Авторская модальность и средства ее выражения
Оценка 4.6

Авторская модальность и средства ее выражения

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
16.03.2024
Авторская модальность и средства ее выражения
Рассматривается вопрос о способах выражения авторской модальности как одной из ключевых категорий текста
А. Титова Авторская модальность и средства ее выражения.docx

Авторская модальность и средства ее выражения

 

«Творец всегда изображается в творении

 и часто – против воли своей».

Н.М. Карамзин

 

Изучение речевой организации текста не может быть полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющее все единицы текста в единое смысловое и структурное целое. Роль авторского начала в тексте, способы и средства выражения авторской модальности изучаются на материале художественных текстов, научных работ, в медиатекстах и публицистике.

Модальность определяется обычно как категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания (субъективная модальность) и отношение последнего к действительности (объективная модальность). В первом случае модальность создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и др.); во втором случае модальность создается формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания и др. Объективная модальность отражает, как говорящий (автор) квалифицирует действительность – как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность может выражаться на любом уровне - лексическом, грамматическом, интонационном.

Каждый авторский текст характеризуется общим способом организации речи, выбранным часто неосознанно, так как этот способ присущ личности автора. В одних случаях это открытые оценочные суждения. Слова, выражающие оценку (часто эпитеты): великолепный, восхитительный, скверный, бесчестный.

Пример:  Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепно выполненное чучело одного старинного знакомого Кристобаля Хозевича, штандартенфюрера СС, в полной парадной форме, с моноклем, кортиком, железным крестом, дубовыми листьями и прочими причиндалами.
(Аркадий и Борис Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»).
Слова-маркеры (надо, нужно, прежде всего) или вводные слова (к счастью, к сожалению) так же обращают внимание читателя на то, что считает важным автор.

Пример: Прежде всего, пробудите в другом желание. Кто способен поступать так, с тем весь мир, кто не способен, идет в одиночестве.
(Дейл Карнеги).

Личностное отношение к предмету изображения неизбежно воплощается в речевой структуре текста (произведения). Как законченное речевое произведение, художественный текст буквально пронизан авторской субъективностью. При этом автор свободен в способе выражения своего мнения – он может говорить устами героев (Уилки Коллинз «Лунный камень», Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Пола Хокинс «Девушка в поезде»). Может присутствовать в произведении в качестве некоего стороннего рассказчика («Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас» Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»), а может напрямую обращаться к читателю, не скрываясь за какими-либо образами («Все началось с того, что моя машина вышла из строя. Я возвращалась в Варшаву из Гданьска и за Пасленком свернула в лес, чтобы нарвать цветочков». Иоанна Хмелевская «Роман века»). Через разные способы организации речи мы легко узнаем автора, отличаем, например, А. Чехова от Л. Толстого, А. Пушкина от М. Лермонтова. Просто невозможно не узнать и не отличить, к примеру, Маяковского от Есенина или Паустовского от Зощенко.

Попробуем выявить авторскую модальность Чехова в его юмористических рассказах. Мы замечаем частое употребление оценочной лексики, характеризующей качества или состояние персонажа. Так Чехов достигает комического эффекта и показывает свое отношение к герою.

Пример: Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя. («Унтер Пришибеев»)
Авторскую иронию Чехов зачастую выражает с помощью фразеологизмов.

Пример: «Папаша сконфузился, растерялся, ни к селу, ни к городу запел какую-то песню и сбросил с себя сюртук...» («Папаша»)

«У бабы ни рожи, ни кожи, на всех зверей похожа, а он ... целоваться!» («Клевета»)

Восприятие одних и тех же предметов, явлений может быть различным у разных авторов. Для Салтыкова-Щедрина («Пошехонская старина»), например, туман – это «вредное влияние болотных испарений». А для Блока туман - нечто романтическое, привлекательное, загадочное: «Дыша духами и туманами, она садится у окна».

