МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КИРИШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
гуманитарного цикла «» августа 2019г.
|
Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от «» августа 2019г.
|
«Утверждаю»
Директор школы __________ А.А. Логинов Приказ № от « » августа 2019г. |
Рабочая программа
по истории для 11 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2019 -2020учебный год
Пояснительная записка
Количество недельных часов-2 ч. в неделю
Количество часов в год-68 часов
Уровень рабочей программы – общеобразовательный
Классификация рабочей программы – типовая
Структура документа
Рабочая программа по истории России мира представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цели и задачи программы:
-создать представление об основных этапах и особенностях развития общества;
-закрепить знания о закономерностях развития страны и мира;
-рассмотреть многообразие форм экономического, политического , социального, духовного развития общества;
-формировать целостную историческую картину мира;
-уделить особое внимание месту и роли России в мире.
Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», редакция от 31.12.2014г., с изменениями от 06.04. 2015г.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
· Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005.Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
· Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Ленинградской области, реализующих программы общего образования.
· Учебный план МОУ СОШ №7 на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом директора от 31.08.2019 г.
·
Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации
от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в порядок формирования
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год. Утвержден, приказом Министерства и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего образования».
· Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-548 от 29.04.2019 г. «О Федеральном перечне учебников».
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. «История. Россия и мир. 10-11 кл.» «Дрофа» 2009.
Обоснования выбора программы
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по истории, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Цели изучения курса:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса. его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у учащихся целостной исторической картины мира в новейший период с выделением закономерностей развития стран и народов, их культурно-исторических и политических особенностей. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум, экономика и культура. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у выпускников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Формы организации учебного процесса:
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Россия и мри в начале ХХ века. |
9 |
|
|
|
3 |
Мировая война и революционные потрясения |
10 |
4 |
Мир в межвоенный период |
6 |
|
СССР (1941-1945) |
|
5 |
Социалистический эксперимент в СССР |
6 |
|
|
|
6 |
Вторая мировая война |
10 |
7 |
Биополярный мир и «холодная война» |
4 |
8 |
СССР и социалистические страны Европы |
4 |
9 |
Запад и «третий мир» - во второй половине ХХ века |
4 |
10 |
Россия в современном мире |
8 |
11 |
Духовная жизнь |
4 |
12 |
Итоговое повторение |
2 |
11 |
Итого |
68 |
Содержание курса
ИСТОРИЯ Россия и мир в XX — начале XXI века (1)
Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.
ТЕМА 1. Россия и мир в начале XX века (9)
Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.
Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и це-ли партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.
Российское общество и реформы. Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъем в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.
ТЕМА 2. Мировая война и революционные потрясения (10)
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915—1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.
Российская революция 1917 г. Революционные события февраля—марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая П. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Послефевральский политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Выступление Л. Г. Корнилова. Большевизация Советов.
Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.
Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, ее временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л. Д. Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.
Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранная интервенция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Гражданской войны с социальной и экономической политикой большевиков. Политика «военного коммунизма» и ее результаты. Крестьянские восстания. Завершение Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.
От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конституция СССР 1924 г.
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
ТЕМА 3. Мир в межвоенный период (6)
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.
ТЕМА 4. Социалистический эксперимент в СССР (6)
Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Основные направления нэпа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладности народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и ее источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера консти-туции и социально-политических реалий советского общества.
СССР в системе международных отношений.
Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооруженные конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 г. и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.
ТЕМА 5. Вторая мировая война (10)
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941 —1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы.
Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.
Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Наступательные операции советских войск зимой—весной 1944 г. Наступление советских войск в Белоруссии— операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
ТЕМА 6. Биполярный мир и «холодная война» (4)
Начало противостояния. Политические последствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.
Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Достижение советским блоком военно-стратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
ТЕМА 7. СССР и социалистические страны Европы (4)
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н. С. Хрущева. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.
Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 г. Попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого социализма».
Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито — Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980—1981 гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».
