Анализ пьесы «Тень» Е. Шварца
1. Заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует?
Тень
сказка в 3-х действиях
«…И ученый рассердился не столько потому, что тень ушла от него, сколько потому, что вспомнил известную историю о человеке без тени, которую знали все и каждый на его родине. Вернись он теперь домой и расскажи свою историю, все сказали бы, что он пустился подражать другим…»
Ганс Христиан Андерсен, «Тень»
«Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет.»
Ганс Христиан Андерсен, «Сказка моей жизни», глава VIII
Жанровый подзаголовок формирует ожидание пьесы-сказки – ориентированного на вымысел произведения, принадлежащего конкретному автору.
Два эпиграфа (особенно второй) – цитаты Г.Х. Андерсена – подсказывают связь или аналогию с произведениями этого датского сказочника, т.к. «Тень» Шварца основана на сюжете одноимённой сказки Андерсена. Впоследствии читатель обнаружит самого Андерсена, вплетенного в канву сказки:
У ч е н ы й. Ничего, с учеными это бывает. А скажите, мой друг Ханс-Кристиан Андерсен, который жил здесь, в этой комнате, до меня, знал о сказках?
А н н у н ц и а т а. Да, он как-то проведал об этом.
У ч е н ы й. И что он на это сказал?
А н н у н ц и а т а. Он сказал: "Я всю жизнь подозревал, что пишу чистую правду". Он очень любил наш дом. Ему нравилось, что у нас так тихо.
2. Как характеризует героев список действующих лиц? Как зовут героев? Какова последовательность их представления?
Афиша дает читателю список действующих лиц, в котором можно интуитивно распознать функции персонажей литературной сказки по классификации В.Я. Проппа:
Действующие лица:
Ученый (герой – по Проппу)
Его тень (антагонист/вредитель – по Проппу)
Пьетро – хозяин гостиницы
Аннунциата – его дочь (помощник – по Проппу)
Юлия Джули – певица
Принцесса (царевна – по Проппу)
Первый министр
Министр финансов
Цезарь Борджиа – журналист
Тайный советник
Доктор (ложный герой – по Проппу)
Палач
Мажордом
Капрал
Придворные дамы, Придворные, Курортники, Сестра развлечения, Сестра милосердия, Королевские герольды, Лакеи министра финансов, Стража, Горожане (второстепенные персонажи)
3. Рассмотрите оформительские ремарки пьесы. Какие «подсказки» режиссеру, актерам, сценографу и т. д. они предлагают? Как особенности временной и пространственной организации действия проясняют конфликт пьесы?
· небольшая комната в гостинице, в южной стране | две двери: одна в коридор, другая на балкон | сумерки | на диване полулежит ученый, молодой человек двадцати шести лет | он шарит рукой по столу – ищет очки
· дверь с грохотом распахивается | в комнату вбегает стройный, широкий в плечах, моложавый человек | он похож лицом на Аннунциату | угрюм, не смотрит в глаза | это хозяин меблированных комнат, отец Аннунциаты, Пьетро
· ученый отходит от двери | Тень ученого вдруг отделяется от него | вытягивается в полный рост на противоположном балконе | ныряет в дверь, которую девушка, уходя, оставила полуоткрытой
· мажордом сгибается до земли | помощник за ним | с двух сторон сцены, справа и слева, одновременно выходят два министра – первый министр и министр финансов | первый – небольшого роста, человек с брюшком, плешью, румяный, ему за пятьдесят | министр финансов – иссохший, длинный, с ужасом озирающийся, хромает на обе ноги | его ведут под руки два рослых лакея | министры одновременно подходят к столу, одновременно садятся и сразу принимаются играть в шахматы | лакеи, приведшие министра финансов, усадив его, бесшумно удаляются | мажордом и его помощник остаются на сцене | стоят навытяжку
· Лакеи - повинуются
· Доктор- хочет ответить, но уходит в павильон, молча махнув рукой
· Юлия - хохочет громко и кокетливо
· Сцена оживления живой водой - распахивается дверь, и через сцену проходит целое шествие | впереди лакеи ведут министра финансов | за ним четыре солдата несут большую бочку | бочка светится сама собою | из щелей вырываются языки пламени | на паркет капают светящиеся капли | за бочкой шагает доктор | шествие проходит через сцену и скрывается.
