Тема: Сказки разных народов
Цель: расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества.
Задачи:
- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
- развивать мышление, память, связную устную речь;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация к уроку; отрывок из сказки, компьютер, проектор.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
1. 0рганизационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”
Коррекционная минутка
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя, и скажите, кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о сказках)
- Как вы догадались? (по выставке книг и иллюстрациям, развешанных на доске)
- Правильно! Прислушайтесь, вы что-нибудь слышите?
Сказки просят:
-А сейчас
Вы друзья, узнайте нас!
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке… (Колобок)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!... (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!... (Снегурочка
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… (Петушок – золотой гребешок))
А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… (Маша и медведь)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
- А что это за сказки? (русские народные)
- А сказки каких народов вы еще знаете? (таджикские, узбекские, литовские, армянские и тд.)
- Ребята, вы знаете, почему так много разных народных сказок?
(На земле живут люди разных национальностей, у них свои обычаи, свой язык, свои песни и сказки)
- Угадайте сказку по одной фразе?
… Зайца ты съешь утром, оленя в – обед, белку – на ужин. («Львиная доля.» Дагестанская сказка)
… - Уходи, грязная попрошайка! – крикнула она - Это не твой хлеб! («Дочка пекаря» Английская сказка)
… Обрадовался бедняк, вытряс все золото и раздал своим гостям. («Три арбузных семечка» Таджикская сказка)
… Тряхнул старик бородой и ушел под воду. («Алмазный топор» Литовская сказка)
… Всю зиму скотина жевала пустую солому, а к весне с голода и передохла. ( «Скупой барин» Латышская сказка)
….Подари мне столько земли, сколько влезет в шкуру моего верблюда! – попросил мальчик. («Как мальчик спас свой город» Киргизская сказка)
… Как рано ни выйдет бабуся, все не досчитается то одной курочки, то другой , то беленькой. То черненькой, то пеструшки, то хохлушки. («Жадная мельничиха» Украинская сказка)
… Как ты мог узнать, что верблюд был кривой на левый глаз? («Догадливые братья» Узбекская сказка)
… («Заказчик и мастер» Армянская сказка)
Физминутка
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
- Давайте вспомним сказку «Три арбузных семечка» (пересказ цепочкой)
Работа по вопросам
-Как отнеслись к аисту бедняк и богач? Кто из них был добрым? Кто из героев был жестоким?
- Почему содержимое арбузов бедняка и богача оказалось разным?
-Вспомните сказку, которая по смыслу похожа на эту сказку? («Алмазный топор»)
-Чем они похожи? (три главных героя, в обоих сказках есть бедняк и богач, за доброе дело – человек награждается, за плохое - наказывается)
Работа с пословицами
Выберите пословицу, которая подходит к этим сказкам
Личиком белёнек, да душой чернёнок.
Худое худым и кончается.
-А вторая пословица к какой сказке подходит? («Дочка пекаря»)
-Найдите в тексте подтверждение выражению «личиком белёнек»
(Перед печью хлопотала хорошенькая, опрятная девушка – дочка пекаря. Фея залюбовалась девушкой.)
- Какие черты характера героини подтверждают, что душа у нее бала черная? (она была грубая, злая, жадная и некультурная)
- Как фея наказала дочку пекаря?
Работа над новым материалом
Сообщение темы урока
- Какую сказку мы будем читать сегодня, вы узнаете, если из этих слов составите предложение
построила избушку Как коза (Как коза избушку построила)
Работа над сказкой
- чтение сказки учителем
- чтение по ролям
Работа по содержанию:
- Почему коза ушла от старухи?
- Сразу ли ей удалось найти место для избушки? Почему?
- Под каким деревом ей наконец удалось построить избушку?
Итог урока.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов осчастье, их вера в победу добра над злом.
- Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру
Рефлексия
Приготовьте зелёный, жёлтый и красный карандаши.
Я работал активно, хорошо читал. Зелёный
У меня всё получится, если я буду больше читать. Жёлтый.
Помогите! Я встретил много трудностей. Красный.
Игра на внимание.
- Ещё одно задание .
- Взяли листочки с буквами.
Аджэщнртолмшбжр
Пьтлнрощжзхэъьт
Рошлноьтрпвждбю
Зпмиенжамджготь
Джэхзщонртьлфжт
Лошгджеюбтрпмсэ
Парцболджэхзщшу
- В первой строчке обведите в кружок букву – «м».
- Во второй строчке обведите в кружок букву – «о».
- В третьей строчке обведите в кружок букву – «л».
- В четвертой строчке обведите в кружок букву – «о».
- В пятой строчке обведите в кружок букву – «д».
- В шестой строчке обведите в кружок букву – «е».
- В седьмой строчке обведите в кружок букву – «ц».
- Прочитаем ответ на задание. (Молодец).
-Вы очень хорошо потрудились.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№12 "
Конспект урока внеклассного чтения
«Сказки разных народов»
Подготовила: учитель 3 класса
Ахмедова З.Р.
2015-2016 уч. год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.