ТЕМА 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века (4)
Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения в социальной структуре общества.
Научно-техническая революция и общество в 70—80-х гг. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония — экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
ТЕМА 9. Россия в современном мире (8)
СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х — начала 90-х гг. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.
Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности ми-pa. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализация цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и этнополитические конфликты. Чеченская проблема. Расстановка политических сил в стране 1990-х гг. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изменения в социальной структуре. Политическая ситуация в России в конце XX — начале XXI в. В. В. Путин. Новая расстановка политических сил. Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий форсированного реформаторства. Улучшение экономического положения: от спада производства к его подъему. Социальная политика. Национальные проекты. Д. А. Медведев.
Мир на рубеже XX—XXI вв. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО и Евросоюзом. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Рост международного авторитета России. Отношения со странами СНГ. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и общественные движения.
ТЕМА 10. Духовная жизнь (4)
Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.
Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.
Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX в. Музыка. Архитектура. Массовая культура.
Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры России на рубеже XIX—XX вв. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влия-ние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX в.
Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация. Отражение событий революции и Гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 20—30-х гг. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально-охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Итоговое повторение. (2)
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -
• для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
1. Компьютер – 1 шт.
2. Интерактивная доска – 1 шт.
3. Мультимедийные пособия по истории Россия и мир.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Волобуев О.в., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В. А. Россия и мир. ХХ век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. «Веди- Принт», М. 2014.
2. Данилов А.А. История России с древнейших времён до наших дней в вопросах и ответах: учеб пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 320с.
3. Кирилова Е.И. Олимпиады по истории. 11 класс. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
4. Кочетов Н.С. История России. 11 класс: Методическое обеспечение уроков. 11 класс (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). Волгоград: Учитель, 2003. – 144с.
5. Кудрявцева Т.Ю. История. 10-11 классы: технология педагогических мастерских – Волгоград: Учитель, 2012. – 115с.
6. Методическое пособие к учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В., Рогожкина В.А. «Россия и мир. История ХХ века» 11 класс/ А.В. Игнатов. – М.: Издательский дом «Новый учебник» 2005.- 463
7. Олимпиадные задания по истории России. 9-11 классы – Волгоград: Учитель, 2006. – 90с.
8. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России. – СПб, «Паритет», 2000. – 384 с.
9. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2002. – 128с.
10. Степанищев А.Т., Белозёров Н.М., Волков А.П. История в таблицах 5-11 кл.: справочное пособие – 7-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 79с.
11. Алексашкина, Л. Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории [Текст] : для учителей / Л. Н. Алексашкина. - М.: Просвещение, 2008.
12. Безносое, А. Э. История России и мир. 9-11 классы [Текст] : тесты : учеб.-метод, посо- бие / А. Э. Безносов, Ю. В. Кушнерева. -М.: Дрофа, 2001.
13. Дорожкина, Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы [Текст] / Н. И. Дорожкина. - М.: ВАКО, 2009.
14. Загладин, Н. В. Всемирная история XX в. [Текст] : для учителя / Н. В. Загладин. - М. : Просвещение, 2009.
15. История. 5-11 классы [Текст] : технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гуко-ва [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2009.
16. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах [Текст] /В. В. Кириллов. -М: Эксмо, 2010.
17. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы) [Текст] / авт.-сост. Н. С. Кочетов. - Волгоград : Учитель, 2002.
18. Петрович, В. Г. Уроки истории: Всеобщая история [Текст] : метод, пособие / В. Г. Петрович, Н. М. Петрович. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
19. Саяпин, В. В. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010, базовый уровень 10-11 кл. [Текст]: учеб.-метод, пособие / В. В. Саяпин. - Ростов н/Д. : Легион, 2009.
20. Степанищев, А. Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 классы [Текст] : пособие для учителя / А. Т. Степанищев. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
21. Сурмина, И. О. Открытые уроки истории России. 9-11 классы [Текст] / И. О. Сурмина, Н. И. Шильнова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
22. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Арисова. - Волгоград : Учитель, 2008.