4. Проследите основные этапы развития драматического конфликта. Каковы его кульминация и развязка? Как они связаны они с творческой концепцией пьесы?
Экспозиция – молодой ученый Христиан-Теодор приезжает в маленькую южную страну для изучения её истории. Поселившись в комнате гостиницы, он беседует с Анунциатой, дочерью хозяина гостиницы. От неё и от случайно пришедшей певицы Юлии Джули он узнает о нравах и обычаях этой страны (сказки здесь — реальность, а не выдумки, существуют и людоеды, и спящая красавица, и мальчик-с-пальчик, и многие другие чудеса). Ученый узнаёт о завещании покойного короля.
Завязка – Христиан-Теодор влюбляется в прекрасную девушку в доме напротив, которая оказывается Принцессой. Ученый сам счастлив, и желает того же другим людям – «Еще немножко - дня два-три работы - и я пойму, как сделать всех людей счастливыми». Принцесса, кажется, отвечает ему взаимностью, но сомневается. Ученый обращается к своей тени, говорит, что было бы прекрасно, если бы она отправилась к Принцессе и сказала, что он любит её. Тут тень покидает Ученого и, согласно его наказу, уходит в покои Принцессы.
Развитие сюжета – отрицательные герои (хозяин гостиницы/людоед, журналист/людоед Цезарь Борджиа, Министр финансов и Первый министр) плетут интриги против Ученого, чтобы не допустить его покушения на королевский престол (что, по их мнению, произойдет после брака Ученого с Принцессой). Ученый хочет жениться на Принцессе, но не хочет быть королем. Доктор дает советы и внушает Ученому свои принципы существования в этой стране, рассуждает о «сытости в острой форме».
Юлию Министр финансов шантажом вынуждает сыграть роль в интриге против Ученого. Тень же к тому времени уже стала чиновником особо важных дел (здесь у читателя может возникнуть аналогия с гоголевской повестью «Нос»). Тень главного героя, оказывается полной его противоположностью — холодным, циничным, расчетливым. Тень обманом вынуждает Ученого подписать бумагу, «продаться понарошку». С помощью этого документа Тень восстанавливает Принцессу против Ученого и втирается к ней в доверие, очаровывает её. Принцесса отвергает бывшего жениха. Тень объявляет себя женихом Принцессы. Королевская свита ему поклоняется. Ученый подавлен предательством невесты и действиями Тени. Доктор выдает Христиану способ покорения Тени («Тень, знай своё место»).
Кульминация – в королевском дворце собрались все главные и второстепенные персонажи. Тень дает аудиенцию Ученому и торжествуя, предлагает поменяться ролями – предлагает человеку стать своей тенью. Христиан применяет средство, которое ему подсказал Доктор. «Противоядие» действует недолго – Тень ослабела, но все еще живет и властвует. Ученого казнят. Но будущий король на глазах у всех тоже теряет голову, ведь он был всего лишь тенью того человека, и остается обезглавленным сидеть на троне.
Развязка - Все в ужасе. Вспоминают про «живую воду». «Но она воскрешает только хороших людей!» — и ничего не остается, как воскресить Христиана, чтобы к Тени вернулась голова. Ученый воскресает, у Тени тоже появляется голова. Ученый собирается уйти. Тень просит Ученого остаться, обещая дать ему часть власти: «Я дам управлять тебе — в разумных, конечно, пределах. Я помогу тебе некоторое количество людей сделать счастливыми».
