прочесть о нём стих (загадать загадку).
6. Сказка «Звуковой балкончик»
Цели:
1. Развитие фонематического слуха и формирование речевого дыхания;
2. Уточнение артикуляционного уклада звуков (а,о,у,ы);
3. Обогащение предметного и глагольного словаря;
4. Активизация воображения, мышления;
5. Воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
домик с балкончиком (стройматериал), детские музыкальные инструменты, макет цветочной полянки, Язычок (изображение персонажа), столик с детской посудой, «угощение» к чаю.
Вопросы:
· Кто пришёл в гости к Язычку?
· Назовите «вкусные слова» на гласный звук (а) (о,у).
· Чем порадовали братцы-гласные звуки Язычка?
Сказка.
Сидел Язычок в своём волшебном речевом домике. Скучно ему стало. Язычок подумал: «Хоть бы пришли ко мне в гости мои братцы-звуки!» Поднялся Язычок на балкончик и стал смотреть вдаль. И тут Язычок увидел, что по лесной тропинке идёт братец-звук (А), который нёс арфу и гостинцы-фрукты (в их названиях первый звук – (а)): ананас, апельсин, айву, абрикосы. Они поздоровались. Звук (А) посмотрел на домик Язычка и сказал: «Ах, какой высокий у тебя дом! Вот тебе гостинцы! Угадай, какие фрукты лежат в корзинке, если в их названии первый звук – гласный (а)» Подумал Язычок и назвал их. Логопед предлагает детям помочь Язычку. Потом пошли Язычок и братец (А) пить чай и видят – идут по лесной тропинке два братца – Звук (О) с дудочкой и Звук (У) со скрипочкой. Каждый братец нёс угощения, в названии которых были их звуки. Язычок быстро угадал эти слова.
- А вы знаете сладости, в названиях которых первый звук (о), (у)?
Наигрались братцы и сели пить чай со сладостями. Наконец поднялся на балкончик запыхавшийся братец (Ы). Он был толстый, как синьор Помидор, и поэтому шёл медленно. Его тоже угостили чаем. Братец (Ы) научил других играть в игру «Один-много». В ней был слышен его любимый звук (ы). Логопед предлагает детям повторить песенки братцев – (А), (О), (У), (Ы).
7. Сказка «Весеннее облачко»
Цели:
1. Развитие интонационной стороны речи и мелкой моторики рук;
2. Активизация фонематического восприятия (различение шипящих, свистящих, твёрдых-мягких звуков);
3. Обогащение словаря (употребление уменьшительно-ласкательных существительных);
4. Развитие познавательных процессов, мышления, воображения.
Вопросы:
· Почему Облачко назвали весенним?
· Расскажите, каким было Облачко (описать).
· Кому оно помогло?
· Назовите «Песенку Водички».
Сказка.
Пришла долгожданная весна. Стал таять снег, а по рекам поплыли, как кусочки белого шоколада, льдины. Испарялась вода, поднималась высоко в небо и вскоре превратилась с чудесное добродушное весеннее облачко. Психогимнастика «Облака и солнце» (интонация, мимика, жесты). Логопед рассказывает сказку дальше.
…Весеннее Облачко было любознательное и весёлое. Оно не могло быть на одном месте, а всё время плавало по небу и всему удивлялось. То и дело было слышно: (с-сь, з-зь, с-ц, с-з, с-ш, ж-з, ш-ж, ч-щ). Это весеннее Облачко то поднималось вверх, то опускалось вниз, то скользило вперёд-назад (выполнение упражнений для языка: «Катушка», «Маляры», «Парус», «Качели», «Грибок», «Часы», «Лопаточка»). Весеннее Облачко плавало то влево-вправо, то по кругу (выполнять упражнения для языка: «Вкусное варенье», «Чашечка» и др.) Весеннее Облачко путешествовало по небу и подружилось с другими облачками и вскоре стало тяжёлой весенней Тучкой. Однажды Тучка плыла над полем пшеницы и услышала голос пшеницы: «Воды! Пить! Дайте водички, иначе я не вырасту и не накормлю людей хлебом!» Доброе Облачко с радостью полило пшеницу водичкой. С тех пор у Тучки появилась чудесная песенка – «Песенка Водички»: (с-с-с) и (сь-сь-сь). Логопед предлагает пальчиковую гимнастику «Солнышко и тучка». В конце – зарисовка « Облачко» с рассказом (по личным впечатлениям).
8. Сказка «Морское путешествие».
Цели:
1. Активизация фонематического слуха (определение места звука «р» в слове).
2. Закрепление правильного произношения звука «р».
3. Развитие мышления, воображения и фразовой речи.
4. Активизация словаря.
5. Воспитание нравственных качеств.
Оборудование:
цветовые сигналы звуков, изображение персонажа Язычок, макет корабля (крупный стройматериал); флажки, руль, якорь, труба, цветовые сигналы, трафареты рыб, водорослей и морских животных, стихотворение «Кораблик».
Вопросы:
· Каких морских животных, рыб, растения встретил Язычок в морском путешествии?
· Назовите продукты и напитки, которые погрузил Язычок на корабль.
· С помощью какого звука Язычок завёл мотор корабля?
· Как шумел ветер?
· Вам понравилась сказка?
Сказка.
Однажды Язычок решил отправиться в морское путешествие и узнать о новых песенках-звуках. Вначале Язычок погрузил на белый корабль с алыми парусами продукты и напитки, в которых есть звуки: (р), (рь). Логопед просит угадать их названия (выделяя голосом звук «р»).
Потом Язычок завёл мотор корабля: (р-р-р) и поплыл по тёплому синему морю: (л-л-л) (подражание). Ласково светило солнце в голубом небе. Логопед предлагает психогимнастику «Солнышко и дождь». Далее – логопед продолжает игру и предлагает показать, как ветерок играет флагом: (ф-ф-ф) (Дети обозначают звуки (л), (р), (ф) цветовыми сигналами и повторяют их звукопроизношение.)
…Потом Язычок стал смотреть в бинокль (жест-подражание) и увидел много интересного. Язычок увидел морских животных, рыб, растения, в названии которых была «Песенка мотора» - (р-р-р).
- Угадайте, дети, их названия (при выполнении задания используются трафареты морских рыб, животных, растений).
…На ближайшем острове Язычок отдохнул и прогулялся. Он увидел редкие деревья, цветы (на звук «р»). Потом Язычок надел водолазный костюм и спустился на морское дно. Он увидел за камнем краба, креветки, морскую звезду, ракушки с жемчугом и кораллы.
- Угадайте, почему именно их выбрал Язычок? (в них есть звук «р») Интересное путешествие получилось – его ещё долго вспоминал Язычок.
Логопед декламирует стих «Кораблик», дети отхлапывают (приседают) на звуки «р», «рь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.