23. Чернова, М. Н. Справочник учителя истории. 5-11 классы [Текст] : справочник. - М. : Экзамен, 2008.
Дополнительная литература для учащихся:
1. История мировой культуры [Текст]: справочник школьника. - М., 1996.
2. Сто великих битв [Текст]. - М. : Вече, 2001.
3. Сто великих картин [Текст]. - М. : Вече, 2001.
4. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб, пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. -М. : АСТ, 1996.
Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; сборники из серии «Репетитор»; тренировочные задания; сборники заданий; СВ-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».
Печатные пособия.
Таблицы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века.
Портреты выдающихся деятелей истории СССР, России и всеобщей истории XX - начала XXI века.
Атласы:
Атласы по всеобщей истории XX - начала XXI века с комплектом контурных карт.
Атласы по истории СССР, России XX - начала XXI века с комплектом контурных карт.
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала (материалы по истории культуры и искусства, по образу жизни в различные исторические эпохи, по истории развития вооружений и военного искусства, техники и технологии) по истории России и всеобщей истории.
Карты:
Европа в конце XIX — начале XX века. Экономическое развитие.
Мир к началу XX века.
Первая мировая война (Европейская часть).
Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 годах.
Образование СССР (1922-1940).
Китай в 1924-1937 годах.
Индия в 1900-1939 годах.
Начало Второй мировой войны в Европе (1939-1941).
Вторая мировая война на Тихом океане.
Вторая мировая война в Европе и в Северной Африке (1942-1945).
Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны.
СССР и страны народной демократии в 1945-1991 годах.
США в XX веке.
Блоки периода «холодной войны».
Государства Восточной Азии в 1945-2000 годах.
Образование независимых государств в Африке (1945-2000).
Политическая карта Европы (2009 год).
Информационно-коммуникативные пособия.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории Россш и всеобщей истории XX - начала XXI века.
Электронно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века.
Аудиозаписи и фонохрестоматия по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI века.
Слайды (диапозитивы) по истории России и всеобщей истории XX - начала XXI в.
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Названия тем и уроков |
Дата проведения урока |
Содержание |
Планируемые результаты УУД |
Основные понятия и термины |
Д.З |
||
план |
факт |
|
|
|
|
|||
1 |
Вводный урок. Содержание и особенности изучения новейшей истории Отечества в мировом общественном развитии |
3 |
|
|
Обобщить знания школьников об основных тенденциях и результатах мирового исторического процесса к концу XIX века. Дать общую характеристику периода новейшей истории. |
Новейшая история, теория модернизации.
|
Стр.3-4 |
|
2 |
Тема 1. Россия и мир в начале XX века |
|
|
Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма |
Раскрыть особенности модернизации в России, показать нарастание социальных противоречий в стране. Ознакомить учащихся с причинами, основными этапами первой российской революции, кратко охарактеризовать главные события 1905 года, рассмотреть деятельность основных политических сил в условиях революции, становления парламентаризма и многопартийности. Выявить значение аграрной реформы Столыпина, ее последствия. Охарактеризовать место России в системе международных отношений. |
Индустриальное общество, научно-технический прогресс, авторитарная власть, реформизм, новый либерализм, социал-демократия, неонародничество. Советы рабочих депутатов, парламентаризм, кадеты, октябристы, куриальная система выборов, хутора, отруба, гегемония |