Особенно активно субъективное авторское начало в поэзии. Часто в стихотворных произведениях идет разговор лирического героя с самим собой или с условным адресатом – с природой, с предметом, с человечеством в целом. Но это всегда разговор для себя, для самовыражения, от первого лица.

Пример: Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Сергей Есенин

В публицистических текстах не все так однозначно. Оценивающее отношение автора к предмету речи, которым пропитан жанр аналитической статьи, комментария, отличает его от жанра новости и сообщения. Так, к примеру, при информировании автор максимально объективен в своих суждениях, оперирует для достоверности большим объемом фактических данных и статистики, в качестве тактики использует цитаты авторитетных источников. (МОСКВА, 11 ноября/ Радио Sputnik. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала официальный запрет властей Латвии на использование георгиевских ленточек, назвав это последовательной реинкарнацией фашизма.) При этом авторская модальность выражается слабо, в основном косвенно.

При реализации стратегии убеждения, напротив, сильно выражена авторская установка. Здесь автор обращается к логическим доводам, фактам и прецеденту, представляет мнения экспертов и др. (Аналитическая статья. Автор: Мария Трещилова. «Тайна Covid-19: Сравнение статистики смертности от коронавируса в разных странах»: 1 Анализ мировой статистики 1.1 Критерии оценки 1.2 Зависимость от пола и возраста 1.3 Количество тестов 1.4 Качество медицины 1.5 Общая годовая смертность 2 Выводы)

На уровне языка авторская модальность в журналистике реализуется через лексико-грамматические средства (личные местоимения и глаголы первого лица, модальные глаголы и эмоционально-окрашенная лексика, использование метафор), или через высмеивающие, яркие, ироничные заголовки. Ирония в языке СМИ является одним из действенных способов выражения авторского отношения к предмету речи и авторской оценки. В случае, когда ирония по каким-то причинам неуместна, она воспринимается как грубая откровенность, пренебрежительное отношение. Примеры статей, когда издевательски-ироническая тональность заголовка служит для автора самоцелью и не имеет отношения к содержательной стороне публикации.

«С облегчением» – о межправительственном соглашении по облегчению визового режима [АиФ, 2011];

«Ирина Лобачева и Илья Авербух отбросили коньки и сыграли в ящик» – о планах спортсменов стать телеведущими [КП, 03.04.2011].

Авторы в данном контексте проявили изрядное мастерство словесной игры, но возникает вопрос корректности «вмещения» людей в подобный «физиологический» и «похоронный» контекст.

В деловых текстах нет посредника между автором и текстом. Автор обращается к читателю непосредственно. Автор деловой статьи - личность, его голос должен быть слышен и виден в тексте. Все средства, избираемые автором для реализации его целей, высвечивают мировоззренческое, нравственное, социальное, эстетическое отношение автора и в конечном счете конструируют в сознании читателя образ автора.

Пример:

«Умаслили цены: зачем власти сдерживают экспорт подсолнечника.

Правительство вводит удвоенную экспортную пошлину на подсолнечник». Газета.RU 01 июля 2021 Рустем Фаляхов.

Авторское мнение в публицистике, таким образом, может получать различные формы выражения.

Автор научного сочинения часто тактично прячется за скромное «мы» (мы полагаем; нам представляетсяи т.д.) либо вообще избегает какого-либо указания на связь со своей личностью, используя безличностную форму представления материала.


 

Авторская модальность и средства ее выражения «Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей»

Авторская модальность и средства ее выражения «Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей»

Пример: Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепно выполненное чучело одного старинного знакомого

Пример: Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепно выполненное чучело одного старинного знакомого

Так Чехов достигает комического эффекта и показывает свое отношение к герою

Так Чехов достигает комического эффекта и показывает свое отношение к герою

МОСКВА, 11 ноября/ Радио Sputnik

МОСКВА, 11 ноября/ Радио Sputnik

В деловых текстах нет посредника между автором и текстом

В деловых текстах нет посредника между автором и текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024