СКАЗКОТЕРАПИЯ для детей С ЗПР
Оценка 5

СКАЗКОТЕРАПИЯ для детей С ЗПР

Оценка 5
docx
28.05.2021
СКАЗКОТЕРАПИЯ для детей С ЗПР
СКАЗКОТЕРАПИЯ для детей С ЗПР.docx

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психокоррекционный и психотерапевтический потенциал сказки отмечен многими зарубежными (Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Э. Фромм и др.) и отечественными учеными (И.В. Вачков, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкович-Евстигнеева, Т.Ю. Калошина, О.Н. Руданова, М.В. Осорина, Е.И. Синицына, Д.Ю. Соколов, Т.Н. Щербакова и др.).

А.А. Осипова определяет сказкотерапию как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [35].

И.В. Вачков рассматривает сказкотерапию как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъективности [10].

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Автор обращает внимание на то, что сказки содержат в себе информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные, вариативные способы их решения. Слушая сказки, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который может быть актуализирован в реальной жизни в случае необходимости. Сказки помогают найти нужное решение в сложных ситуациях жизненного выбора. Сказкотерапевтическая психокоррекция рассматривается Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой как процесс восстановления адекватного поведения ребенка с помощью различных приемов и средств сказкотерапии [19].

Основой метода сказкотерапии выступает сказка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает сказку как ценную, жизненно важную информацию, поступающую в наше подсознание и начинающую активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение.

И.В. Вачков выделяет три функции сказок: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.

Прогностическая функция сказки направлена на выявлении сущности и характерных черт предстоящего актуального сценария человека [11].

Привлекательность сказки для коррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта заключается в следующем:

-              сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

-              главный герой сказки - образ собирательный и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участников сказочных событий;

-              в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально проработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь [7].

Мы полагаем, что накопленный «сказочный опыт» во многом способен помочь ребенку с нарушениями интеллекта понять смысл и неоднозначность коммуникативной ситуации, преодолеть актуальные коммуникативные трудности, найти вариативные способы самовыражения в общении, обогатить эмоциональный и вербальный инструментарий. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта позволили нам выявить психокоррекционные потенциалы сказки в процессе преодоления детских коммуникативных трудностей (Табл. 1.1).

Таблица 1.1. - Психокоррекционные функции и возможности сказок

Функции сказки

Характеристика

Психокоррекционные возможности

1. Функция установления контакта с ребенком

со сказкой, моделирование в рамках сказочной среды позитивный настрой ребенком и , атмосферу принятия и ; сказка является между взрослым и , помогающим детские психологические и отчужденность

 

трудностей эмпатии, к партнеру, , неуверенности, сотрудничества, коммуникативных действий, общения и его результатов, самоконтроля

 

 

2. идентификации

Ребенок с идентифицирует с героями сказки, так как сказочных образов к содержанию его внутреннего ; сопереживание им дает выразить собственных чувств (, радость, обиду, , гордость, волнение и т.д.). В происходит идентификации с «незнакомым, » для ребенка персонажем, при ребенок ставится в выбора - при эту модель поведения в собственной проблемы или

 

Коррекция враждебности, , завистливости, эмпатии, дифференциации эмоциональных состояний ера, трудностей самовыражения в общении, остей ориентации в коммуникативной ситуации, и прогнозирования собственных , трудностей действий в ситуации неопределенности

3. Обучающая

Сказки предлагают в форме « ситуации», ребенок новые ролевые , новые способы дей, происходит морально-этических норм, поведенческого репертуара

 

коммуникативной регидности, , стереотипизации , вербальных и невербальных , трудностей самонаблюдения и самооценки

4. Функция

Сказка, с стороны, вовлекает в мир переживаний, с - сохраняет способность извне, т.е. оценивать ситуацию

рефлексивных трудностей:

˗         ,

˗         самоконтроля,

˗         самоизменения,

˗         ;

˗         неумения , признавать, собственные коммуникативные

 

5. Функция гармонизации мира

Сказка предлагает различные способы к ситуациям, людям, состояниям, тем самым позитивное самовосприятие и от травмирующих переживаний