|
|
|
Новые тенденции в развитии общества
|
10, |
|
|||||
§1 стр.5-13
|
||||||||
§2-3 стр.13-24
|
||||||||
3-4
|
Первая российская революция Российское общество и реформы
|
1 |
|
|||||
5-6
7-8
|
Российское общество и реформы |
2 |
|
§4, стр. 25-32
§5
Повт. § 1-5 |
||||
Россия в системе мирового рынка и международных союзов
|
1 |
|
||||||
9-10 |
Урок обобщения по теме: Россия и мир в начале XX века
|
8 |
|
|||||
|
Тема 2. Мировая война и революционные потрясения
|
|
|
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
|
Раскрыть обстановку накануне войны. Разъяснить учащимся предпосылки и причины войны. Охарактеризовать планы России, ее союзников и противников. Показать ход военных действий на основных театрах войны, особенно подчеркнуть роль восточного фронта в Первой мировой войне. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в годы войны. Дать характеристику революционным событиям февраля 1917 г., развитию политической и социально-экономической ситуации после февраля. Показать исторические альтернативы 1917 года. Раскрыть причины прихода к власти большевиков. Раскрыть причины гражданской войны, основные ее этапы и события. Выяснить итоги Первой мировой войны, ее последствия, влияние послевоенного урегулирования на развитие международных отношений. Показать противоречивый характер Версальского мирного договора. Охарактеризовать влияние Первой мировой войны и революционного движения в России на революционные процессы в Европе и на Востоке, на судьбы народов колониальных стран. |
Мировая война, инфляция, демократическая революция, социалистическая революция, коалиционное правительство, политическая доктрина, мировая революция, международное право, аннексия, контрибуция, сепаратный мир, общественное сознание, гражданская война, пролетариат, диктатура пролетариата, рабочий контроль, национализация, однопартийная система, конституция, советская власть, сепаратизм, белое движение, продразверстка, экспроприация,
|
|
|
11-12
|
Первая мировая война
|
1 |
|
§6-7 |
||||
13-14 |
Российская революция 1917 года
|
22 |
|
§8-9 |
||||
15
|
Гражданская война в России |
29 |
|
§10-11 |
||||
16
|
Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия»
|
29 |
|
|
||||
17-18
19
|
От Российской республики Советов к СССР
|
12 |
|
§12 |
||||
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе
|
19
|
|
§13 |
|||||
20 |
Урок обобщения по теме 2 |
19 |
|
|
||||
21-22
|
Тема 3. Мир в межвоенный период
Мировой экономический кризис
|
26 |
|
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
|
Показать предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризисных явлений в разных странах мира. Охарактеризовать основные мероприятия «нового курса» в США. Сравнить выход из кризиса, предложенный левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами. Показать причины возникновения и особенности тоталитарных режимов в Европе. Раскрыть внутреннюю политику нацистов и итальянских фашистов, а также агрессивную природу фашизма. Показать нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса. Дать учащимся представление о процессах модернизации в странах Востока. |
Рыночная экономика, банкротство, экономический кризис, депрессия, девальвация, государственный контроль, система социального обеспечения, социальные реформы, профсоюзы, лейбористы, дефицит бюджета, фашизм, социалисты, забастовочное движение |
§14
|
|
23-24
|
Тоталитарные режимы в Европе
|
3,1 |
|
§15 |
||||
25
|
Модернизация в странах Востока
|
10,12 |
|
§16 |
||||
26 |
Урок обобщения по теме 3 |
10,12 |
|
|
||||
|
Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР
|
|
|
Образование СССР. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г..