Бывшие приспешники, видя слабость Тени, её зависимость от Ученого, разочаровываются в своем кумире, подозревая, что связались с неудачником. Ученый непреклонен, он больше «не купится». Принцесса разрывает помолвку с Тенью. Приказывают схватить Тень, но она исчезает. Принцесса просит прощения у Христиана, умоляет его остаться, но и ей он теперь не верит: «Нет. Мы оденемся потеплее и уедем. Не задерживайте нас, господа», — говорит Учёный и берет верную ему девушку за руку. — «Аннунциата, в путь!»
5. Вывод о смысле произведения. Оправдалось ли Ваше читательское ожидание, сформировавшееся на первых подступах к тексту произведения?
Смысл произведения во внутренней борьбе добра со злом, борьбе внутри человека его светлых помыслов и темных сторон. В том, что, кривя душой, поддаваясь соблазнам или доверяя лживым уговорам, можно потерять себя, превратиться из человека в темную бесплотную, безголовую тень. В контексте событий, происходивших в годы написания пьесы (1937-1940 гг.) даже слабый намек на критику власти и обстановки в стране был абсолютно невозможен. Читатель понимает, что в пьесе завуалирована социальная проблема общества того времени, скрытая за типичным сказочным сюжетом (женитьба на принцессе, действие живой воды и т.п.). В иносказательной форме Е. Шварц описывает время, в котором жил.
6. Какие интерпретации пьесы, отдельных ее сцен Вам известны? Попробуйте объяснить и оценить некоторые из них.
«Тень» — пьеса-сказка, написанная Евгением Шварцем в 1938—1940 гг. Основана на сюжете одноимённой сказки Андерсена. "Тень", но пьеса не является прямым заимствованием, так как имеет значительные отличия в сюжете, образах и характерах героев.
Основное отличие в финале – у Андерсена побеждает Тень, у Шварца – Ученый. Произведения Андерсена и Шварца отличаются количеством персонажей: в сказке Андерсена – 4 героя, в пьесе Шварца – 14, не считая второстепенных персонажей, участников массовых сцен. Наиболее значительно отличаются в драме сказке характеры ученых. В оригинале Ученый – жертва обстоятельств, в «ремейке» – боец, сражающийся со злом.
Эти различия объясняются биографией авторов и особенностями времени, в котором они творили. Путь к признанию великого сказочника Х.К. Андерсена был труден и долог: нищета и унижения, потери, непонимание и одиночество. Все это нашло отражение в его грустных, а порой и страшных сказках с несчастливым концом. Трагический финал Андерсену подсказывал его горький жизненный опыт: сын прачки и башмачника мечтал о театре, долго жил в бедности, был одинок, так и не обзавелся семьей и детьми, поначалу часто подвергался критике, как автор. «Великим сказочником» был провозглашен только после смерти.
Евгений Львович Шварц жил и творил в эпоху, когда ложь, подлость, клевета, предательство были законами жизни. В его пьесе гораздо больше грустной иронии, ярче выражена сатира. Пьеса «Тень» была запрещена сразу же после премьеры. Однако, мрачная эпоха жизни не сломила писателя, он оставался человеком честным, верящим в добро и справедливость. Шварц проявлял твёрдость и принципиальность в убеждениях: не отрёкся от осуждённого друга, поэта Николая Олейникова, помогал семье арестованного поэта Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности отвечал: «Пишу всё, кроме доносов». В августе 1944 года состоялась премьера спектакля «Дракон», который так же, как и «Тень» запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена — запрет был снят лишь в 1962 году. «Тень» Шварца более оптимистичная, нежели у Андерсена, с надеждой на счастливое будущее.
Пьеса «Тень» имеет две экранизации – 1971 года (режиссер Н. Н. Кошеверова, в главной роли – Олег Даль, а также «созвездие» советских актеров: В. Этуш, Г. Вицин, З. Гердт, С. Филиппов, Л. Гурченко, А. Миронов, А. Вертинская,) и 1991 года (режиссер М. М. Козаков, в главной роли – Константин Райкин). В обоих экранизациях сыграла Марина Неелова (в 1971 – Анунциату, 20 лет спустя – Юлию Джули).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.