СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психокоррекционный и психотерапевтический потенциал сказки отмечен многими зарубежными (Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Э. Фромм и др.) и отечественными учеными (И.В. Вачков, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкович-Евстигнеева, Т.Ю. Калошина, О.Н. Руданова, М.В. Осорина, Е.И. Синицына, Д.Ю. Соколов, Т.Н. Щербакова и др.).
А.А. Осипова определяет сказкотерапию как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [35].
И.В. Вачков рассматривает сказкотерапию как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъективности [10].
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Автор обращает внимание на то, что сказки содержат в себе информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные, вариативные способы их решения. Слушая сказки, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который может быть актуализирован в реальной жизни в случае необходимости. Сказки помогают найти нужное решение в сложных ситуациях жизненного выбора. Сказкотерапевтическая психокоррекция рассматривается Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой как процесс восстановления адекватного поведения ребенка с помощью различных приемов и средств сказкотерапии [19].
Основой метода сказкотерапии выступает сказка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает сказку как ценную, жизненно важную информацию, поступающую в наше подсознание и начинающую активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение.
И.В. Вачков выделяет три функции сказок: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.
Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.
Прогностическая функция сказки направлена на выявлении сущности и характерных черт предстоящего актуального сценария человека [11].
Привлекательность сказки для коррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта заключается в следующем:
- сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;
- главный герой сказки - образ собирательный и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участников сказочных событий;
- в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально проработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь [7].
Мы полагаем, что накопленный «сказочный опыт» во многом способен помочь ребенку с нарушениями интеллекта понять смысл и неоднозначность коммуникативной ситуации, преодолеть актуальные коммуникативные трудности, найти вариативные способы самовыражения в общении, обогатить эмоциональный и вербальный инструментарий. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта позволили нам выявить психокоррекционные потенциалы сказки в процессе преодоления детских коммуникативных трудностей (Табл. 1.1).
Таблица 1.1. - Психокоррекционные функции и возможности сказок
Функции сказки |
Характеристика |
Психокоррекционные возможности |
1. Функция установления контакта с ребенком |
со сказкой, моделирование в рамках сказочной среды позитивный настрой ребенком и , атмосферу принятия и ; сказка является между взрослым и , помогающим детские психологические и отчужденность
|
трудностей эмпатии, к партнеру, , неуверенности, сотрудничества, коммуникативных действий, общения и его результатов, самоконтроля
|
2. идентификации |
Ребенок с идентифицирует с героями сказки, так как сказочных образов к содержанию его внутреннего ; сопереживание им дает выразить собственных чувств (, радость, обиду, , гордость, волнение и т.д.). В происходит идентификации с «незнакомым, » для ребенка персонажем, при ребенок ставится в выбора - при эту модель поведения в собственной проблемы или
|
Коррекция враждебности, , завистливости, эмпатии, дифференциации эмоциональных состояний ера, трудностей самовыражения в общении, остей ориентации в коммуникативной ситуации, и прогнозирования собственных , трудностей действий в ситуации неопределенности |
3. Обучающая |
Сказки предлагают в форме « ситуации», ребенок новые ролевые , новые способы дей, происходит морально-этических норм, поведенческого репертуара
|
коммуникативной регидности, , стереотипизации , вербальных и невербальных , трудностей самонаблюдения и самооценки |
4. Функция |
Сказка, с стороны, вовлекает в мир переживаний, с - сохраняет способность извне, т.е. оценивать ситуацию |
рефлексивных трудностей: ˗ , ˗ самоконтроля, ˗ самоизменения, ˗ ; ˗ неумения , признавать, собственные коммуникативные
|
5. Функция гармонизации мира |
Сказка предлагает различные способы к ситуациям, людям, состояниям, тем самым позитивное самовосприятие и от травмирующих переживаний |
тревожности, застенчивости, в себе, вступления в контакт, самопрезентации, коммуник дезадаптации и неадекватности
|
6. Развивающая функция |
способствует снижению тревожности и агрессивности у , развитию умения трудности и , выявляет и поддерживает способности, навыки конструктивного эмоций, развивает к эмоциональной регуляции естественной коммуникации, передает основные жизненные и закономерности |
Коррекция конфликтности, , нежелания и неумения с другими, проявлений , эгоизма, остей слушания, «пристройки» к собеседнику, неумения свои действия с других, понимать их намерения |
7. Ресурсная функция |
В сказке определенный решения про через обращение не к народной мудрости, человечества, но и к собственным ребенка преодоление его сопротивления |
Коррекция стереотипности, шаблонности коммуникативного поведения, трудностей перестройки программы общения, замкнутости, безынициативности, трудностей самовыражения |
С целью психокоррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта можно использовать разнообразные формы работы со сказками:
- использование сказки как метафоры;
- рисование по мотивам сказок;
- обсуждение личностных и коммуникативных особенностей персонажей сказки;
- проигрывание эпизодов сказки (игры-драматизации, танцевальная инсценировка, проигрывание с помощью игрушек или самостоятельное изготовление кукол);
- творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, введение в сказку новых персонажей, составление рекламы сказки, подбор музыки к сказке, написание песенки для главного героя и т.д.) [27].
Кроме того, сказка может быть использовани как средство диагностики коммуникатиынх навыков ребенка.
В сказках проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки. Взрослый в работе над сказкой развивает коммуникативные навыки ребенка, приобщает его к традициям с помощи интонации. Ребенок работая со сказкой, по инициативе взрослого может побывать во всевозможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Сказка выcтупает мощным инструментом развития внутреннего мира ребенка[16].
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, Р.М. Ткач рекомендует заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, следует подготовить раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыку, костюмы; выбрать оптимальный способ проведения занятия (сидя за партами, в кругу, на полу), выстроить по определенной структуре план занятия [53].
Основываясь на рекомендациях Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, представим алгоритм, который можно использовать для коррекции коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта:
1) Подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2) Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3) Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписать герою все переживания ребенка.
4) Осуществить поиск героем сказки выхода из сложившейся ситуации. Задача взрослого состоит в том, чтобы через сказочные события показать ребенку ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения.
5) Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений[21].
Таким образом, сказкотерапия представляет собой направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия предоставляет широкие возможности для коррекции поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.