Анализ пьесы Е. Шварца «Тень»
Оценка 5

Анализ пьесы Е. Шварца «Тень»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
11 кл +1
16.03.2024
Анализ пьесы Е. Шварца «Тень»
Литературный анализ пьесы Е.Шварца "Тень" включает изучение контекста, анализ структуры, сюжета, композиции и названия произведения, этапы развития драматического конфликта и их связь с творческой концепцией пьесы, вывод.
А. Титова Анализ пьесы «Тень» Е.Л.Шварца.docx

Анализ пьесы «Тень» Е. Шварца

1. Заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует?

Тень

сказка в 3-х действиях

«…И ученый рассердился не столько потому, что тень ушла от него, сколько потому, что вспомнил известную историю о человеке без тени, которую знали все и каждый на его родине. Вернись он теперь домой и расскажи свою историю, все сказали бы, что он пустился подражать другим…»

Ганс Христиан Андерсен, «Тень»

«Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет.»

Ганс Христиан Андерсен, «Сказка моей жизни», глава VIII

Жанровый подзаголовок формирует ожидание пьесы-сказки – ориентированного на вымысел произведения, принадлежащего конкретному автору.

Два эпиграфа (особенно второй) – цитаты Г.Х. Андерсена – подсказывают связь или аналогию с произведениями этого датского сказочника, т.к. «Тень» Шварца основана на сюжете одноимённой сказки Андерсена. Впоследствии читатель обнаружит самого Андерсена, вплетенного в канву сказки:

У ч е н ы й. Ничего, с учеными это бывает. А скажите, мой друг Ханс-Кристиан Андерсен, который жил здесь, в этой комнате, до меня, знал о сказках?

А н н у н ц и а т а. Да, он как-то проведал об этом.

У ч е н ы й. И что он на это сказал?

А н н у н ц и а т а. Он сказал: "Я всю жизнь подозревал, что пишу чистую правду". Он очень любил наш дом. Ему нравилось, что у нас так тихо.

 

2. Как характеризует героев список действующих лиц? Как зовут героев? Какова последовательность их представления?

Афиша дает читателю список действующих лиц, в котором можно интуитивно распознать функции персонажей литературной сказки по классификации В.Я. Проппа:

Действующие лица:

Ученый (герой – по Проппу)

Его тень (антагонист/вредитель – по Проппу)

Пьетро – хозяин гостиницы

Аннунциата – его дочь (помощник – по Проппу)

Юлия Джули – певица

Принцесса (царевна – по Проппу)

Первый министр

Министр финансов

Цезарь Борджиа – журналист

Тайный советник

Доктор (ложный герой – по Проппу)

Палач

Мажордом

Капрал

Придворные дамы, Придворные, Курортники, Сестра развлечения, Сестра милосердия, Королевские герольды, Лакеи министра финансов, Стража, Горожане (второстепенные персонажи)

 

3. Рассмотрите оформительские ремарки пьесы. Какие «подсказки» режиссеру, актерам, сценографу и т. д. они предлагают? Как особенности временной и пространственной организации действия проясняют конфликт пьесы?

·                    небольшая комната в гостинице, в южной стране | две двери: одна в коридор, другая на балкон | сумерки | на диване полулежит ученый, молодой человек двадцати шести лет | он шарит рукой по столу – ищет очки

·                    дверь с грохотом распахивается | в комнату вбегает стройный, широкий в плечах, моложавый человек | он похож лицом на Аннунциату | угрюм, не смотрит в глаза | это хозяин меблированных комнат, отец Аннунциаты, Пьетро

·                    ученый отходит от двери | Тень ученого вдруг отделяется от него | вытягивается в полный рост на противоположном балконе | ныряет в дверь, которую девушка, уходя, оставила полуоткрытой

·                    мажордом сгибается до земли | помощник за ним | с двух сторон сцены, справа и слева, одновременно выходят два министра – первый министр и министр финансов | первый – небольшого роста, человек с брюшком, плешью, румяный, ему за пятьдесят | министр финансов – иссохший, длинный, с ужасом озирающийся, хромает на обе ноги | его ведут под руки два рослых лакея | министры одновременно подходят к столу, одновременно садятся и сразу принимаются играть в шахматы | лакеи, приведшие министра финансов, усадив его, бесшумно удаляются | мажордом и его помощник остаются на сцене | стоят навытяжку

·                    Лакеи - повинуются

·                    Доктор-  хочет ответить, но уходит в павильон, молча махнув рукой

·                    Юлия - хохочет громко и кокетливо

·                    Сцена оживления живой водой - распахивается дверь, и через сцену проходит целое шествие | впереди лакеи ведут министра финансов | за ним четыре солдата несут большую бочку | бочка светится сама собою | из щелей вырываются языки пламени | на паркет капают светящиеся капли | за бочкой шагает доктор | шествие проходит через сцену и скрывается.

