Ермакова Е.А.,
воспитатель интерната
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 8 г.Саяногорска.
Сказкотерапия, как метод работы с детьми c ограниченными возможностями здоровья.
В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания. Одновременно с этим четко прослеживается и другая, совершенно противоположная тенденция. Быстрое развитие и активное практическое применение достижений науки и техники в сфере медицины, компьютерных технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к периоду школьного обучения достигают уровня психического развития близкого к норме, компенсируя недостаточность физического здоровья, что ранее считалось исключительным и наблюдалось лишь в единичных случаях.
В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого–педагогической помощи.
Развитие такого ребенка происходит особым образом, отражающим влияние неблагоприятных социально–психологических факторов, их наложение на недостатки развития в целом и на поражение центральной нервной системы в частности. И подход к обучению и воспитанию таких "особых" детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Одним из таких нетрадиционных
подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения
основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где
обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского
восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и
поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и
приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия
по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству ( через сочинение
сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий
просят почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь
хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.
Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.
Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном.
Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».
Сказкотерапия - это
· процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
· процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
· процесс объективизации проблемных ситуаций;
Самое важное –создать игровую модель, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Основными целями сказкотерапии являются:
· снятие эмоционального напряжения;
· создание игровой доверительной атмосферы в группе;
· установление межличностных контактов между детьми;
· формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
· развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
· развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сказкотерапевтические занятия развивают системность мышления в процессе расширения знаний о тех или иных предметах и явлениях сказок, учат различать и называть их существенные признаки, группировать их по функциональным признакам, уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. А также, целью таких занятий является учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать предметы и явления. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета педагога совместно с ребенком.
Список литературы:
1.Актуальные проблемы современного детства: сборник научных трудов НИИ детства. – Под. ред. Е.М.Рыбинской. – М.,1995.
2.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический проект, 1999.
3.Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М.: Институт инновационной педагогики РАО, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.