тревожности, застенчивости, в себе, вступления в контакт, самопрезентации, коммуник дезадаптации и неадекватности

 

6. Развивающая функция

способствует снижению тревожности и агрессивности у , развитию умения трудности и , выявляет и поддерживает способности, навыки конструктивного эмоций, развивает к эмоциональной регуляции естественной коммуникации, передает основные жизненные и закономерности

Коррекция конфликтности, , нежелания и неумения с другими, проявлений , эгоизма, остей слушания, «пристройки» к собеседнику, неумения свои действия с других, понимать их намерения

7. Ресурсная функция

В сказке определенный решения про через обращение не к народной мудрости, человечества, но и к собственным ребенка преодоление его сопротивления

Коррекция стереотипности, шаблонности коммуникативного поведения, трудностей перестройки программы общения, замкнутости, безынициативности, трудностей самовыражения

 

С целью психокоррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта можно использовать разнообразные формы работы со сказками:

-              использование сказки как метафоры;

-              рисование по мотивам сказок;

-              обсуждение личностных и коммуникативных особенностей персонажей сказки;

-              проигрывание эпизодов сказки (игры-драматизации, танцевальная инсценировка, проигрывание с помощью игрушек или самостоятельное изготовление кукол);

-              творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, введение в сказку новых персонажей, составление рекламы сказки, подбор музыки к сказке, написание песенки для главного героя и т.д.) [27].

Кроме того, сказка может быть использовани как средство диагностики коммуникатиынх навыков ребенка.

В сказках проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки. Взрослый в работе над сказкой развивает коммуникативные навыки ребенка, приобщает его к традициям с помощи интонации. Ребенок работая со сказкой, по инициативе взрослого может побывать во всевозможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Сказка выcтупает мощным инструментом развития внутреннего мира ребенка[16].

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, Р.М. Ткач рекомендует заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, следует подготовить раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыку, костюмы; выбрать оптимальный способ проведения занятия (сидя за партами, в кругу, на полу), выстроить по определенной структуре план занятия [53].

Основываясь на рекомендациях Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, представим алгоритм, который можно использовать для коррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта:

1) Подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2) Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3) Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписать герою все переживания ребенка.

4) Осуществить поиск героем сказки выхода из сложившейся ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы через сказочные события показать ребенку ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения.

5) Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений[21].

Таким образом, сказкотерапия представляет собой направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия предоставляет широкие возможности для коррекции поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.


 

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ

Основой метода сказкотерапии выступает сказка

Основой метода сказкотерапии выступает сказка

Мы полагаем, что накопленный «сказочный опыт» во многом способен помочь ребенку с нарушениями интеллекта понять смысл и неоднозначность коммуникативной ситуации, преодолеть актуальные коммуникативные трудности, найти…

Мы полагаем, что накопленный «сказочный опыт» во многом способен помочь ребенку с нарушениями интеллекта понять смысл и неоднозначность коммуникативной ситуации, преодолеть актуальные коммуникативные трудности, найти…

В происходит идентификации с «незнакомым, » для ребенка персонажем, при ребенок ставится в выбора - при эту модель поведения в собственной проблемы или

В происходит идентификации с «незнакомым, » для ребенка персонажем, при ребенок ставится в выбора - при эту модель поведения в собственной проблемы или

Функция гармонизации мира Сказка предлагает различные способы к ситуациям, людям, состояниям, тем самым позитивное самовосприятие и от травмирующих переживаний тревожности, застенчивости, в себе, вступления в…

Функция гармонизации мира Сказка предлагает различные способы к ситуациям, людям, состояниям, тем самым позитивное самовосприятие и от травмирующих переживаний тревожности, застенчивости, в себе, вступления в…

Ресурсная функция В сказке определенный решения про через обращение не к народной мудрости, человечества, но и к собственным ребенка преодоление его сопротивления

Ресурсная функция В сказке определенный решения про через обращение не к народной мудрости, человечества, но и к собственным ребенка преодоление его сопротивления

Основываясь на рекомендациях Т

Основываясь на рекомендациях Т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021