 

4. Проследите основные этапы развития драматического конфликта. Каковы его кульминация и развязка? Как они связаны они с творческой концепцией пьесы?

Экспозиция – молодой ученый Христиан-Теодор приезжает в маленькую южную страну для изучения её истории. Поселившись в комнате гостиницы, он беседует с Анунциатой, дочерью хозяина гостиницы. От неё и от случайно пришедшей певицы Юлии Джули он узнает о нравах и обычаях этой страны (сказки здесь — реальность, а не выдумки, существуют и людоеды, и спящая красавица, и мальчик-с-пальчик, и многие другие чудеса). Ученый узнаёт о завещании покойного короля.

Завязка – Христиан-Теодор влюбляется в прекрасную девушку в доме напротив, которая оказывается Принцессой. Ученый сам счастлив, и желает того же другим людям – «Еще немножко - дня два-три работы - и я пойму, как сделать всех людей счастливыми». Принцесса, кажется, отвечает ему взаимностью, но сомневается. Ученый обращается к своей тени, говорит, что было бы прекрасно, если бы она отправилась к Принцессе и сказала, что он любит её. Тут тень покидает Ученого и, согласно его наказу, уходит в покои Принцессы.

Развитие сюжета – отрицательные герои (хозяин гостиницы/людоед, журналист/людоед Цезарь Борджиа, Министр финансов и Первый министр) плетут интриги против Ученого, чтобы не допустить его покушения на королевский престол (что, по их мнению, произойдет после брака Ученого с Принцессой). Ученый хочет жениться на Принцессе, но не хочет быть королем. Доктор дает советы и внушает Ученому свои принципы существования в этой стране, рассуждает о «сытости в острой форме».

Юлию Министр финансов шантажом вынуждает сыграть роль в интриге против Ученого. Тень же к тому времени уже стала чиновником особо важных дел (здесь у читателя может возникнуть аналогия с гоголевской повестью «Нос»). Тень главного героя, оказывается полной его противоположностью — холодным, циничным, расчетливым. Тень обманом вынуждает Ученого подписать бумагу, «продаться понарошку». С помощью этого документа Тень восстанавливает Принцессу против Ученого и втирается к ней в доверие, очаровывает её. Принцесса отвергает бывшего жениха. Тень объявляет себя женихом Принцессы. Королевская свита ему поклоняется. Ученый подавлен предательством невесты и действиями Тени. Доктор выдает Христиану способ покорения Тени («Тень, знай своё место»).

Кульминация – в королевском дворце собрались все главные и второстепенные персонажи. Тень дает аудиенцию Ученому и торжествуя, предлагает поменяться ролями – предлагает человеку стать своей тенью. Христиан применяет средство, которое ему подсказал Доктор. «Противоядие» действует недолго – Тень ослабела, но все еще живет и властвует. Ученого казнят. Но будущий король на глазах у всех тоже теряет голову, ведь он был всего лишь тенью того человека, и остается обезглавленным сидеть на троне.

Развязка - Все в ужасе. Вспоминают про «живую воду». «Но она воскрешает только хороших людей!» — и ничего не остается, как воскресить Христиана, чтобы к Тени вернулась голова. Ученый воскресает, у Тени тоже появляется голова. Ученый собирается уйти. Тень просит Ученого остаться, обещая дать ему часть власти: «Я дам управлять тебе — в разумных, конечно, пределах. Я помогу тебе некоторое количество людей сделать счастливыми».

Бывшие приспешники, видя слабость Тени, её зависимость от Ученого, разочаровываются в своем кумире, подозревая, что связались с неудачником. Ученый непреклонен, он больше «не купится». Принцесса разрывает помолвку с Тенью. Приказывают схватить Тень, но она исчезает. Принцесса просит прощения у Христиана, умоляет его остаться, но и ей он теперь не верит: «Нет. Мы оденемся потеплее и уедем. Не задерживайте нас, господа», — говорит Учёный и берет верную ему девушку за руку. — «Аннунциата, в путь!»