|
Раскрыть причины введения НЭПа, его основные направления. Выявить трудности НЭПа, противоречия между экономической и политической системами. Раскрыть причины отхода от НЭПа. Охарактеризовать процесс сращивания партийного и государственного аппарата. Проследить формирование сталинского режима, дать оценку курсу на построение социализма в одной стране. Раскрыть противоречия курса на индустриализацию и коллективизацию, показать их последствия. Охарактеризовать причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы и появления новых центров силы в Европе и Азии. Раскрыть роль фашизма как главного виновника обострения международной обстановки. |
Социальное равенство, политика «военного коммунизма», новая экономическая политика, государственная собственность, коллективная собственность, многоукладность, государственный сектор, хозрасчет, плановый характер экономики, инакомыслие, отделение церкви от государства, индустриализация, денежная реформа, кооперация |
|
|
27-28
|
Советская страна в годы НЭПа |
17,12 |
|
§17 |
||||
29 30-
|
Пути большевистской модернизации
|
24,12 |
|
§18-19 |
||||
31-32
|
СССР в системе международных отношении |
|
|
§20-21 |
||||
33 34-
|
Тема 5. Вторая мировая войн
Агрессия гитлеровской Германии |
|
|
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе |
Показать причины и характер Второй мировой войны, ее основные этапы. Охарактеризовать ход военных действий на основных театрах войны. Особо выделить советско-германский фронт, подчеркнуть его значение в разгроме врага. Показать бесчеловечную сущность оккупационного фашистского режима Проследить основные этапы формирования Антигитлеровской коалиции. Раскрыть роль тыла в войне, подчеркнуть значение движения Сопротивления. Показать цену войны для мирного населения. Охарактеризовать итоги войны и роль СССР в победе над врагом. |
Государства-агрессоры, сателлиты, молниеносная война, этническая граница, «странная война», капитуляция, административный ресурс, территориальные приобретения, мобилизация, эвакуация, оккупация. Антигитлеровская коалиция, стратегия, коренной перелом
|
§22 |
|
35 36-
|
СССР накануне Великой Отечественной воины
|
|
|
§23 |
||||
37 38
|
Начало Великой Отечественной войны
|
|
|
§24 |
||||
39 40
|
Коренной перелом
|
|
|
§25-26 |
||||
41-42 |
Урок обобщения по теме 5 |
|
|
|
|
|
|
|
43
|
Тема 6. Биполярный мир и «холодная война»
Начало противостояния
|
|
|
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
|
Раскрыть политические итоги Второй мировой войны, охарактеризовать решения союзников в отношении Германии. Показать противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Раскрыть причины возникновения «холодной войны», ее последствия для международных отношений и внутренних процессов. Охарактеризовать основные этапы и события «холодной войны». Показать причины начала разрядки международной напряженности |
«Холодная война», гонка ракетно-ядерных вооружений, эскалация вооруженного конфликта, военно-морская блокада, нераспространение ядерного оружия, страны «социалистической ориентации» |
§27 |
|
44 |
Мир на гране ядерной войны
|
|
|
§28 |
||||
45 |
От разрядки к новому противостоянию |
|
|
§29 |
||||
46 |
Урок обобщения по теме 6
|
|
|
|
||||
47 48
|
Тема 7. СССР и социалистические страны Европы |
|
|
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства.. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. |
Показать экономические последствия войны. Раскрыть противоречивость послевоенного экономического развития СССР, его трудности и успехи. Разъяснить учащимся особенности политического режима в СССР после войны. Охарактеризовать усиление идеологического давления на общество. Показать изменения в жизни страны, проследить этапы борьбы за власть в партийно-государственном руководстве после смерти И.В. Сталина. Проследить эволюцию политического и экономического курса в 50-70-х гг., его успехи и неудачи. Показать причины установления в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Охарактеризовать причины и последствия внутриполитических кризисов в социалистических странах. |
Идеологические кампании, космополитизм, экономические методы управления, дестали-низация, реабилитация, депортированные народы, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм, идеологические стереотипы, номенклатура, экономические реформы, научно-техническая революция, коррупция |
|
|
СССР: от Сталина к началу десталинизации
|
|
|
§30 |
|||||
49 |
Кризис «развитого социализма»
|
|
|
§31 |
||||
50
|
Социализм в Восточной Европе |
|
|
§32 |
||||
|
Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века |
|
|
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, |
Охарактеризовать послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада, вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития. Раскрыть процесс формирования экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Показать социально-политические процессы в странах Запада, роль НТР в изменениях в обществе. Дать характеристику идейно-политическим течениям в обществе стран Запада. Проследить социально-политические противоречия и охарактеризовать пути их решений. Оценить итоги развития стран Запада к началу 90-х гг. Дать характеристику основных групп стран «третьего мира», особенностей их развития и места в современном мире. Показать поиски путей развития освободившихся стран. Раскрыть истоки внутренних и международных конфликтов в «третьем мире» |
Военно-экономический потенциал, этнора-совые отношения, расовая сегрегация, расовая дискриминация, демократический социализм, концепция «государства благосостояния», «средний класс», социальная напряженность, энергетический и сырьевой кризис, «общество потребления», движения социального протеста, демагогия, «новые левые», движение «зеленых» |
|
|
51 52
|
Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х гг. |
|
|
§33 |
||||
53
|
Научно-техническая революция и общество Запада в 70-80-х гг.
