Шестакова Татьяна Александровна
Магистр педагогического образования
Преподаватель русского языка и литературы
в Уральском федеральном университете
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (филиал)
Нижнетагильском машиностроительном техникуме
АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. УЛИЦКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «КАЗУС КУКОЦКОГО»)
Аннотация: В статье ставится вопрос о восприятии антропоморфных метафор читателем, особенности которых помогают иначе интерпретировать текст романа Людмилы Улицкой. Приведенные примеры в тексте статьи доказывают невозможность восприятия текста на автоматическом уровне, это всегда большая работа мысли и воображения.
Ключевые слова: антропоморфная метафора; ассоциативный образ; метафоричность; средства художественной выразительности художественный образ;
Tatyana Shestakova
Master of pedagogical education
Teacher of Russian language and literature
at the Ural Federal University
named after the first President of Russia Boris Yeltsin (branch)
Nizhny Tagil engineering College
FEATURES of ANTHROPOMORPHIC METAPHORS in the WORK of L. ULITSKAYA (on the EXAMPLE of THE NOVEL "kukotsky's INCIDENT»)
Abstract: the article raises the question of the reader's perception of anthropomorphic metaphors, the features of which help to interpret the text of Lyudmila Ulitskaya's novel differently. The examples given in the text of the article prove that it is impossible to perceive the text on an automatic level, it is always a great work of thought and imagination.
Key words: anthropomorphic metaphor; an image; metaphor; the means of artistic expressiveness of an artistic image;
«Казус Кукоцкого» - это произведение, принесшее Людмиле Улицкой мировую славу. Роман «Казус Кукоцкого» был встречен противоречивыми оценками. Масштаб проблем, который освещает автор, требует особого типа романа, обладающего огромной «вместимостью», способного раскрыть бытие человека на всех уровнях (от поведения в домашнем быту до проявления бессознательного). При создании своих произведений Улицкая полагается не только на собственное воображение, но и на воображение читателя, в ее творчестве в большом объеме представлены недомолвки и обрывания предложений на полуслове. Автор только намекает и направляет человека в нужном направлении, а уже дальше тот сам дорисовывает картины в соответствии со своим индивидуальным восприятием. Ассоциативный образ в произведении строится на интенсивном выявлении дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей - это намек, который должен быть уловлен читателем, который требует напряженного читательского восприятия. Именно такие дополнительные связи (нередко целая цепочка связей) сообщают ассоциативному образу оригинальную авторскую неповторимость. В ряду выразительных средств языка и стилистических приемов метафора отличается особой экспрессивностью, поскольку обладает неограниченными возможностями в сближении, нередко - в неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет.
Антропоморфная метафора возникает тогда, когда человек моделирует реальность исключительно по своему подобию, что позволяет метафорически представлять сложные понятия как простые и хорошо известные реалии. При исследовании этого разряда анализируются концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам (сфера – источник) «Человек», «Семья».
В тексте романа антропоморфная метафорическая модель применяется не слишком часто, но всегда является отражением индивидуально-авторского восприятия окружающего мира и построения аналогий между средой и собственным «Я» героев и автора. В качестве примера можно привести несколько наиболее ярких метафор, построенных по антропоморфной модели. Например:
Дар – женоненавистник.
Дар его, хоть и был женоненавистником, для Елены, как ни странно, сделал исключение [Улицкая 2011: 22].
Фрейм-источник: мужчина по отношению к «радостям» жизни.
Слот-источник: искушение, женщины.
Сфера-мишень: человек.
Фрейм-мишень: свойства человеческого организма и психики.
Данная метафорическая модель характеризует особенности внутреннего дара главного героя через концепты, относящиеся к иной понятийной сфере, более близкой обыденному сознанию («Женщина»). Таким образом, создается образная картина, позволяющая читателю представить специфику этого дара Павла Кукоцкого, отношение дара к женщинам вообще и отдельно к Елене.
Дар – зрение.
Его особое зрение включилось само собой <…> [Улицкая 2011: 16].
Фрейм-источник: Основные чувства человека
Слот-источник: видение, восприятие
Сфера-мишень: человек.
Фрейм-мишень: свойства человеческого организма и психики.
Данная метафорическая модель также характеризует особенности внутреннего дара главного героя через концепты, относящиеся к иным понятийным сферам, более близким обыденному сознанию («Зрение»). Таким образом, дар Павла Алексеевича – это такое же зрение, только внутреннее, поэтому сам он не рассматривает его как нечто мистическое и сверхъестественное.
Страх – болезнь, язва.
<…> думая о судьбах близких ему людей, он обнаруживал, что почти все они тоже уязвлены страхом [Улицкая 2011: 27].
Фрейм-источник: болезнь.
Слот-источник: язва, боль.
Сфера-мишень: человек.
Фрейм-мишень: чувства человека.
Данная метафорическая модель раскрывает некий «медицинский» подход Павла Алексеевича к явлениям окружающей жизни. Страх он определяет, как язву, то есть болезнь, скрытую от глаз окружающих и постепенно разъедающую тело человека, как страх разъедает его душу, Для него легче представить страх в виде чего-то медицинского, как практически и весь остальной мир.
Патриотизм – болезнь.
Что это, какая-то особая еврейская болезнь – синдром российского патриотизма? Вроде псориаза или болезни Гоше… [Улицкая 2011: 194].
Фрейм-источник: болезнь.
Слот-источник: боль, недомогание.
Сфера-мишень: человек.
Фрейм-мишень: чувства человека.
И снова данная метафорическая модель характеризует отношение Павла Алексеевича к патриотизму через медицинскую призму восприятия. Как медик, он подходит к восприятию патриотизма как болезни с вытекающими последствиями: неадекватностью поведения больного и необходимостью лечения.
Профессиональная деятельность, профессия – это путь.
<…> к удивлению Павла Алексеевича, не представлявшего для дочери никакого иного пути, кроме медицинского [Улицкая 2011: 160].
Фрейм-источник: жизненный путь человека.
Слот-источник: направление, дорога.
Сфера-мишень: человек.
Фрейм-мишень: профессия человека.
Данная метафорическая модель характеризует отношение Павла Алексеевича к выбранной профессии для дочери: для него это путь, который представляется единственно верным, с которого невозможно свернуть, да и незачем это делать.
Проанализировав текст романа, мы убедились, что и в этом произведении Л. Улицкая остается верна себе, своему пристрастию к «метафоричности», свойственной ей и в более ранних произведениях. У Л. Улицкой метафора помогает вскрыть, обнажить внутреннюю природу какого-либо явления, предмета или аспекта бытия, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира. Метафорически насыщенная речь, которая свойственна практически всем произведениям Л. Улицкой, в том числе и роману «Казус Кукоцкого», несущая высокую степень художественной информативности, не допускает автоматического восприятия текста, заставляя работать читательское воображение.
Список литературы
1. Авдеева Г.А. Выразительные средства русского языка: тропы и фигуры / Г.А. Авдеева // Нижний Тагил: 2012.
2. Улицкая, Л. Казус Кукоцкого: Роман / Л. Улицкая // - М.: Издательство Эксмо. - 2011.
3. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / А. П. Чудинов // - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т. - 2003. - 248 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.