5. Вывод о смысле произведения. Оправдалось ли Ваше читательское ожидание, сформировавшееся на первых подступах к тексту произведения?

Смысл произведения во внутренней борьбе добра со злом, борьбе внутри человека его светлых помыслов и темных сторон. В том, что, кривя душой, поддаваясь соблазнам или доверяя лживым уговорам, можно потерять себя, превратиться из человека в темную бесплотную, безголовую тень. В контексте событий, происходивших в годы написания пьесы (1937-1940 гг.) даже слабый намек на критику власти и обстановки в стране был абсолютно невозможен. Читатель понимает, что в пьесе завуалирована социальная проблема общества того времени, скрытая за типичным сказочным сюжетом (женитьба на принцессе, действие живой воды и т.п.). В иносказательной форме Е. Шварц описывает время, в котором жил.

6. Какие интерпретации пьесы, отдельных ее сцен Вам известны? Попробуйте объяснить и оценить некоторые из них.

«Тень» — пьеса-сказка, написанная Евгением Шварцем в 1938—1940 гг. Основана на сюжете одноимённой сказки Андерсена. "Тень", но пьеса не является прямым заимствованием, так как имеет значительные отличия в сюжете, образах и характерах героев.

Основное отличие в финале – у Андерсена побеждает Тень, у Шварца – Ученый. Произведения Андерсена и Шварца отличаются количеством персонажей: в сказке Андерсена – 4 героя, в пьесе Шварца – 14, не считая второстепенных персонажей, участников массовых сцен. Наиболее значительно отличаются в драме сказке характеры ученых. В оригинале Ученый – жертва обстоятельств, в «ремейке» – боец, сражающийся со злом.

Эти различия объясняются биографией авторов и особенностями времени, в котором они творили. Путь к признанию великого сказочника Х.К. Андерсена был труден и долог: нищета и унижения, потери, непонимание и одиночество. Все это нашло отражение в его грустных, а порой и страшных сказках с несчастливым концом. Трагический финал Андерсену подсказывал его горький жизненный опыт: сын прачки и башмачника мечтал о театре, долго жил в бедности, был одинок, так и не обзавелся семьей и детьми, поначалу часто подвергался критике, как автор. «Великим сказочником» был провозглашен только после смерти.

Евгений Львович Шварц жил и творил в эпоху, когда ложь, подлость, клевета, предательство были законами жизни. В его пьесе гораздо больше грустной иронии, ярче выражена сатира. Пьеса «Тень» была запрещена сразу же после премьеры. Однако, мрачная эпоха жизни не сломила писателя, он оставался человеком честным, верящим в добро и справедливость. Шварц проявлял твёрдость и принципиальность в убеждениях: не отрёкся от осуждённого друга, поэта Николая Олейникова, помогал семье арестованного поэта Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности отвечал: «Пишу всё, кроме доносов». В августе 1944 года состоялась премьера спектакля «Дракон», который так же, как и «Тень» запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена — запрет был снят лишь в 1962 году. «Тень» Шварца более оптимистичная, нежели у Андерсена, с надеждой на счастливое будущее.

Пьеса «Тень» имеет две экранизации – 1971 года (режиссер Н. Н. Кошеверова, в главной роли – Олег Даль, а также «созвездие» советских актеров: В. Этуш, Г. Вицин, З. Гердт, С. Филиппов, Л. Гурченко, А. Миронов, А. Вертинская,) и 1991 года (режиссер М. М. Козаков, в главной роли – Константин Райкин). В обоих экранизациях сыграла Марина Неелова (в 1971 – Анунциату, 20 лет спустя – Юлию Джули).


 

Анализ пьесы «Тень» Е. Шварца 1

Анализ пьесы «Тень» Е. Шварца 1

Доктор (ложный герой – по Проппу)

Доктор (ложный герой – по Проппу)

Завязка – Христиан-Теодор влюбляется в прекрасную девушку в доме напротив, которая оказывается

Завязка – Христиан-Теодор влюбляется в прекрасную девушку в доме напротив, которая оказывается

Смысл произведения во внутренней борьбе добра со злом, борьбе внутри человека его светлых помыслов и темных сторон

Смысл произведения во внутренней борьбе добра со злом, борьбе внутри человека его светлых помыслов и темных сторон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024