|
|
|
§34 |
||||
54 |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. |
|
|
§35 |
||||
5556 |
Тема 9. Россия в современном мире
СССР в период «перестройки».
|
|
|
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ Становление новой российской государственности Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств |
Раскрыть предпосылки преобразований в СССР. Показать непоследовательность шагов по реформированию экономики в годы «перестройки». Показать противодействие консервативных сил экономической реформе и ее неудачи. Проследить основные шаги в общественно-политических реформах. Охарактеризовать подъем общественных и национальных движений. Раскрыть сущность политики «нового мышления» международных отношениях, ее итоги и последствия. Проследить связь между внутриполитическими изменениями в СССР, новой внешней политикой и революциями в Восточной Европе. Дать характеристику их итогов и значения. Дать оценку политическим изменениям в Европе после краха социалистической системы Показать обострение социальных и национальных проблем в СССР. Изучить события 1991 г., причины и последствия распада СССР. Рассмотреть процесс становления новой российской государственности. Проанализировать достижения и трудности при осуществлении преобразований в политической и экономической области. Выявить основные проблемы строительства федеративного государства. Оценить место России в системе международной политики и мирового разделения труда, ее роль в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством в начале нового тысячелетия. |
«Ускорение» социально-экономического развития, процесс демократизации, гласность, реформы государственного строя, политический плюрализм, «обновление социализма», многоэтническое государство, национальные и националистические движения, концепция «общеевропейского дома», политика «нового мышления», многопартийная система, референдум, конфедерация, «бархатная революция», приватизация, «шоковая терапия», радикальные реформы, «протестный» электорат, правовое государство, президентская республика, постсоветское пространство, |
§37-38 |
|
57
|
Крах социализма в Восточной Европе
|
|
|
§39 |
||||
|
Становление новой России |
|
|
§40 |
||||
58
|
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.
|
|
|
§41-42 |
||||
59-60
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
||||
61-
62 |
Мир на пороге XXI века
|
|
|
§43 |
||||
63
|
Тема 10. Духовная жизнь Развитие научной мысли Научно-технический прогресс»
|
|
|
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
|
Охарактеризовать революционные изменения, произошедшие благодаря развитию науки в XX веке во взглядах ученых на строение макро- и микромира, физиологию и психологию человека, его наследственность. Раскрыть взаимосвязь между прогрессом в научно-технической сфере и преобразованиями в различных сторонах жизни общества. Проследить основные тенденции развития литературы и искусства в XX веке, особенности реалистического и авангардистского направлений в художественном творчестве. Рассмотреть особенности культурного подъема в России в начале XX века; специфику послереволюционных преобразований в культурной сфере. |
Естественнонаучная картина мира, мегаполис, информационный переворот, технологический переворот, переход в постиндустриальную стадию развития общества, реалистическое искусство, авангардизм, неореализм, модернизм, урбанизация, массовая культура, «серебряный век» русской культуры, |
§44 |
|
64-
65
|
Основные тенденции развития мировой художественной культуры Российская культура «серебряного века |
|
|
§45-46 |
||||
66
|
Культура России: от соцреализма к свободе творчества |
|
|
§47-48 |
||||
67-68
|
Итоговое повторение |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.